Урок по теме "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Матвиенко Татьяна Александровна

 Урок Кислоты является комбинированным уроком. Проводится с использованием презентации. В ходе  урока  проводится лабораторная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

1. Организация класса и краткое повторение материала.

Приветствие класса, посадка на места.

  • Вспомните,  на какие группы классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания, кислоты и соли).
  • Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).
  • Дайте определение класса оксиды.

Поиграем  в крестики нолики, назовите выигрышный путь, который составляют оксиды. Слайд №1

  • Дайте им название Слайд№2  

Выпишем  на доске и в тетради неизвестные нам соединения в столбик.

  • Дайте определение класса оснований.

Поиграем  в крестики нолики, назовите выигрышный путь, который составляют оксиды. Слайд №3

  • Дайте им название Слайд№4  

 2. Многообразие кислот

Выписанные нами в столбик вещества это жители страны кислот – кислоты. Сегодня на уроке мы с вами будем  их рассматривать. В стране кислот есть королева. Известно о ней только имя  серная кислота. Говорят, что характер её многогранен. Но вы сможете  сами  о ней  все сказать, узнав материал  нашего урока, и познакомитесь с теми, кто ещё населяет эту страну.

Записываем в тетради тему урока. «Кислоты»

  • Предположите. Что вы узнаете сегодня на уроке?

После изучения данной темы вы должны знать: что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют, уметь называть кислоты, распознавать их среди других соединений, уметь составлять формулы кислотных оксидов, знать правила техники безопасности при работе с кислотами. Слайд №5

Вокруг нас огромное количество кислот: молочная кислота образуется в мышцах при мышечной нагрузке, муравьи разбрызгивают муравьиную кислоту, защищаясь от врагов, а соляная входит  в состав желудочного сока, помогая переваривать пищу. Слайд№6  

В фруктах содержится виноградная, яблочная, лимонная  кислоты     Слайд№7

Кислоты  в составе которых есть углерод органические, а  другие неорганические. Слайд№8

Все не раз ели лимон. Попробуйте еще раз   лимон

  • Какой  он на вкус?

 Кислый. Отсюда и название   класса - кислоты

 Но не один химик не подумает распознавать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно. К кислотам относят и знаменитую цианистоводородную и страшную серную кислоты, поэтому проще и безопаснее распознавать кислоты,  с помощью специальных веществ-указателей

  • Как они называются? (Индикаторы).

Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.

Правила техники безопасности: Слайд № 9,10  

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

У вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они тоже есть в инструкции).

Итак, приступаем.

3. Лабораторный опыт.

Изменение окраски индикатора в кислой среде органической и неорганической кислот

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: парная.

Время работы – 8-10 минут.

Задание:

Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Слайд № 11

Оборудование и реактивы:

2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж.

Проведение опыта и оформление результатов:

1) Вклейте в тетрадь таблицу: «Действие кислот на индикаторы».

2) Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

3) Повторите опыты, описанные выше в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмусовая бумажка

Желтая

 

 

Фенолфталеин

Бесцветная

 

 

Метилоранж

Оранжевая

 

 

Обсуждение результатов и формулирование выводов:

  •  Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?

(Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).

  •  Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?

(Лакмус и метилоранж).

  • Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да).
  •  Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?  Слайд№12  

(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

  • независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково;
  • а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
  • С чем же это связано?

Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.

4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

Определение общей формулы кислот

  • Прочитайте  вслух формулы кислот, которые записаны в тетради и на доске (HCl, H2SO4, H3PO4). Слайд №13
  •  Что общего во всех этих формулах? ( Все  сложные вещества и содержат элемент Н).
  • Значит, с каким элементом связаны все общие свойства кислот? (С водородом)

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.

  •  На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).

Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

Запишите в тетрадь  общую формулу для всех кислот

Н кислотный остаток

  • В кислотах разные кислотные остатки? (Да).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.

 Прочитайте кислотные остатки.

Определение зарядов ионов

  • Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (Две).
  • А сколько видов ионов содержится в этих кислотах? (Два: один - ион Н, другой - ион кислотного остатка).

Запишите формулу H2SO4

  •  Чему равен заряд иона Н? (+).
  •  Какой по знаку будет заряд иона кислотного остатка? (Отрицательным).
  • А как можно определить число этого заряда?

Оказывается для этого нужно посмотреть на число атомов водорода в формуле кислоты.

  • Чему равен заряд иона кислотного остатка в H2SO4, HCl, H3PO4?
  • Как же можно на основании всего сказанного выше дать определение кислотам? (Подведение под понятие)

КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

Классификация

  •  А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот?

(Числом атомов водорода). Слайд № 14

А) по  основности

  •  Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты? (Да).
  •  Откройте учебник с.104 §20 первый абзац и найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность).
  •  Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трехосновные).
  • Назовите по этому признаку другие кислоты.   

Б) по наличию кислорода Слайд№15  

  •  А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (Есть или нет кислород).
  •  На с.102 (второй абзац) найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).
  •  Как классифицируют кислоты по этому признаку? (Кислородсодержащие и бескислородные).
  •  Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.

А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты. Слайд №16

Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота. Слайд№17 

Например:

ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота.

Немного о ней: (показываю пузырек с кислотой) – это жидкость, без цвета и запаха, концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начнет переваривать стенки самого желудка.

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы. Слайд № 18

Например:

ПОКАЗЫВАЮ H2SO4 и H2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).

Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней с106 рис 61 Сначала вода потом кислота иначе случится беда. При разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к ожогам рук, глаз и лица. За широкое применение в химическом производстве серную кислоту называют: «Хлебом химической промышленности».

  • Назовите кислородсодержащие кислоты запишите названия в столбец

Проверяем Слайд №19 

В) По растворимости кислоты делят на 2 группы растворимые и нерастворимые

  • А как узнать растворимо вещество или нет? (используя таблицу растворимости)
  • Назовите растворимые и нерастворимые. Сколько нерастворимых? (все растворимые кроме одной- кремниевой) Слайд № 20

 Г) По устойчивости делят на устойчивые и неустойчивые. Слайд №21

Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений – кислотами. Давайте дадим характеристику королеве страны кислот серной кислоте (неорганическая, двуосновная, кислородсодержащая, растворимая, устойчивая).

  • А как вы думаете, почему серная – королева (Является хлебом химической промышленности)

5. Проверка полученных знаний

Проверим полученные  знания в следующем задании. Определите свойства каждой из кислот. Из букв соответствующих правильным ответам, вы составите название индикатора, которым нельзя распознать кислоты, но можно распознать щелочи. Слайд №22,23        

Свойства веществ

Название кислоты

серная

соляная

угольная

кремниевая

сернистая

Не существует в свободном виде

П

И

Ф

Б

Е

Бесцветная жидкость

Н

О

-

Р

-

Нерастворима в воде

Д

З

С

Л

Й

Конц.  Обугливает органические вещества

Ф

У  

П

Ю

В

Растворы изменяют окраску лакмуса

Т

А

Л

С

Е

Конц кислота поглощает влагу из газов

И

В

Р

Г

Б

Конц. Кислота дымит на воздухе

У

Н

К

Д

Л

ФЕНОЛФТАЛЕИН

5.Домашнее задание

Параграф 20. Упр 1 стр107 Как распознать щелочь, кислоту и воду в разных пробирках? Слайд №24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...