Развивающий эксперимент. Окисление малоактивных металлов
опыты и эксперименты по химии (11 класс)

Кель Любовь Викторовна

Использование развивающего эксперимента в преподавании химии очень актуально, ведь, как показывает практика, школьники слабо владеют научными методами исследования свойств веществ, испытывают значительные затруднения в решении задач поискового характера.

     Цель работы: показать возможности развивающего эксперимента при изучении окисления малоактивных металлов.

     Основная трудность восприятия эксперимента заключается в том, что учащиеся привыкли использовать для объяснения характера взаимодействия металлов с солями только электрохимический ряд напряжения металлов. Другой подход к решению этого вопроса им неизвестен.  Исследовательская функция эксперимента должна помочь учащимся в осознании многогранности изучаемого свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislenie_maloaktivnyh_metallov.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 ПО ОКИСЛЕНИЮ МАЛОАКТИВНЫХ МЕТАЛЛОВ

     В последнее время все отчетливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении химии. Он представляет собой высший этап процесса познания, предполагающий развитие прежде всего мышления учащихся, а не только их памяти. Он позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, воспитания инициативности и активной самостоятельности в учении, укрепления интереса к предмету. Преподавая химию в профильных классах, я занимаюсь разработкой заданий химического практикума, которые способствуют формированию и развитию творческого мышления учащихся, и активно внедряю их в процесс обучения.  

      Использование развивающего эксперимента в преподавании химии очень актуально, ведь, как показывает практика, школьники слабо владеют научными методами исследования свойств веществ, испытывают значительные затруднения в решении задач поискового характера.

     Цель работы: показать возможности развивающего эксперимента при изучении окисления малоактивных металлов.

     Основная трудность восприятия эксперимента заключается в том, что учащиеся привыкли использовать для объяснения характера взаимодействия металлов с солями только электрохимический ряд напряжения металлов. Другой подход к решению этого вопроса им неизвестен.  Исследовательская функция эксперимента должна помочь учащимся в осознании многогранности изучаемого свойства.

Опыт №1.  Взаимодействия меди с раствором хлорида меди(II).

     Реактивы и оборудование: концентрированный раствор хлорида меди (II) и хлороводорода, медь (стружки или порошок), вода, химические стакан, демонстрационная пробирка, держатель для пробирки, стакан.

     Выполнение опыта. В стакан налить раствор хлорида меди(II) и прилить при перемешивании концентрированную соляную кислоту. Голубовато-зеленоватый цвет раствора меняется на темно - зеленый вследствие образования комплексных ионов [CuCI4].2- Затем часть полученного раствора перелить п пробирку с медным порошком и прокипятить. Далее содержимое пробирки вылить в стакан с водой. При разбавлении полученного раствора водой выпадает осадок белого цвета.

     Обсуждение результатов опыта и выводы. После проведения опыта я предлагаю учащимся сделать предположение о том, какое новое нерастворимое в воде соединение образовалось при нагревании меди с концентрированным раствором хлорида меди(II). Как правило, дети могут предложить разные варианты. При дальнейшем анализе учащиеся должны вспомнить, что ионы Cu2+ в растворе обладают слабыми окислительными свойствами. Значит, можно предположить, что при нагревании происходит окислительно-восстановительная реакция между медью и хлоридом меди(II). Учащиеся могут выделить три основных этапа в проведении эксперимента:

  1. Взаимодействие раствора хлорида меди(II) c концентрированной соляной кислотой

CuCI2 + 2HCI = H2[CuCI4]

  1. Окислительно-восстановительная реакция между металлом и раствором комплекса

Cu + H2[CuCI4] = 2 H[CuCI2]

  1. Разбавление раствора водой и разрушение комплексного соединения

H[CuCI2] → CuCI↓ + HCI

Таким образом подтверждается, что медь при определенных условиях может окисляться раствором хлорида меди (II), образуя нерастворимый в воде белый осадок хлорида меди (I).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления.

Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления....

Домашний эксперимент по теме"Металлы"

Домашний эксперимент можно использовать в 9 классе при изучении темы " Металлы"....

Проблемно-развивающий эксперимент в обучении химии

Презентация на тему "Проблемно – развивающий эксперимент в обучении химии в средней школе" Актуальность исследования. Проблемно – развивающий химический эксперимент относитс...

"Способы включения малоактивных детей в различные виды деятельности"

Консультация поможет родителям разобраться, почему некоторые дети малоактивны и как помочь таким малышам...