Методические и дидактические материалы к урокам по теме "Первоначальные химические понятия"
методическая разработка по химии (8 класс)

Шеронова Светлана Михайловна

Представлены презентации и дидактические матералы к урокам химии в 8 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           

Перечень физических свойств

Характерные свойства

1. Агрегатное состояние при обычных условиях

2. Цвет

3. Запах
4. Блеск
5. Твёрдость

6. Пластичность
7. Теплопроводность
8. Электропроводность
9. Растворимость в воде

10. Плотность, г/см3
11. Температура кипения
12. Температура плавления



Предварительный просмотр:

            Сравнение физических свойств веществ

Признаки
сравнения

Характерные физические свойства

Выводы

Медь

Алюминий

1. Агрегатное состояние при обычных условиях

2. Цвет

3. Запах
4. Блеск
5. Твёрдость

6. Пластичность
7. Теплопроводность
8. Электропроводность
9. Растворимость в воде

10. Плотность, г/см3
11. Температура кипения
12. Температура плавления

8,92

25500

10830

2,7

25000

6600

В чём сходство данных веществ по физическим свойствам?
В чём их различие?



Предварительный просмотр:

            Сравнение физических свойств веществ

Признаки
сравнения

Характерные физические свойства

Выводы

Медь

Алюминий

1.Агрегатное состояние при обычных условиях

2.Цвет

3.Запах
4.Блеск
5.Твёрдость

6.Пластичность
7.Теплопроводность
8. Электропроводность
9. Растворимость в воде

10.Плотность, г/см3
11. Температура кипения
12. Температура плавления

тв

кр

_

+

Более тв

+

+

+

-

8,92

25500

10830

тв

сер

_

+

Менее тв

+

+

+

-

2,7

25000

6600

В чем сходство данных металлов?
В чем их различие?

Алюминий и медь твёрдые, блестят, не растворяются в воде, тепло- и электропроводны. Отличаются цветом, плотностью, температурами кипения и плавления.



Предварительный просмотр:

Предмет химии. Вещества. Методы

Д.з. 1. Выписать в словарь определения терминов: предмет химии, свойства веществ, методы изучения химии.

2. Выучить:

а) предмет химии;

б) знать определение свойств, уметь перечислить физические свойства веществ, привести примеры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лабораторное оборудование гиперссылки 1. Лабораторная посуда https://youtu.be/RrRNwge_2U4 2. Лабораторная посуда и оборудование . Вебинариум https://youtu.be/FsWrvAVX7DU

Слайд 2

Химические стаканы Египетская ночь - Красивый и эффектный химический опыт. https://youtu.be/-TKCL0zWyK4

Слайд 3

Стаканы и колбы https://youtu.be/D1NxtqiU4G0

Слайд 4

Видеоурок по химии "Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности" https://youtu.be/J4cLNoSh7Rk

Слайд 5

"Химическая посуда и дополнительное оборудование" https://youtu.be/RJylvUUSzT8

Слайд 6

Пипетки и дозаторы . Химическая посуда. Химия – просто https://youtu.be/SK8zFwN1cp0 КОТ. Техника работы с мерной посудой. Основы титриметрического анализа.https://www.youtube.com/watch?v=gQJhkJf2__Y


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Виртуальная практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда

Образец

Название

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338869/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/qjpg.jpg?height=200&width=200

ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ

Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338871/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/w.jpg?height=133&width=200

ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА

Для выпаривания (кристаллизации)

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338868/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/kolba2.jpg?height=187&width=200

 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338868/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/kolba1.jpg?height=200&width=150

КОЛБЫ

Для приготовления растворов, проведения реакций

C:\Users\user\Desktop\laboratornyi_shtativ.jpg

ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ

C:\Users\user\Desktop\prijomy_obrashchenija_s_laboratornym_shtativom.jpgh

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338869/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/mernyi_cilindr.jpg?height=154&width=200

МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338868/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/i.jpg?height=200&width=133

ПРОБИРКА

C:\Users\user\Desktop\setka_asbestovaja.jpg

АСБЕСТирОВАннаЯ СЕТКА

Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды


Образец

Название

C:\Users\user\Desktop\shtativ_dlja_probirok.jpeg

ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338870/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/spirtovka.jpg?height=200&width=182

СПИРТОВКА

https://youtu.be/D63CrGt1n9s?si=0uDa2usBr4PL5urk 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338870/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/stakan.jpg?height=200&width=133

ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338868/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/2.jpg?height=150&width=200

ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

Для измельчения твердых веществ

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338870/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/voronka.jpg?height=149&width=200

ВОРОНКА

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338870/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/voronka_delit.jpg?height=150&width=200

ДЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОРОНКА

Разделение смесей жидкостей с разными плотностям

III. Правила работы со спиртовкой

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338869/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/pravila_raboty_so_spirtovkoi.jpg


  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

IV. Устройство спиртовки

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460338870/zvonok-na-urok/8-klass/prakticeskaa-rabota-no1-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-v-himiceskom-kabinete-oznakomlenie-s-laboratornym-oborudovaniem/spirtovka.jpg?height=320&width=292


1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.

3 - фитиль;

4 - колпачок.

V. Строение пламени

Проведите небольшой домашний эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.

Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис. )

 C:\Users\user\Desktop\строение пламени свечи.jpg

Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

 C:\Users\user\Desktop\строение пламени.jpg

VI.  Оформите отчёт

Дата выполнения работы_____________________

Фамилия Имя, группа_________________

Практическая работа №1  

Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии

Цель работы:__________________________________________________

(Цель формулируется из названия работы.)

I. Химическая посуда.

  • Изучите содержание таблицы "Лабораторное оборудование и посуда"
  • Заполните таблицу:

Название образца посуды

Назначение

1.…15.

