Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Научный подвиг Д.И.Менделеева"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Цель урока: Осознание значимости вклада в отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева посредством ознакомления с его жизнью и деятельностью.
Задачи:
- раскрыть результаты деятельности Д.И. Менделеева и пути их достижения;
- показать, в каких условиях происходила формирование личности Д.И.Менделеева, каковы истоки его нравственной и гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_uroka.doc | 164 КБ |
prilozhenie_1.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема № 8 Портретная галерея великих химиков.
Урок № 5(97) (в соответствии с календарно-тематическим планированием)
Тема урока: Научный подвиг Д.И. Менделеева
Цель урока: Осознание значимости вклада в отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева посредством ознакомления с его жизнью и деятельностью.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть результаты деятельности Д.И. Менделеева и пути их достижения;
- показать, в каких условиях происходила формирование личности Д.И.Менделеева, каковы истоки его нравственной и гражданской позиции.
Развивающие:
- развивать у учащихся интерес к истории химии;
- развивать умение обобщать знания о целостности представлений о гениальной личности;
- развивать познавательные способности и интересы учащихся;
- развивать и поддерживать внимание учащихся к изучению материала через смену учебной деятельности (доклады, просмотр слайдов, видеофрагментов, музыкальное сопровождение).
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство гордости за научный подвиг нашего соотечественника;
- воспитание эстетической культуры через музыкальное сопровождение, поэтические строки, художественные произведения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод проведения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная.
Междисциплинарные связи: химия – физика - история – музыка – изобразительное искусство.
Внутридисциплинарные связи: органическая химия – неорганическая химия.
Учебно-методическое обеспечение: учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Раздаточный материал: карточки с таблицей (рефлексия) (Приложение 12).
Оборудование к уроку: Портрет Д.И. Менделеева.
Репродукция А.И. Куинджи «Ночь на Днепре».
Видеофрагменты:
Д.И.Менделеев;
Жизнь и научная деятельность Менделеева.
Музыкальное сопровождение:
Бетховен «Лунная соната».
Бетховен «Леонора».
Бетховен «Мелодия слез».
Плакаты – С Именем Менделеева связаны:
1. Раздел: ПРОСВЕЩЕНИЕ.
2. Раздел: НАУКА.
3. Раздел: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
4. Раздел: ГЕОГРАФИЯ.
(Приложение 10)
Основные даты жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
(Приложение 11)
Реактивы: концентрированный раствор NH3, HCl (конц.), спиртовые растворы SrCl2, H3BO3, NH4Cl, CH3COOK.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Слайд 1.
Наш урок посвящён 180-летию со дня рождения великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.
На этом уроке вы узнаете биографию Дмитрия Ивановича, о важнейших его трудах, которые являются наследием русской и мировой науки, о его личной жизни.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Каким вы представляете Д.И.Менделеева? Назовите черты его характера, увлечения. Почему он стал знаменитым? (Слушает ответы учеников)
Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.
III.Объяснение нового материала
Слайд 2.
На экране за спиной ученика-актёра, появляется слайд с фотографией 17-летнего Дмитрия Ивановича Менделеева.
К доске выходит студент с кожаным чемоданом, одетый в чёрный костюм, важной деталью которого является пиджак в виде фрака.
Выглядит он серьёзно, лицо выражает напряжённое волнение, он собирается сдавать экзамен.
Д.И.Менделеев (сам рассказывает о себе): На дворе 1850-й год. Я будущий студент – Дмитрий Менделеев. Сейчас я в Петербурге, собираюсь поступать в Главный педагогический институт, который когда-то закончил мой отец. Меня ждёт трудный путь. Мне 17 лет и я совсем один. Но, я справлюсь. Мне поможет учёба, этот труд отвлечёт меня.
Уходит.
Слайд 3.
Учитель: Дмитрий Менделеев был в семье 17-м ребёнком. Он родился 27 января 1834 года в Тобольске.
Слайд 4.
Его отец к тому времени дослужился до директора гимназии. Иван Павлович – отец Менделеева страдал катарактой и практически ослеп, когда Митя был ещё младенцем. Заботы о большой семье легли на плечи матери.
Менделеевы переехали в сибирское село Аремзяны. Там у брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича Корнильева, был небольшой стекольный завод. Маленький Митя заворожено смотрел, как струя разбавленного стекла превращается в различные фигуры. Может быть, именно тогда он и увлёкся химией – наукой о чудесных превращениях веществ?
Слайд 5.
В 1850 м году после окончания гимназии Дмитрий отправился в Петербург для поступления на естественное отделение Главного педагогического института. Непривычный климат и волнение подорвали здоровье его матери, и она умерла, а отец умер ещё ранее. У старших братьев и сестёр была своя жизнь …
Слайд 6.
Учитель: Петербургская сырость и напряжённая учёба сделали своё дело – у молодого Менделеева обнаружили туберкулёз. Врачи, отправили его в Крым, где его осмотрел сам Н.И. Пирогов – выдающийся хирург. И Дмитрий Иванович, к удивлению, выздоровел. В 1855 году, не смотря на тяготы и болезни, Менделеев закончил университет и тут же принялся писать диссертации. Первая была о свойствах веществ, вторая посвящена физике.
А потом Д.И.Менделеев отправился учиться дальше в Германию, в город Гейдельберг. Там он сделал своё первое важное открытие – доказал существование температуры абсолютного кипения, при которой вода мгновенно превращается в пар.
Слайды 7-10.
С 1861 года Дмитрий Иванович преподавал в Петербурге. Его очень любили студенты, на лекциях было порой столько народа, что не все помещались в аудитории.
Учитель: Какое открытие Д.И.Менделеева изучают все школьники?
Слайд 11.
Ученики: Периодический закон Д.И. Менделеева.
Учитель: Сформулируйте его.
Ученики: Свойства атомов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины их атомных масс.
Учитель: Сегодня мы знаем, что Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодический закон, ещё до того как было известно сложное строение атома.
Слайд 12.
Ученик: Это планетарная модель атома или модель Резерфорда. Суть планетарной модели строения атома можно свести к следующим утверждениям:
1. В центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее ничтожную часть пространства внутри атома.
2. Весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточены в его ядре, которое состоит из положительно заряженных протонов и не имеющих заряда частиц – нейтронов.
3. Вокруг ядра вращаются электроны. Их число равно положительному заряду ядра.
Периодический закон был открыт в 1869 году, а модель атома, значительно позже – в 1911-м. После открытия сложного строения атома справедливость периодического закона была доказана полностью.
Выходит Дмитрий Иванович Менделеев:
«Вам уже рассказывали, что я был преподавателем? Я хотел бы провести у вас небольшой урок. Я проверю ваши знания по периодической системе химических элементов».
На экране появляются слайды 13-17 с вопросами. (Приложение 1)
Д.И.Менделеев: Молодцы! Хорошо знаете мою систему! Учитесь дальше на отлично!
Учитель: Широко известно, что таблица, названная в честь Д.И.Менделеева, привиделась Дмитрию Ивановичу во сне. Но, возможно, эту легенду он выдумал для надоедливых журналистов.
Д.И. Менделеев: Я над ней может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово! (Смеётся и уходит.)
Слайд 18.
Учащиеся разыгрывают сценку в лицах «О том, как сон Менделеева расставил все элементы по своим местам (Санкт-Петербург, 1868–1869 гг.)» по мотивам произведения Е.С.Ефимовского «Ракета и травинка». (Приложение 2)
Учитель: Менделеев рискнул не просто расположить элементы по порядку возрастания их масс, но и оставить пустые места в таблице для будущих, ЕЩЁ НЕ открытых элементов!
Слайд 19.
Эти элементы он назвал «экаалюминием», «экабором» и «экасилицием», описав заранее их атомный вес и свойства.
Учащиеся представляют сценку «О том, как Менделеев доказал, что его таблица правильна». (Приложение 3)
Слайд 20.
В 1875 г француз Лекок де Буабодран обнаружил новый элемент – галлий. По свойствам он в точности совпал с «экаалюминием» Менделеева. Потрясённый этим фактом Буабодран стал горячим сторонником периодической системы, к нему присоединились и другие учёные.
Здесь учащиеся изображают в лицах сценку «Париж, 1875г., квартира Лекока де Буабодрана». (Приложение 4)
Учитель: Это был первый триумф периодического закона, вызвавший большой интерес к трудам Менделеева. Ученый мир был ошеломлен тем, что свойства предсказанных и открытых элементов так совпали.
Слайд 21.
В лабораториях Европы закипела работа по поиску новых элементов.
В 1879 г. шведский химик Л.Нильсон открыл скандий («экабор» Менделеева), а в 1886-м году немец К.Винклер – германий («экасилиций» Менделеева).
