Технологическая карта урок_Фенол
план-конспект урока по химии (10 класс)

Самчид-оол Хорагай Сояновна

_

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_fenol_10_klass.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии

Самчид-оол Хорагай Сояновна,

учитель химии

 МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с.Срыг-Сеп

 

Тема урока

Фенол

Класс

10

Тип урока

Первичное усвоение новых знаний

Цель урока

Сформировать представления о составе, строении и свойствах фенола. На основе взаимного влияния атомов в молекуле фенола объяснить химические свойства. Обратить внимание учащихся на токсичность фенола.

Задачи урока

Образовательные:

  • Изучить состав, строение, свойства и применение фенола;
  • Сформировать представление о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола;
  • Используя межпредметные связи, рассмотреть области применения фенола, его влияние на живые организмы

Развивающие:

  • Совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения;
  • Развивать умения наблюдать, анализировать, прогнозировать, делать выводы

Воспитательные:

  • продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
  • рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
  • расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека

Планируемые образовательные результаты

Предметные. Знать определения фенола, строение его молекулы, свойства и применение. Уметь объяснять зависимость свойств фенола от строения его молекулы, взаимное влияние атомов в молекуле фенола, составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства фенола.

Метапредметные. Уметь понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, составлять конспект

Личностные. Формировать научное мировоззрение и экологическое мышление.

Формы организации познавательной деятельности

Индивидуальная, фронтальная работа, групповая, самостоятельный поиск информации, способ развернутой "кооперации"

Оборудование и основные источники информации

Экран, презентация, учебник, видеоопыты, рисунки учащихся, карточки с методическими указаниями, смартфоны для выполнения теста по QR коду.

Пробирки с экстрактом чая, выжимка сигаретных фильтров, раствор парацетамола; хлорид железа (III), баночки с гуашью.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Мотивация к учебной деятельности 

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Настрой учащихся на продуктивную деятельность

Добрый день! Каждый из вас с детства очень любит рисовать, поэтому сегодня на урок я принесла рисунки, которые нарисовали учащиеся нашей школы.

Вопрос: Как вы думаете, какая связь между рисунком и уроком химии?

Учащиеся успокаиваются, готовятся к работе на уроке. Настрой на успешную работу

Происходит психологическая подготовка учеников к уроку.

Отвечают на вопрос учителя.

Фронтальная

Актуализация знаний.

История открытия фенола.

Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу. Шарль Жерар считал полученное вещество спиртом и предложил его современное название

Его молекула состоит из двух частей. Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу  (–ОН). Как бензол имеет ароматическое кольцо.

Попытайтесь самостоятельно составить структурную формулу данного вещества .

Идет процесс актуализации знаний.

Отвечают, слушают и дополняют одноклассников.

Учащиеся обсуждают в группе, записывают формулу вещества на доске. Опираются на знания о бензоле и о спиртах.

Включаются в работу.

УУД 

Определяют уровень своих знаний;

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели в познавательной деятельности

Фронтальная

 устная

Изучение нового материала.

Формулирует тему и цель урока совместно с учащимися.

Какое можно дать определение: что такое фенолы? Подумайте, обменяйтесь мнением с соседом по парте.

Изучение физических свойств (видео).

Изучение химических свойств на основе строения молекулы фенола (взаимное влияние атомов в молекуле):

а) по гидроксогруппе:

- активными металлами

- со щелочами (демонстрация опыта)

б) по бензольному кольцу:

- с азотной кислотой

- с бромной водой (видеоопыт)

в) качественная реакция с хлоридом железа (III)

Что значит качественная?

Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают тему, знакомятся с формулой фенола (структурная, молекулярная).

Учащиеся самостоятельно дают определение, проверяют с определением в учебнике, записывают в тетрадь.

Характерный запах фенола, учащиеся определяют по запаху из баночек с гуашью.

Учащиеся составляют уравнения реакций.

Делают вывод, что фенол проявляет свойства слабой кислоты.

Отвечают на вопрос учителя.

УУД 

Самостоятельное решения проблемы поискового характера;

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Учёт   мнений других учащихся.

Фронтальная, письменная, устная

Первичное закрепление новых знаний

Выполнение практической работы по методическим указаниям на карточке.

Что наблюдаете?

Демонстрационный опыт: действие фенола на белки.

Какой вывод можно сделать о влиянии фенола на белки?

Вот как описывал А.П.Чехов в своём рассказе "Враги" действие фенола на организм человека.

"По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь".

Вопросы:

1. Почему у доктора Кирилова были обожжены руки?

2. Чем опасен фенол?

3. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с ним?

4. Влияние фенола на организм.

5. Применение фенола.

Выполняют практическую работу по методическим указаниям на карточке с соблюдением правил ТБ: обнаружение присутствия фенола раствором хлорида железа(III) в экстракте чая; в растворе парацетамола; выжимка сигаретных фильтрах

Делают вывод, для обнаружения фенолов используется качественная реакция с хлоридом железа (III).  Одноатомные фенолы дают устойчивое сине-фиолетовое окрашивание, что связано с образованием комплексных соединений железа.

Отвечают на вопрос учителя.

Фенол - ядовитое вещество!

Анализ прослушанного отрывка. Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод: При воздействии на кожу, фенол вызывает ожоги, поэтому работать с ним необходимо в перчатках, при работе с фенолом необходимо соблюдать меры предосторожности.

Самостоятельная работа с учебником, нахождение информации.

УУД 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Учёт   мнений других учащихся;

Понимать текст, выявлять черты сходства и различия, анализ объекта с существенными признаками,   выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, умение строить высказывания, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами

Групповая, практическая.

Контроль усвоения полученных знаний

Выполнение теста

Выполнение теста по QR коду.

Самоконтроль и самооценивание.

Выставление оценок.

УУД 

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Индивидуальная, письменная

Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что получилось, что нет?

Что узнали нового?

Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас взял ту баночку гуаши, и выразил своё настроение, полученное от урока.

Высказывают свое мнение, подтверждают примерами.

Принимают участие в обсуждении, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

УУД

Построение логической цепи рассуждения, находить ошибки и устанавливать их причины, умение строить диалог, считаться с мнением другого человека

Индивидуальная, устная

Домашнее задание

Домашнее задание §22 упр 5 с.110

Инструкция по выполнению домашней работы.

Запись домашней работы в дневники

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Фенол" и презентация. Химия, 10 класс

Сценарий ИКТ урока с элементами медиатехнологий, химия 10 класс, "Фенол"...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...