конспект урока по теме ОВР
план-конспект урока по химии (11 класс)
подход к решению заданий по теме окислительно- восстановительные реакции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_ovr.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Составление окислительно – восстановительных реакций. Системный подход к решению задания №29 ЕГЭ».
Цель урока: расширить и углубить знания о ОВР; совершенствовать умения и навыки в составлении ОВР; формировать способность учащихся к применению имеющихся знаний в новой ситуации; научить учащихся выполнять задания ЕГЭ.
Задачи: образовательные: рассмотреть правила и алгоритмы составления уравнений ОВР; научить учащихся определять возможность протекания реакции между данными веществами; научить определять продукты реакции с опорой на схемы; раскрыть сущность методов полуреакций и подстрочного метода; совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов; познакомить учащихся с заданиями ЕГЭ, научить применять знания для решения конкретных задач; научить системному подходу к решению задания №29 в формате ЕГЭ.
Развивающие: развивать мышление учащихся, научить делать логические выводы из наблюдений; развивать умение выделять общие и существенные признаки; отличать несущественные признаки; умение применять знания на практике; закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать со справочным материалом (таблицы, опорные схемы, справочники и т.д.); развивать познавательные умения: выделять главное, вести конспект, делать выводы.
Воспитательные: формировать интерес учащихся к изучению химии, умение использовать приобретённые знания в практических целях (например, применение ОВР для получения металлов и других веществ; роль окислительно-восстановительных процессов в коррозии металлов и защита от неё и т.д.); воспитание мотивации к обучению, ответственного и серьёзного отношения к занятиям; воспитание дисциплинированности, умения работать в коллективе, уважения к учителю и одноклассникам.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: проблемное, исследовательское, групповое и дифференцированное обучение; ИКТ.
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, частично-поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций; индивидуальная работа и в группах.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: учебник О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс»; материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии (под ред. Кавериной А.А.); таблица растворимости веществ в воде; электрохимический ряд напряжения металлов; опорные схемы по теории ОВР; мультимедийные средства .
Оборудование: растворы веществ: KMnO4, H2SO4, KOH, Na2SO3, необходимые для проведения демонстрационного эксперимента (ОВР в различных средах).
карточки задания для самостоятельной работы.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся составлять уравнения ОВР, в которых не указаны реагенты (задания 29 ЕГЭ).
Личностные: продолжат формирование коммуникативной компетентности в
общении и партнерстве со сверстниками в процессе учебно - исследовательской
деятельности.
Коммуникативные: получат возможность отработать навыки построения понятных
для собеседника речевых высказываний, уметь слушать собеседника, адекватно и
осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.
Метапредметные: продолжат формирование умения самостоятельно планировать
пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения
учебных и познавательных задач, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Опрос: А) теоретическая часть – вопросы: какие реакции называются окислительно- восстановительными, что называется процессом окисления/восстановления; как изменяется степень окисления элемента при восстановлении/окислении и т.п.
Б) Практическая часть. 1А. Какие из приведенных ниже процессов представляют собой: окисление, какие – восстановление. Определите число принятых или отданных в каждом случае электронов.
1 вариант | 2 вариант |
А) Cl+5→ Cl+7 Б) Аl0 → Al+3 В) Cu+2 → Cu0 | А)O20 → 2O-2 Б) N+5 → N+3 В) 2N-3 → N20 |
1 Б. Расставить коэффициенты методом электронного баланса методом электронного баланса, указать окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления; указать тип реакции
1 вариант | 2 вариант |
А) Cu(NO3)2 → CuO + NO2 +O2↑ Б) Br2 + NaOH → NaBrO3 +NaBr +H2O В) S + KClO3 → SO2 + KCl | А) KClO3 + P → P2O5 + KCl Б) FeS2 + O2 → Fe2O3 + SO2 В) HNO2 → NO + NO2 + O2↑ |
3. Изложение нового материала.
Для ОВР, протекающих в растворах, существенную роль играет среда раствора, так как часто продукты восстановления большинства окислителей зависят от реакции среды, в которой протекает данная ОВР. Метод электронного баланса для таких ОВР имеет ряд недостатков: не учитывает реально существующие ионы в растворе; не позволяет прогнозировать продукты ОВР.