Слайд 22.
Результаты этих открытий Менделеев подытожил в своём знаменитом учебнике « Основы химии», по которому учились тысячи учёных, в том числе В.И.Вернадский и К.А.Тимирязев.
Слайд 23.
17 февраля 1869 года Менделеев разослал учёным – химикам разных стран печатную страничку, скромно озаглавленную: «опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве».
Эта дата (1 марта по новому стилю) 1869 считается днём рождения периодического закона.
Д.И.Менделеев: В общей сложности, я написал 500 научных работ по химии и физике, о технике и промышленности, об экономических вопросах… Всё это стоило мне большого труда, но мне было очень интересно этим заниматься.
Учитель: Знаете ли вы, что ещё открыл Д.И.Менделеев?
Несколько учеников выходят к доске и по очереди перечисляют труды Дмитрия Ивановича (на слайдах)
- Автор первого русского учебника «Органическая химия» (1861 год).
- Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру.
- Первым установил оптимальную концентрацию спирта в воде – 40 градусов. А в 1895 году он вошёл в комиссию по упорядочению производства крепких напитков, которая, в самом деле, занималась качеством водки.
- Исследуя газы, нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона — Менделеева).
- В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов.
- Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель.
- Изучал нефтяные месторождения в Баку и Америке. Предсказал, что нефть станет главным богатством России.
- Совместно с И. М. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха.
Слайды 24-25.
- Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, высотомер.
Учитель: Менделеев интересовался не только химией и физикой, но и метеорологией и астрономией.
- Был предтечей современной метрологии, в частности — химической метрологии. Он является автором ряда работ по метрологии.
Слайд 26.
- Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции весов для взвешивания твердых и газообразных веществ, предложил точнейшие приёмы взвешивания.
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.
Д. И. Менделеев
Слайд 27.
Учитель: В 1893 году Д. И. Менделеев создаёт Главную палату мер и весов (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева);
Слайд 28.
- В 1887 г. он совершил полет на воздушном шаре во время полного солнечного затмения. Должны были подняться в воздух двое. Но перед полетом прошел дождь, шар намок и не мог подняться. Тогда Менделеев высадил другого воздухоплавателя и поднялся один, хотя это было опасно для жизни
Слайды 29-30.
- Был консультантом Морского министерства и сам разработал проект ледокола и собирался сам плыть на нём в Антарктиду.
Доклад ученика «Кораблестроение и освоение арктического плавания Д.И.Менделеева» (Приложение 5)
Слайд 31.
- Коллекция минералов Менделеева бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета, а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца.
Слайд 32.
Учитель: Было у Дмитрия Ивановича и увлечение – он изготавливал чемоданы и рамки для портретов.
Доклад ученика об увлечении Менделеева производством чемоданов.
(Приложение 6)
Учитель: В Петербурге есть музей Д.И.Менделеева.
Слайд 33.
Одна комната – это кабинет, где ученый работал над своими трудами. Менделеев был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывая, что непрерывные долгие усилия необходимы, даже если вредят здоровью. В 26 лет, работая над книгой «Органическая химия», он не отходил от письменного стола два месяца. Знаменитые «Основы химии» писал тоже неистово, склонившись над бумагой, кричал во весь голос, угрожая математической формуле: «У-у-у, рогатая! Ух, какая рогатая. Я тебя одолею...»
В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то богатырская сила. Он был высокого роста, очень предан науке. При разговоре всегда жестикулировал. Когда же он задумывался, то прикрывал глаза рукой, что было очень характерно. А когда его называли гением, он морщился, махал руками и ворчал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гением».
Слайд 34.
Менделеев нежно и со вниманием относился ко всем родным, хотя по характеру он считался несдержанным. Резкость же своего характера он с улыбкой объяснял тем, что раздражение в себе таить вредно: «Ругайся себе направо и налево – и будешь здоров. Вот Владиславлев, бывший ректор университета, не умел ругаться, все таил в себе – скоро и помер».
…Повезло в науках,
Но не везло в любви…
Ученик: Менделеев был женат дважды.
Слайд 35.
Первой его супругой стала подруга детства, Феозва Лещёва, падчерица Ершова, автора «Конька-Горбунка». Она была на 6 лет старше его.
Слайды 36-37.
