Окислительно- восстановительные реакции
презентация к уроку по химии (11 класс)

Бараева Динара Расимовна

Окислитель, восстановитель, прием отдача электронов, суть овр реакций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislitelno-vosstanovitelnye_reaktsii.pptx995.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окислительно-восстановительные реакции

Слайд 2

Понятие о окислительно –восстановительных реакциях Это реакции в ходе которых происходит изменение степеней окисления атомов , образующих вещества

Слайд 3

Степень окисления Условный заряд атомов химического элемента в соединении , вычисленный из предположения, что соединение состоит только из простых ионов Или же что все ковалентные полярные связи поляризованы в ионы

Слайд 4

Расчет степени окисления для неорганических веществ 1. Степень окисления атомов в простом веществе равна нулю. Простое вещество –это вещество которое образованно из атомов одного химического элемента S 0 , Cu 0 , Br 2 0 , O 3 0 , P 4 0

Слайд 5

Расчет степени окисления для неорганических веществ 2. в бинарных соединениях отрицательную степень окисления проявляет атом более электроотрицательного элемента Электроотрицательность –свойство атомов химического элемента оттягивать на себя общую электронную пару (самый электроотрицательный фтор, самый неэл-ный водород) Ca 3 +2 N 2 -3 , C +4 S 2 -2 , I +1 Cl -1

Слайд 6

Расчет степени окисления для неорганических веществ 3. сумма степеней окисления всех атомов в молекуле (формульной единице) равна нулю, а в ионе заряду иона

Слайд 7

Расчет степени окисления для неорганических веществ 4. степени окисления атомов в кислотном остатке для кислоты и ее солей одинаковы

Слайд 8

Расчет степени окисления для неорганических веществ 5. для простых ионов их заряд совпадает со степенью окисления атома. Например : Al 2 (SO 4 ) 3 заряд иона +3, степень окисления +3 Степень окисления атома в сложном веществе может быть нулевой: CH2Cl2

Слайд 10

Процессы окисления и восстановления Процесс когда один атом или ион химического элемента отдает электроны называется окислением, так как элемент повышает свою степень окисления, при этом он играет роль восстановителя Процесс принятия электронов принято называть восстановлением, элемент восстанавливается и понижает свою степень окисления, являясь для второго участника процесса окислителем

Слайд 11

Прямая помогает какое количество электронов теряет или принимает электрон

Слайд 13

Дуализм Многие вещества способны проявлять в зависимости от условий как восстановительные так и окислите6льные свойства. ПРИЧИНЫ: 1. в состав молекулы входят вещества как окислителя так и восстановителя ( HCl с магнием и с перманганатом калия) 2. вещество может содержать химический элемент в промежуточной степени окисления(окисление оксида серы 4 до оксида серы 6) НАПИШИТЕ УРАВНЕНИЯ ЭТИХ РЕАКЦИЙ

Слайд 14

Методы составления уравнений ОВР- реакций 1. метод электронного баланса 2. метод ионно-электронного баланса

Слайд 15

Метод электронного баланса

Слайд 18

Недостатки метода электронного баланса 1. условная запись отдельных атомов в различных степенях окисления, хотя к самостоятельному существованию они не способны, а могут существовать только в составе сложных ионов или молекул 2. сложность в написании схемы овр-реакции , если дана только левая часть 3. реакции протекают в водных растворах с участием сильных электролитов поэтому переход электронов осуществляется между ионами, что метод баланса не отражает

Слайд 19

Метод электронно-ионного баланса Метод электронно-ионного баланса или метод полуреакций имеет отличие в том, что составляют два уравнения, используя молекулы или ионы, в состав которых входят окислитель, восстановитель и продукты реакции. Пример, взаимодействие магния с концентрированной серной кислотой

Слайд 20

Преимущество метода ионно-электронного баланса состоит также в том, что с его помощью легко можно расставить все стехиометрические коэффициенты в полном уравнении окислительно-восстановительной реакции. Однако у метода полуреакций есть свои ограничения, которые надо обязательно учитывать: метод полуреакций не применяют для расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях, протекающих в не водной среде .

Слайд 21

В методе полуреакций при составлении уравнений ОВР следует придерживаться той же формы записи, что и для уравнений реакций ионного обмена, а именно: в виде ионов записывают формулы сильных электролитов (сильных кислот, щелочей, растворимых средних солей); в молекулярной форме записывают формулы малорастворимых, малодиссоциирующих и газообразных соединений. Используя метод полуреакций , практически всегда приходится сталкиваться с необходимостью уравнять число атомов кислорода в левой и правой части схемы полуреакции . В зависимости от среды – кислой, нейтральной или щелочной – при уравнивании числа атомов кислорода нужно учитывать следующие правила:

