Введение основ здорового образа жизни в тематику учебного предмета «Химия»
материал по химии (8 класс)

Валеологическая грамотность на уроках химии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение основ здорового образа жизни в тематику

учебного предмета «Химия»

Предмет химии обладает значительным потенциалом в формировании у учащихся здорового образа жизни. Поэтому главная цель на уроке – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. На уроках химии открываются прекрасные возможности для развития валеологической грамотности учащихся. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Так, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Поэтому я приведу только часть примеров.   Металлы I группы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Особенно высока связь между дефицитом в организме меди и такими «болезнями века», как: ишемическая болезнь сердца, рак, сахарный диабет, сахарный диабет, инфаркт миокарда, ожирение. Недостаток меди отрицательно влияет на умственную и физическую активность. Потребность в меди возрастает у детей, беременных женщин, людей пожилого возраста, при стрессах, значительных физических и умственных нагрузках. Соединения щелочных металлов. ¾ четверти пищевого натрия мы получаем не из солонки. Он прячется в консервах, кетчупах, соусах, сырах, чипсах, солениях, копчёностях. Конечно натрий присутствует и натуральных продуктах: молоко, мясо, рыба, свекла, сельдерей, минеральной воде.. Натрий важен, он нужен для поддержания водного баланса ( и объёма крови), проведения нервных импульсов, мышечных сокращений, работы вкусовых, обонятельных, осязательных рецепторов. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита. Соединения  кальция Разнообразные химические соединения попадают в воздух кухни при обработке пищевых продуктов, особенно при жарке. Все загрязнения воздуха поглощаются пористыми поверхностями – штукатуркой, а в меньшей степени – бетоном –   вследствие физического явления адсорбции. Если кухня побелена мелом, то карбонат кальция вступает во взаимодействие, например, с оксидом серы (IV). В результате выделяется углекислый газ и его концентрация увеличивается. Побелка известью, напротив, способствует химической очистке воздуха, так как гидроксид кальция вступает во взаимодействие с вредными веществами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О        Са (ОН)2 + 2SO2 = Ca(HSO3)2 . Кислородсодержащие соединения азота. Оксид азота (II) NO выделяемый выстилкой артерий, способствует расслаблению их стенки, поддерживая нормальное артериальное давление, препятствует развитие атеросклероза и тромбоза. Это вещество вырабатывается всеми растениями и животными и обеспечивает, в частности свечение жуков - светляков.. Оно образуется из аминокислоты аргинина, поэтому полезно есть бобовые, рыбу, орехи. Оксиды углерода (II) и (IV). Угарный газ опасен, потому что он лишает возможности кровь нести кислород к жизненно важным органам, таким как сердце и мозг. Угарный газ объединяется с гемоглобином, который переносит кислород к клеткам организма, в следствие чего тот становится непригодным для транспортировки кислорода. В зависимости от вдыхаемого количества, угарный газ ухудшает координацию, обостряет сердечно - сосудистые заболевания и вызывает усталость, головную боль, слабость, Влияние угарного газа на здоровье человека зависит от его концентрации и времени воздействия на организм. Концентрация угарного газа в воздухе более 0,1% приводит к смерти в течение одного часа, а концентрация более 1,2% в течение трех минут. Силикатная промышленность. Рассказывая о керамике, говорю о декоративной глазури, которая содержит соли свинца и кадмия. Следовательно, в декоративной керамической посуде нельзя держать продукты Спирты. «Вино губит душу людей и их потомство» (Л.Н. Толстой).  Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом. Фенол  Большую роль фенол играет в химической промышленности. Его используют для производства различного рода пластмасс и других синтетических волокон. По сей день некоторые детские игрушки производятся с добавлением этого вещества, что делает конечный продукт не безопасным для здоровья человека. Фенол негативно влияет на сердечно - сосудистую систему, нервную и на другие внутренние органы, такие как почки, печень и др. Во многих странах его использование в производстве товаров домашнего обихода, категорически запрещено в виду его токсичной активности. Вышеперечисленные факторы, заставляют понять, что от поражения фенолом никто не застрахован. Стоит лишь надеяться, что ваше жилье не было построено с применением такого вещества, что оно не было использовано при производстве полов которые вы собираетесь купить, что игрушки которыми играют дети произведены с отсутствием этого токсина. Получение и химические свойства альдегидов Характеризуем физические свойства низших альдегидов: формальдегид – газ с резким запахом, ацетальдегид- жидкость с запахом прелых яблок. Обращаю внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи. Запах ванили в воздухе (чувствуется в кабинете ) человек улавливает при концентрации 2*10-11 г/л (79 млрд. молекул ). Приятные запахи действуют на организм положительно, так запахи ванили и лимона понижают давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией. На закрепление можно предложить задание. О каком веществе идёт речь? Представляет собой едкую бесцветную жидкость, кипящую при комнатной температуре. Первичный продукт метаболизма этанола на пути его превращения в уксусную кислоту в организме человека. Один из химических агентов, ответственных за состояние опьянения. Вносит свой вклад в запах спелых фруктов. Используется для получения уксусной кислоты, этилового спирта, лекарственных препаратов. (Этаналь). Жиры. Холестерин - один из основных жиров. Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного материала, однако при большом его содержании в крови холестерин приносит больше вреда, чем пользы. Вода. Минеральную воду многие употребляют как обычную питьевую воду: утоляя жажду, используя в приготовлении пищи. Но минеральные воды необходимо применять с большой осторожностью, особенно если они относятся к группам лечебно-столовых и лечебных вод. Бесконтрольное употребление лечебно-столовой минеральной воды может привести к нарушениям водно-солевого баланса в организме. Поэтому в день её можно пить не более двух стаканов и следует делать перерывы в её употреблении. Лечебные же минеральные воды нужно применять только исходя из медицинских показаний. Такую воду пьют курсами, соблюдая определённую дозировку, и готовить на ней пищу нельзя. Пить без ограничений можно лишь столовые минеральные воды, уровень минерализации которых составляет до 1 г/л. Бытовая химическая грамотность. Сертификат экологической безопасности (экологический сертификат соответствия) — документ, выдаваемый в соответствии с правилами системы экологической сертификации. Он указывает, что сертифицируемый объект соответствует предъявляемым к нему экологическим требованиям. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. Санитарно-эпидемиологические заключения нужны для ввоза продукции на территорию Российской Федерации. Необходимость выдачи санитарно-эпидемиологических заключений обоснована Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Гигиенический сертификат (санитарно-эпидемиологическое заключение) — документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации. Сертификаты на продукцию могут выдаваться сроком до 5 лет, на пробную партию продукции — до одного года. Объекты экологической сертификации — готовая продукция (новая техника, материалы, вещества). Если товар или услуга входят в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», то они обязательно должны иметь сертификат экологической безопасности. Экологическая сертификация способствует предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции. Нужно ли зимой использовать химические реагенты, вызывающие таяние снега и льда? Ответ пешеходов, скорее всего, будет однозначным: надо! Лучше пусть страдает обувь, чем ноги, руки, рёбра и головы. Да и автомобилисты согласны, что по обледенелой дороге ездить очень опасно. Но ведь реагенты разъедают обувь и днища автомобилей, засоляют почву и засоряют ливневые стоки. Как же быть? Выход — в грамотном использовании реагентов. Так, специалисты считают, что в городе нужно использовать жидкие и твёрдые реагенты, представляющие собой 28%-ные растворы солей хлорида кальция и хлорида натрия с добавлением ингибиторов коррозии. Гранитную крошку нужно применять ограниченно, лишь на сложных участках автомобильных дорог (потому что она забивает лотки канализации). Для тротуаров требуются щадящие комбинированные реагенты. Во время снегопадов надо применять твёрдые продукты, чтобы снежная каша становилась более густой и не расползалась.Очень страдают от реагентов домашние животные, поэтому после прогулки не забывайте мыть им лапы тёплой водой!  Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Моделирование химического эксперимента - хорошее дополнение экспериментальной части обучения. Оно позволяет более рационально организовать изучение таких тем по химии, для которых демонстрационный эксперимент невозможен в условиях учебного кабинета (выделение вредных, ядовитых веществ, отсутствие дорогостоящих, редких реактивов, демонстрация взрывчатых веществ, моделирование промышленных реакторов для производства химических веществ и др.). Интерактивная демонстрация химического опыта в такой ситуации может оказаться единственным техническим средством, которое позволит обеспечить оптимальные условия восприятия изучаемого материала. Благодаря эффектности и зрелищности, опасных для жизни и здоровья демонстрируемых экспериментов у школьников формируется бережное отношение к собственному здоровью, обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Предмет химии обладает значительным потенциалом в формировании у учащихся здорового образа жизни. Хочется верить, что к концу 11 класса учащиеся поймут, что химия не только наука формул, но и наука, глубоко связанная с нашей жизнью, и даже минимальный запас знаний поможет в жизни решить многие бытовые проблемы. Таким образом, очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий поможет воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье. Участвую в реализации программы «Основы здорового образа жизни». Программа предполагает работу с учащимися  8 -11 классов. Программа включает два раздела: 1. «Мое здоровье». 2.  «Я и окружающий мир». Каждый раздел содержит перечень тем, которые способствуют формированию у учащихся ответственности за собственную жизнь, коммуникативной социальной компетентности, когда человек начинает осознавать, что заботиться о своем здоровье - это   нормально, что это - залог успеха и будущей счастливой жизни. Программа реализуется через групповые формы работы, беседы,  дискуссии, ролевые игры, круглые столы, личностные тренинги.   Цель программы:1.Обучить школьников подросткового возраста поведению, ведущему к здоровью.2. Уменьшить у подростков потребность в употреблении наркотиков и других психоактивных средств. 3. Развитие у подростков навыков поведения, направленных на психосоциальную адаптацию, социальную интеграцию, психическое и физическое здоровье. Задачи программы.1.Изучение основ здорового образа жизни. 2. Анализ собственного здоровья и путей его улучшения. 3.Изучение влияния общества на здоровье человека. 4.Использование различных форм работы для развития позитивной   личностной концепции, представления человека о себе. Предполагаемые результаты. В завершение работы по программе учащиеся должны осознать ценность собственного здоровья, владеть информацией о здоровом образе жизни, о негативном воздействии на человека алкоголя, табака, наркотиков и т.д. Школьники должны учиться формированию собственного жизненного стиля и поведению в различных жизненных ситуациях  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни школьника средствами учебных предметов

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы. Одним из предметов, формирующих навыки здорового образа жизни является, несомненно, физическая культура....

Программа по формированию основ здорового образа жизни "Путь к здоровью"

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Он...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»

В данной статье представлена разработка проекта  по реализации задач  формирования основ здорового образа жизни  «Мы за здоровый образ жизни!»...

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...

Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."

Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."...