Технологическая карта урок_Фенол
план-конспект урока по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по химии
Самчид-оол Хорагай Сояновна,
учитель химии
МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с.Срыг-Сеп
Тема урока | Фенол |
Класс | 10 |
Тип урока | Первичное усвоение новых знаний |
Цель урока | Сформировать представления о составе, строении и свойствах фенола. На основе взаимного влияния атомов в молекуле фенола объяснить химические свойства. Обратить внимание учащихся на токсичность фенола. |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые образовательные результаты | Предметные. Знать определения фенола, строение его молекулы, свойства и применение. Уметь объяснять зависимость свойств фенола от строения его молекулы, взаимное влияние атомов в молекуле фенола, составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства фенола. Метапредметные. Уметь понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, составлять конспект Личностные. Формировать научное мировоззрение и экологическое мышление. |
Формы организации познавательной деятельности | Индивидуальная, фронтальная работа, групповая, самостоятельный поиск информации, способ развернутой "кооперации" |
Оборудование и основные источники информации | Экран, презентация, учебник, видеоопыты, рисунки учащихся, карточки с методическими указаниями, смартфоны для выполнения теста по QR коду. Пробирки с экстрактом чая, выжимка сигаретных фильтров, раствор парацетамола; хлорид железа (III), баночки с гуашью. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на продуктивную деятельность Добрый день! Каждый из вас с детства очень любит рисовать, поэтому сегодня на урок я принесла рисунки, которые нарисовали учащиеся нашей школы. Вопрос: Как вы думаете, какая связь между рисунком и уроком химии? | Учащиеся успокаиваются, готовятся к работе на уроке. Настрой на успешную работу Происходит психологическая подготовка учеников к уроку. Отвечают на вопрос учителя. | Фронтальная |
Актуализация знаний. | История открытия фенола. Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу. Шарль Жерар считал полученное вещество спиртом и предложил его современное название Его молекула состоит из двух частей. Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу (–ОН). Как бензол имеет ароматическое кольцо. Попытайтесь самостоятельно составить структурную формулу данного вещества . | Идет процесс актуализации знаний. Отвечают, слушают и дополняют одноклассников. Учащиеся обсуждают в группе, записывают формулу вещества на доске. Опираются на знания о бензоле и о спиртах. Включаются в работу. УУД Определяют уровень своих знаний; учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели в познавательной деятельности | Фронтальная устная |
Изучение нового материала. | Формулирует тему и цель урока совместно с учащимися. Какое можно дать определение: что такое фенолы? Подумайте, обменяйтесь мнением с соседом по парте. Изучение физических свойств (видео). Изучение химических свойств на основе строения молекулы фенола (взаимное влияние атомов в молекуле): а) по гидроксогруппе: - активными металлами - со щелочами (демонстрация опыта) б) по бензольному кольцу: - с азотной кислотой - с бромной водой (видеоопыт) в) качественная реакция с хлоридом железа (III) Что значит качественная? | Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают тему, знакомятся с формулой фенола (структурная, молекулярная). Учащиеся самостоятельно дают определение, проверяют с определением в учебнике, записывают в тетрадь. Характерный запах фенола, учащиеся определяют по запаху из баночек с гуашью. Учащиеся составляют уравнения реакций. Делают вывод, что фенол проявляет свойства слабой кислоты. Отвечают на вопрос учителя. УУД Самостоятельное решения проблемы поискового характера; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Учёт мнений других учащихся. | Фронтальная, письменная, устная |
Первичное закрепление новых знаний | Выполнение практической работы по методическим указаниям на карточке. Что наблюдаете? Демонстрационный опыт: действие фенола на белки. Какой вывод можно сделать о влиянии фенола на белки? Вот как описывал А.П.Чехов в своём рассказе "Враги" действие фенола на организм человека. "По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь". Вопросы: 1. Почему у доктора Кирилова были обожжены руки? 2. Чем опасен фенол? 3. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с ним? 4. Влияние фенола на организм. 5. Применение фенола. | Выполняют практическую работу по методическим указаниям на карточке с соблюдением правил ТБ: обнаружение присутствия фенола раствором хлорида железа(III) в экстракте чая; в растворе парацетамола; выжимка сигаретных фильтрах Делают вывод, для обнаружения фенолов используется качественная реакция с хлоридом железа (III). Одноатомные фенолы дают устойчивое сине-фиолетовое окрашивание, что связано с образованием комплексных соединений железа. Отвечают на вопрос учителя. Фенол - ядовитое вещество! Анализ прослушанного отрывка. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: При воздействии на кожу, фенол вызывает ожоги, поэтому работать с ним необходимо в перчатках, при работе с фенолом необходимо соблюдать меры предосторожности. Самостоятельная работа с учебником, нахождение информации. УУД Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Учёт мнений других учащихся; Понимать текст, выявлять черты сходства и различия, анализ объекта с существенными признаками, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, умение строить высказывания, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами | Групповая, практическая. |
Контроль усвоения полученных знаний | Выполнение теста | Выполнение теста по QR коду. Самоконтроль и самооценивание. Выставление оценок. УУД контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Индивидуальная, письменная |
Рефлексия | Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что получилось, что нет? Что узнали нового? Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас взял ту баночку гуаши, и выразил своё настроение, полученное от урока. | Высказывают свое мнение, подтверждают примерами. Принимают участие в обсуждении, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. УУД Построение логической цепи рассуждения, находить ошибки и устанавливать их причины, умение строить диалог, считаться с мнением другого человека | Индивидуальная, устная |
Домашнее задание | Домашнее задание §22 упр 5 с.110 Инструкция по выполнению домашней работы. | Запись домашней работы в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока "Фенол" и презентация. Химия, 10 класс
Сценарий ИКТ урока с элементами медиатехнологий, химия 10 класс, "Фенол"...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...