Слайд 22

В кислых средах избыток кислорода в исходных веществах по сравнению с продуктами связывается ионами водорода с образованием молекул воды В нейтральных и щелочных средах избыток кислорода связывается молекулами воды с образованием гидроксид-ионов При недостатке кислорода в щелочной среде присоединение кислорода происходит за счет гидроксид-ионов с образованием молекул воды

Слайд 23

1) Составить схему реакции : Записать исходные вещества и продукты реакции: Na 2 SO 3 + KMnO 4 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O 2) Записать уравнение в ионном виде В уравнении сократим те ионы, которые не принимают участие в процессе окисления-восстановления: SO 3 2- + MnO 4 — + 2H + = Mn 2+ + SO 4 2- + H 2 O 3) Определить окислитель и восстановитель и составить полуреакции процессов восстановления и окисления. В приведенной реакции окислитель — MnO 4 — принимает 5 электронов восстанавливаясь в кислой среде до Mn 2+ . При этом освобождается кислород, входящий в состав MnO 4 — , который, соединяясь с H + образует воду: MnO 4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H 2 O

Слайд 24

Восстановитель SO 3 2- — окисляется до SO 4 2- , отдав 2 электрона. Как видно образовавшийся ион SO 4 2- содержит больше кислорода, чем исходный SO 3 2- . Недостаток кислорода восполняется за счет молекул воды и в результате этого происходит выделение 2H + : SO 3 2- + H 2 O — 2e — = SO 4 2- + 2H + 4) Найти коэффициенты для окислителя и восстановителя Необходимо учесть, что окислитель присоединяет столько электронов, сколько отдает восстановитель в процессе окисления-восстановления: MnO 4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H 2 O |2 окислитель, процесс восстановления SO 3 2- + H 2 O — 2e — = SO 4 2- + 2H + |5 восстановитель, процесс окисления

Слайд 25

5) Просуммировать обе полуреакции Предварительно умножая на найденные коэффициенты, получаем: 2 MnO 4 — + 16H + + 5SO 3 2- + 5H 2 O = 2Mn 2+ + 8H 2 O + 5SO 4 2- + 10H + Сократив подобные члены, находим ионное уравнение: 2 MnO 4 — + 5SO 3 2- + 6H + = 2Mn 2+ + 5SO 4 2- + 3H 2 O 6) Записать молекулярное уравнение Молекулярное уравнение имеет следующий вид: 5 Na 2 SO 3 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 = 5Na 2 SO 4 + 2MnSO 4 + K 2 SO 4 + 3H 2 O

Слайд 26

Далее рассмотрим пример составления уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в нейтральной среде. Na 2 SO 3 + KMnO 4 + H 2 O = Na 2 SO 4 + MnO 2 + KOH В ионном виде уравнение принимает вид: SO 3 2- + MnO 4 — + H 2 O = MnO 2 + SO 4 2- + OH — Также, как и предыдущем примере, окислителем является MnO 4 — , а восстановителем SO 3 2- . В нейтральной и слабощелочной среде MnO 4 — принимает 3 электрона и восстанавливается до MnО 2 . SO 3 2- — окисляется до SO 4 2- , отдав 2 электрона. Полуреакции имеют следующий вид: MnO 4 — + 2H 2 O + 3e — = MnО 2 + 4OH — |2 окислитель, процесс восстановления SO 3 2- + 2OH — — 2e — = SO 4 2- + H 2 O |3 восстановитель, процесс окисления Запишем ионное и молекулярное уравнения, учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе: 3SO 3 2- + 2MnO 4 — + H 2 O =2MnO 2 + 3SO 4 2- + 2OH — 3Na 2 SO 3 + 2KMnO 4 + H 2 O = 2MnO 2 + 3Na 2 SO 4 + 2KOH

Слайд 27

Составление уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в щелочной среде. Na 2 SO 3 + KMnO 4 + KOH = Na 2 SO 4 + K 2 MnO 4 + H 2 O В ионном виде уравнение принимает вид: SO 3 2- + MnO 4 — + OH — = MnO 2 + SO 4 2- + H 2 O В щелочной среде окислитель MnO 4 — принимает 1 электрон и восстанавливается до MnО 4 2- . Восстановитель SO 3 2- — окисляется до SO 4 2- , отдав 2 электрона. Полуреакции имеют следующий вид: MnO 4 — + e — = MnО 2 |2 окислитель, процесс восстановления SO 3 2- + 2OH — — 2e — = SO 4 2- + H 2 O |1 восстановитель, процесс окисления Запишем ионное и молекулярное уравнения , учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе: SO 3 2- + 2MnO 4 — + 2OH — = 2MnО 4 2- + SO 4 2- + H 2 O Na 2 SO 3 + 2KMnO 4 + H 2 O = 2K 2 MnO 4 + 3Na 2 SO 4 + 2KOH


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.

В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов

Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"

Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...

Окислительно-восстановительные реакции

Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...

Окислительно-восстановительные реакции.

Презентация к уроку  "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...

Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).

Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся  8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...