Ф.И.О. Грищенко И.В. |
Предмет: Химия |
Класс: 8 |
Тип урока: обобщение знаний, упражнение в применении знаний |
Тема: «Массовая и объёмная доли компонентов смеси». |
Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о массовой и объёмной долях компонентов смеси; сформировать умение проводить расчёты, связанные с понятием «доля»; 2) развития – сформировать умение анализировать, классифицировать, проводить аналогии, обобщать, доказывать, делать выводы, 3) воспитания – раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека (использование веществ в технике и быту); воспитывать у обучающихся усидчивость, ответственное отношение к приобретению знаний, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради. |
Термины и понятия: массовая доля, объёмная доля, проба золота, массовая доля растворённого вещества |
|
Межпредметные связи: математика (вычислительные навыки), география |
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
Планируемые результаты |
Предметные: | УУД |
Знать: определения изученных понятий: «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля вещества в смеси» Уметь: решать задачи с использованием понятий: «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества» | Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, использовать в общении правила вежливости, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; понимание значимости естественно-научных и математических знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.
|
Организация пространства |
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. Девиз: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» М. В. Ломоносов -В чём заслуга учёного? (закон сохранения массы, атомно-молекулярное учение) Какой закон был открыт в 1789 г. А. Л. Лавуазье, но ранее 1748 Ломоносовым? -Огромная работа принадлежит Ломоносову по исследованию растворов
| Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок |
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний: - Что называют растворами?
- Все ли вещества растворяются в воде?
- Но часто образуются взвеси, какие виды взвесей вам известны?
- Что такое растворимость? Как классифицируются вещества по растворимости?
- Вы уже знаете, что растворы могут быть концентрированными и разбавленными, от какой величины это зависит?
- Что такое доля? Какая доля вам уже известна?
|
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.
|
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. | -Сегодня мы расширяем знания о доле -Разгадайте ребус, поставьте тему урока
Тема: «Массовая и объёмная доли компонентов смеси». -Записать в тетрадь.
- Какую цель урока мы сегодня поставим?
Массовая и объёмная доли компонентов смеси. -Записать в тетрадь. -Обобщение, углубление и систематизация знаний о доле вещества в смесях
| Разгадывают ребус. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | -Что называют массовой долей вещества? (отвечают слабые) Отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворённого вещества. Если работаем со смесью? Горной породой? Со сплавами? Составьте формулы по группам!
I.Работа по группам: составьте формулу массовой доли вещества в: 1.Смесях 2.Горных породах 3.Сплавах Записывают на листах А4, выступают, показывают. (задание для слабого ученика) А теперь выразите массу (с обратной стороны листа) II. Эксперимент:
1 группа работа с монетами достоинством 2, 5 и 10 рублей Задание: 1. изучите текст. «Состав сплава, из которого печатают монеты» В современное время монеты достоинством 10 рублей печатают из латуни с содержанием меди 60% и цинка 40%. Часто используют и сталь с латунным покрытием. Монеты достоинством 2 и 5 рублей печатают из сплава меди- 70% и никеля- 30%. В монеты после 2009 года стали добавлять и сталь. Надо знать, что никель является сильным аллергеном, поэтому людям с аллергией к никелю надо быть осторожными.
2.Определите массу а) меди в 10 руб. монете б) никеля в 5 рублёвой монете в) в какой из монет содержится сталь? Почему, как можно её определить практически? Вы уже знаете, что для золотых украшений характерна проба, что это такое? Массовая доля 58, 5% 2 группа -Я вам предлагаю определить массу вещества в золотом кольце: золота и серебра. Но масса золотого изделия вам не известна, как определить? Взвесить! 3 группа – работа с текстом «Объёмная доля»
Вспомните состав воздуха. Стр. 88. И объёмная и массовая доля газов. Массовую долю обозначают латинской буквой ω (дубль-вэ) или английской (дабл-ю). Выражают в долях от единицы или в процентах. Массовую долю растворённого вещества в процентах также называют процентной концентрацией раствора. m (р-ра) = m (р. в-ва) + m (растворителя) ω (р-рителя) = 1- ω (р.в-ва) ω % (р-рителя) = 100%- ω% (р.в-ва) ω (%) = 100% ∙ ω - В состав воздуха входит несколько различных газов: кислород, азот, углекислый газ, благородные газы, водяные пары и некоторые др. вещества. Содержание каждого из этих газов в чистом воздухе строго определено. Давайте вспомним объёмные доли газов. Аналогично массовой доле определяется, и объёмная доля газообразного вещества в газовой смеси. Объёмная доля обозначается греческой буквой φ («фи»). Объёмная доля газа показывает, какую часть общего объема смеси занимает данный газ. V(в-ва) φ = ∙ 100% V(смеси) - Как определить объём смеси газообразных веществ? V (в-ва) V(смеси) = ∙ 100% φ - Как определить объём компонента газообразной смеси? V (в-ва) = V (смеси) ∙ φ III. Работа по группам: Определите объём: 1. Кислорода, 2.Азота, 3. Углекислого газа, содержащихся в 200 литрах воздуха.
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради
Работают в группах.