У них были двое детей - сын Владимир (1865–1898) и дочь Ольга Трирогова-Менделеева (1868–1950), общий дом, но не было любви и супружеского счастья. Слишком разные это были люди. В конце концов в 1881 г. брак был расторгнут. Но всю оставшуюся жизнь они сохраняли добрые отношения.
Слайд 38.
В конце 1870 гг. Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Слайд Когда она познакомилась с Менделеевым, ей едва минуло 16. Поженились они в 1881 г. По возрасту Анна Ивановна годилась Менделееву в дочери (была моложе на 26 лет). Уже в преклонном возрасте он женился на своей юной ученице и только тогда познал истинное семейное счастье.
Слайд 39-40.
От второго брака, с Анной Поповой — четверо детей: Любовь (1881–1939), вышедшая замуж за Александра Блока, Иван (1883–1930) и близнецы Мария (1886–1952) и Василий (1886–1922).
Учитель: Его дети тоже много работали. Знаменитый сын Василий – инженер, изобрёл модель танка, которая так и называлась – танк Менделеева.
Слайд 41.
Сын Владимир – инженер, помогал отцу уточнять атомные веса элементов и математически доказывать периодический закон.
Его дочь Любовь навсегда вошла в историю – под псевдонимом «Прекрасная дама». Это та самая прекрасная дама из цикла стихотворений знаменитого поэта Александра Блока. Любовь Менделеева была его женой.
Александр Блок в своем письме к жене Любови Менделеевой писал: "Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности… Это познание лежит на нем очень тяжело".
Слайд 42.
Учитель: Вот как Менделеев говорил о детях:
«Много я испытал в жизни, но не знаю ничего лучше детей»
Д.И.Менделеев.
«Дети – это наше все, наше будущее и наша надежда»
Д.И.Менделеев.
Слайд 43.
Учитель: Дети говорили о Д.И.Менделееве:
«С детских лет я чувствовала, что отец мой справедлив, требователен, добр, добр без конца»
Ольга.
«Отец наш лжи и обмана не выносил»
Мария.
«Отец тонко чувствовал поэзию и музыку»
Любовь
«Отец сочувствовал нашим переживаниям, страдал за нас, жил нами – и это так пробуждало совесть, что ни в какой прописной морали нужды не было» Иван.
Он вечно возился с детьми. Устраивал им праздники, елки, дарил подарки.
Учитель: Д.И.Менделеев был всесторонне развитым человеком.
Любил Д.И.Менделеев музыку Бетховена, она трогала его душу, сердце, вдохновляла на новые творческие поиски в науке.
В те далёкие годы Менделеев часто напевал мелодии Бетховена, а друг А. П. Бородин, будущий знаменитый химик и композитор, все письма к Д. И. Менделееву заканчивал словами «Прощай Леонора». Послушаем Бетховен «Леонора»
Любимые поэты: В.А.Жуковский и А.С.Пушкин, В.Гюго, Ф.Шиллер, У.Шекспир. Но больше всего ценил поэтов: английского – Д.Байрона и русского – Ф.И.Тютчева.
Знал наизусть и охотно декламировал «Три смерти» Майкова и «Молчание» Тютчева (Приложение 7)
Из произведений иностранных поэтов он больше всего любил байроновскую «Тьму» (Приложение 8)
Свои стихи Менделееву посвятил известный поэт С.Щипачев. Послушаем их.
Ученик читает стихотворение С.Щипачева «Читая Менделеева» (фоном звучит Бетховен «Лунная соната»).
(Приложение 9)
Д.И. Менделеев любил живопись, даже публиковал рецензии о картинах и аккуратно вклеивал в альбом репродукции передвижников.
Слайд 44.
Особенно Менделеев любил картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Когда А.И. Куинджи выставил свою картину «Ночь на Днепре», Менделеев написал критическую статью:
«…Перед «Днепровской ночью» Куинджи… забудется мечтатель, у художника явиться невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она даст своё, - писал великий химик».
Слайд 45-47.
Интересно отметить, что Д. И. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. С 1878 г. в университетской квартире ученого начинаются ставшие впоследствии очень известными «менделеевские среды», на которых бывали профессора университета: А.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин, Н.П. Вагнер, Ф.Ф. Петрушевский, А.И. Воейков, А.В. Советов, А.С. Фаминцын; художники: И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, Г.Г. Мясоедов и др.
На «Менделеевских средах» много спорили о науке, литературе и искусстве. Для разрядки серьезной обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил: «Господа, курение – вред, и, если кто из вас закурит, я соберу табачный дым в банку».