Влияние среды раствора, в котором протекает восстановление перманганат-иона, можно отразить следующей схемой:
Mn2+←(H+)← MnO4-→(OH-)→MnO42-
↓
(H2O)
↓
MnO2
Рассмотрим реакцию восстановления перманганата калия нитритом натрия в сернокислой среде. Нитрит натрия в результате окисления превращается в нитрат натрия. Катионы Mn2+, образующиеся в результате восстановления перманганата калия, связываются сульфат-ионами в сульфат марганца (II).
KMnO4 + NaNO2 + H2SO4 → MnSO4 + NaNO3 + K2SO4 + H2O.
Электронный баланс: Mn+7 (+5е-) → Mn+2│2
N+3 (- 2e-) → N+5 │5
2KMnO4 + 5 NaNO2 +3 H2SO4 → 2MnSO4 + 5NaNO3 + K2SO4 + 3H2O.
Как видно, при составлении электронных уравнений мы вычленяем отдельные атомы, которые на самом деле в растворе отсутствуют.
В электронно-ионном методе (метод полуреакций) коэффициенты находят с помощью электронно-ионных уравнений. Последние отличаются от электронных уравнений (метод электронного баланса) тем, что в них учитывают ионы, образующиеся в результате диссоциации реагирующих веществ и реально существующие в водном растворе (учитель предлагает написать данное уравнение в полной ионной форме, после чего выписать из него частицы, несущие в себе окислитель и восстановитель и продукты их превращений).
При составлении электронно-ионных уравнений следует учитывать изменение не только зарядов ионов, но, весьма часто, и их состава, например, при восстановлении перманганат-иона по схеме: MnO4- → Mn2+, и во многих других случаях. Такие взаимные переходы сопряжены в общем случае с участием в них молекул воды или содержащихся в расвторе ионов Н+ и ОН-. Если реакция идет в кислой среде, то при составлении полуреакций используют ионы Н- или молекулы Н2О; в щелочной среде – ионы ОН- или молекулы Н2О; в нейтральной среде – ионы Н+, ОН- и молекулы Н2О.
При составлении электронно-ионных уравнений необходимо обратить внимание на число атомов кислорода в исходных и образующихся частицах – молекулах, ионах. В связи с этим целесообразно опираться на следующие правила:
Правило 1
Если исходная частица (А) содержит кислорода больше, чем образующаяся (Б), то освобождающийся кислород связывается в кислых растворах ионами Н+ в воду (1), а нейтральных и щелочных растворах – в гидроксид-ионы (2):
- О2- + 2Н+ → Н2О или А + Н+ → Б + Н2О
- О2- + Н2О → 2ОН- или А + Н2О → Б + ОН-
Правило 2
Если исходная частица (А) содержит кислорода меньше, чем образующаяся (Б), то недостаток атомов кислорода восполняется в кислых и нейтральных растворах за счет молекул воды (1), а в щелочных – за счет гидроксид-ионов (2):
- Н2О → О2- + 2Н+ или А + Н2О → Б + 2Н+
- 2ОН- → О2- + Н2О или Б + ОН- → Б + Н2О
В соответствии с вышеописанными правилами составим электронно-ионные уравнения (полуреакции).
Рассмотрим последовательность, которой рекомендуется придерживаться при составлении окислительно – восстановительных реакций.
Пример 1. При окислении K2SO3 перманганатом калия в кислой среде последний восстанавливается в ионы
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со способами определения продуктов в ОВР и еще двумя методами расстановки коэффициентов в схеме реакций – методом полуреакций и подстрочным методом составления ОВР.
Чтобы приступить к написанию схемы реакции, необходимо ответить на вопрос: а возможна ли ОВР между данными веществами? Здесь необходимо помнить о том, что во время протекания любой ОВР один из участников реакции окисляется (степень окисления его при этом повышается), а другой – восстанавливается (степень окисления при этом понижается). Исходя из этого, следует, что если оба участника реакции находятся в состояниях с наиболее высокой или, наоборот, наиболее низкой степенью окисления, то реакция между ними невозможна.
Для составления схемы реакции необходимо учитывать влияние среды на характер протекания ОВР и на особенности некоторых соединений в этих реакциях.
Проецируется на доску приведенная ниже схема: Окислители и восстановители. Продукты реакции.
Окислители | Восстановители |
Галогены и их соединения (исключение – фтор) | |
Hal2 → 2Hal- HalO- → Hal- HalO3- → Hal- |
2Hal- → Hal2
|
Соединения марганца | |
MnO4- → MnO42- (щелочная среда) MnO4- → Mn2+ (кислая среда) MnO4- → MnO2 (нейтральная среда) MnO2 →Mn2+ (кислая среда) |
Mn2+ → MnO2 |
Соединения хрома | |
Cr2O72- → 2Cr3+ (кислая среда) | Cr3+ → CrO42- (щелочная среда) Cr3+ → Cr2O72- (кислая среда) |
Соединения свинца, олова, железа | |
PbO2 → Pb2+ (кислая среда) Sn4+ → Sn2+ Fe3+ → Fe2+ | Sn2+ → Sn4+ Fe2+ → Fe3+ |
Соединения серы | |
SO42- + KI → S2- SO42- + KBr → S0 SO32- → S0 (кислая среда) H2SO4 H2SO4 (разб) + Ме (левее Н2 в ряду активности) → Н2↑ H2SO4 (конц) + тяжел.Ме, неме- таллы, KBr → S+4O2 + актив.Ме, сильн.восст-ли → H2S или S0 | S0→ SO2 S2- → S0 SO32- → SO42- |
Соединения азота | |
NO2- → N+2O (кислая среда) HNO3 c Me HNO3 (разб) + малоакт.Ме → N+2O + активн.Ме → N2+1 O HNO3 (оч.разб) + активн.Ме→ N-3H4NO3 HNO3 (конц) + тяжел.Ме →N+4O2 + неметалл →N+4O2 + Na2S → N+4O2 | N-3H3 → N20 NO2- → NO3- |
Окисление H2O2 | Восстановление Н2О2 |
Кисл.среда Н2О2- 2е- → О2↑ + 2Н+ Щел.среда Н2О2 + 2ОН- - 2е- →О2↑+2Н2О Нейтр.среда Н2О2 -2е- → О2↑ + 2Н+ | Н2О2 +2Н+ + 2е- → 2Н2О Н2О2 + 2е- → 2ОН- Н2О2 + 2е- → 2ОН- |
Электронно – ионный метод основан на составлении уравнений для процессов окисления и восстановления реально существующих ионов с последующим их суммированием в общее уравнение. Ионы, которые не изменяются в ходе реакции, в уравнениях полуреакций не рассматриваются. Этот метод дает в конечном итоге выйти практически на все коэффициенты уравнения.
Так как большинство ОВР протекают в растворах, среда может быть разной (щелочной, нейтральной или кислотной). Все вещества в растворах находятся в виде анионов и катионов, т.к. вещества диссоциируют. В схеме баланса записывают не отдельные элементы, а катионы и анионы, в состав которых они и входят (сильные электролиты). Слабые электролиты (газы, нерастворимые вещества) записываются в виде молекул. Необходимым условием является подсчет атомов кислорода в этих частицах и среда, в которой протекает ОВР.
Алгоритм оформления уравнений ОВР, протекающих в кислотной среде.
1) Записываем схему реакции.
2) Записываем в ионном виде полуреакции окисления и восстановления. Слабые электролиты, твердые и газообразные вещества записываем в молекулярном виде.
3) Соблюдаем баланс веществ и баланс зарядов (закон сохранения массы и энергии).
4) Для уравнивания числа атомов кислорода в полуреакции в ту часть, где он в избытке, добавляем столько катионов водорода Н+, чтобы, связавшись с атомами кислорода, образовалась молекула воды:
• добавляем Н+ в ту часть полуреакции, где избыток кислорода;
• в противоположную часть добавляем Н2О;
• уравниваем атомы кислорода, затем атомы водорода;
• подсчитываем заряды в полуреакциях, уравниваем заряд, для этого отнимаем или добавляем электроны.
5) Уравниваем число отданных и принятых электронов в полуреакциях.
6) Суммируем сначала левые, а затем правые части полуреакций, не забывая предварительно умножить множитель на коэффициент, если он стоит перед формулой. Результат – суммарное ионное уравнение.
7) Сокращаем в правой и левой части одинаковые молекулы и ионы.
8) Добавляем недостающие катионы или анионы. Следует учесть, что количество добавляемых ионов в правую и левую части ионного уравнения должно быть одинаковым.
Алгоритм оформления уравнений ОВР, протекающих в щелочной среде.