1.…15.

II. Устройство спиртовки и правила работы с ней. Строение пламени.

  • Изучите устройство спиртовки, правила работы со спиртовкой, строение пламени (смотри урок№2 на сайте);
  • Заполните таблицу:

1. Схема устройства спиртовки

1-

2-

3-

4-

1. Правила работы со спиртовкой (стр. 49, п. 14 (1,2)):

1 правило –

2 правило –

2. Схема строения пламени

2. Характеристика зон пламени (стр. 51-52, рис. 21):

а –  

в –

с –

Дата выполнения работы________

Практическая работа № 1.

Приёмы обращения с лабораторным  оборудованием

Цель работы:_Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами обращения с ним.

I.Оборудование

Название химической посуды, оборудования;  рисунок

Назначение

Пробирка

Держатель для пробирок

Колбы

Химические стаканы

Фарфоровая чашка

Ступка с пестиком

Лабораторный штатив

Спиртовка

II. Устройство спиртовки и правила работы с ней. Строение пламени

  • Изучите устройство спиртовки, правила работы со спиртовкой, строение пламени
  • Заполните таблицу:

1. Устройство спиртовки

1-

2-

3-

4-

1. Правила работы со спиртовкой

1 правило –

2 правило –

2. Строене пламени

2. Характеристика зон пламени

а –  

в –

с –



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2. Очистка загрязнённой поваренной соли

Действия

Наблюдения

Выводы

1. Растворение в воде

Поваренная соль растворилась.

Речной песок не растворился в воде;  осел на дно.

Получился раствор поваренной соли в смеси с речнным песком.

Растворение в воде применяют  для разделения  растворимых веществ  от нерастворимых.                                                

2. Фильтрование

Через фильтр прошли частицы растворённой поваренной соли и воды.  раствор

В колбе -приёмнике собрался прозрачный раствор. На фильтре остался речной песок.

Применять фильтрование можно для отделения растворов  от твёрдых частиц.

Так можно отделить нерастворимое вещество.

3. Выпаривание

Вода испаряется это (не видели), лучше в выводы это записать. На дне чашки появились кристаллы поваренной соли.

В чашке..

Выпаривание используют для  разделения растворённого вещества от растворителя (воды).

Есть вещества испаряются при нагревании, а другие — нет.

Вывод: Выделение поваренной соли из смеси с речным песком осуществляют растворением в воде с последующим фильтрованием и выпариванием.

Основано на физических свойствах веществ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тела и вещества повторение

Слайд 2

Физическими называют явления, при которых не происходит превращение одних веществ в другие. При физических явлениях могут изменяться физические свойства вещества: агрегатное состояние, температура, плотность и т. д. К физическим явлениям относятся распространение запаха в воздухе, свечение раскалённых металлов, прохождение электрического тока по металлической проволоке, растворение сахара в воде, выделение соли из раствора при выпаривании. В этих процессах вещества не изменяют свои состав и строение.

Слайд 3

Пример: при нагревании вода превращается в пар. Жидкая вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул. Рис. 1. Испарение воды Изменения произошли, но вода осталась водой.

Слайд 4

Химическими называют явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие. К химическим явлениям относятся образование в зелёных листьях растений крахмала и кислорода из углекислого газа и воды, превращение железа в ржавчину, горение дров, гниение опавших листьев. Химические явления называют химическими реакциями. В результате химических реакций происходит изменение состава и строения веществ. Новые вещества образуются из атомов, которые входили в состав исходных веществ.

Слайд 6

https://www.youtube.com/watch?v=HPSGoI0f6UM&t=62s

Слайд 9

Изгибание стеклянной трубочки https://www.youtube.com/watch?v=AwE87XjLAQ4

Слайд 10

Физические и химические явления в химии (Габриелян О.С. Дрофа) https://iu.ru/video-lessons/6175c24a-0622-4d8d-8e80-bca0170b1346?utm_source=infourok&utm_medium=videouroki&utm_campaign=redirect

Слайд 12

https://www.youtube.com/watch?v=u5UVLmFl5G8 7 ПРОСТЫХ ХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ ДЛЯ ДОМА!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Атомно-молекулярное учение Знайка https://www.youtube.com/watch?v=V3E2XtKjYC8

Слайд 2

Модели кристаллических решёток металлов https://youtu.be/D2XB8qpTn8k Под кристаллической решёткой понимают реальное расположение структурных частиц вещества в трёхмерном пространстве в твёрдом агрегатном состоянии вещества.

Слайд 3

Свойства вещества зависят от состава и строения вещества (вида химической связи типа кристаллической решётки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль методических идей «Методические и дидактические материалы»

«Создание интерактивных упражненийс помощью программы-оболочки «Hot Potatoes»и использование их на уроках»...

Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Энергия Солнца и окружающий мир" (10 класс).

Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...

Дидактические материалы к уроку "Типы химической связи"

Дидактические материалы содержат тренажёр, аннотацию, презентацию....

Дидактические материалы к уроку "Типы химической связи"

Дидактические материалы содержат тренажёр, аннотацию, презентацию....

Дидактические материалы к урокам по теме " Первоначальные химические понятия", 8 класс

Материал содержит самостоятельные работы к урокам и контрольную работу №1 по теме "Первоначальные химические понятия"....

Дидактические материалы по теме «Расчеты по химическим уравнениям»

Цель работы: закрепление умений делать расчеты по химическим уравнениям....

Дидактические материалы "Упражнения при работе над основными понятиями текста"

В данном разделе даны упражнения на сопоставление текста и плана. Задача — сопоставить пункты плана с частями текста. Эта работа позволит ученикам понять, какую работу им пре...