Урок по теме "Жиры. Моющие средства"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Урок по теме "Жиры. Моющие средства" с использованием ситуационных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiry.doc598 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Мысягина Ирина Васильевна

Район

Городской округ город Кулебаки

Место работы

МБОУ Тёпловская школа

Должность

Учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

 Естествознание,  химия.

Класс

10

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программа и УМК 8-11 класс по химии, авт. Г.Е.Рудзитис

Тема учебного занятия

Одноатомные предельные спирты

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок изучения нового материала

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема 3 «Кислородсодержащие органические соединения»

Урок 1 Одноатомные предельные спирты. Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов.

Урок 2 Многоатомные спирты

Урок 3 Фенолы и ароматические спирты

Урок 4 Карбонильные соединения — альдегиды и кетоны. Свойства и применение альдегидов.

Урок 5 Карбоновые кислоты. Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот.

Урок 6 Практическая работа 2 «Получение и свойства карбоновых кислот».

Урок 7 Сложные эфиры.

Урок 8 Жиры. Моющие средства.

Урок 9 Углеводы. Глюкоза. Олигосахариды. Сахароза

Урок 10 Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза

Урок 11 Практическая работа 3 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную и исследовательскую ситуацию и сформировать знания о жирах, а также расширить представление о многообразии химических соединений. Сформировать понятие жиры, рассмотреть их строение, свойства, применение. Дать понятие о жирах как биологически важных сложных эфирах, познакомить учащихся с превращением жиров в организме, ролью жиров в питании. Обеспечить применение наглядности и лабораторных опытов для лучшего понимания изучаемого материала. Ознакомить учащихся со способами переработки жиров в технике. 

Совершенствовать  информационный метод получения знаний, продолжать учить вырабатывать умение отбирать,  сортировать, выделять главное.

Продолжать формировать  коммуникативные навыки работы, слушать  мнение других и аргументировано высказывать свое.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Создать условия для освоения обучающимися  знаний о жирах, как сложных эфирах глицерина и высших карбоновых кислот. Познакомиться с растительными и животными жирами, их составом, научиться распознавать растительные жиры на основании их непредельного характера. Изучить химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров; применение жиров на основании их свойств; мыла как соли высших карбоновых кислот, моющие свойства мыла.

Обучающиеся получат возможность научиться использовать имеющиеся знания о жирах и мылах, называть их, характеризовать важнейшие химические свойства и способы получения, объективно использовать информацию о жирах и СМС  для экологически грамотного поведения в окружающей среде

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся продолжат формирование умений планировать свою деятельность, получать и обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, оценивать свои учебные достижения, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; обобщать факты и делать выводы.

Развивать информационную компетентность посредством углубления знаний.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся продолжат развитие внутренней мотивации к учению, развитию самостоятельности, социальных и межличностных отношений. Так же обучающиеся убедятся в том, что знания о жирах имеют практическое применение в повседневной жизни

Обучающиеся получат возможность осуществлять самоконтроль своей деятельности, оценивать достигнутые результаты, осознавать личный вклад в решение поставленной проблемы. Так же обучающиеся получат возможность для понимания роли органической химии в повседневной жизни, получат дополнительные знания для профориентации.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся могут планировать, контролировать, оценивать свою деятельность под руководством учителя;

Имеют опыт работы с источниками информации;

знают классификацию органических веществ, номенклатуру, виды изомерии, знают типы химических реакций в органической химии;

могут сравнивать свойства веществ, их строение.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Традиционная балльная (от «2» до «5») оценка

Умение учится.

Умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнерами.

Лист оценки и самооценки

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия.10 класс учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ ∕Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.:Просвещение, 2021.-224с.:ил.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 классе.- М.:Просвещение, 2015

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru/

Мультимедийная презентация «Жиры. Моющие средства»

Техническое обеспечение

Интерактивная доска, компьютер, графический планшет.


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся, пожелание   положительного эмоционального настроя, проверка готовности к уроку.        

