Элективный курс по химии 10,11 кл
рабочая программа по химии (10, 11 класс)
Элективный курс нацелен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt_kurs_po_him_v_10_kl_2022-2023.docx | 468.37 КБ |
elekt_kurs_po_him_v_11_kl_-2022-2023.docx | 463.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Химия: теория и практика» на уровне среднего общего образования является курсом в предметной области «Естественные науки». Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- ФЗ РФ №273-ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г;
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №413 от 17.05.2012г с изменениями от 29.12.2014г №1645 от 31.12.2015 №1578)
-Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г №1/15)
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Ловецкая средняя общеобразовательная школа» приказ № 153 от 30.08.2019г;
- Учебного плана МБОУ «Ловецкая средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023г учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение элективного курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 33 часа в год.
Цель:
формирование представлений о химической составляющей естественно-научной картины мира, овладение важнейшими химическими понятиями, законами и теориями.
Задачи: овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика курса
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе среднего общего образования. Среднее общее образование - третий (заключительный) уровень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение элективного курса «Химии: теория и практика» по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС СОО.
Программа обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностносмысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения 2
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты включают: российскую гражданскую идентичность (идентификация себя в качестве гражданина России, гордость за достижения русских учѐных, за русскую науку, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; индивидуальная и коллективная безопасность в чрезвычайных ситуациях; сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения обучающийся научится: пониманию предмета, ключевых теорий и положений, составляющих предмет «Химия», что обеспечивается посредством моделирования и постановки проблемных вопросов, характерных для предметной области «Естественные науки»; умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария предмета «Химия»; формирование межпредметных связей с другими областями знания.
Обучающийся получит возможность научиться: овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится наука химия, распознавание соответствующих ей признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой науки химии; умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария химии; наличие представлений о химии как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ - 6 ч
Тема 1. Роль органических веществ в окружающем мире.
Тема 2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Роль А. М. Бутлерова в развитие российской науки.
Тема 3. Классификация органических соединений. Классификация химических реакций в органической химии.
Тема 4. Изомерия органических соединений. Основы номенклатуры.
Тема 5-6. Вывод простейших и молекулярных формул органических веществ. Практикум по решению задач.
2. УГЛЕВОДОРОДЫ - 9 ч
Тема 1. (7). Предельные углеводороды. Практикум по составлению структурных изомеров и основам номенклатуры.
Тема 2 .(8). Характеристика предельных углеводородов.
Тема 3. (9). Практикум по решению задач. Вывод молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания.
Тема 4. (10). Сравнительная характеристика непредельных углеводородов. Роль М.И. Кучерова и В.В. Марковникова в изучении свойств непредельных углеводородов.
Тема 5. (11). Области применения непредельных углеводородов. История природного каучука. Сергей Васильевич Лебедев и его вклад в создание синтетического каучука.
Тема 6. (12). Практическая работа № 1 «Получение углеводородов изучение их свойств (метана, этилена, ацетилена на выбор, с учѐтом оснащѐнности кабинета реактивами)»
Тема 7. (13). Сравнительная характеристика циклических углеводородов.
Тема 8. (14). Практикум по осуществлению цепочек превращений с участием углеводородов.
Тема 9. (15). Природные источники углеводородов.
3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА -13 ч
Тема 1. (16). Характеристика спиртов.
Тема 2. (17). Практическая работа № 2 «Качественные реакции на спирты».
Тема 3. (18). Сравнительная характеристика спиртов и фенолов.
Тема 4. (19). Сравнительная характеристика альдегидов и кетонов
Тема 5. (20). Характеристика карбоновых кислот.
Тема 6. (21). Практическая работа № 3 «Свойства карбоновых кислот»
Тема 7. (22). Характеристика сложных эфиров. Жиры и масла.
Тема 8. (23). Практическая работа № 4 «Оценка степени непредельности жиров».
Тема 9. (24). Синтетические моющие средства. Практическая работа № 5 «Удаление жировых загрязнений различными способами»
Тема 10. (25). Характеристика углеводов. Практическая работа № 6 «Обнаружение глюкозы в ягодах, фруктах и овощах»
Тема 11. (26). Искусственные и синтетические волокна. Практическая работа № 7 «Распознавание волокон»
Тема 12. (27). Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ. Практикум по осуществлению цепочек превращений.
