Массовая и объёмная доли компонентов смеси
план-конспект урока по химии (8 класс)

Технологическая карта урока химии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massovaya_i_obyomnaya_doli_komponentov_smesi.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. Грищенко И.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: обобщение знаний, упражнение в применении знаний

Тема: «Массовая и объёмная доли компонентов смеси».                                                                                                                  

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о массовой и объёмной долях компонентов смеси; сформировать умение проводить расчёты, связанные с понятием «доля»;

2) развития – сформировать умение анализировать, классифицировать, проводить аналогии, обобщать, доказывать, делать выводы,

 3) воспитания – раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека (использование веществ в технике и быту); воспитывать у обучающихся усидчивость, ответственное отношение к приобретению знаний, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Термины и понятия: массовая доля, объёмная доля, проба золота, массовая доля растворённого вещества

Межпредметные связи: математика (вычислительные навыки), география

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля вещества в смеси»

Уметь:  решать задачи с использованием понятий: «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества»

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные -  строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, использовать в общении правила вежливости,    планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; понимание значимости естественно-научных  и математических знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности  

учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Девиз: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» М. В. Ломоносов

-В чём заслуга учёного? (закон сохранения массы, атомно-молекулярное учение)

Какой закон был открыт в 1789 г. А. Л. Лавуазье, но ранее 1748 Ломоносовым?

-Огромная работа принадлежит Ломоносову по исследованию растворов

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний.  Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний:

  1. Что называют растворами?
  2. Все ли вещества растворяются в воде?
  3. Но часто образуются взвеси, какие виды взвесей вам известны?
  4. Что такое растворимость? Как классифицируются вещества по растворимости?
  5. Вы уже знаете, что растворы могут быть концентрированными и разбавленными, от какой величины это зависит?
  6. Что такое доля? Какая доля вам уже известна?

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

-Сегодня мы расширяем знания о доле

-Разгадайте ребус, поставьте тему урока

массовая и объёмная долиТема: «Массовая и объёмная доли компонентов смеси».

-Записать в тетрадь.

  1. Какую цель урока мы сегодня поставим?

Массовая и объёмная доли компонентов смеси.

-Записать в тетрадь.

-Обобщение, углубление и систематизация знаний о доле вещества в смесях

Разгадывают ребус.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

-Что называют массовой долей вещества? (отвечают слабые)

Отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора называют массовой долей растворённого вещества.  

Если работаем со смесью? Горной породой? Со сплавами?

Составьте формулы по группам!

   

I.Работа по группам: составьте формулу массовой доли вещества в:

1.Смесях

2.Горных породах

3.Сплавах

Записывают на листах А4, выступают, показывают. (задание для слабого ученика)

А теперь выразите массу (с обратной стороны листа)

II. Эксперимент:

1 группа работа с монетами достоинством 2, 5 и 10 рублей

Задание: 1. изучите текст.

«Состав сплава, из которого печатают монеты»

В современное время монеты достоинством 10 рублей печатают из латуни с содержанием меди 60% и цинка 40%. Часто используют и сталь с латунным покрытием. Монеты достоинством 2 и 5 рублей печатают из сплава меди- 70% и никеля- 30%. В монеты после 2009 года стали добавлять и сталь.

Надо знать, что никель является сильным аллергеном, поэтому людям с аллергией к никелю надо быть осторожными.

 2.Определите массу

 а) меди в 10 руб. монете

б) никеля в 5 рублёвой монете

в) в какой из монет содержится сталь? Почему, как можно её определить практически?

Вы уже знаете, что для золотых украшений характерна проба, что это такое? Массовая доля 58, 5%

2 группа

-Я вам предлагаю определить массу вещества в золотом кольце: золота и серебра.

Но масса золотого изделия вам не известна, как определить? Взвесить!

3 группа

 – работа с текстом «Объёмная доля»

Вспомните состав воздуха. Стр. 88. И объёмная и массовая доля газов.

   

Массовую долю обозначают латинской буквой ω (дубль-вэ) или английской (дабл-ю). Выражают в долях от единицы или в процентах.

Массовую долю растворённого вещества в процентах также называют процентной концентрацией раствора.

                                                         

           

                         m (р-ра)  =  m (р. в-ва) + m (растворителя)

ω (р-рителя) = 1- ω (р.в-ва)

ω % (р-рителя) = 100%- ω% (р.в-ва)

ω (%) = 100% ∙ ω

- В состав воздуха входит несколько различных газов: кислород, азот, углекислый газ, благородные газы, водяные пары и некоторые др. вещества. Содержание каждого из этих газов в чистом воздухе строго определено. Давайте вспомним объёмные доли газов.

Аналогично массовой доле определяется, и объёмная доля газообразного вещества в газовой смеси. Объёмная доля обозначается греческой буквой φ («фи»).

Объёмная доля газа показывает, какую часть общего объема смеси занимает данный газ.

                                                   V(в-ва)

φ =                   ∙ 100%

                                                   V(смеси)

- Как определить объём смеси газообразных веществ?

       V (в-ва)  

  V(смеси) =                 ∙ 100%    

      φ                                                                                                                                                            

- Как определить объём компонента газообразной смеси?

                                       V (в-ва) = V (смеси) ∙ φ    

III.

Работа по группам:

Определите объём: 1. Кислорода, 2.Азота, 3. Углекислого газа, содержащихся в 200 литрах воздуха.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради

Работают в группах.

Записывают формулу нахождения массовой доли растворённого вещества в тетрадь

Приводят примеры

Изучают рисунок

Записывают формулу нахождения объёмной доли компонентов смеси в тетрадь

Выводят формулы, изучают текст

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Организует решение задач на нахождение массовой и объёмной доли компонентов в смеси.

