Открытый урок "Определение среды растворов чистящих и моющих средств с помощью универсального и природных индикаторов"
опыты и эксперименты по химии (8 класс)

Нурмухаметова Фатима Бакитжановна

В ходе проведения практической работы развивается интерес к предмету, стремление углубленно изучать предмет, осмысленный выбор предмета  для сдачи  ЕГЭ, осмысленный выбор будущей профессии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Определение среды растворов  чистящих и моющих средств

с помощью универсального и природных индикаторов»

 Цель  работы: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

Универсальный индикатор

Сок

вишни

Сок

ирги

Черная смородина

Отвар из лепестков роз

Среда раствора

     

Fairy

Сорти

Сода

Порошок

«Миф»

уксусная кислота

лимонная кислота

Выводы:  ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:   Дополнить таблицу,  исследовав  имеющиеся дома средства бытовой химии  с помощью природных индикаторов.  ( Природные индикаторы – соки ярко окрашенных ягод, овощей, лепестки цветов.  Для приготовления  индикаторов необходимо 50 г. ягод  залить  200 мл. воды (можно меньше),  прокипятить в течение 1-2 минут, раствор отфильтровать).

        

Дерзайте, Вы талантливы!

Справочная таблица для определения среды

с помощью природных индикаторов

Сырье для индикаторов

Естественный

цвет   рН = 7

В кислотной среде

рН < 7

В щелочной среде

рН > 7

Сок вишни

Темно-красный

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета

Сок ирги

Бордовый

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета

Черная смородина

Бордовый

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого,  сиреневого цвета

Отвар

из лепестков роз

Темно-коричневый

Бесцветный

Жёлтый

Справочная таблица для определения среды

с помощью природных индикаторов

Сырье для индикаторов

Естественный

цвет   рН = 7

В кислотной среде

рН < 7

В щелочной среде

рН > 7

Сок вишни

Темно-красный

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета

Сок ирги

Бордовый

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета

Черная смородина

Бордовый

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого,  сиреневого цвета

Отвар

из лепестков роз

Темно-коричневый

Бесцветный

Жёлтый

Справочная таблица для определения среды

с помощью природных индикаторов

Сырье для индикаторов

Естественный

цвет   рН = 7

В кислотной среде

рН < 7

В щелочной среде

рН > 7

Сок вишни

Темно-красный

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета

Сок ирги

Бордовый

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета

Черная смородина

Бордовый

Оттенки розового цвета

Оттенки зеленого,  сиреневого цвета

Отвар

из лепестков роз

Темно-коричневый

Бесцветный

Жёлтый

План проведения  группового занятия

по химии в 8-1 и 8-2 классах МКОУ СОШ № 10.

Практическая работа

«Определение среды растворов  чистящих и моющих средств

с помощью природных индикаторов»

Цели:  - развивать логическое мышление, умения сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

-  способствовать расширению кругозора учащихся, учить применять полученные знания в повседневной жизни;

- развивать интерес к предмету, способствовать углубленному изучению химии;

- развивать практические навыки  по проведению экспериментов;

- развивать коммуникативные качества личности;

- воспитывать культуру труда;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы: - эксперимент;

                - наблюдение;

                - сравнение;

                - анализ 

Ожидаемые результаты:  - развитие интереса к предмету;

                                               - стремление углубленно изучать предмет;

                                               - осмысленный выбор предмета  для сдачи  ЕГЭ;

                                               - осмысленный выбор будущей профессии.

Формы работы:  индивидуальная работа; работа в парах, работа в группах; фронтальная работа.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Этап актуализации знаний:  - Химические загадки

    Начать сегодняшнее занятие  я  хочу с загадок:

              Попасть в кислоту – есть ли горше удача?
             Но он перетерпит без вздохов, без плача.
             Начнётся не жизнь, а сплошная малина
             Зато в щелочах у …………(у фенолфталеина)

Ах, что же я поделаю с собой –                        От щёлочи  я жёлт, как в лихорадке,
Ведь в щёлочи я сине-голубой                          Краснею от кислот, как от стыда.
А в кислоте быть синим я не смею:                  Но бросаюсь в воду без оглядки,
Я - ……., и в кислотах я краснею                     И здесь уж не заест меня среда.

                                                                                    

       -Что общего между всеми этими веществами?  Правильно, эти вещества называются индикаторами.
       - Что такое индикаторы?  Виды индикаторов  (слайды №         )

       - История открытия индикаторов  (презентация Алины Бочковой).

       - Значение рН  в различных средах (слайд №     )

        - И ещё один вопрос, ответ на который я вас просила найти в доп. источниках информации:  Что такое кислотная мантия? Чему равно  значение рН  кожи человека?

(слайд № ) Эти знания пригодятся вам в дальнейшей нашей работе.

3. Этап изучения нового:

     Практическая работа  «Определение среды растворов  чистящих и моющих средств

    с помощью природных индикаторов».

     Перед вами на столе лежат  листы с ходом практической работы.  Первое что нам необходимо сделать, это определиться с целью нашего занятия.  Сейчас  в течение 3 мин. в группах по 4 человека  вам необходимо сформулировать  её. Хочу обратить ваше внимание что кроме очевидной цели, вытекающей из темы занятия, вы должны сформулировать ещё одну, используя  вопросы , которые мы с вами сейчас повторили.