Тема 13. (28). Решение задач на вывод формул кислородсодержащих органических веществ.
4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА - 6 ч
Тема 1. (29). Характеристика аминов.
Тема 2. (30). Ароматические амины. Роль Н.Н. Зинина в открытии новых лекарственных веществ и красителей.
Тема 3. (31). Аминокислоты - амфотерные органические вещества. Искусственная и синтетическая пища.
Тема 4. (32). Белки и ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности.
Тема 5. (33). Нуклеиновые кислоты и жизнь.
Тема 5. (34). Взаимосвязь органических веществ. Практикум по осуществлению цепочек превращений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | П.р. |
1. | Введение. Строение органических соединений | 6 | |
2. | Углеводороды и их природные источники | 9 | 1 |
3. | Непредельные углеводороды. Кислородосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 13 | 6 |
4. | Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. | 5 | |
всего | 33 | 7 |
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по Программе учебного (элективного) курса «Химия: теория и практика».
Критерии оценки
Оценка зачтено 5(отлично)
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) - ответ содержит 90-100% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры - «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Оценка умений решать расчетные задачи: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
4(хорошо) Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) ответ содержит 70-89% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).
Оценка умений решать расчетные задачи: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
3 (удовлетворительно) Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) ответ содержит 50-69% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
Оценка умений решать расчетные задачи: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Не зачтено 2(неудовлетворительно)
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, при отсутствии ответа.
Оценка умений решать расчетные задачи: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении; задача не решена.
УМК
для учителя:
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 10 класс, учебник с приложением с электронным носителем, М. Просвещение, 2020г.
2. Н.Н. Гара Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 111с;
3.Н. П. Гаврусейко «Проверочные работы по неорганической химии. 10 кл».
4.М.В. Зуева «Контрольные и проверочные работы по химии 10 кл».
5.С.В. Горбунцова «Тесты по основным разделам школьного курса».
6 . Интернет-ресурсы http://fcior.edu.ru/
7.Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов http://orgchem.ru/chem2/index2.htm
8.Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия» http://alhimikov.net/organikbook/menu.html
9.Электронный учебник по органической химии http://orgchem.ru/
10.Интерактивный учебник Органическая химия http://www.hemi.nsu.ru/
11.Основы химии. Интернет учебник http://www.chem.msu.su
12.Электронная библиотека учебных материалов по химии http://himiya-video.com/
13.Видеоуроки по химии https://chem-ege.sdamgia.ru/
14.Решу ЕГЭ http://www.fipi.ru
Литература для учащихся:
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 10 класс, учебник с приложением с электронным носителем, М. Просвещение, 2020г.
2.Н. П. Гаврусейко «Проверочные работы по неорганической химии. 10 кл».
3.М.В. Зуева «Контрольные и проверочные работы по химии 10 кл».
