Открытый урок "Определение среды растворов чистящих и моющих средств с помощью универсального и природных индикаторов"
опыты и эксперименты по химии (8 класс)
В ходе проведения практической работы развивается интерес к предмету, стремление углубленно изучать предмет, осмысленный выбор предмета для сдачи ЕГЭ, осмысленный выбор будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.63 КБ |
![]() | 964.25 КБ |
![]() | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
«Определение среды растворов чистящих и моющих средств
с помощью универсального и природных индикаторов»
Цель работы: _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Универсальный индикатор | Сок вишни | Сок ирги | Черная смородина | Отвар из лепестков роз | Среда раствора | |
Fairy | ||||||
Сорти | ||||||
Сода | ||||||
Порошок «Миф» | ||||||
уксусная кислота | ||||||
лимонная кислота | ||||||
Выводы: ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: Дополнить таблицу, исследовав имеющиеся дома средства бытовой химии с помощью природных индикаторов. ( Природные индикаторы – соки ярко окрашенных ягод, овощей, лепестки цветов. Для приготовления индикаторов необходимо 50 г. ягод залить 200 мл. воды (можно меньше), прокипятить в течение 1-2 минут, раствор отфильтровать).
Дерзайте, Вы талантливы!
Справочная таблица для определения среды
с помощью природных индикаторов
Сырье для индикаторов | Естественный цвет рН = 7 | В кислотной среде рН < 7 | В щелочной среде рН > 7 |
Сок вишни | Темно-красный | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета |
Сок ирги | Бордовый | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета |
Черная смородина | Бордовый | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, сиреневого цвета |
Отвар из лепестков роз | Темно-коричневый | Бесцветный | Жёлтый |
Справочная таблица для определения среды
с помощью природных индикаторов
Сырье для индикаторов | Естественный цвет рН = 7 | В кислотной среде рН < 7 | В щелочной среде рН > 7 |
Сок вишни | Темно-красный | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета |
Сок ирги | Бордовый | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета |
Черная смородина | Бордовый | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, сиреневого цвета |
Отвар из лепестков роз | Темно-коричневый | Бесцветный | Жёлтый |
Справочная таблица для определения среды
с помощью природных индикаторов
Сырье для индикаторов | Естественный цвет рН = 7 | В кислотной среде рН < 7 | В щелочной среде рН > 7 |
Сок вишни | Темно-красный | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета |
Сок ирги | Бордовый | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, синего, сиреневого цвета |
Черная смородина | Бордовый | Оттенки розового цвета | Оттенки зеленого, сиреневого цвета |
Отвар из лепестков роз | Темно-коричневый | Бесцветный | Жёлтый |
План проведения группового занятия
по химии в 8-1 и 8-2 классах МКОУ СОШ № 10.
Практическая работа
«Определение среды растворов чистящих и моющих средств
с помощью природных индикаторов»
Цели: - развивать логическое мышление, умения сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- способствовать расширению кругозора учащихся, учить применять полученные знания в повседневной жизни;
- развивать интерес к предмету, способствовать углубленному изучению химии;
- развивать практические навыки по проведению экспериментов;
- развивать коммуникативные качества личности;
- воспитывать культуру труда;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методы: - эксперимент;
- наблюдение;
- сравнение;
- анализ
Ожидаемые результаты: - развитие интереса к предмету;
- стремление углубленно изучать предмет;
- осмысленный выбор предмета для сдачи ЕГЭ;
- осмысленный выбор будущей профессии.
Формы работы: индивидуальная работа; работа в парах, работа в группах; фронтальная работа.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Этап актуализации знаний: - Химические загадки
Начать сегодняшнее занятие я хочу с загадок:
Попасть в кислоту – есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Начнётся не жизнь, а сплошная малина
Зато в щелочах у …………(у фенолфталеина)
Ах, что же я поделаю с собой – От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,
Ведь в щёлочи я сине-голубой Краснею от кислот, как от стыда.
А в кислоте быть синим я не смею: Но бросаюсь в воду без оглядки,
Я - ……., и в кислотах я краснею И здесь уж не заест меня среда.
-Что общего между всеми этими веществами? Правильно, эти вещества называются индикаторами.
- Что такое индикаторы? Виды индикаторов (слайды № )
- История открытия индикаторов (презентация Алины Бочковой).
- Значение рН в различных средах (слайд № )
- И ещё один вопрос, ответ на который я вас просила найти в доп. источниках информации: Что такое кислотная мантия? Чему равно значение рН кожи человека?
(слайд № ) Эти знания пригодятся вам в дальнейшей нашей работе.
3. Этап изучения нового:
Практическая работа «Определение среды растворов чистящих и моющих средств
с помощью природных индикаторов».
