ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная химия»
рабочая программа по химии (7 класс)
Структура рабочей программы |
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности; 3) тематическое планирование 4) формы организации внеурочной деятельности 5)Результативность курса 6)Учебно-методическое обеспечение |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная химия»
для обучающихся 7 классов
уровень образования (основное общее)
направление внеурочной деятельности—общеинтеллектуальное
Разработчик:
Тополь Вера Николаевна, учитель химии
высшей категории
Нижневартовск, 2019
Структура рабочей программы |
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности; 3) тематическое планирование 4) формы организации внеурочной деятельности 5)Результативность курса 6)Учебно-методическое обеспечение |
- Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные: |
|
Метапредметные: |
|
Предметные: |
|
- Содержание курса внеурочной деятельности
Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (2 ч)
Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.
Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
Т е м а 2. Вода (3 ч)
Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.
Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства. (Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)
Т е м а 3. Соли (5 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.
Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение. Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой. (Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь)
Т е м а 4. Моющие средства (4 ч)
Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.
Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.
Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях. (Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)
Т е м а 5. Парфюмерия и косметика (5 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.
Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.
(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)
Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч)
Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.
Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д.
Пищевые красители в домашних условиях. Витамины. Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.
(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.).
Т е м а 7. Лекарства (3 ч)
Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.
Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
Подведение итогов (7 ч)
Содержание: подготовка и защита проектов.
- Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Теория | Практика | Всего |
1 | Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами | 2 | 2 | |
2 | Вода | 1 | 2 | 3 |
3 | Соли | 2 | 3 | 5 |
4 | Моющие средства | 2 | 1 | 3 |
5 | Парфюмерия и косметика | 3 | 2 | 5 |
6 | Химический состав пищи | 3 | 3 | 6 |
7 | Лекарства | 1 | 2 | 3 |
8 | Защита проектов | 3 | 4 | 7 |
- Формы организации внеурочной деятельности
№ | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов |
1. | Аудиторная | 22 |
2. | Поисковое исследование | 6 |
3. | Практикум | 6 |
- Результативность курса
№ | Результативность курса | Участники |
1 | Проектные работы | Обучающиеся 7-х классов |
2 | Участие в предметных олимпиадах | Обучающиеся 7-х классов |
- Учебно-методическое обеспечение
Кукушкин Ю.Н. | М.: Высшая школа | 1992 | Опыты без взрывов |
Гроссе Э., Вайсмантель | Л.: Химия, Ленингр. отд-ние. | 1978 | Химия для любознательных |
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ | ||
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru | ||
Использование ЦЛ на уроках химии | http://volkova12.ucoz.ru/INFORMATIZ/Master_proekt/Sborniki/inf_sreda_13.pdf |
Технические средства обучения:
- Цифровая лаборатория «Архимед», планшет «NOVA-5000» с набором датчиков
- Компьютер
- Принтер
- Фотоаппарат
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занимательные опыты на кухне
Домашние леденцы. Кулинария - увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы.
Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения. Когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы. Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и др.
"Жареный"сахар
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями.
Почему неспелые яблоки кислые?
Неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара. Крахмал - вещество несладкое. Как узнать, что в продукте содержится крахмал? Сделайте некрепкий раствор йода. Капните им в горстку муки, крахмала, на кусочек сырого картофеля, на дольку неспелого яблока. Появившаяся синяя окраска доказывает, что во всех этих продуктах содержится крахмал. Повторите опыт с яблоком, когда оно полностью созреет. И вас, наверное, удивит, что крахмала в яблоке вы уже не найдете. Зато теперь в нем появился сахар. Значит, созревание плодов - это химический процесс превращения крахмала в сахар.
Съедобный клей
Вашему ребенку для поделок понадобился клей, а баночка с клеем оказалась пустой? Не торопитесь в магазин за покупкой. Сварите его сами. Сварите ему небольшую порцию густого киселя, показывая ему каждый из этапов процесса. Для тех, кто не знает: в кипящий сок (или в воду с вареньем) нужно влить, тщательно перемешивая, раствор крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, и довести до кипения. Думаю, ребенок будет удивлен, что этот клей-кисель можно есть ложкой, а можно и склеивать им поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-180525-1484041748.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/04/picture-467446-1407147427.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-1200610-1576696864.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика" для 5-6 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/21/picture-631692-1569094928.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная химия"
Программа по курсу внеурочной деятельности с рецензией...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности по химии "Чудесная химия" для учащихся 8 классов
Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в рамках внеурочной деятельностиЦель: формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-102057-1507405374.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная химия"
Предлагаемая программа носит обучающий, развивающий характер. Является необходимой для учащихся основной ступени, так как способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся через усвоение ал...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/24/picture-1465545-1679624352.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....