Программа курса внеурочной деятельности "Мир химии"
рабочая программа по химии (7, 8 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Мир химии» для учащихся 8 класса.Актуальность данной программ обусловлена тем, что предусматривает создание учащимися проектов, основанных на интересах и потребностях ребят, направленных на проведение эксперимента, позволяющего получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что будет способствовать повышению мотивации обучения школьников, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса внеурочной деятельности | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании РМО учителей химии Протокол РМО №1 от 27.08.2021 г | Утверждаю Директор МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова Е.С. Мирошниченко Приказ №126/11 от 01.09.2021 г |
Программа курса внеурочной деятельности
«Мир химии»
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 35
Автор составитель:
Быструшкина Елена Николаевна,
учитель химии высшей
квалификационной категории
С. Хреновое 2021 г
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Мир химии» для учащихся 7-8 классов составлена с учетом требований федерального государственного стандарта и соответствует возрастным особенностям.
Программа «Мир химии» имеет естественнонаучную направленность.
Программа способствует формированию предметных и универсальных способов действий, самоорганизации, саморегуляции, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребёнка, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
Актуальность данной программ обусловлена тем, что предусматривает создание учащимися проектов, основанных на интересах и потребностях ребят, направленных на проведение эксперимента, позволяющего получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что будет способствовать повышению мотивации обучения школьников, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель: формирование у учащихся интереса к предмету «Химия», приобретение экспериментальных навыков, создание ориентационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. развитие способностей каждого ученика и выявление наиболее способных к химической деятельности учащихся.
Задачи курса:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- Развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента.
- Развитие умения проектирования.
- Воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе.
Формы и виды учебной деятельности:
В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:
− метод слухового восприятия и словесной передачи информации; приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа;
− метод стимулирования и мотивации; приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;
− метод передачи информации с помощью практической деятельности; приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений, составление схем и таблиц;
− метод контроля; приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.
Формы организации обучения:
− групповые;
− индивидуальные;
− фронтальные.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю) – 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
определять роль различных веществ в природе и технике;
объяснять роль веществ в их круговороте;
приводить примеры химических процессов в природе;
находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
перечислять отличительные свойства химических веществ;
различать основные химические процессы;
определять основные классы неорганических веществ;
понимать смысл химических терминов;
характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
различать опасные и безопасные вещества.
Содержание учебного курса
1. Введение. 2 часа
Химия – наука о веществах. Краткий исторический очерк развития химии. Химия и окружающая среда. Роль химии в жизнедеятельности человека.
Техника безопасности при выполнении эксперимента и лабораторных опытов.
Демонстрация. Удивительные опыты.
Практическая работа: Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
2. Химические явления. 11 часов
Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки и условия их протекания. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции разложения и соединения. Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение. Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства, применение.
Понятие о солях. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей. Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.
Практическая работа: Наблюдение физических и химических явлений.
Практическая работа: Получение и распознавание углекислого газа
Практическая работа: Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами.
Практическая работа: Выяснение растворимости солей в воде.
3. Химия пищи. 12 часов
Химические вещества в повседневной жизни человека. Поваренная соль. Вода и здоровье человека. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа: Определение качества воды
Практическая работа: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа: Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практическая работа: Химические опыты с жевательной резинкой.
4. Химия в быту. 5 часов
Средства бытовой химии, их классификация. Химические средства гигиены. Мыло и синтетические моющие средства. Удаление пятен разного происхождения.
Практическая работа: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа: Выведение пятен с ткани.
5. Проектная деятельность. 5 часов
Выбор темы проекта. Основные этапы работы над проектом. Анализ теоретической информации. Выполнение практической части проекта. Оформление и подготовка к защите проекта. Конференция по защите проектов.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Химические явления | 11 | 7 | 4 |
3 | Химия пищи | 12 | 4 | 8 |
4 | Химия в быту | 5 | 2 | 3 |
5 | Проектная деятельность | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО | 35 | 15 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Кол-во часов | Тема занятия | Дата | Вид деятельности |
2 | Введение. | ||
1\1 | Химия – наука о веществах. Краткий исторический очерк развития химии. | Теория «Техника безопасности» | |
2\1 | Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ. | Практическая работа | |
11 | Химические явления | ||
3/1 | Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки и условия их протекания. | ||
4/2 | Наблюдение физических и химических явлений. | Практическая работа | |
5/3 | Сохранение массы вещества при химических реакциях. | ||
6/4 | Реакции разложения и соединения. | ||
7/5 | Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение. | ||
8/6 | Получение и распознавание углекислого газа | Практическая работа | |
9/7 | Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. | ||
10/8 | Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними | ||
11/9 | Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами. | Практическая работа | |
12/10 | Понятие о солях. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.) | ||
13/11 | Выяснение растворимости солей в воде. | Практическая работа | |
12 | Химия пищи | ||
14/1 | Химические вещества в повседневной жизни человека. Поваренная соль. | ||
15/2 | Вода и здоровье человека. Способы очистки воды. | ||
16/3 | Определение качества воды | Практическая работа | |
17/4 | Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. | ||
18/5 | Химия продуктов растительного и животного происхождения. | ||
19/6 | Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. | Практическая работа | |
20/7 | Определение витаминов А, С, Е в растительном масле. | Практическая работа | |
21/8 | Определение нитратов в продуктах. | Практическая работа | |
22/9 | Анализ прохладительных напитков. | Практическая работа | |
23/10 | Определение содержания жиров в семенах растений. | Практическая работа | |
24/11 | Качественные реакции на присутствие углеводов. | Практическая работа | |
25/12 | Химические опыты с жевательной резинкой. | Практическая работа | |
5 | Химия в быту | ||
26\1 | Средства бытовой химии, их классификация. | ||
27/2 | Мыло и синтетические моющие средства. | ||
28/3 | Определение среды в мылах и шампунях. | Практическая работа | |
29/4 | Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. | Практическая работа | |
30/5 | Выведение пятен с ткани. | Практическая работа | |
4 | Проектная деятельность | ||
31/1 | Выбор темы проекта. Основные этапы работы над проектом. | ||
32/2 | Анализ теоретической информации. | ||
33/3 | Выполнение практической части проекта. | Практическая работа | |
34/4 | Оформление и подготовка к защите проекта. | Практическая работа | |
35 | Конференция по защите проектов |
Список литературы
1. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, 2018 г.
2. В.И. Кузнецов «Химия на пороге нового тысячелетия», «Химия в школе» № 1, 2017.
3. А.М. Юдин и другие. «Химия для вас». М. «Химия2002.
4. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2017;
5. К.А. Макаров «Химия и здоровье». М. «Просвещение».2005.
6. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.: Высшая школа, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Начала экспериментальной химии»
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися экспериментами.Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для ор...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная химия»
Структура рабочей программы1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;2) содержание курса внеурочной деятельности;3) тематическое планирование4) формы организации внеурочной деятельности5)Ре...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению « Экологическая химия»
программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования ...
Программа курса внеурочной деятельности по химии "Чудесная химия" для учащихся 8 классов
Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в рамках внеурочной деятельностиЦель: формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...