4.С.В. Горбунцова «Тесты по основным разделам школьного курса».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса уроков химии
Кабинет химии состоит из классной комнаты и лаборантской
1.Учебно-методические пособия для учителя, учащихся
2.Дидактический материал, раздаточный материал
3.Мебель и оборудование кабинета
Стол учительский
Стол демонстрационный
Столы ученические
Стулья ученические
Вытяжной шкаф
Доска
4.Технические средства обучения
Персональный компьютер
Проектор
Проекционный экран
Телевизор
Видеомагнитофон
5. Оформление постоянное (стенды)
Периодическая система химических элементов
Электрохимический ряд напряжения металлов
Растворимости кислот, солей и оснований в воде
Портреты ученых
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Названия кислот и их солей
Окраска индикаторов в различных средах
Количественные величины в химии
Правила техники безопасности труда в кабинете химии
Уголок безопасности
Готовимся к ОГЭ
Классный уголок
6. Оформление сменное (таблицы)
7. Лабораторное оборудование
8. Реактивы
9. Наборы посуды
10. Модели кристаллических решеток
11. Наборы для моделирования строения неорганических и органических веществ
12.Коллекции по органической и неорганической химии
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема | Тип урока | Характеристика видов деятельности учащихся (элементы содержания, контроль) | Д/З | |||
план | факт | |||||||
Тема 1.Введение (6ч) | ||||||||
1 | 1неделя | Роль органических веществ в окружающем мире. | лекция | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
2 | 1неделя | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Роль А. М. Бутлерова в развитие российской науки. | лекция | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
3 | 2неделя | Классификация органических соединений. Классификация химических реакций в органической химии | комбинированный | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
4 | 2неделя | Изомерия органических соединений. Основы номенклатуры | комбинированный | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
5 | 3неделя | Вывод простейших и молекулярных формул органических веществ. | комбинированный | Решать расчётные задачи на определение молекулярной формулы органического соединения. | Зад в тетр | |||
6 | 3неделя | Практикум по решению задач. | практикум | Решать расчётные задачи на определение молекулярной формулы органического соединения. | Зад в тетр | |||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (9 ч) | ||||||||
7 | 4неделя | Предельные углеводороды. Практикум по составлению структурных изомеров и основам номенклатуры | лекция | Составлять структурные формулы алканов, их гомологов и изомеров. | Зад в тетр | |||
8 | 4неделя | Характеристика предельных углеводородов | комбинированный | Изучать свойства метана. | Зад в тетр | |||
9 | 5неделя | Практикум по решению задач. Вывод молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания. | практикум | Решать расчётные задачи на определение молекулярной формулы органического соединения. | Зад в тетр | |||
10 | 5неделя | Сравнительная характеристика непредельных углеводородов. Роль М.И. Кучерова и В.В. Марковникова в изучении свойств непредельных углеводородов. | комбинированный | Составлять структурные формулы алкенов, их гомологов и изомеров, давать им названия по международной номенклатуре. | Зад в тетр | |||
11 | 6неделя | Области применения непредельных углеводородов. История природного каучука. С. В. Лебедев и его вклад в создание синтетического каучука. | лекция | Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства природного каучука | Зад в тетр | |||
12 | 6неделя | П.р. № 1 «Получение этилена и изучение их свойств» | практикум | Самостоятельно решать задачи, используя предложенные алгоритмы | Зад в тетр | |||
13 | 7неделя | Сравнительная характеристика циклических углеводородов. | изучение нового материала | Описывать свойства циклических углеводородов | Зад в тетр | |||
14 | 7неделя | Практикум по осуществлению цепочек превращений с участием углеводородов. | практикум | Выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу. | Зад в тетр | |||
15 | 8неделя | Природные источники углеводородов. | изучение нового материала | Давать характеристику природным источникам углеводородов | Зад в тетр | |||
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (13ч) | ||||||||
16 | 8неделя | Характеристика спиртов. | изучение нового материала | Составлять формулы и названия изомеров одноатомных спиртов. | Зад в тетр | |||
17 | 9неделя | П.р. № 2 «Качественные реакции на спирты». | практикум | Выполнять лабораторный опыт, обсуждать его результаты | Зад в тетр | |||
18 | 9неделя | Сравнительная характеристика спиртов и фенолов | комбинированный | Изображать структурные формулы спиртов и фенолов. Составлять уравнения реакций | Зад в тетр | |||
19 | 10неделя | Сравнительная характеристика альдегидов и кетонов | комбинированный | Изображать структурные формулы альдегидов и кетонов | Зад в тетр | |||
20 | 10неделя | Характеристика карбоновых кислот. | комбинированный | Изображать структурные формулы карбоновых кислот. | Зад в тетр | |||
21 | 11неделя | П.р. № 3 «Свойства карбоновых кислот» | практикум | Выполнять пр. работу по инструкции, используя лабор. оборудование и нагревательные приборы. | Зад в тетр | |||
22 | 11неделя | Характеристика сложных эфиров. Жиры и масла. | лекция | Работать с учебником. Составлять конспект параграфа. | Зад в тетр | |||
23 | 12неделя | Пр. № 4 «Оценка степени непредельности жиров». | практикум | Наблюдать физические и химические превращения жиров | Зад в тетр | |||
24 | 12неделя | Синтетические моющие средства. П.р. № 5 «Удаление жировых загрязнений различными способами» | комбинированный | Выполнять лабораторный опыт | Зад в тетр | |||
25 | 13неделя | Характеристика углеводов. П.р. № 6 «Обнаружение глюкозы в ягодах, фруктах и овощах» | комбинированный | Составлять конспект лекции. | Зад в тетр | |||
26 | 13неделя | Искусственные и синтетические волокна. П.р. № 7 «Распознавание волокон. | комбинированный | Решать экспериментальные задачи на распознавание волокон | Зад в тетр | |||