Записывают формулу нахождения массовой доли растворённого вещества в тетрадь
Приводят примеры
Изучают рисунок
Записывают формулу нахождения объёмной доли компонентов смеси в тетрадь
Выводят формулы, изучают текст
|
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Организует решение задач на нахождение массовой и объёмной доли компонентов в смеси. -Понятие массовой доли используется и в питании человека
- Гр. Восьмиклассница Мария выпила после обеда один стакан (200 г) яблочного сока. Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу углеводов получил при этом организм девушки. Ответ подтвердите расчётом.
Содержание углеводов в некоторых соках Сок | Лимонный | Яблочный | Апельсиновый | Гранатовый | Сливовый | Массовая доля углеводов, % | 2,5 | 9,1 | 12,8 | 14,5 | 16,1 |
|
|
|
|
|
|
- Гр. Восьмиклассница Катя на завтрак съела 100 г творога Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу белков получил при этом организм Кати. Ответ подтвердите расчётом.
Содержание белков в некоторых продуктах Продукт | Куриное филе | Куриное яйцо | Творог | Пшеничный хлеб | Сметана | Массовая доля белков, % | 18,2 | 12,7 | 15,0 | 7,9 | 2,5 |
3. Второклассник Юра на завтрак съел одно куриное яйцо (50 г). Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу жиров получил при этом организм Юры. Ответ подтвердите расчётом. Содержание жиров в некоторых продуктах Продукт | Куриное филе | Куриное яйцо | Картофельное пюре | Пшеничный хлеб | Сметана | Массовая доля жиров, % | 1,9 | 11,5 | 4,2 | 1,0 | 20,0 |
Делаем общий вывод. Как определить массу вещества? Как вы вывели формулу?
II часть Физминутка - Гр. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей полоскать горло
2%-м раствором фурацилина.
Мама купила фурацилин в порошке. Помогите Насте приготовить раствор для полоскания. Оборудование: весы электронные-2 г. порошка-фурацилин, мерный цилиндр-вода до 100 мл.
- Гр. Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1.
Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?
- Определите, сколько граммов жира содержится в каждом стакане сметаны? (3 стакана: Гринагро 20%. 15%. Арсеньевский15%)
Ответ: 80, 60, 75
Вывод –как определить массу вещества и растворителя!
При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м2. Вычислите, сколько граммов калиевой селитры надо внести на земельный участок площадью 50 м2. Нитрат калия (калиевая селитра) — химическое соединение KNO3, соль азотной кислоты, используется в качестве азотного удобрения. Ответ:714г.
- Гр. Фунгицидными и бактерицидными свойствами обладают водные растворы хорошо известных солей натрия: Na2CO3 и Na2HPO4. Действующим веществом этих пестицидов являются ионы натрия, присутствующие в их водных растворах. Какую соль - Na2CO3, или Na2HPO4 – целесообразнее использовать для этих целей, если их стоимость примерно одинакова?
III часть Кто вперёд IV часть Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит раковина моллюсков, если массовые доли элементов в нем составляют: 40 %(Ca), 12 %(C), 48 %(O). (Ответ: CaCO3). С какой целью в данном задании использовалась массовая доля?
Задача 1. Желудочный сок содержит соляную кислоту, массовая доля которой составляет 5%. Определите массу соляной кислоты, содержащейся в 300 г желудочного сока. (Ответ: m (НCl) = 15 г) Задача 2. После выпаривания 500 г раствора получили 25 г кристаллической соли. Определите массовую долю растворённого вещества и выразите её в процентах. (Ответ: ω (соли) = 5%) Задача 3. Вычислите массу воды и сахара, которые необходимы для приготовления 400 г раствора с массовой долей сахара 3%. (Ответ: m (Н2О) = 388 г, m (сахара) = 12 г) Задача 4. Объёмная доля аргона в воздухе 0,9%. Какой объём воздуха необходим для получения 5 л аргона? (Ответ: V (воздуха) = 556 л) Задача 5. Задача 3, с.149. (Ответ: n (C2H6O) = 4,35 моль) Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль выполнения работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации алгоритма решения задачи, подробный разбор этапов решения. Устанавливает осознанность через массовую долю растворённого вещества. Массовая доля растворённого восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что один из самых распространённых способов выражения концентрации раствора –вещества широко используется не только в химии, но и в медицние, биологии, физике, да и в повседневной жизни. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. |
Работа в группах – три группы
Решают типовые задачи на нахождение массовой доли растворённого вещества и объёмной доли газообразного вещества
Осуществляют коллективную проверку |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. | Синквейн доля Объемная, массовая Содержится, определяется, показывает Массовая доля растворённого вещества широко используется не только в химии, но и в медицине, биологии, физике, да и в повседневной жизни Часть. Величина Как полученные знания пригодятся вам в жизни? Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при решении задач? - Что до сих пор остаётся непонятным?
1.На уроке я работал… активно, пассивно 2.Своей работой доволен… не доволен 3.Урок для меня показался …коротким. Длинным 4.Моё настроение стало лучше 5. Тема мне понятна 6. Полученные знания буду применять в жизни. Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. | Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя |
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §34, задача НА КАРТОЧКЕ | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |