Урок-игра "Звездный час" по теме "Обобщение знаний о химических связях и химических реакциях"
методическая разработка по химии (8 класс)
С целью развития учащихся познавательного интереса к предмету, логического мышления, активности, самостоятельности, на уроках обобщения и систематизации знаний хорошо использовать игры, которые помогают активно включать в учебно-познавательную деятельность, смотреть на изучаемый материал другими глазами.
На таких уроках используется много наглядного и информационного материала, что помогает вызвать интерес у учащихся к более глубокому изучению данного предмета. Психологический секрет игр в том, что они построены на интересе и удовольствии.
Игра снимает психологическое напряжение, которое может возникнуть на традиционном уроке и оказывает значительное воздействие на формирование положительного отношения учащихся к изучаемому предмету. Такая форма урока, как правило, проходит динамично, организовано. Важно то, что все учащиеся работают с желанием.
Урок-игра позволяет в полной мере реализовать все основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m_r_zvezdnyy_chas.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»
Стадниченко ВВ., учитель химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»
г.Старый Оскол
Белгородской области.
С целью развития учащихся познавательного интереса к предмету, логического мышления, активности, самостоятельности, на уроках обобщения и систематизации знаний хорошо использовать игры, которые помогают активно включать в учебно-познавательную деятельность, смотреть на изучаемый материал другими глазами.
На таких уроках используется много наглядного и информационного материала, что помогает вызвать интерес у учащихся к более глубокому изучению данного предмета. Психологический секрет игр в том, что они построены на интересе и удовольствии.
Игра снимает психологическое напряжение, которое может возникнуть на традиционном уроке и оказывает значительное воздействие на формирование положительного отношения учащихся к изучаемому предмету. Такая форма урока, как правило, проходит динамично, организовано. Важно то, что все учащиеся работают с желанием.
Урок-игра позволяет в полной мере реализовать все основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.
Тема: Обобщение знаний о химических связях и химических реакциях
Девиз: «Кто ищет, тот всегда найдёт».
Цели:
1.Обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся о химических элементах, химических связях и типах кристаллических решёток, о растворах заданной концентрации и классификации химических реакций.
2.Проверить знания учащихся по изученным темам и умение применять их.
3.Развивать познавательный интерес к предмету.
4.Развивать логическое мышление, используя приёмы анализа и синтеза, способствуя развитию интеллектуальных умений и навыков.
5.Развивать умение прогнозировать, осуществляя при этом связь с жизнью, межпредметные связи и связь с будущей профессией.
6.Воспитывать самостоятельность, активную жизненную позицию, организованность, экологическую культуру.
Оборудование:
1.На столах учащихся таблички с цифрами, кроссворды.
2.На демонстрационном столе магнитные аппликации с вариантами ответов, бумажные звёздочки, штатив с пробирками, подсветка, реактивы: раствор CuSО4, раствор HCI, Fe, Zn, кристаллизатор с водой, фенолфталеин.
3.Таблица “Периодическая система элементов Д.И.Менделеева”.
4.Схема кристаллической решётки.
5.Памятный приз.
Ход урока-игры
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.
3.Подготовительный этап игры - ознакомление с основными правилами.
Перед каждым учащимся лежат таблички с цифрами 1,2,3,4. Преподаватель называет тему конкурса, формулирует вопрос и приводит четыре варианта ответа (с помощью магнитных аппликаций.) Учащиеся выбирают правильный, по их мнению, ответ и по сигналу преподавателя поднимают табличку с цифрой, которая, соответствует правильному ответу. Учащиеся, правильно ответившие на вопрос, получают звёздочку.
После каждого конкурса один из учащихся даёт пояснение, за правильный ответ – дополнительная звёздочка.
В заключение игры подсчитывается количество набранных звёздочек, выявляются учащиеся, набравшие по пять звёздочек. Среди них проводится конкурс, в результате которого два участника выходят в финал, где и разыгрывается первое место.
Учащимся, набравшим по 5 и 4 звёздочки, ставятся отметки “5” и “4” .
Победителю вручается памятный приз.
4.Проведение игры.
Конкурс 1. “Шерлок Холмс”.
Узнайте химический элемент по описанию его признаков, свойств простого вещества и соединений этого химического элемента.
