Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап | Мотивирует эмоциональный настрой на изучение темы. Учитель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на необычном уроке. Сегодня вы побываете в роли исследователей и самостоятельно постараетесь различными методами получить очередную порцию знаний. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, где нам предстоит провести исследования. Поэтому эпиграфом нашего урока станут слова : "Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции" (М.В. Ломоносов) (Слайд №1 ). А результаты своих исследований вы будете записывать в рабочих листах. | Приветствуют учителя , настраиваются на работу на уроке, знакомятся с содержанием рабочих листов.
| Коммуникативные УУД: Планирование: определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу |
Мотивация (создание проблемной ситуации) | И прежде чем приступить к практической части нашего урока нам необходимо теоретически подковаться. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение основных классов неорганических соединений и остановимся на одном из них. Давайте посмотрим на доску. Сейчас я предлагаю вам немного поиграть в "Найди лишнее вещество".На слайде и в ваших рабочих листах имеются 2 ряда неорганических веществ одного класса, но в каждом из которых одна вещество является «лишним», т.е. еще не до конца изученном нами. Вам необходимо найти лишние вещества. (Слайд №2 ) 1.MgO ,Na2O, CaO, Ba(OH)2, Fe2O3. 2.NO2 , H2O, Al(OH)3, SiO2, P2O5.
| Ответы обучающихся на задание "Найди лишнее вещество" и запись их в рабочие листы предполагаемых ответов: 1. Ba(OH)2 2. Al(OH)3 | Личностные УУД: Самоопределение: мотивация учения; Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; |
Актуализация | Подводит обучающихся к формулировке новой темы, организуя фронтальную беседу по вопросам: Какие вещества оказались лишними? Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соединений? Это вещества простые или сложные? Есть ли сходства в элементном составе молекул? Предложите название группы ОН. С чем связаны одна или несколько гидроксогрупп в составе молекулы? Мы изучали их ранее? Действительно, эти вещества относятся к отдельному классу – «Основания». Давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. В рабочих листах запишите тему урока – «Основания». Предложите общую формулу оснований. Как составляются названия оснований (работа с алгоритмом по учебнику на стр.106) (Слайд 3) Пользуясь таблицей растворимости, вспомните , на какие группы делятся основания по отношению к воде? Приведите примеры щелочей и нерастворимых оснований. Количество гидроксогрупп в составе основания также является признаком их классификации (работа с таблицей: «Классификация оснований» по кислотности). | Отвечают на вопросы , поставленные учителем. Вспоминают определение оснований. Записывают тему урока в рабочих листах. Предлагают общую формулу оснований. Рассматривают алгоритм составления названия оснований в учебнике на стр.106 и примеры формул оснований с названиями. Вспоминают классификацию оснований по признаку растворимости в воде. Приводят примеры оснований. Ранжирование приведенных примеров по признаку кислотности.
| ЛичностныеУУД: Смыслообразование: уметь находить ответ на вопрос. Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
Целеполагание | Подготовка к экспериментальной части Учитель: Пришло время приступить к практической части нашего урока. Основополагающий вопрос урока: Какими химическими свойствами обладают щелочи и нерастворимые основания? Вопрос непростой, а исследователи, которые ищут на него ответ – это вы, ребята. (Класс разбивается на 2 творческие мастерские.) Каждая мастерская выявит определенные свойства оснований. А объединив усилия всех групп, мы и получим ответ на основополагающий вопрос урока. В ваших учебниках и рабочих листах для каждой группы есть описание опыта, следуя которому, вы и будете проводить исследование. Работать вам предстоит в парах. После проведения опыта каждая творческая мастерская должна дать отчет о своей работе в форме таблицы. Эта таблица есть у вас в рабочем листе. (Слайд №4) 1 горизонтальную строку мы с вами заполним совместно, 2 строку таблицы заполняет 1 группа, 3строку -2 группа. Но перед тем, как вы начнете работу, необходимо повторить правила техники безопасности в химической лаборатории На экране высвечивается стихотворение (слайд №5) Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет. Всякое в опыте может случиться, Внимательным будь и не оплошай. Тебе всегда поможет учитель, Паники только не допускай! Организуется беседа по правилам безопасности при выполнении лабораторных опытов : 1.Какие правила безопасности отражены в этом стихотворении ? 2. А какие правила не учтены в стихотворении, но они необходимы нам при выполнении работы? Учитель: помните- пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов. (Слайд №6)
| Обучающиеся знакомятся с отчетной формой экспериментальной части. Читают стихотворение по правилам безопасности в кабинете химии. Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: 1. Выполнять опыты строго по инструкции, нельзя пробовать вещества на вкус, работать спокойно, не мешая соседям. 2. Пробирки должны быть чистыми и без трещин, очень осторожное обращение при работе с растворами кислот и щелочей.
| Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Познавательные УУД: структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение. |
Освоение новых знаний | Выполнение демонстрационного эксперимента А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина. Что мы наблюдаем? (Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.) Беседа с классом: Учитель: Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь и кислота . В итоге образуются два новых сложных вещества: соль и вода. Запись уравнения реакции: КOH + HCl = КCl + Н2О В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда. Вопрос классу: 1)Какая среда в растворе гидроксида калия? (Ответ: щелочная). 2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная). 3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная). (Слайд №7) Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между растворами кислоты и щелочи? Вывод: Вид реакции -реакция нейтрализации. Организация выполнения опытов по группам на выявление признаков протекания реакций обмена до конца. Лабораторный опыт для группы № 1: выполнить лабораторный опыт 20 из учебника на стр.106 Лабораторный опыт для группы № 2 : выполнить лабораторный опыт 21 из учебника на стр.107 Формулировка химических свойств оснований и лабораторного способа получения нерастворимых оснований. Учитель: на основе проделанных опытов сформулируем вывод. Отразите в рабочих листах. (Основания взаимодействуют с кислотами с образование соли и воды; с растворимыми солями, при этом образуется нерастворимое основание и новая соль. ) (Слайд №8)
| Выполнение демонстрационного эксперимента В раствор щелочи добавляют фенолфталеин, наблюдают изменение окраски полученного раствора в малиновый цвет. Определяют среду раствора (щелочная). Добавляют раствор кислоты, наблюдают обесцвечивание раствора, что является признаком химической реакции. В ходе беседы с учителем записывают в таблицу уравнение реакции: КOH + HCl = КCl + HOH (Н2О) Отвечают на вопросы учителя: 1. Щелочная среда. 2. Кислотная среда. 3.Нейтральная среда. Разбирают схему реакции нейтрализации и определяют данный тип реакции. Заполняют первую горизонтальную строку таблицы. Выполняют самостоятельно экспериментальную часть по группам. Заполняют соответствующую горизонтальную строку. Отчет о проделанной работе каждой группы (представитель каждой группы записывает уравнение реакции на доске, все остальные заполняют информацию в таблицу) Предполагаемые результаты: № группы | Реагенты | Продукты реакции | Признак протекания химической реакции | 1, 2 | КOH + HCl→ | КCl + Н2О (Н2О) реакция нейтрализации. | образование воды | 1,2 | СuSO4 + КOH → | Сu(OH)2↓ +К2 SO4 | выпадение осадка | 1 | Сu(OH)2+ H2 SO4 → | СuSO4+2 Н2О | выделение газа | 2 | Сu(OH)2→ | СuO+ Н2О | Нет изменений (реакция не идет) |
Заполняют таблицу. Фиксируют вывод в своих тетрадях. | Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий
|
Включение в систему знаний и повторение | Учитель: Любое исследование должно найти свое применение. А сейчас мы узнаем , как вы усвоили результаты проделанной работы (на 9 слайде представлен мини-тест по изученной теме) 1.Формулы только оснований записаны в ряду: А) К2О, КОН, Fe(OH)2 Б) Li2O, Na2O, Cu(OH)2 В) NaOH, KOH, Al2O3 Г) Fe(OH)2, Mg(OH)2, Zn(OH)2
2.Соединение состава Сu(OH)2 называется: А) гидроксид меди (I) Б) гидрид меди (II) В) гидроксид меди (II) Г) медный купорос
3.Какое уравнение соответствует реакции нейтрализации? А) НСl + Zn = ZnCl2 + H2 Б) H2 + S = H2S В) НСl + LiOH =LiCl + H2O Г) НСl + AgNO3 = AgCl + HNO3
4.При нагревании разлагается: А) гидроксид натрия Б) гидроксид железа (II) В) гидроксид аммония Г) гидроксид лития
5.Верны ли следующие суждения об основаниях: 1. Основания взаимодействуют с основными и кислотными оксидами 2. Реакции щелочей с основаниями называется реакций нейтрализации А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения не верны
| Обучающиеся в рабочих листах выполняют задания мини-теста с выбором одного правильного ответа | Регулятивные УУД: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные УУД: Логические универсальные действия: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений классификации объектов;
|
Рефлексия и оценивание (самоконтроль) | Проведите самопроверку (на слайде 10 высвечиваются правильные ответы и критерии оценивания). Правильные ответы: 1-Г; 2 –В; 3 –В; 4 –Б; 5 –Г. Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе "5", если ошиблись 1 раз - оценку "4", если 2раза и более - оценку "3". Это ваша оценка за урок. Внесите ее в рабочий лист. В качестве рефлексии учитель применяет "Метод пяти пальцев": На обратной странице рабочего листа обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Ответы должны быть краткими (одно слово или словосочетание) (Слайд 13) Метод пяти пальцев М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил, что изучил Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие. Учитель благодарит за урок. Собирает рабочие листы для оценивания работы обучающихся.
| Самостоятельно выставляют себе оценку согласно предложенным критериям
На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции. Отдают рабочие листы учителю для проверки.
| Регулятивные УУД :Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
|
Домашнее задание | Домашнее задание: п.24, упр.4,5 (в тетради); 7 (для учеников с высоким уровнем учебной мотивации)
| Обучающиеся фиксируют домашнее задание к следующему уроку. |
|