Д.И.Менделеев:
Демонстрация опыта получения хлорида аммония. На крышку помещают
концентрированный раствор NH3, а в банку – HCl (конц.). Закрывают
банку крышкой и наблюдают клубы дыма.
Д.И.Менделеев:
«Каким пламенем горит винный спирт? – спрашивал Менделеев. – Правильно! Гори все синим пламенем! А я получу и другие цвета пламени. Вот смотрите».
Демонстрация горения спиртовых растворов: SrCl2, H3BO3, NH4Cl, CH3COOK.
Учитель: Весь мир признал его, во многих странах он был почетным членом Академии наук, почетным доктором университетов. Полный ученый титул Менделеева состоял более чем из 100 названий…
Слайд 48.
Все совершается как в средние века. В Кембридже и Оксфорде присуждают докторскую степень, церемония которой обставлена торжественно. Цвет мантии разный, у Дмитрия Ивановича – ярко-красный с синим отворотом. Недаром его называли Фаустом.
Д.И. Менделеев являлся почетным доктором многих университетов и почетным членом Академий и научных обществ ведущих стран мира. Авторитет ученого был огромен. Его научный титул составляли более ста названий. Почти все крупные учреждения — академии, университеты, научные общества — как в России, так и за рубежом, избрали Д.И. Менделеева своим почетным членом. Однако свои произведения, официальные обращения ученый подписывал просто: «Д. Менделеев» или «профессор Менделеев».
Учитель: Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах (соотечественники — никогда). Ученик: 2 февраля учёный ушёл из жизни. (Фоном звучит мелодия Бетховена «Мелодия слез»)
День скорби по Д.И.Менделееву: 20 января (2 февраля) 1907 (умер на 72 году жизни).
Слайды 49-50.
Погода была морозная, в результате Дмитрий Иванович сильно простудился. Через несколько дней профессор Яновский нашел у него воспаление легких.
20 января 1907 г. Дмитрия Ивановича Менделеева не стало. 23 января Петербург хоронил Д.И. Менделеева. На протяжении всего пути от Технологического института, где состоялась последняя панихида, до Волкова кладбища гроб несли на руках студенты. В проводах приняло участие 10 тыс. человек. Как отмечали газеты, со времени похорон И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского Петербург не видел такого яркого выражения общей скорби о своем великом соотечественнике.
Учитель: Разумеется, и в жизни и в книгах нас привлекают люди инициативные самостоятельные с независимым характером.
Д.И. Менделеев говорил, что таких людей надо поддерживать, давать им развиваться и действовать, но только в том случае, когда в основе их инициативного поведения лежат трудолюбие и альтруистские устремления, а не раздутое самомнение желание выслужиться, сделать себе карьеру любой ценой не разбираясь в средствах.
С юных лет необходимо заниматься самовоспитанием и не отчаиваться, если иногда не хватит волевых качеств. Полезно внимательно вглядываться и вслушиваться в окружающий мир, находить и среди людей и в хороших книгах образцы по которым равняться.
Памятники великому ученому: Слайды 51-52.
Медали, значки и монеты с изображением Д.И.Менделеева: Слайд 53.
Портреты Д.И.Менделеева увековеченные на марках и денежных купюрах: Слайд 54.
Мемориальные доски Д.И.Менделееву: Слайд 55.
IV. Закрепление.
Учитель: А теперь давайте проверим, как внимательны вы были на уроке. Я буду показывать вам предметы, а вы должны будете определить каким образом они связаны с Д.И.Менделеевым.
Воздушный шарик – в г. Клине в возрасте 53 лет с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоёв атмосферы, он совершил подъём на воздушном шаре.
Пароход – Менделеев принимал участие в конструировании ледокола” Ермак” – первого в мире судна, способного форсировать тяжёлые льды.
Чемодан – Его хобби – мастерить из кожи и материи сумки, рамки для фотографий, чемоданы.
Пистолет – Дмитрий Иванович изобрёл технологию производства бездымного пороха, что содействовало усилению мощи огнестрельного оружия.
Сельскохозяйственный инструмент – в 1865 году Менделеев купил запущенное имение Боблово в Московской области, куда ежегодно приезжал на летние месяцы. Здесь он не только отдыхал, но и работал над научными проблемами, в частности исследовал методы рационального ведения сельского хозяйства, выяснял влияние на урожай глубины пахотного слоя и применения искусственных удобрений. По прошествии нескольких лет урожайность всех культур удвоилась, а имение стало образцовым. Профессора Сельскохозяйственной (ныне Тимирязевской) академии привозили сюда своих учеников на экскурсии, сельскохозяйственную практику.
