План-конспект урока по химии "Вода" 8 кл
план-конспект урока по химии (8 класс)

Химия 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_voda_8_kl.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по химии

Класс: 8

Тема урока: Вода

УМК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование: учебник

Лабораторное оборудование: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, стаканы с водой из разных источников (водопроводная, морская, дистиллированная).

Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, ее физическими свойствами, аномалиями, нахождением в природе, значением и природными запасами. «Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете» Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери. И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.

Записываем в тетрадях: Тема урока: «Вода».

Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем как воспевали воду поэты разных времён.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

Высокие волны вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, и губит, играя,

Большие морские суда.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега...

А время придет — все растает,

И будет простая вода.

А. Фет

1. Распространение воды.

Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.

Сообщение 1. «Вода на Земле»

Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1км3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.

Так много или мало воды на Земле? Очень мало! От всего объема Земли на воду приходится около 2,5 млрд. км3.

Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная находится в глубоких слоях земной коры. Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из –за рубежа. Воду надо беречь.

Сообщение 2. «Вода в живом организме»

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек.

Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль- всего лишь 0,2%.

Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.

У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.

«Содержание воды в организме человека»

Органы в организме человека

Содержание в %

Головной мозг белое вещество

70%

Серое в-во

83%

Спиной мозг

75%

Почки

82%

Сердце

79%

Легкие

79%

Мышцы

75%

Кожа

72%

Печень

70%

Скелет

46%

Зубная эмаль

0,2%

Стекл. Тело глаза

99%

Слюна

99,4%

Желудочный сок

99,5%

Плазма крови

92%

Общее процентное содержание воды в организме человека равно 65%.

2. Физические свойства (работа с учебником).

На доске таблица «Свойства воды».

Стр. 84 учебник - прочитать текст о физических свойствах воды.

Расскажите, какими физическими свойствами обладает вода (ответ учащихся).

3. Строение молекулы воды.

Учитель. Вода – это сложное вещество, оксид водорода. Имеет формулу – H2O.

Структура молекулы воды.

Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение и форму диполя и демонстрация схемы.

Этим объясняется способность молекул воды объединяться в более крупные комплексы. Это называется ассоциация. А противоположный процесс? – диссоциация

Ассоциацией молекул воды объясняется высокая температура кипения.

Вода-растворитель.

В силу высокой полярности молекул вода является универсальным растворителем, в ней хорошо растворяются и твердые вещества, и жидкости, и газы.

Работа у доски.

Задача.

В 400г воды растворили 20г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе?

4. Химические свойства.

Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ.

#1042;заимодействует с оксидами активных металлов:

CaO+H2O= Ca(OH)2

2Взаимодействует с оксидами активных неметаллов:

SO2+H2O= H2SO4

3.Взаимодействует с активными (щелочными и щелочноземельными металлами)

Запишите уравнение.

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.

Запишите уравнение реакции.

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2

#1042;ода взаимодействует с фтором. Запишите уравнение:

2 F2 +2H2O = 4HF+ O2

Учитель: В одной книге один писатель - фантаст написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите, то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород. Может ли такое быть?

5.Нет, так как вода разлагается при t= 2000°C или при пропускании электрического тока.

Запишите уравнение реакции.

2H2O = 2H2 + O2

6. Круговорот воды.

Сообщение 3. Круговорот воды.

Учитель: Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами.

Учитель. Для чего же нужна вода человеку?

Предполагаемые ответы учащихся

(для питья, бытовых нужд, для гигиены, для промышленности).

Учитель: Помните, что запасы чистой воды постоянно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду.

7. Охрана водных ресурсов.

Сообщение 4. «Охрана водных ресурсов»

Учитель. Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего для питья.

Природная вода не бывает совершенно чистой, она содержит примеси: растворимые и нерастворимые вещества. Особенно много растворенных веществ в морской и океанической воде.

Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;

Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.

Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют.

Фильтром для очистки служит слой песка и гравия. Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование.

(0,7 г хлора на 1т воды)

Метод хлорирования применяется и в нашем районе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья.

Хлорированная вода влияет, прежде всего, на органы пищеварения, печень, почки.

8. Рефлексия.

Учитель: Скоро прозвенит звонок. Пора заканчивать урок

При ответе да на данные вопросы поднимите руку.

Урок мне был полезен, интересен (да, нет)

Я успешно справился с большинством заданий на уроке.

На уроке я себя чувствовал комфортно.

9. Домашнее задание.

Параграф 32стр.109 тест.

Творческое задание: составить синквейн по теме «Вода»

Спасибо за урок! До свидания!

Самоанализ

Дата: #1075;

Класс: 8

Тема: Вода

Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного

В организационном моменте я постаралась создать спокойную психологическую обстановку в классе.

Структура урока соответствует его цели и типу, выбран оптимальный темп ведения урока, обеспечена взаимосвязь этапов. По моему мнению, организация начала и конца урока повлияла на его эффективность.

В уроке выдержаны логические этапы, характерные для данного типа урока, прослеживается связь между ними. Использованные методы обучения познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные и практические) позволили обеспечить достаточно высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся. На уроке организовано деятельность учащихся через различные формы работы: устные ответы, коллективный диалог, письменная и устная самостоятельная индивидуальная работа с последующей самопроверкой. Использовалось оптимальное сочетание коллективных, индивидуальных форм обучения (самостоятельная работа, работа у доски, работа в тетрадях).

Методические приемы в связи с тем, что данная организация урока интересна и класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: проблемный, иллюстративный.

Содержание изучаемого материала связано с жизнью, с потребностями и интересами ученика, решаются задачи практической направленности. Объем информации оптимален и достаточен для урока.

В начале и в конце урока использовалась рефлексия настроения и эмоционального состояния. (стихи, высказывания).

Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества.

В качестве основного технического средства обучения я выбрала интерактивную доску, поскольку она обеспечивает визуальную насыщенность учебного материала, делает его ярким, убедительным и позволяет интенсифицировать процесс обучения. Использование данного средства обучения было продуктивным и способствовало реализации целей урока, обеспечило его интерактивность.

Работа с использованием компьютера ведется мною на каждом уроке, т.к. кабинет химии оснащен мультимедийным комплексом, поэтому ребята хорошо владеют компьютером, в соответствии с требованиями к современному уроку.

Урок результативен, так как учащиеся научились записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства воды. Уровень достижения цели частичный.

Творческое домашнее задание позволяет не только углубить знания по теме, но и использовать эти знания в диалого - дискуссионной форме, что обеспечивает компетентностный подход в обучении.

В целом можно сказать, что урок прошел успешно, проведенная рефлексия свидетельствует о том, что учащиеся дали положительную оценку урока, ими было отмечено, что на уроке было достаточно интересно, комфортно, много узнали. План урока и его цели были реализованы полностью. Положительное влияние на ход урока оказала яркая презентация, смена деятельности на уроке направленная на достижение цели урока. Полному достижению цели урока препятствовала нехватка времени и большой объем дополнительного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...