Сообщение о форме проведения урока (урок изучения нового материала). 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на урок.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Индивидуальная работа у доски (2 человека)

Задание 1. Составьте уравнение реакции при помощи которых можно осуществить следующие превращения

Этан—Хлорэтан—Этанол-- Уксусная кислота-- Сложный эфир уксусной кислоты и пентанола—Пентанол-- Углекислый газ

Задание 2. Сложные эфиры в составе губной помады

В состав губных помад входят сложные эфиры, например мирициловый эфир пальмитиновой кислоты. Составьте уравнения реакций его получения, зная, что мирициловый спирт имеет состав С30Н61ОН. Напишите реакцию его щелочного гидролиза.

Актуализация опорных  знаний (с остальными обучающимися)

Для лучшего восприятия новой темы, давайте вместе вспомним некоторые понятия из пройденных тем.

-Что такое многоатомные спирты? Напишите формулу глицерина и этиленгликоля.

-Что такое карбоновые кислоты?

Напишите на доске формулы высших карбоновых кислот:

пальмитиновой,

стеариновой,

олеиновой,

линолевой,

линоленовой.

-Что такое сложные эфиры?

-Что такое реакция этерификации?

-Расходуется ли серная кислота в реакции этерификации? Почему?

Два ученика работают у доски, остальные отвечают на  вопросы.

Обучающиеся, отвечая на вопросы готовятся к осознанному восприятию новой темы.

Многоатомные спирты – это органические соединения, в молекулах которых содержится несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.

https://s1.slide-share.ru/s_slide/8612373a2de688c87d919e5d399bd509/533c53a9-84f1-44bd-a565-3bb0718f95a3.jpeg

Карбоновые кислоты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом или атомом водорода.

С15Н31СООН

С17Н35СООН

С17Н33СООН

 С17Н31СООН

С17Н29СООН

Сложные эфиры – это органические вещества, которые образуются в реакциях кислот со спиртами.

Реакция этерификации – это реакция образования сложного эфира.

Нет, так как она является катализатором.

1.3. Создание проблемной ситуации

На прошлом мы изучили тему сложные эфиры, но про них узнали не все. Сегодня мы познакомимся с веществами, которые имеют непосредственное отношение к сложным эфирам. У меня на столе в черном ящике находятся предметы. (Мыло, сливочное масло, олифа, семечки, статуэтка верблюда). То, что находится внутри черного ящика является предметом нашего исследования и темой нашего урока. Предлагаю вам несколько подсказок.

1 подсказка:  Это вещество явилось причиной восстания сипаев в Индии (говяжьим жиром была промаслена бумага патрона, которую необходимо было срывать зубами индийским воинам, но по религиозным законам употреблять в пищу продукты священного животного - коровы было под строгим запретом).

2 подсказка:  Это вещество может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный  процесс в клетке.

 3 подсказка:  В одном из своих путешествий Пушкин отведал приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь такое же", - вспоминал поэт.

4 подсказка:  У животных это вещество - источник энергии, тепла, воды.

5 подсказка: Это вешество, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.

Формулируют наименование изучаемого раздела орг. химии и тему урока. 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Каковы ваши предположения?

Итак, сегодня наш разговор о жирах.

- Что вы знаете о жирах?

- Что вы хотите узнать?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Жиры

- Ответы учащихся

- Строение, физические и химические свойства, синтез жиров.

- Изучить состав, строение, свойства жиров, познакомиться с биологической ролью жиров в нашем организме.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Как мы будем достигать поставленной цели?

Будем работать по плану.

План

1. Строение жиров.

2. Жиры как питательные вещества.

3. Физические свойства жиров.

4. Химические свойства жиров.

5. Применение жиров

Изучим  состав, строение, свойства жиров, познакомимся с биологической ролью жиров в нашем организме.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Давайте вспомним, какие жиры мы знаем из повседневной жизни?

Следовательно, жиры можно разделить на две группы. Жиры могут быть твердые и жидкие. Твердые жиры  в основном животного происхождения, жидкие - растительного.