Для уравнивания атомов водорода и кислорода в уравнениях для щелочной среды:
• добавляем воду в ту часть полуреакций, где избыток кислорода;
• в противоположную часть добавляем удвоенное число гидроксид-ионов;
• перед Н2О ставим коэффициент, показывающий разницу в числе атомов кислорода в правой и левой частях полуреакций, а перед ОН─ - его удвоенный коэффициент.
Алгоритм оформления уравнений ОВР, протекающих в нейтральной среде.
Среда условно принимается в качестве нейтральной. В силу протекающего в растворе гидролиза вещества среда может быть слабокислотной или слабощелочной, поэтому полуреакции можно оформлять двумя способами.
Способ 1 – без учета гидролиза соли. Так как среда нейтральная, в левые части полуреакций добавляют воду и тогда одну полуреакцию оформляем как для кислотной среды (добавляется Н2О + Н+), а в другую – как для щелочной среды (добавляется Н2О + ОН─).
Способ 2 – если при оформлении полуреакций появляется небольшой избыток Н+ или ОН─ ионов, то обе полуреакции удобнее и правильнее будет оформлять как для кислотной или щелочной среды.
Помимо этого следует учитывать, что в кислой среде ни в левой, ни в правой части не должно быть ионов ОН-. Уравнивание осуществляется за счет ионов Н+ и молекул воды; в щелочной среде ни в левой, ни в правой части не должно быть ионов Н+. Уравнивание осуществляется за счет ионов ОН- и молекул воды; в нейтральной среде ни ионов Н+, ни ОН- в левой части быть не должно. Однако в правой части среди продуктов реакции они могут появиться.
Далее проводится лабораторный опыт. В 3 пробирках с раствором перманганата калия создается различные среды для протекания реакций. Чтобы подкислить раствор, добавляется несколько капель серной кислоты, во вторую раствор едкого кали- раствор подщелачиваем, в третью –воду, среда нейтральная. Во все пробирки приливается раствор сульфита калия. Учащиеся в тетрадях фиксируют происходящие в пробирках изменения. (в кислой среде идет обесцвечивание раствора, в нейтральной – выпадение осадка, в щелочной среде раствор меняет окраску на зеленую).
Далее на доске записываются схемы всех трех реакций и предлагается самостоятельно определить продукты реакций (опираясь на приведенные выше схемы).
1) KMn+7 O4 + H2SO4 + Na2S+4 O3 →
ок-ль среда вос-ль
Записывается общий ионный вид:
SO32- + MnO4- + 2Н+ → SO42- + Mn2+ + H2O
частица с частица с кислая
недост «О» избыт «О» среда
+5e-
MnO4- + 8H+ -----→ Mn2’+ + 4H2O 2
(-1+8=+7) +2
-2e- 10
SO32- + H2O -----→ SO42- + 2H+ 5
(-2+0= -2) (-2+2=0)
2MnO4- + 16H+ + 5SO32- + 5H2O → 2Mn2+ 8H2O + 5SO42- + 10H+
6H+ 3H2O
Полученные таким образом коэффициенты переносятся в уравнение:
2KMnO4 + 3H2SO4 + 5Na2SO3 → 2MnSO4 + K2SO4 + 5Na2SO4 + 3H2O
2) KMnO4 + KOH + Na2SO3 →
3) KMnO4 + H2O + Na2SO3 →
Далее учащимся предлагается ознакомиться с подстрочным методом составления ОВР. Этот метод быстрый, используется при решении тестовых заданий для экономии времени.
Алгоритм решения: 1) определяем степени окисления элементов, 2) определить количество отданных и принятых элементами электронов (с учетом индексов), 3) под формулами в уравнении прописываем количество отданных и принятых электронов, 4) подводится баланс, 5) найденные значения проставляем таким образом, чтобы количество отданных электронов оказалось перед формулой того вещества, где они принимаются и наоборот.
2KMn+7O4 + 2KOH + Na2S+4O3 → Na2S+6O4 + 2 K2Mn+6O4 + H2O
1 2
Далее закрепление материала, вопросы.
Оцениваются результаты деятельности учащихся на уроке.
Домашнее задание: составить ОВР тремя методами:
А) K2Cr2O7 + NaNO2 + H2SO4 → NaNO3 +…+Cr2(SO4)3 +…
Б) KMnO4 + H2S + H2SO4 → MnSO4 + S +… +…
В) H2O2 + …+ H2SO4 → O2 + MnSO4 +…+…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе
Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.
Тема урока. Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...