27 | 14неделя | Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических веществ. Практикум по осуществлению цепочек превращений. | комбинированный | Осуществлять цепочки превращений | Зад в тетр | |||
28 | 14неделя | Решение задач на вывод формул кислородсодержащих органических веществ | комбинированный | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | |||
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5ч) | ||||||||
29 | 15неделя | Характеристика аминов. | лекция | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
30 | 15неделя | Ароматические амины. Роль Н.Н. Зинина в открытии новых лекарственных веществ и красителей. | лекция | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
31 | 16неделя | Аминокислоты -амфотерные органические вещества. Искусственная и синтетическая пища. | лекция | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
32 | 16неделя | Белки и ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. | лекция | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | |||
33 | 17неделя | Нуклеиновые кислоты и жизнь. Взаимосвязь органических веществ. Практикум по осуществлению цепочек превращений | комбинированный | Осуществлять цепочки превращений | Зад в т |
Рассмотрено Согласовано
на заседании Методического совета школы замдиректора за УВР
Протокол № 1 ________О.Ю. Зубрилина
от «31» августа 2022 г. от «31» августа 2022 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Химия в задачах и уравнениях» на уровне среднего общего образования является курсом в предметной области «Естественные науки». Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- ФЗ РФ №273-ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г;
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №413 от 17.05.2012г с изменениями от 29.12.2014г №1645 от 31.12.2015 №1578)
-Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г №1/15)
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Ловецкая средняя общеобразовательная школа» приказ № 153 от 30.08.2019г;
- Учебного плана МБОУ «Ловецкая средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023г учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение элективного курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 33 часа в год.
Цель:
формирование представлений о химической составляющей естественно-научной картины мира, овладение важнейшими химическими понятиями, законами и теориями.
Задачи: овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика курса
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе среднего общего образования. Среднее общее образование - третий (заключительный) уровень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение элективного курса «Химии в задачах и уравнениях» по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС СОО.
Программа обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностносмысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты включают: российскую гражданскую идентичность (идентификация себя в качестве гражданина России, гордость за достижения русских учѐных, за русскую науку, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; индивидуальная и коллективная безопасность в чрезвычайных ситуациях; сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения обучающийся научится: пониманию предмета, ключевых теорий и положений, составляющих предмет «Химия», что обеспечивается посредством моделирования и постановки проблемных вопросов, характерных для предметной области «Естественные науки»; умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария предмета «Химия»; формирование межпредметных связей с другими областями знания.
Обучающийся получит возможность научиться: овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится наука химия, распознавание соответствующих ей признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой науки химии; умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария химии; наличие представлений о химии как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Содержание
Строение атома (4ч)
Основные физические и химические понятия. Основные типы расчетных задач
Составление схем электронного строения, электронных формул и графических формул
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома
Валентные возможности атомов химических элементов
Химическая связь (5)
Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Закон постоянства состава для вещества молекулярного строения
Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Закон постоянства состава для вещества молекулярного строения
Основные положения теории строения химических соединений
Расчетные задачи в содержании экзаменационной работы по химии
Контрольный тест по пройденным темам -1 Вещество (14) Решение задач на вывод химических формул
Решение задач «количество вещества»
Расчеты по химическим уравнениям
Расчеты на избыток-недостаток
Массовая и объемная доля компонентов в смеси. Массовая доля примесей
Осуществление цепочки химических превращений
Решение задач на вывод химических формул по продуктам сгорания
Решение задач на вывод химических формул по продуктам сгорания
Химические реакции (10)
Реакции ионного обмена в водных растворах Гидролиз
Решение задач по термохимическому уравнению
Окислительно-восстановительные реакции
Скорость химических реакций. Химическое равновесие
Расчетные задачи в содержании экзаменационной работы по химии
Контрольный тест по пройденным темам -2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | К.р. |
1. | Строение атома | 4 | |
2. | Химическая связь | 5 | |
3. | Вещество | 14 | 1 |
4. | Химические реакции | 10 | 1 |
Всего | 33 | 2 |
Критерии оценки
Оценка зачтено 5(отлично)
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) - ответ содержит 90-100% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры - «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Оценка умений решать расчетные задачи: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
4(хорошо) Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) ответ содержит 70-89% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).