Перед вами на столе лежат листы с ходом практической работы. Первое что нам необходимо сделать, это определиться с целью нашего занятия. Сейчас в течение 3 мин. в группах по 4 человека вам необходимо сформулировать её. Хочу обратить ваше внимание что кроме очевидной цели, вытекающей из темы занятия, вы должны сформулировать ещё одну, используя вопросы , которые мы с вами сейчас повторили.
- Время истекло, слушаю ваши варианты! (Слайды № )
-Сегодня мы с вами будем испытывать различные моющие и чистящие средства с помощью природных индикаторов. Поэтому ознакомимся с оборудованием, необходимым для нашего занятия. Напомнить правила ТБ!
(Смотрим таблицу, которую они будут заполнять, а так же справочную таблицу с цветами индикаторов).
- Проводим опыты, сверяем результаты со справочной таблицей, делаем выводы о среде каждого из испытываемых веществ.
4. Подведение итогов работы: Сейчас нам нужно подвести итоги нашей деятельности! Необходимо сделать выводы по работе! Вы вновь работаете в группах по 4 человека и в течение 3 мин. и формулируете выводы.
Итак, ребята! Мы сегодня с вами испытали всего несколько средств бытовой химии, а их огромное множество! Поэтому в таблице я оставила свободные ячейки, чтобы дома вы их дополнили и листочки с работой сдали в понедельник (в конце листа дом. задание).
5. Рефлексия. А теперь я хочу чтобы вы выразили свое отношение, мнение о проведенном занятии! Если вам было интересно, то налейте в пробирку индикатор красного цвета; если нет , то поднимите пробирку с раствором зеленого цвета! Спасибо всем за работу, до свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История индикаторов начинается в XVII веке.
Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора.
В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии.
Первый индикатор для обнаружения кислот, оснований, названный по имени лишайника лакмусом был открыт благодаря опытам Роберта Бойля.
Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, приобретает в щелочной среде малиновый цвет, а в нейтральной и кислой он бесцветен.
Синтез фенолфталеина впервые осуществил в 1871 году немецкий химик Адольф фон Байер, будущий лауреат Нобелевской премии.
Что касается индикатора метилового оранжевого, он действительно оранжевый в нейтральной среде. В кислотах его окраска становится розово-малиновой, а в щелочах – желтой.
В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором. Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора.
Для определения характера среды используется рН-шкала . Термин рН образовался от датского слова potenz – степень и «Н» - символа водорода. рН - величина, характеризующая концентрацию ионов водорода.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Попасть в кислоту – есть ли горше удача? Но он перетерпит без вздохов, без плача. Начнётся не жизнь, а сплошная малина Зато в щелочах у ФЕНОЛФТАЛЕИНА
Ах, что же я поделаю с собой – Ведь в щелочах я сине-голубой. А в кислоте быть синим я не смею Я - ……., и в кислотах я краснею!
От щёлочи я жёлт, как в лихорадке, Краснею от кислот, как от стыда. Но бросаюсь в воду без оглядки, И здесь уж не заест меня среда.
Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator , что означает «указатель».
Индикаторы: химические и природные
Кислотная мантия кожи (мантия Маркионини ) образована смесью кожного сала и пота, в которую добавлены органические кислоты - молочная, лимонная и другие. Кислотная мантия кожи является первым звеном защиты от микроорганизмов, поскольку кислая среда зачастую является для них губительной. рН кожи = 5,5
Природные индикаторы
Определение среды растворов моющих и чистящих средств с помощью природных индикаторов
- изучить среду растворов моющих и чистящих средств с помощью природных индикаторов; Цель работы :
- рассмотреть воздействие моющих и чистящих средств на кожу рук.
Универсальный индикатор Сок вишни Сок ирги Сок черной смородины Отвар из лепестков роз Среда раствора Средство для мытья посуды « FAIRY » Средство для мытья посуды «СОРТИ» СОДА Порошок «МИФ»
Часть моющих и чистящих средств имеют щелочную среду. Поэтому работать с данными средствами необходимо в перчатках, т.к. щелочь вызывает сухость кожи, способствует разрушению кожной мантии. Вывод :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно -исследовательская работа "Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов"
В работе исследуется изменение цвета различных природных индикаторов при разных значениях ph, а так же возможность их применения в бытовых условиях....

Открытое мероприятие среди учащихся 8 классов посвященное ОВ 1812 года
Познакомиться с ходом Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить в чем заключался ее народный характер.Развивать навыки работы с документами, с картой, умения в...
Открытый урок: "Среда обитания компьютерных вирусов. Пути и механизмы распространения."
Урок разрабатывался по предмету Программное обеспечение для специльности Оператор ЭВМ....

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Природные индикаторы
Ученица изучила понятие "индикаторы" и самостоятельно изготовила индикаторные бумажки...

Цифровая образовательная среда: практические приёмы оказания индивидуальной помощи обучающимся
Статья в рамках обмена опытом на тему "Цифровая образовательная среда: практические приёмы оказания индивидуальной (адресной) помощи обучающимся"В статье представлен личный опыт исполь...