Портрет А. Блока – дочь Менделеева Люба вышла замуж за поэта. Блок посвятил ей
” Стихи о Прекрасной Даме “.
Шахматы – одно из любимых занятий, где Дмитрий Иванович проявлял свой глубокий ум.
Краски – в Петербурге в квартире Менделеевых устраивались художественные среды, на которых бывали художники Репин, Стасов, Куинджи, Маковский, Шишкин. Менделеев был ценителем художественных произведений. Дмитрий Иванович долго работал над созданием долговечных красок, вместе с русским художником А.И. Куинджи.
А теперь ответьте на вопросы (фронтальная беседа с классом):
1. Почему Менделеева можно назвать земляком?
2. Когда и где родился Менделеев?
3. Кто его родители?
4. Какие черты характера Менделеева вы можете назвать?
5. Что он отвечал, когда его называли гением?
6. Назовите основные работы ученого.
7. Можно ли его назвать баловнем судьбы?
8. Назовите увлечения Менделеева.
9. Сбылись ли мечты Менделеева?
V. Закрепление.
Учитель: Молодцы! Все были внимательны на уроке. Хотелось бы закончить урок словами Дмитрия Ивановича:
Слайд 56.
« Трудитесь! Трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще».
Д.И.Менделеев
Он был учёным, педагогом, замечательным семьянином и общественным деятелем, к мнению которого прислушивались все слои общества. При этом он не любил, когда его называли гением…
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам карточки, которые вам нужно будет заполнить, и я узнаю, как вы усвоили урок (Приложение 12 ).
Учитель выставляет оценки с комментированием их.
VI. Домашнее задание.
Учитель задаёт домашнее задание и комментирует его.
1 уровень: стр. 258-260, Упр.1-5.
2 уровень: стр. 258-260, Упр.1-5. + Подготовить сообщение или презентацию по темам
(на выбор): 1. Детство и юность Д.И.Менделеева.
2. Дети Д.И.Менделеева.
3. О любом из открытий Д.И.Менделеева.
Список литературы:
- Л.Г.Волынова, Л.К.Сейдалиева, Химия. Предметная неделя в школе. Планы и конспекты мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007
- Макареня А.А., Рысев Ю.В. Менделеев Д.И. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988;
- Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978;
- Савина П.А. Я познаю мир (химия). (Детская энциклопедия.) М.: АСТ, 1996.
- Дмитриев И. С. "Особая миссия" Менделеева - Аргументы и факты // Санкт- Петербургский университет. 1996. 16 мая. С. 17 - 22.
- Макареня А.А. Менделеев в Петербурге//Л.:Лениздат,1982
- Тиженко В. Е., Младенцев М. Н. "Д. И. Менделеев, его жизнь и деятельность: университетский период, 18-61-1890 гг.", 1993 г.
- "Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева", 1984 г.
Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. "Книга по химии для домашнего чтения", 1994г. - Интернет ресурсы http://www.spbu.ru/Structure/Culture/Museums/Mende...
- Интернет ресурсы http://refu.ru/refs/32/5728/1.html
- Интернет ресурсы http://www.referats.5-ka.ru/33/33017/1.html
- и др.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
1) Что лишнее в этом списке? Почему?
а) K, Na, Li, B.
Ответ: а) лишний – бор, т.к. он не относится к щелочным металлам.
2) А что лишнее в этом списке? Почему?
б) Cl, Br, I, S.
Ответ: б) лишняя – сера, т.к. она не относится к галогенам
3) Хорошо, а в этом списке?
в) He, Ne, Ar, O.
Ответ: в) лишний – кислород, т.к. он не относится к инертным газам.
4) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства Li, Cs, Na?
Ответ: Цезий!
5) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства F, I, Cl?
Ответ: Фтор!
6) Почему свойства элементов изменяются периодически?
Ответ: Причина в том, что периодически повторяется сходное строение атомов химических элементов.
Приложение 2.
Сценка «О том, как сон Менделеева расставил все элементы по своим местам (Санкт-Петербург, 1868–1869 гг.)» по мотивам произведения Е.С.Ефимовского «Ракета и травинка».