Строение жиров

Строение жиров было установлено французским химиком Эженом Шеврёлем в 1811 году. Он нагревал жир с водой в присутствии   щелочи, т.е. проводил гидролиз жира. В результате гидролиза он выделил глицерин и различные карбоновые кислоты.

В 1854 году французский химик Марселен Бертло  осуществил обратный процесс – синтезировал жиры, используя глицерин и  высшие карбоновые кислоты.

Исходя из этого, сделайте вывод из чего состоят жиры?

Итак, жир - это сложный эфир глицерина и высших жирных кислот. Важное участие в образовании жиров принимают  различные высшие карбоновые кислоты - предельные и непредельные, но из спиртов - только один – глицерин.

Пальмитиновая кислота –                С15Н31СООН        

Стеариновая кислота -                     С17Н35СООН

Олеиновая  кислота -                      С17Н33СООН

Линолевая кислота -                      С17Н31СООН            

Линоленовая кислота -                      С17Н29СООН

Мы видим из схемы, что твердые жиры образованы в основном предельными карбоновыми кислотами (пальмитиновая, стеариновая), а жидкие  - главным образом высшими непредельными  кислотами (олеиновая, линолевая, линоленовая).

Давайте рассмотрим реакцию получения жиров, т.е. реакцию этерефикации (образование сложных эфиров).

Физические свойства

Экспериментальная часть

В пробирки с бензином, водой, этанолом поместите по кусочку жира и встряхните.

Что же  такое жиры с точки зрения химии?

Химические свойства

Реакция гидролиза

Так  как жиры – это сложные эфиры, то химические свойства определены принадлежностью их к этому классу. Поэтому наиболее характерная реакция для жиров - гидролиз

Жиры гидролизуются водой при высокой температуре. Кроме реакции с водой, гидролиз жиров осуществляется под действием минеральных кислот, щелочей, ферментов (в живых организмах).

Реакция гидролиза используется в технике для получения из жиров глицерина, карбоновых кислот, мыла.

Омыление жиров

При гидролизе в присутствии щелочи образуется глицерин и соль карбоновой кислоты (мыло). Поэтому такие реакции называются омылением жиров.

Допишите реакцию щелочного гидролиза жира

Реакция гидрирования

Какие жиры будут подвергаться реакции гидрирования?

(Реакция в учебнике на странице 142)

Применение жиров

Жиры - ценный пищевой продукт

В медицине (рыбий жир, облепиховое масло)

Получение мыла

Получение маргарина

Получение глицерина

Получение олифы

(Учащиеся высказывают свои мнения)

Делают вывод из чего состоит жир.

Записывают определение в тетрадь.

Учащимися предлагается дописать в схему примеры растительных и животных жиров.

Учащиеся делают вывод: Все жиры легче воды. В воде они не растворяются, но хорошо растворяются в органических растворителях.

Дописывают реакцию гидролиза жира (один человек у доски)

Дописывают реакцию щелочного гидролиза жира (один человек у доски)

Отвечают, что гидрированию подвергаются жиры образованные непредельными карбоновыми кислотами.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Трагедия в 11 километровом тоннеле в Альпах

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/9108_d.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/9108_e.jpeg

24 марта 1999 года бельгийская фура с грузом муки и маргарина загорелась при движении по Монбланскому туннелю в Альпах. Возможная причина пожара – брошенный кем-то из окна окурок, попавший в воздухозаборник грузовика и воспламенивший бумажный фильтр. Водитель фуры был вынужден остановиться в центре 11-километрового туннеля, после чего пожар начал быстро распространяться – 23 тонны разлившегося маргарина горели не хуже нефти. Из-за разницы в погодных условиях на разных сторонах горной гряды, давление на французской стороне было существенно ниже, и огню был обеспечен мощный приток воздуха со стороны Италии. 40 автомобилей оказались в смертельной ловушке. В результате заживо сгорели 38 человек. Тоннель превратился в крематорий. 53 часа бушевал пожар.

О каком свойстве жиров здесь рассказано?

Что необходимо сделать, если на сковороде загорелся жир?