“Трудно мне живётся. Все гуляют, дышат воздухом, даже купаются в реке. А я вынужден всё время лежать под слоем вазелина или керосина, потому что на воздухе покрываюсь тусклой, белой плёнкой, и постепенно я весь могу превратиться в рыхлый белый порошок. А в воде сразу начинается скандал: она шипит, выделяется бесцветный газ без запаха, меня подбрасывает, я бегаю по поверхности воды, иногда даже охваченный пламенем. А если в “воду” после этого добавить фенолфталеин, он становится малиновым. Мои соседи по подгруппе похожи на меня, поэтому все мы имеем одно название, состоящее из двух слов. Я стою в самом начале периода, по распространённости занимаю 5-е место. А ещё мой температурный интервал жидкого состояния достаточно велик, поэтому меня используют в ядерной энергетике как теплоноситель.
Если я прихожу в гости к моему другу Хлору, то нас сразу вместе отправляют на кухню, да ещё норовят бросить в суп, салат или гуляш.
Люди считают, что после этого блюдо становится вкуснее. Правда по одиночке они нас не только не едят, но и остерегаются.”
Варианты ответа:
1.Mg.
2.Na.
3.Ca
4.Cu.
Конкурс 2.”Конкурс исследователей”.
При паянии и лужении металлических предметов их поверхность очищают хлоридом цинка, образующимся при травлении кислоты цинком. Вы наблюдаете бурное выделение водорода, а необходимое для очистки вещество остаётся в пробирке.
Известно, что при разметке стальных заготовок и омеднении стальных проводов используют 10% - ный р-р CuSО4. Подобный процесс проведём в химической пробирке. Вы видите, что железо покрывается налётом меди.
Оба эти процесса относятся к одному и тому же типу реакции. Проведите мыслительное исследование и определите, к какому же?
Варианты ответа:
1.Разложение.
2.Соединение.
3.Обмен.
4.Замещение.
Конкурс 3.Знаете ли вы виды химической связи?
Какой вид химической связи представлен на схеме данной кристаллической решётки?
Варианты ответа:
1.Ионная.
2.Металлическаяю
3.Ковалентная полярная.
4.Ковалентная неполярная.
Конкурс 4.Химия в литературе.
Послушайте отрывок из романа Л.Буссенара “Похитители бриллиантов”, где описывается взрыв в пещере рудничного газа, в результате которого погибают бандиты, и ответьте на вопрос: “Какие химические процессы произошли в пещере в результате взрыва рудничного газа и последующего ливня?”
“Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известняковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился…, и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями ”.
Варианты ответа:
1.соединения и обмена;
2.разложения и обмена;
3.замещения и соединения;
4.разложения и соединения;
Конкурс 5. «Экологи»
Сегодня экологические проблемы очень актуальны. Существуют они и в г. Старый Оскол.
В связи с этим - экологическая задача.
Есть у нас большой завод –
Он продукцию даёт.
А над ним труба дымит –
Небо синее коптит.
Жить под ней – сплошная мука!
Но поможет нам наука:
Чтобы снять противогаз,
Обезвредить нужно газ.
Отходом Оскольского электрометаллургического комбината является сернистый газ – оксид серы (4). Для его нейтрализации используют 4% - ный раствор щёлочи.
Сколько тонн воды должен ежемесячно получать завод для приготовления 1000 т 4% - ного раствора NaOH, необходимого для нейтрализации газообразных выбросов?
Варианты ответа:
1.960т.
2.996т.
3.920т.
4.992т.
Конкурс 6 “Лучший среди лучших” для выбора финалистов.
В повседневной жизни и литературе мы часто выбираем выражения, в которых свойства каких – либо предметов или объектов сравниваются со свойствами металлов, например: железные нервы, медные трубы, свинцовый взгляд и т.д.
В течении 1 минуты составить максимальное количество подобных словосочетаний, в которых фигурируют названия химических элементов.
Ф И Н А Л
Решить кроссворд. Ключевым словом является название химического элемента, содержание которого в морской воде составляет 8 млрд. т.
- 2H2O = O2 + 2H2 - тип химической реакции.
- N2 + 3H2 = 2NH3 - тип химической реакции.
- Тип кристаллической решетки, имеющий место в веществах H2O и HCI
- Реакция, при которой выделяется теплота.
- Тип кристаллической решетки, представленной на схеме:
- Химическая связь, возникающая за счет образования общих электронных пар.
5. Заключительная часть.
5.1 Подведение итогов игры.
5.2 Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания
7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс" Конспекты двух уроков....
Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки, но результат того стоит. Ре...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"
Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"...
Конспект урока "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс
Урок изучения нового материала "Химические уравнения.Типы химических реакций" с использованием ИКТ...
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...
Самостоятельная работа (обобщение) по химии на темы: "Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции".
Самостоятельная работа (обобщение) по химии на темы: "Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции". Обобщение полностью соответствует программе 8-го класса на территории Республ...
- Мне нравится (1)