Оценка умений решать расчетные задачи: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
3 (удовлетворительно) Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) ответ содержит 50-69% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
Оценка умений решать расчетные задачи: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Не зачтено 2(неудовлетворительно)
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы) ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом): при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, при отсутствии ответа.
Оценка умений решать расчетные задачи: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении; задача не решена.
УМК
для учителя:
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11 класс, учебник с приложением с электронным носителем, М. Просвещение, 2020г.
2. Н.Н. Гара Химия: уроки в 11 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 111с;
3.Н. П. Гаврусейко «Проверочные работы по неорганической химии. 11 кл».
4.М.В. Зуева «Контрольные и проверочные работы по химии 11 кл».
5.С.В. Горбунцова «Тесты по основным разделам школьного курса».
6 . Интернет-ресурсы http://fcior.edu.ru/
7.Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов http://orgchem.ru/chem2/index2.htm
8.Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия» http://alhimikov.net/organikbook/menu.html
9.Электронный учебник по органической химии http://orgchem.ru/
10.Интерактивный учебник Органическая химия http://www.hemi.nsu.ru/
11.Основы химии. Интернет учебник http://www.chem.msu.su
12.Электронная библиотека учебных материалов по химии http://himiya-video.com/
13.Видеоуроки по химии https://chem-ege.sdamgia.ru/
14.Решу ЕГЭ http://www.fipi.ru
Литература для учащихся:
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11 класс, учебник с приложением с электронным носителем, М. Просвещение, 2020г.
2.Н. П. Гаврусейко «Проверочные работы по неорганической химии. 11 кл».
3.М.В. Зуева «Контрольные и проверочные работы по химии 11 кл».
4.С.В. Горбунцова «Тесты по основным разделам школьного курса».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса уроков химии
Кабинет химии состоит из классной комнаты и лаборантской
1.Учебно-методические пособия для учителя, учащихся
2.Дидактический материал, раздаточный материал
3.Мебель и оборудование кабинета
Стол учительский
Стол демонстрационный
Столы ученические
Стулья ученические
Вытяжной шкаф
Доска
4.Технические средства обучения
Персональный компьютер
Проектор
Проекционный экран
Телевизор
Видеомагнитофон
5. Оформление постоянное (стенды)
Периодическая система химических элементов
Электрохимический ряд напряжения металлов
Растворимости кислот, солей и оснований в воде
Портреты ученых
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Названия кислот и их солей
Окраска индикаторов в различных средах
Количественные величины в химии
Правила техники безопасности труда в кабинете химии
Уголок безопасности
Готовимся к ОГЭ
Классный уголок
6. Оформление сменное (таблицы)
7. Лабораторное оборудование
8. Реактивы
9. Наборы посуды
10. Модели кристаллических решеток
11. Наборы для моделирования строения неорганических и органических веществ
12.Натуральные объекты
13.Коллекции по органической и неорганической химии
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема | Тип урока | Характеристика видов деятельности учащихся (элементы содержания, контроль) | Д/З | ||
план | факт | ||||||
Тема 1 Строение атома (4ч) | |||||||
1 | 1неделя | Основные физические и химические понятия. Основные типы расчетных задач | урок открытия нового знания | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | ||
2 | 2неделя | Решение задач | урок рефлексии | Решать расчётные | Зад в тетр | ||
3 | 3неделя | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома | урок открытия нового знания | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | ||
4 | 4неделя | Валентные возможности атомов химических элементов | урок открытия нового знания | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | ||
2. Химическая связь (5ч) | |||||||
5 | 5неделя | Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. | урок открытия нового знания | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | ||
6 | 6неделя | Закон постоянства состава для вещества молекулярного строения | урок рефлексии | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | ||
