Урок по теме:" Кислоты"
план-конспект урока по химии
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кислоты».
Цель урока: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот.
Задачи:
Образовательные:
-Сформировать у обучающих понятие о кислотах;
-Рассмотреть состав, название и классификацию кислот;
-Познакомить обучающихся с важнейшими неорганическими кислотами.
Развивающие:
-Совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека;
-Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
-Дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете.
Воспитательные:
-Формировать положительные привычки, такие как аккуратно писать, делать опыты;
-Формирование интереса к предмету;
-Продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развития химической речи.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: комбинированный урок.
Методы обучения:
-словесные;
-наглядные;
-объяснительно-иллюстративные ( рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации;
-практические.
Предполагаемые результаты обучения:
знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы, правила ТБ при работе с кислотами.
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
II.Актуализация знаний учащихся:
1.Фронтальный опрос:
В: С какими классами веществ вы уже знакомы?
В: Что такое оксиды?
В: Чем они отличаются от других классов веществ?
В: Что такое основания?
В: Как отличить основание от других классов?
2.В каких соединениях степень окисления определена неверно:
Са3О2; ВаО; ZnO; С5О2; Na2O.
3. «Подъём с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов.
S(VI) Р(V) AI(III) К(I) Си(II)
4. «Золотой ключик». Определите шифр к сейфу «Основания».
1.Na2O 4.FeO 7.HNO3 10.SiO2
2.Ва(ОН)2 5.СО2 8.КОН 11.Cи(ОН)2
3.НСI 6.СаО 9.Р2О5 12.СН4
5.Распределите формулы по классам и по классификации:
HCI; Cu(OH)2; K2O; Na2O; HNO3; AI2O3; Zn(OH)2; AI(OH)3; H2SO4; NaOH; CO2;P2O5.
Оксиды основные | Оксиды кислотные | Оксиды амфотерные | Основания растворимые | Основания нерастворимые |
III.Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами будем путешествовать:
1.Первая станция – «Историческая». (слайд № 2)
Сообщение об истории открытия важнейших кислот.
2.Вторая станция – «Дегустационная». ( слайд № 3)
На столах учеников аскорбиновая кислота, лимон, кусочки яблока.
-Ребята попробуйте, что я вам дала ( пока они пробуют) продолжаю:
Но не забывайте, что вы находитесь в кабинете химии, где без разрешения учителя пробовать нельзя ничего.
-Вы дома все едите квашёную капусту, кислые яблоки, уксус пробовали на вкус, скажите мне, что объединяет все эти вещества? ( все они на вкус кислые). Так вот из-за того, что они кислые, эти вещества давным-давно назвали кислотами. Кислоты имеют большое значение в природе:
Учитель читает стихотворение про кислоты ( слайд № 4 )
- муравьи выделяют кислоту в момент опасности, это служит сигналом о нападении хищников;
- медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась в муравейник, муравьи его, кусая, впрыскивают кислоту:
- молочная кислота улавливается кровососущими насекомыми, позволяя находить им жертву;
-соляная кислота находится в наших желудках и убивает часть бактерий;
- некоторые дикорастущие растения выделяют уксусную и масляную кислоту, которые подавляют рост или вызывают гибель растений;
-также мы часто прибегаем к их помощи в быту.
Я расскажу вам о пользе кислот,
Может, не знает о них наш народ.
Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку.
Знай, закрывает болезням врата
Аскорбиновая кислота!
Если простыли, болит голова,
Вас аспирин выручает сперва.
Яблоко ешь – кислый вкус красота, (слайд № 5)
В яблоке – яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложечке пейте, ( слайд № 6)
И обязательно вы похудеете.
Уксус столовый на кухне хранится –
Для консервации он пригодится.
Но и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива
Кислоты содержат – и это не диво.
Есть в муравьях и крапиве невинная ( слайд № 7)
С виду совсем кислота муравьиная.
Жжёт она кожу, но есть в ней и прок –
Ваш ревматизм она вылечит в срок.
Лучше не жуйте косточки вишни ( слайд № 8)
И абрикосов – это все лишнее.
Будет вам плохо – диагноз такой:
Синильной отравлены вы кислотой.
Думаю, что совсем не приукрашу,
Если хвалить буду я простоквашу, (слайд № 9)
Есть в ней молочная кислота –
Молодость ваша и красота.
3.Третья станция – «Правила техники безопасности».
Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами». ( на столах у каждого инструкция по т/безопасности)
Затем фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность,
оказывается на поверхности, закипает, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.
Запомни:
Сначала – вода,
Затем – кислота –
Иначе случится большая беда!
4.Четвёртая станция – «Информационная».
Итак, тема нашего урока – кислоты. Кислот в природе очень много, а сегодня мы с вами познакомимся только с важнейшими неорганическими кислотами, познакомимся с их строением, названиями, классификацией. (слайд № 1)
На доске написаны серная, угольная, фосфорная, азотная, соляная, сероводородная,
кремневая кислоты.
-Обратите внимание, что общего между этими веществами?
-Водород. ( присутствие Н даёт кислый вкус всем кислотам).
-По составу это сложные вещества, почему? ( т.к. состоят из нескольких элементов).
-Кислоты состоят из двух частей: на первом месте атомы водорода, а на втором кислотный остаток.
Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков
Классификация кислот.
-Обратите внимание на атомы водорода – что можно сказать? ( разное количество).
Т.е кислоты различаются, прежде всего, по количеству атомов водорода, от этого зависит основность кислоты. Они могут быть – 1,2,3- основные.
-Посмотрите на кислотные остатки, что вы можете сказать? (в один входит кислород, а в другие нет). Т.е они могут быть кислородсодержащие, или бескислородные.
КИСЛОТЫ (слайд № 10)
Кислородсодержащие Бескислородные
Н3РО4 Н2SO4 HNO3 HCI HF HJ HBr
КИСЛОТЫ (слайд № 11)
Одноосновные Двухосновные Трёхосновные
HNO3 HCI H2S H2CO3 H3PO4
5.Пятая станция – «Индикаторная».
Как можно определить где кислоты, а где основания? (слайд № 12)
С помощью индикаторов. Индикаторы – вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Индикаторы открыты Бойлем.
Ученики выполняют лабораторную работу. ( инструкция «Проводим опыты»)
Напомнить т/ безопасности.
Вывод: Эта жёлтая бумажка ( слайд № 13)
Всё покажет без труда:
Посинеет – в колбе щёлочь,
Покраснеет – кислота.
IV.Закрепление.
1.Что называется кислотами?
2. Какие кислоты бывают по классификации?
3. «Третий лишний»:
А.H2S Б.H2SO4 В.HNO3
HNO3 H3PO4 HF
H3PO4 H2CO3 HBr
4.Что такое индикаторы?
V. Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме кислоты
разработка урока с картой химического путешествия...
урок по теме: " Кислоты"
урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....
разработка урока по теме: "Кислоты"
классификация кислот, работа с инструктивной карточкой, самостоятельная работа учащихся и т.д....
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Конспект урока по теме: "Кислоты"
Конспект урока предназначен для учащихся 8 класса по химии...
Урок по теме "Кислоты"
Урок Кислоты является комбинированным уроком. Проводится с использованием презентации. В ходе урока проводится лабораторная работа....
Презентация урока по теме "Кислоты"
Презентация урока - путешествия для учащихся 8 классов по теме:"Кислоты". Презентация содержит аудио файл по теме"Действие индикаторов на кислоты" и звуковые файлы, записанные автором с химическими за...