Почему пятно из растительного масла трудно вывести?

Почему пятна от растительного масла, особенно горячего, через несколько дней уже невозможно вывести с одежды с помощью растворителя и в то же время пятно от растопленного сала или сливочного масла можно без труда удалить с помощью того же растворителя даже спустя довольно длительный период времени?

Коварное вещество в алюминиевом бидоне

В годы Великой Отечественной войны женщина в трамвае в алюминиевом бидоне везла жидкое вещество, из которого дома собиралась сварить мыло. Через некоторое время из бидона стала вытекать тонкая струйка этой жидкости. По ней ходили люди в валенках и скоро заметили, что подошва у валенок начала расползаться. Люди получили химические ожоги.  Какое вещество везла эта женщина? Почему стал протекать бидон? Как это вещество используют в получении мыла?

Почему нельзя стирать темные вещи с мылом в жесткой воде?

Если постирать темные вещи с мылом в жесткой воде, то после стирки и полоскания на них останется «седой» налет.

Как его устранить и что можно сделать для предотвращения его образования?

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Тест (1 вариант нечетные номера, 2 вариант четные)

1.Жиры – это:

а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,

б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.

2. Растительные и животные жиры отличаются:

а) по растворимости в воде,

б) составом спирта,

в) составом высших карбоновых кислот.

3. Жиры хорошо растворяются:

а) в органических растворителях,

б) в воде,

в) в растворе кислот.

4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:

а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,

б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,

в) маргарин и глицерин.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:

а) гидратации,

б) дегидрирования,

в)гидрирования

6. Мыла – это:

а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,

б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,

в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.

8. При какой температуре при жарении на масле образуется токсический акролеин:

а) 100°С

б) 180°С

в) 120°-130°С

9. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир

а) Бутлеров

б) Бертло

в) Шеврёль

10. Строительная функция жиров осуществляется:

а) в образовании воды,

б) в сохранении тепла,

в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2.При изучении материала, что вызвало наибольшую трудность?

3.Как вы считаете, достигли ли мы целей?

Я вам предлагаю пройтись по лесенке «Мое состояние» и отметить, на какой ступеньке находитесь вы.

Лесенка «Мое состояние»

 Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки. 
                                                                                 Комфортно 
                                                Уверен в своих силах 
                                  Хорошо 
                       Плохо 
Крайне плохо 

Д/з Пар 30 Задача

Известно, что “корабли пустыни” верблюды могут подолгу не пить. При этом вода в их организм поступает из жировых отложений в горбе. Запас жира у верблюда может достигать 120 кг. Если считать, что весь верблюжий жир состоит из тристеарата С57Н110О6 – эфира глицерина и самой распространенной жирной кислоты – стеариновой, определите массу воды, образующуюся в результате полного окисления всего жира

Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке.


 

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

химия и моющие средства

Элективный курс для предпрофильной подготовки в 9 классе позволяет расширить знания обучающихся  и мотивировать на обучение в средней профильной  школе...

Мыло и синтетические моющие средства.

История получения мыла, его состав и свойства....

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Конспект урока по теме: "Средства защиты при работе с моющими средствами для уборки санузла", презентация.

Цель данного урока:  расширить и обобщить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты, используемых при работе с моющими средствами.  Урок сопровождается показом слайдов с помощью муль...

Определение коэффициента поверхностного натяжения синтетических моющих средств

Определение коэффициента поверхностного натяжениясинтетических моющих средств...

Конспект урока: МОП 5 класс «Влияние моющих веществ на здоровье. Техника безопасности при работе с моющими средствами»

Цель урока: узнать как влияют моющие средства на здоровье, познакомить с разнообразием моющих средств, научить пользоваться моющими средствами, соблюдая технику безопасности. Методическое рснащение ур...

Технологическая карта урока технологии в 7 классе «Гигиена жилища. Подбор моющих средств для уборки помещения»

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами и содержанием уборки в жилом помещении, бытовыми приборами для уборки и создания микроклимата в помещении; научить школьник...