- Время истекло, слушаю ваши варианты!  (Слайды №   )

 -Сегодня мы с вами будем испытывать различные моющие и чистящие средства с помощью  природных индикаторов.  Поэтому ознакомимся с оборудованием, необходимым для нашего занятия.   Напомнить  правила ТБ!

(Смотрим таблицу, которую они будут заполнять, а так же справочную таблицу с цветами индикаторов).

   - Проводим опыты, сверяем результаты со справочной таблицей, делаем выводы о среде каждого из испытываемых веществ.

4. Подведение итогов работы:   Сейчас нам нужно  подвести итоги нашей деятельности! Необходимо сделать выводы по работе! Вы вновь работаете в группах по 4 человека и в течение 3 мин.  и формулируете выводы.

       Итак,  ребята! Мы сегодня с вами испытали  всего несколько средств бытовой химии, а их огромное множество! Поэтому в таблице  я оставила свободные ячейки, чтобы дома вы их дополнили и листочки с работой сдали в понедельник (в конце листа дом. задание).

5. Рефлексия.   А теперь я хочу чтобы вы выразили свое отношение, мнение о проведенном занятии!  Если вам было интересно, то налейте в пробирку индикатор красного цвета;  если нет , то поднимите пробирку с раствором зеленого цвета!                                            Спасибо всем за работу, до свидания!

                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории открытия химических индикаторов Химия 8 класс

Слайд 2

История индикаторов начинается в XVII веке.

Слайд 3

Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора.

Слайд 4

В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии.

Слайд 5

Первый индикатор для обнаружения кислот, оснований, названный по имени лишайника лакмусом был открыт благодаря опытам Роберта Бойля.

Слайд 6

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, приобретает в щелочной среде малиновый цвет, а в нейтральной и кислой он бесцветен.

Слайд 7

Синтез фенолфталеина впервые осуществил в 1871 году немецкий химик Адольф фон Байер, будущий лауреат Нобелевской премии.

Слайд 8

Что касается индикатора метилового оранжевого, он действительно оранжевый в нейтральной среде. В кислотах его окраска становится розово-малиновой, а в щелочах – желтой.

Слайд 9

В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором. Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора.

Слайд 10

Для определения характера среды используется рН-шкала . Термин рН образовался от датского слова potenz – степень и «Н» - символа водорода. рН - величина, характеризующая концентрацию ионов водорода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Попасть в кислоту – есть ли горше удача? Но он перетерпит без вздохов, без плача. Начнётся не жизнь, а сплошная малина Зато в щелочах у ФЕНОЛФТАЛЕИНА

Слайд 3

Ах, что же я поделаю с собой – Ведь в щелочах я сине-голубой. А в кислоте быть синим я не смею Я - ……., и в кислотах я краснею!

Слайд 4

От щёлочи я жёлт, как в лихорадке, Краснею от кислот, как от стыда. Но бросаюсь в воду без оглядки, И здесь уж не заест меня среда.

Слайд 5

Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator , что означает «указатель».

Слайд 6

Индикаторы: химические и природные

Слайд 8

Кислотная мантия кожи (мантия Маркионини ) образована смесью кожного сала и пота, в которую добавлены органические кислоты - молочная, лимонная и другие. Кислотная мантия кожи является первым звеном защиты от микроорганизмов, поскольку кислая среда зачастую является для них губительной. рН кожи = 5,5

Слайд 9

Природные индикаторы

Слайд 10

Определение среды растворов моющих и чистящих средств с помощью природных индикаторов

Слайд 11

- изучить среду растворов моющих и чистящих средств с помощью природных индикаторов; Цель работы :

Слайд 12

- рассмотреть воздействие моющих и чистящих средств на кожу рук.

Слайд 13

Универсальный индикатор Сок вишни Сок ирги Сок черной смородины Отвар из лепестков роз Среда раствора Средство для мытья посуды « FAIRY » Средство для мытья посуды «СОРТИ» СОДА Порошок «МИФ»

Слайд 14

Часть моющих и чистящих средств имеют щелочную среду. Поэтому работать с данными средствами необходимо в перчатках, т.к. щелочь вызывает сухость кожи, способствует разрушению кожной мантии. Вывод :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно -исследовательская работа "Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов"

В работе исследуется изменение цвета различных природных индикаторов при разных значениях ph, а так же возможность их применения в бытовых условиях....

Открытое мероприятие среди учащихся 8 классов посвященное ОВ 1812 года

Познакомиться с ходом Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить в чем заключался ее народный характер.Развивать навыки работы с документами, с картой, умения в...

Открытый урок: "Среда обитания компьютерных вирусов. Пути и механизмы распространения."

Урок разрабатывался по предмету Программное обеспечение для специльности Оператор ЭВМ....

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых  серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Природные индикаторы

Ученица изучила понятие "индикаторы" и самостоятельно изготовила индикаторные бумажки...

Цифровая образовательная среда: практические приёмы оказания индивидуальной помощи обучающимся

Статья в рамках обмена опытом на тему  "Цифровая образовательная среда: практические приёмы оказания индивидуальной (адресной) помощи обучающимся"В статье представлен личный опыт исполь...