Развивающий эксперимент. Окисление малоактивных металлов
опыты и эксперименты по химии (11 класс)
Использование развивающего эксперимента в преподавании химии очень актуально, ведь, как показывает практика, школьники слабо владеют научными методами исследования свойств веществ, испытывают значительные затруднения в решении задач поискового характера.
Цель работы: показать возможности развивающего эксперимента при изучении окисления малоактивных металлов.
Основная трудность восприятия эксперимента заключается в том, что учащиеся привыкли использовать для объяснения характера взаимодействия металлов с солями только электрохимический ряд напряжения металлов. Другой подход к решению этого вопроса им неизвестен. Исследовательская функция эксперимента должна помочь учащимся в осознании многогранности изучаемого свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okislenie_maloaktivnyh_metallov.docx | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ПО ОКИСЛЕНИЮ МАЛОАКТИВНЫХ МЕТАЛЛОВ
В последнее время все отчетливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении химии. Он представляет собой высший этап процесса познания, предполагающий развитие прежде всего мышления учащихся, а не только их памяти. Он позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, воспитания инициативности и активной самостоятельности в учении, укрепления интереса к предмету. Преподавая химию в профильных классах, я занимаюсь разработкой заданий химического практикума, которые способствуют формированию и развитию творческого мышления учащихся, и активно внедряю их в процесс обучения.
Использование развивающего эксперимента в преподавании химии очень актуально, ведь, как показывает практика, школьники слабо владеют научными методами исследования свойств веществ, испытывают значительные затруднения в решении задач поискового характера.
Цель работы: показать возможности развивающего эксперимента при изучении окисления малоактивных металлов.
Основная трудность восприятия эксперимента заключается в том, что учащиеся привыкли использовать для объяснения характера взаимодействия металлов с солями только электрохимический ряд напряжения металлов. Другой подход к решению этого вопроса им неизвестен. Исследовательская функция эксперимента должна помочь учащимся в осознании многогранности изучаемого свойства.
Опыт №1. Взаимодействия меди с раствором хлорида меди(II).
Реактивы и оборудование: концентрированный раствор хлорида меди (II) и хлороводорода, медь (стружки или порошок), вода, химические стакан, демонстрационная пробирка, держатель для пробирки, стакан.
Выполнение опыта. В стакан налить раствор хлорида меди(II) и прилить при перемешивании концентрированную соляную кислоту. Голубовато-зеленоватый цвет раствора меняется на темно - зеленый вследствие образования комплексных ионов [CuCI4].2- Затем часть полученного раствора перелить п пробирку с медным порошком и прокипятить. Далее содержимое пробирки вылить в стакан с водой. При разбавлении полученного раствора водой выпадает осадок белого цвета.
Обсуждение результатов опыта и выводы. После проведения опыта я предлагаю учащимся сделать предположение о том, какое новое нерастворимое в воде соединение образовалось при нагревании меди с концентрированным раствором хлорида меди(II). Как правило, дети могут предложить разные варианты. При дальнейшем анализе учащиеся должны вспомнить, что ионы Cu2+ в растворе обладают слабыми окислительными свойствами. Значит, можно предположить, что при нагревании происходит окислительно-восстановительная реакция между медью и хлоридом меди(II). Учащиеся могут выделить три основных этапа в проведении эксперимента:
- Взаимодействие раствора хлорида меди(II) c концентрированной соляной кислотой
CuCI2 + 2HCI = H2[CuCI4]
- Окислительно-восстановительная реакция между металлом и раствором комплекса
Cu + H2[CuCI4] = 2 H[CuCI2]
- Разбавление раствора водой и разрушение комплексного соединения
H[CuCI2] → CuCI↓ + HCI
Таким образом подтверждается, что медь при определенных условиях может окисляться раствором хлорида меди (II), образуя нерастворимый в воде белый осадок хлорида меди (I).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы» в технологии развивающего обучения
Технологическая карта урока технологии по ФГОС...
Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления.
Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления....
Домашний эксперимент по теме"Металлы"
Домашний эксперимент можно использовать в 9 классе при изучении темы " Металлы"....
Проблемно-развивающий эксперимент в обучении химии
Презентация на тему "Проблемно – развивающий эксперимент в обучении химии в средней школе" Актуальность исследования. Проблемно – развивающий химический эксперимент относитс...
"Способы включения малоактивных детей в различные виды деятельности"
Консультация поможет родителям разобраться, почему некоторые дети малоактивны и как помочь таким малышам...