Типы химических реакций.
методическая разработка по химии (8 класс)

Технологическая карта урока по теме: "Типы химических реакций".  

по обновленным ФГОС 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_himiya.docx60.49 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Казиева Зарина Жораевна

Место работы

МБОУ СОШ с.Фарн

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел: Первоначальные химические понятия.

Тема урока 

Типы химических реакций.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 Формировать мировоззренческие представления о веществе и химических реакций, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;

Формировать познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений.

Метапредметные

Овладеть базовыми логическими действиями: выбирать основания и критерии для классификации химических реакций.

Овладеть базовыми исследовательскими действиями: формулировать  обобщения и выводы по результатам проведенного опыта, исследования, составлять отчет о проделанной работе.

Продолжить формирование УУД.

Коммуникативные: приобретение опыта, презентации результатов выполнения химического эксперимента.

Регулятивные: самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учетом получения новых знаний об изучаемых объектов- веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели.

Предметные

Уметь: раскрыть смысл химических понятий: химическая реакция: классификация химических реакции;

Классифицировать химические реакций по числу и составу реагирующих и образующихся веществ.

Прогнозировать возможности протекания химических превращений в различных условиях;

Применят основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно – следственных связей – для изучения химических реакций;

Естественнонаучные методы познания – наблюдение, эксперимент;

Следовать правилом пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Классификация химических реакции по составу и числу реагентов и продуктов, реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, катализаторы.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Учебник для общеобразовательных организаций 3- издание. Химия 8 класс. Москва «Просвещение» 2021. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков.

ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Таблица растворимости кислот, оснований и солей.

Мини-лаборатория.

Презентация.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Знаете ли вы, что 29 июня 2015 года в базе данных CAS БЫЛО 100- миллионное вещество. Все химические вещества делятся на два типа Можно ли положить в основу классификации химической реакций такой признак, как состав веществ? Какой признак классификации мы уже изучали?

Обсуждение, беседа, обмен мнениями, формулирование вывода.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

         1.Фронтальный опрос:

         -что мы изучали на прошлом уроке?

         -как составить схему химической реакций?

         -чем отличаются схема и уравнение химической реакций?

         -что лежит в основе уравнения химической реакций?

        -дайте определение закону сохранения массы веществ при химических реакциях. Кто открыл этот закон?

       -перечислите информацию, которую мы можем узнать из химического уравнения.

        2. Индивидуальное- письменно

2 ученика на доске выполняют задания по составлению уравнений реакций по готовым схемам.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

На уроке ты узнаешь о признаках, лежащих в основе классификации химических реакций, о классификации реакций по составу реагентов и продуктов реакций.

Ты научишься определять по уравнению химической реакции ее тип.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Для освоения нового материала нам нужно провести лабораторные опыты, соблюдая правила обращения с реактивами. Во время проведения опытов обратите внимание на признаки протекания химических реакций, условие ее проведения и результат. Сделайте вывод соответственно теме нашего урока. Попробуйте записать уравнение приведенной химической реакций.

Далее проведите ЛО5, ЛО6,ЛО7 из параграфа 9. Наблюдайте, делайте выводы, записывайте уравнения реакций. После каждого опыта попытайтесь дать определение соответствующему типу химической реакций.

Для формирования понятия «катализатор» проведите опыт ( Прилейте в пробирку 2 мл пероксида водорода, зажгите лучинку и потушите ее до тлеющего состояния, внесите  в пробирку с пероксидом водородам. Что наблюдаете? Теперь в пробирку с пероксидом водорода внесите с помощью ложечки небольшое количество оксида марганца (IV). Внесите тлеющую лучинку, что наблюдаете? Какую роль играет оксид марганца (IV)? Составьте уравнение проведенной химической реакций.

Реакции экзо- и эндотермические и типы изученных реакций. Самостоятельная работа с учебником.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Сформулируйте определения типов химических реакций, изученных сегодня на уроке.

Интерактивные задания.

Выполните задания 2-6, определите тип реакций РЭШ по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1519/train/

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Тест на соответствие. РЭШ по ссылке:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1519/control/1/#190277

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Выполните задание 6,после п.9

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Открытый банк заданий ОГЭ. ФИПИ

Реакции соединения соответствует уравнение

  

 1) 

FeO + H2 = Fe + H2O

  

 2) 

H2O + Cl2 = HClO + HCl

  

 3) 

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

  

 4) 

CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

Реакции обмена соответствует левая часть схемы реакции

  

 1) 

NaI + Pb(NO3)2 →

  

 2) 

Cu + O2 →

  

 3) 

С + H2SO4(конц) →

  

 4) 

Fe2O3 + CO →

Реакция нейтрализации происходит при взаимодействии веществ

  

 1) 

BaO и H2SO4

  

 2) 

KOH и HNO3

  

 3) 

Na2O и H2O

  

 4) 

CaCO3 и HCl

Какое уравнение соответствует экзотермической реакции?

  

 1) 

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

  

 2) 

MgCO3 t°°MgO + CO2

  

 3) 

Cu(OH)2 t°°H2O + CuO

  

 4) 

2NaNO3 t°°2NaNO2 + O2

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание «Какая планета?»

Действие фантастического романа, написанного почти сто лет назад,

происходит на одной из действительно существующих планет Солнечной

системы. Эта планета находится ближе к Солнцу, чем Земля, а по размерам

она лишь немного меньше, чем наша планета.

Задание 1.

На какой планете Солнечной системы происходит действие романа?

Выберите один ответ.

А. Марс

Б. Венера

В. Юпитер

Г. Меркурий

 

По сюжету романа на этой планете живут существа, похожие на людей,

и растут зелёные растения. Современные реальные данные о составе

атмосферы этой планеты показаны на диаграмме. https://present5.com/presentation/107009679_194748899/image-97.jpg

Задание 2.

Могут ли человекоподобные существа и зелёные растения существовать

на такой планете?

Запишите ниже в рамке «Могут» или «Не могут» и объясните своё

решение, используя данные на диаграмме.

Задание 3. На какой планете Солнечной системы происходит действие романа?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Выполните задание 2  после п.9

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Выполните упражнение 3 после п.9

Критерии оценивания:

1.Расставленный коеффиценты-1 балл.

2.Определен тип реакций-1 балл.

Всего 2 балла. Если сделана одна ошибка, то 1 балл, если две ошибки, то 0 баллов.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Для этого этапа можно провести демонстрационный опыт разложения дихромата аммония.

Пронаблюдайте и ответьте на вопросы.

Какие признаки химической реакций увидели?

Как вы думаете, какое отношение имеет эта реакция к сегодняшней теме урока?

К какому типу  относиться эта реакция? Почему?

Дайте определение этому типу реакций.

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?

Что вам нужно сделать для полного достижения ? (если ответ нет)?

Что наиболее запомнилось?

Определите для себя уровень своих знаний по итогу урока.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Выучить п. 9, выполнить упражнения 4, 5 и 7 после параграфа письменно.

Подготовьте сообщение и презентацию о роли огня в истории человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...