7 | 7неделя | Основные положения теории строения химических соединений | урок открытия нового знания | Составлять конспект лекции | Зад в тетр | ||
8 | 8неделя | Расчетные задачи теоретический выход | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
9 | 9неделя | Расчетные задачи | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
Вещество (14) | |||||||
10 | 10неделя | Решение задач на вывод химических формул | урок рефлексии | Решать расчётные задачи на вывод химических формул | Зад в тетр | ||
11 | 11неделя | Решение задач на вывод химических формул | урок рефлексии | Решать расчётные задачи на вывод химических формул | Зад в тетр | ||
12 | 12неделя | Решение задач на «количество вещества» | урок рефлексии | Решать задачи на «количество вещества» | Зад в тетр | ||
13 | 13неделя | Расчеты по химическим уравнениям | урок рефлексии | Производить расчеты по химическим уравнениям | Зад в тетр | ||
14 | 14неделя | Расчеты по химическим уравнениям | урок рефлексии | Производить расчеты по химическим уравнениям | Зад в тетр | ||
15 | 15неделя | Расчеты на избыток-недостаток | урок рефлексии | Решать расчётные задачи на избыток-недостаток | Зад в тетр | ||
16 | 16неделя | Расчеты на избыток-недостаток | урок рефлексии | Решать расчётные задачи на избыток-недостаток | Зад в тетр | ||
17 | 17неделя | Массовая и объемная доля компонентов в смеси. | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
18 | 18неделя | Массовая доля примесей | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
19 | 19неделя | Осуществление цепочки химических превращений | урок рефлексии | Осуществлять цепочки превращений | Зад в тетр | ||
20 | 20неделя | Осуществление цепочки химических превращений | урок рефлексии | Осуществлять цепочки превращений | Зад в тетр | ||
21 | 21неделя | Решение задач на вывод химических формул по продуктам сгорания | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
22 | 22неделя | Решение задач на вывод химических формул по продуктам сгорания | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
23 | 23неделя | Контрольный тест по пройденным темам 1 | урок развивающего контроля | Самоконтроль и самодиагностирование | Зад в тетр | ||
Химические реакции (10) | |||||||
24 | 24неделя | Реакции ионного обмена в водных растворах | урок рефлексии | Составлять уравнения РИО | в тетр | ||
25 | 25неделя | Реакции ионного обмена в водных растворах | урок рефлексии | Составлять уравнения РИО | Зад в тетр | ||
26 | 26неделя | Гидролиз | урок рефлексии | Составлять уравнения гидролиза | Зад в тетр | ||
27 | 27неделя | Решение задач по термохимическому уравнению | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
28 | 28неделя | Решение задач по термохимическому уравнению | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
29 | 29неделя | Окислительно-восстановительные реакции | урок рефлексии | Составлять уравнения ОВР | Зад в тетр | ||
30 | 30неделя | Скорость химических реакций. Химическое равновесие | урок рефлексии | Составлять уравнения | Зад в тетр | ||
31 | 31неделя | Нахождение формулы газообразного вещества по плотности | урок рефлексии | Решать расчётные задачи | Зад в тетр | ||
32 | 32неделя | Контрольный тест по пройденным темам | урок рефлексии | Самоконтроль и самодиагностирование | Зад в тетр | ||
33 | 33неделя | Обобщающее повторение | урок развивающего контроля | Зад в тетр |
Рассмотрено Согласовано
на заседании Методического совета школы Замдиректора за УВР
Протокол № 1 ________О.Ю. Зубрилина
от «31» августа 2022 г. от «31» августа 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса
Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...
Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"
Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...
Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"
Данный курс предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач....
Элективный курс по химии в 10 классе "Практическая химия"
Элективный курс "Практическая химия" разработан с целью предпрофильной подготовки и расширения знаний учащихсяпо органической химии. Курс расчитан на 17 часов, включает в себя 4 практических занятия. ...
Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"
Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, измен...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....