Когда действие доходит до сцены сна:
«...Тогда
усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон...» –
ученик, играющий роль Менделеева, засыпает, склонив голову на стол. Под
тихую музыку в полумраке появляются ребята со знаками химических элементов.
Свет гаснет, на столе зажигаются свечи.
Автор(ученик): (читает стихи).
То кружились,
То мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались,
То пылали,
То шипели,
То сверкали,
То в покое пребывали -
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород.
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда: «Стройся, войско!»
Стали строиться в ряды.
(Ученики выстраиваются в два ряда.)
Во втором ряду волненье –
Все боятся окисленья.
«Поглядите! – злится литий. –
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!»
И бериллий мрачно мыслит:
«Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор,
Как несносен этот фтор!»
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И азот не лезет в спор,
Но зато взорвался фтор:
«Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!»
«Стойте! – крикнул углерод. –
Я и уголь, и алмаз,
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!»
Приложение 3.
Сценка «О том, как Менделеев доказал, что его таблица правильна».
Автор(ученик):
Был четвертый ряд нарушен,
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство –
Существует где-то он.
«Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим,
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Быть может, раз в тысячелетье
Свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде?!»
Приложение 4.
Сценка «Париж, 1875г., квартира Лекока де Буабодрана».
Автор (ученик):
Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий
(В честь Франции назвали)
открыл Буабодран.
Довольный и счастливый,
Рассматривал металл
И писем из России
Никак не ожидал.
Менделеев встает из-за стола и несет письмо в противоположный угол класса, отдает ученику, играющему роль француза.
Француз сидит за столом с весами. Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
Ошибся я! Слыхали?! –
Француз был удивлен. –
В глаза не видел галлий,
А свойства знает он!
Вес высчитал удельный
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы...
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен,
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую закон!»
Приложение 5.
Доклад ученика «Кораблестроение и освоение арктического плавания Д.И.Менделеева»
Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. И. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания.
Эта часть научного творчества Д. И. Менделеева в наибольшей степени определяется его сотрудничеством с адмиралом С. О. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна, идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен. Д. И. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. О. Макарова, направленные на создание большого арктического ледокола.
Ледокол, сконструированный в начале XX века Д. И. Менделеевым. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А. И. Дубравина в 1969 году. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ)
Когда в конце 1870-х годов Д. И. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Но только в 1893 году по просьбе управляющего морским министерством Н. М. Чихачёва учёный составляет записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне», где трактует перспективу создания бассейна как часть научно-технической программы, подразумевающей не только решение задач судостроения военно-технического и торгового профиля, но и дающей возможность осуществления научных исследований.
Приложение 6.
Доклад ученика об увлечении Менделеева производством чемоданов.
С детства Дмитрий Иванович не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы во влажном петербургском климате совсем сдал. Однажды у него пошла горлом кровь и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Лежа в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: «Ну этот-то уже не поднимется…»
Однако молодой человек «обманул» медиков и вышел из госпиталя на своих ногах. И практически сразу же обратился за консультацией к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову на всякий случай.
В Крыму в то время шла война. Пирогов засучив рукава оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему.
Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но ввиду непрекращающихся военных действий гимназия практически не работала. И тогда он увлекся изготовлением чемоданов. Это хобби — мастерить чемоданы — он пронес через всю жизнь.
Такое неожиданное для серьезного мужа увлечение как изготовление чемоданов было связано еще и со страстью к поездкам и путешествиям. Материалы обычно профессор закупал в Гостином дворе. Почетный член российских и иностранных университетов дарил чемоданы собственного производства друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»
Кстати, много лет спустя, когда Менделеевым уже была открыта Периодическая таблица и сделан ряд других блестящих открытий, произошел следующий казус. Выбирая в Гостином дворе материал для своих чемоданов, Менделеев услышал за спиной вопрос одного из покупателей:
— Кто этот почтенный господин?
— Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик. — Это мастер чемоданных дел Менделеев.
Однако вернемся в 1857 год в Симферополь. Менделееву все же удалось улучить момент и попасть на прием к Пирогову. И каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете».
Приложение 7
«Молчание»
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
Федор Тютчев, 1830 г.
Приложение 8
«Тьма»
Я видел сон... Не все в нем было сном.
Погасло солнце светлое, и звезды
Скиталися без цели, без лучей
В пространстве вечном; льдистая земля
Носилась слепо в воздухе безлунном.
Час утра наставал и проходил,
Но дня не приводил он за собою...
И люди - в ужасе беды великой
Забыли страсти прежние... Сердца
В одну себялюбивую молитву
О свете робко сжались - и застыли…
Дж.Гордон Байрон
(отрывок из стихотворения «Тьма»)
Приложение 9
ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!
Степан Щипачев 1948 г.
Приложение 10
С именем Менделеева связано:
Раздел: ПРОСВЕЩЕНИЕ
Негосударственное ОУ "Средняя общеобразовательная А-Школа Д.И.Менделеева" (г. Удомля, Тверской области)
Колледж химико-технологический им. Менделеева (г. Санкт-Петербург)
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (Москва)
Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева (Новосибирск)
Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И.Менделеева (С-Пб)
Химико-биологическая школа-лицей №15 (Южно-Казахстанской области, города Шымкента)
Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева
Музей Д.И.менделеева в Гимназии №344 (Санкт-Петербург)
Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева (Тюмень)
Библиотека им. Д.И.Менделеева (г. Омск)
Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева (Москва)
Московское химическое общество им. Д. И. Менделеева (Москва)
Музей-архив Д.И.Менделеева (г. Санкт-Петербург)
Музей - усадьба Д.И.Менделеева "Боблово" (г. Клин, московской области)
Музей Метрологии Госстандарта им. Д.И.Менделеева
Раздел: НАУКА
Периодическая система химических элементов
Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона
Формула Менделеева для зависимости между плотностью и температурой жидкости
Пикнометр Менделеева
Способ взвешивания (получение точных результатов даже на неотрегулированных весах)
Золотая медаль Д.И. Менделеева за выдающиеся работы в области химии и химической технологии (Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева).
Именная премия им. Д.И.Менделеева (правительства Санкт - Петербурга и президиума Санкт - Петербургского научного центра Российской академии наук)
Международная химическая олимпиада им. Д. И. Менделеева (под эгидой МГУ)
Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвящённый жизни и деятельности Менделеева (Благотворительный фонд наследия Менделеева)
Раздел: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Химический завод им Д.И.Менделеева (Санкт-Петербург)
Ярославский НПЗ имени Менделеева
Химкомбинат имени Менделеева ( г.Агрыз, Татарстан)
Менделеевское опытное поле (Пермская область)
Минская лаборатория имени Менделеева
ООО "Менделеево-Тест" (Московская область, Солнечногорский район, п/о Менделеево )
Химический элемент № 101 "Менделевий"
Минерал "Менделеевид"
Исследовательское судно Академии Наук "Дмитрий Менделеев"
Водка "Менделеевская"
Замазка
Раздел: ГЕОГРАФИЯ
Ледник Менделеева
Кратер Менделеева на Луне
Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане
Вулкан Менделеева (остров Кунашир)
Город Менделеевск (Республика Татарстан)
Поселок Менделеево (Московская область, Солнечногорский район)
Станция ж/д Менделеево (Пермская обл., Карагайский р-он)
Станция метро Менделеевская (Москва)
Менделеевская линия метро (Санкт-Петербург)
Лунная станция "Менделеев". (Фантастика, Станислав Лем, "Условный рефлекс")
Приложение 11
Основные даты жизни и деятельности Д.И.Менделеева
1834 г. – 8 февраля родился Д.И.Менделеев.
1841 г. – поступление в Тобольскую гимназию.
1847 г. – смерть отца.
1849 г. – окончание гимназии.
1850 г. – поступление в Главный педагогический институт.
1850 г. – смерть матери.
1854 г. – выход первой печатной работы.
1855 г. – окончание Главного педагогического института.
1856 г. – защита магистерской диссертации «Удельные объемы».
1861 г. – выпуск учебника «Органическая химия».
1865 г. – защита докторской диссертации «О соединении спирта с водой».
1868 г. – основание Русского химического общества по инициативе Д.И.Менделеева.
1869 г. – открытие периодического закона (17 февраля (1 марта)).
1869–1871 гг. – издание книги «Основы химии».
1890 г. – уход из Петербургского университета.
1893 г. – назначение управляющим Главной палаты мер и весов.
1894 г. – избрание доктором прав Оксфордского университета и
почетным доктором наук Кембриджского университета.
1901–1902 гг. – разработка проекта ледокола для арктических
экспедиций.
издание книги «Заветные мысли».
Приложение 12
Рефлексия
Фамилия, имя | Что знал? | Что узнал? | Впечатление от урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неодноро...
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"
Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...