-Понятие массовой доли используется и в питании человека

  1. Гр. Восьмиклассница Мария выпила после обеда один стакан (200 г) яблочного сока. Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу углеводов получил при этом организм девушки. Ответ подтвердите расчётом.

Содержание углеводов в некоторых соках

Сок

Лимонный

Яблочный

Апельсиновый

Гранатовый

Сливовый

Массовая доля углеводов, %

2,5

9,1

12,8

14,5

16,1

  1. Гр. Восьмиклассница Катя на завтрак съела 100 г творога Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу белков получил при этом организм Кати. Ответ подтвердите расчётом.

Содержание белков в некоторых продуктах

Продукт

Куриное филе

Куриное яйцо

Творог

Пшеничный хлеб

Сметана

Массовая доля белков, %

18,2

12,7

15,0

7,9

2,5

3. Второклассник Юра на завтрак съел одно куриное яйцо (50 г). Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу жиров получил при этом организм Юры. Ответ подтвердите расчётом.

Содержание жиров в некоторых продуктах

Продукт

Куриное филе

Куриное яйцо

Картофельное пюре

Пшеничный хлеб

Сметана

Массовая доля жиров, %

1,9

11,5

4,2

1,0

20,0

Делаем общий вывод. Как определить массу вещества?

Как вы вывели формулу?

II часть  Физминутка

  1. Гр. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей полоскать горло
    2%-м раствором фурацилина.

Мама купила фурацилин в порошке. Помогите Насте приготовить раствор для полоскания.

Оборудование: весы электронные-2 г. порошка-фурацилин, мерный цилиндр-вода до 100 мл.

  1. Гр. Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1.

Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?

  1.  Определите, сколько граммов жира содержится в каждом стакане сметаны? (3 стакана: Гринагро 20%. 15%. Арсеньевский15%)

Ответ: 80, 60, 75

Вывод –как определить массу вещества и растворителя!

При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м2. Вычислите, сколько граммов калиевой селитры надо внести на земельный участок площадью 50 м2. Нитрат калия (калиевая селитра)  — химическое соединение KNO3, соль азотной кислоты, используется в качестве азотного удобрения.

Ответ:714г.

  1. Гр. Фунгицидными и бактерицидными свойствами обладают водные растворы хорошо известных солей натрия: Na2CO3 и Na2HPO4. Действующим веществом этих пестицидов являются ионы натрия, присутствующие в их водных растворах. Какую соль - Na2CO3, или Na2HPO4 – целесообразнее использовать для этих целей, если их стоимость примерно одинакова?

III часть

Кто вперёд

IV часть Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит раковина моллюсков, если массовые доли элементов в нем составляют: 40 %(Ca), 12 %(C), 48 %(O).

(Ответ: CaCO3).

С какой целью в данном задании использовалась массовая доля?

        

Задача 1. Желудочный сок содержит соляную кислоту, массовая доля которой составляет 5%. Определите массу соляной кислоты, содержащейся в 300 г желудочного сока. (Ответ: m (НCl) = 15 г)

Задача 2. После выпаривания 500 г раствора получили 25 г кристаллической соли. Определите массовую долю растворённого вещества и выразите её в процентах. (Ответ: ω (соли) = 5%) 

Задача 3. Вычислите массу воды и сахара, которые необходимы для приготовления 400 г раствора с массовой долей сахара 3%.

(Ответ: m 2О) = 388 г, m (сахара) = 12 г)   

Задача 4. Объёмная доля аргона в воздухе 0,9%. Какой объём воздуха необходим для получения 5 л аргона? (Ответ: V (воздуха) = 556 л)

Задача 5. Задача 3, с.149. (Ответ: n (C2H6O) = 4,35 моль)                                                                                                                

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль выполнения работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации алгоритма решения задачи, подробный разбор этапов решения.

Устанавливает осознанность через массовую долю растворённого вещества. Массовая доля растворённого восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что один из самых распространённых способов выражения концентрации раствора –вещества широко используется не только в химии, но и в медицние, биологии, физике, да и в повседневной жизни. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

Работа в группах – три группы

Решают типовые задачи на нахождение массовой доли растворённого вещества и объёмной доли газообразного вещества

Осуществляют коллективную проверку

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Синквейн

доля

Объемная, массовая

Содержится, определяется, показывает

Массовая доля растворённого вещества широко используется не только в химии, но и в медицине, биологии, физике, да и в повседневной жизни

Часть. Величина

Как полученные знания пригодятся вам в жизни?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. 

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при решении задач?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

1.На уроке я работал… активно, пассивно

2.Своей работой доволен… не доволен

3.Урок для меня показался …коротким. Длинным

4.Моё настроение стало лучше

5. Тема мне понятна

6. Полученные знания буду применять в жизни.

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

 §34, задача НА КАРТОЧКЕ

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Массовая и объемеая доля компонентов смеси"

презентация используется в цикле уроков по химии "Химические расчеты, связанные с оперированием понятием "доля" как количественной характеристикой компонента"...

Открытый урок «Массовые доли компонентов смеси».

Цели:  -образовательные: повышать интеллект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; -воспитательные: способствовать формированию к...

Открытый урок «Массовые доли компонентов смеси».

Цели:  -образовательные: повышать интеллект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; -воспитательные: способствовать формированию к...

Решение задач на определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции.

Презентация содержит объяснение по решению задач на определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции....

Урок химии в 8 классе. Учитель: Яковлева Т.В. Массовая доля вещества в смеси и в растворе

Урок химии в 8 классе.Учитель: Яковлева Т.В.Массовая доля вещества в смеси и в раствореЦели урока. Предметные. Показать, что в качестве количественной характеристики смесей можно использовать массовую...

Массовая доля химического элемента в со-единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Массовая доля химического элемента в со­единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества  по массовым долям элементов....