технологическая карта урока химии для обучающихся 9 класса по теме "Гидролиз солей"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Нестерова Вера Николаевна

Технологическая карта урока химии по теме "Гидролиз солей". Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  Урок имеет деятельностный характер. Для обучающихся создаётся проблемная ситуация в самом начале урока при демонстрации опыта-загадки. Материал доступен для понимания, соответствует возрастной категории.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_gidroliz.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии по теме: Гидролиз солей 9 класс

УМК (автор) О.С. Габриелян

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

        Цель урока: Ознакомить учащихся с сущностью гидролиза солей, научить составлять сокращённые ионные уравнения реакций гидролиза различных солей. К концу урока обучающиеся должны при помощи учителя составить «девиз урока», который поможет определять тип гидролиза и среду раствора по формуле соли, без написания уравнений гидролиза.

Дидактическая

структура урока

Деятельность учителя

Формы

учебной

деятельности

Содержание

учебной

деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-

целевой этап

Приветствует учащихся. Организует рассадку для быстрого перехода к групповой работе.

Проводит демонстрационный эксперимент проблемного характера

Обсуждает с учащимися результаты эксперимента

Организационный момент

Демонстрационный эксперимент

Фронтальная работа – обсуждение эксперимента

целеполагание

Обучающиеся мысленно определяют неизвестные вещества, взятые для эксперимента

Выявляют место и причины затруднений

Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни (безопасность при выполнении школьного химического эксперимента и безопасность в быту).

Познавательные Наблюдение, умение делать выводы по результатам наблюдения, выдвигать гипотезы

Регулятивные:

-целеполагание;

- прогнозирование результата.

Узнавать среду раствора по окраске индикаторов

Определять вещества (карбонаты) по характерной реакции

Этап актуализации

знаний

Задаёт вопросы

Организует работу в группах

Проверяет знание техники безопасности

Побуждает к выдвижению гипотез

Фронтальная

Групповая, выполнение эксперимента

Обучающиеся вспоминают среду раствора (кислая, щелочная, нейтральная). Окраску индикаторов. Проверяют свои знания на опыте. Вспоминают диссоциацию кислот и щелочей и делают вывод от каких ионов зависит кислая, или щелочная среда раствора.

Вместе с учителем вспоминают сильные и слабые кислоты и основания и записывают их для будущего алгоритма

Самоорганизация, осознание своих возможностей

умение осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента; строить логическую цепь рассуждений, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

коммуникативные

умения работать в группе

Умения работать с лабораторным оборудованием

Этап изучения нового

знания

Побуждает обучающихся к самостоятельному определению понятия «гидролиз»

Организует групповую работу по классификации солей

Записывает на доске сокращённое уравнение гидролиза

Групповая работа

Фронтальная – эвристическая беседа

Учащиеся выводят определение гидролиза как взаимодействие соли с водой и классифицируют соли

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

Знать определение гидролиза солей. Уметь определять характер среды растворов солей по их составу.

 

Этап рефлексии

учебной деятельности

Учитель повторяет демонстрацию опыта и обучающиеся отвечают на поставенный в начале урока проблемный вопрос.

Индивидуальная

Раскрашивают «лакмусовые бумажки рефлексии» урока. Усвоил – синий  цвет, не усвоил – красный, частично усвоил – фиолетовый. Сдают групповые оценочные листы.

Оценивают свою работу на уроке и весь урок в целом, заполняя оценочную таблицу.

Регулятивные:

-анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Закрепление основных понятий по теме гидролиз

Название учебной дисциплины: Химия

Раздел проектируемого урока: Гидролиз

Тема проекируемого урока: «Гидролиз солей»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: Комбинированный с включением групповой работы, лабораторной работы, создания проблемной ситуации.

Цель урока: Ознакомить учащихся с сущностью гидролиза солей, научить составлять сокращённые ионные уравнения реакций гидролиза различных солей. К концу урока обучающиеся должны при помощи учителя составить «девиз урока», который поможет определять тип гидролиза и среду раствора по формуле соли, без написания уравнений гидролиза.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки (на основе универсальности понятия «гидролиз» понимать единство органического и неорганического мира). Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни (безопасность при выполнении школьного химического эксперимента и безопасность в быту).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели. Оценивать результаты своей деятельности и своего вклада в работу группы.

Познавательные УУД

Давать определения понятиям, подводить под понятие. Выделять главное. Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

Использовать знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать собеседника при обсуждении вопросов в группе. Владеть диалогической формой коммуникации. Согласовывать позиции и находить общее решение. Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся

Давать определения Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений и тип гидролиза (гидролиз по аниону, по катиону, по аниону и катиону, гидролиз не идёт).

Составлять краткие ионные уравнения гидролиза

Обучающиеся получат возможность научиться

Составлять уравнения двойного гидролиза

Этап мотивационный/организационный

Здравствуйте, садитесь. Рада вас видеть готовыми к уроку, к покорению новых вершин. Сегодня мы с вами будем открывать новые знания. Вы работаете в группах по 4 человека (так как сидите, просто можно ребятам с одной парты повернуться и получится группа). Учитель проверяет,  все ли сидят по 2 человека, при необходимости быстро пересаживает и получаются группы из 4 человек. На партах стоит набор лабораторной посуды и химических реактивов на группу.

Выбираете главного в своей лаборатории. Во время всего урока я фиксирую количество правильных ответов в каждой группе, а заведующий лабораторией фиксирует ответы каждого (баллы должны совпадать). Каждый ваш ответ приносит баллы своей лаборатории.

Этап вызова

Учитель демонстрирует эксперимент. В двух неподписанных стаканчиках налиты растворы малинового цвета. Учитель добавляет в стаканчики кислоту. И в первом и во втором стакане наблюдается обесцвечивание раствора, но в одном стакане ещё и выделение газа. Учитель предлагает предположить, какие вещества были в стаканчиках. Многие обучающиеся говорят, что в одном стакане щёлочь и фенолфталеин, происходит реакция нейтрализации с кислотой и обесцвечивание раствора. Со вторым веществом обучающиеся испытывают затруднения. Они не знают щёлочи, которая бы взаимодействовала с кислотой с выделением газа. По характерному «вскипанию» кто-то может догадаться, что в стаканчике раствор соды. Но почему раствор соли даёт щелочную среду? Возникает пробемная ситуация, когда обучающиеся понимают, что им не хватает знаний для решения проблемы.

Этап актуализации знаний.

Обучающиеся вспоминают среду раствора (кислая, щелочная, нейтральная). Окраску индикаторов. Проверяют свои знания на опыте. Вспоминают диссоциацию кислот и щелочей и делают вывод от каких ионов зависит кислая, или щелочная среда раствора.

Вместе с учителем вспоминают сильные и слабые кислоты и основания и записывают их для будущего алгоритма.

Этап выявления места и причины затруднений.

Обучающиеся легко понимают, что в кислоте среда кислая, в щёлочи – щелочная и предполагают, что в солях среда нейтральная. Исследуют соли и выясняют, что есть соли и с кислой, и с нейтральной, и с щелочной средой раствора. Формулируют проблем-

ный вопрос: почему цвет индикатора изменяется не только в растворе кислоты и щелочи, но и в растворе соли? (Из  уравнения диссоциации соли не видно, что образуется свободные ионы Н+ и ОН-  которые изменяют окраску индикатора).

Этап целеполагания

Обьяснить причину различной среды растворов разных солей. Научиться определять среду раствора по формуле соли самым быстрым способом.

Этап открытия нового

Ученики  предполагают, что соль взаимодействует с водой и выводят определение гидролиза солей. Учитель пишет на доске уравнение гидролиза и ученики обращают внимание на образование кислоты, или щёлочи. Учитель обьясняет как можно определить среду раствора быстрее, и вместе с обучающимися записывает на доске сразу сокращённое ионное уравнение гидролиза карбоната натрия (щелочная среда, гидролиз по аниону), хлорида цинка (гидролиз по аниону, среда кислая) и выясняет в процессе обсуждения, что гидролиз хлорида натрия не идёт и среда нейтральная. Учитель предлагает обучающимся самим придумать ещё более простой и быстрый способ определение среды раствора и протекания гидролиза (по аниону, по катиону, по катиону и аниону, гидролиз не протекает). Совместно с учителем выводят девиз урока: гидролиз идёт по слабому, побеждает сильное. Составляют алгоритм быстрого ответа на тесты, в том числе тесты ЕГЭ по гидролизу солей.

Этап первичного закрепления с  проговариванием во внешней речи

Отрабатывают алгоритм (девиз урока), прописывая образец ответа на предстоящей самостоятельной работе и проговаривая. Сначала на доске, затем в парах.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Обучающиеся пишут самостоятельную работу. Задания одинаковые у всего класса.

 По формуле определить тип гидролиза, среду раствора и окраску индикатора. Написать схематично из какой кислоты и основания получена данная соль.

Затем проверяют по образцу работы друг друга в группе и отмечают в оценочных листах уровень усвоения каждого: усвоил, не усвоил, недостаточно усвоил.

Этап включения в систему знаний и повторения

 В процессе урока обучающиеся повторили диссоциацию кислот, солей и щелочей, изменение окраски индикаторов в различной среде, кислые и основные соли, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, сильные и слабые электролиты.

В ходе самостоятельной работы с учебником обучающиеся делают вывод, что понятие гидролиза более широкое и универсальное (гидролиз в органической и неорганической химии), чем понятие гидролиза солей.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель повторяет демонстрацию опыта и обучающиеся отвечают на поставенный в начале урока проблемный вопрос. Раскрашивают «лакмусовые бумажки рефлексии» урока. Усвоил – синий  цвет, не усвоил – красный, частично усвоил – фиолетовый. Сдают групповые оценочные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ ».

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Соли".

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Соли" составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"

Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок  решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...