Технологическая карта урока "Аминокислоты"-10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс)
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности обучающегося по определению, поиску и нахождению нового знания. Урок построен на создании проблемной ситуации: сделать вывод o природе неизвестного вещества на основе проведенного эксперимента. Этот ключевой вопрос урока решается путем решения ряда задач: повторения материала, изученного ранее, развитие умения сравнивать свойства разных классов по составу и строению и прогнозировать свойства. Поставленная в начале урока проблема способствует формированию ключевых компетенций, т. к. знания обучающимся не даются в готовом виде, а они их получают путём рассуждения, поиска истины. Отрывки из литературных произведений обеспечивают формирование естественнонаучной грамотности обучающихся, позволяют развивать познавательный интерес. Задания, выполняемые в течение всего урока, способствуют формированию функциональной грамотности школьников. Инструментами развития функциональной грамотности школьников, а также проверкиеё сформированности на данном уроке являются задания творческого характера и интегративные задания. Особенность интегративных заданий на данном уроке, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, заключается в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы - применение и свойства аминокислот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока Аминокислоты | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТЕМЕ: «Аминокислоты — бинарные соединения».
Глебова Ирина Герасимовнавна
учитель химии ,
МБОУ СОШ № 7
Киржачского района
Владимирской области
Пояснительная записка: Преподавание химии в 10 классе осуществляется по УМК Н.Е. Кузнецовой (базовый уровень). Изучается урок в разделе «Азотсодержащие органические соединения». Представленный урок химии— урок открытия нового знания. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности обучающегося по определению, поиску и нахождению нового знания. Урок построен на создании проблемной ситуации: сделать вывод o природе неизвестного вещества на основе проведенного эксперимента. Этот ключевой вопрос урока решается путем решения ряда задач: повторения материала, изученного ранее, развитие умения сравнивать свойства разных классов по составу и строению и прогнозировать свойства. Поставленная в начале урока проблема способствует формированию ключевых компетенций, т. к. знания обучающимся не даются в готовом виде, а они их получают путём рассуждения, поиска истины. Отрывки из литературных произведений обеспечивают формирование естественнонаучной грамотности обучающихся, позволяют развивать познавательный интерес. Задания, выполняемые в течение всего урока, способствуют формированию функциональной грамотности школьников. Инструментами развития функциональной грамотности школьников, а также проверки её сформированности на данном уроке являются задания творческого характера и интегративные задания. Особенность интегративных заданий на данном уроке, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, заключается в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы - применение и свойства глюкозы.
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с составом, строением, свойствами глицина, формирования представлений о группе органических веществ, обладающих двойственными функциями.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Умение составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений;
Умение различать особенности строения глицина, определять опытным путём физические и химические свойства вещества, изучать специфические свойства глицина, обладать химической грамотой
Метапредметные: Умение работать с источниками химической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Умение устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний
Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Владение правилами и приёмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
Использованные образовательные ресурсы:
http://www.chemistry.ssu.samara.ru
http://www.informika.ru/text/database/chemy
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки- приложения; на столах обучающихся: спиртовка, пробирки, держатель для пробирок, растворы глицина , сульфата меди, гидроксида натрия, растворы уксусной кислоты, пропиламина, гидрокарбоната натрия, нитрита натрия, индикаторы.
Форма работы обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная
Дидактический материал: карточки- приложения 1-4.
Конспект урока
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивационно-целевой этап | Создаёт специальные условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создаёт условия для благоприятного психологического настроя на работу. Приглашает в лабораторию органической химии для проведения урока, тема которого неизвестна. Зачитывает слова китайских философов-Эпиграф к уроку Поисковая беседа: «Почему? Каким образом эпиграф может быть связан с нашим уроком?» Попробуйте сформулировать цель урока исходя из этого» Обобщает цели, определённые детьми. Предлагает учебную и доминирующую цель урока. Перед детьми ставиться задача в течение урока установить химический состав неизвестного вещества, опытным путём определить его функциональные группы, предсказать химические свойства. | Включаются в работу. Отвечают на вопросы. Формулируют и предлагают цели урока. | Познавательные УУД (развитие мыслительных операций, умение формулировать ответы на вопросы, целеполагание. Личностные УУД: осознание необходимости получения новых знаний |
2 | Актуализация опорных знаний | Направляет работу обучающихся на то, чтобы они вспомнили необходимые для освоения нового материала знания, умения и навыки. Задаёт вопросы, задания обучающимся: -Какова последовательность изучения природы химического вещества? -Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород, азот. - Составьте схему на соответствие между классами органических веществ и функциональными группами. - С помощью каких качественных реакций можно распознать амин и карбоновую кислоту? | Отвечают на вопросы: -«Состав---Строение---Свойства». (слайд 5) -Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры - Составляют схему на соответствие между классами органических веществ и функциональными группами. -Качественный реактив на аминогруппу - взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Признак реакции- изменение цвета осадка с голубого на фиолетовый, у карбоновых кислот растворение голубого осадка, образование раствора. Качественный реактив на карбоксильную группу реакция с гидрокарбрнатами, аминов с нитритами. Признак реакций — выделение газа. | Личностные УУД: осознание необходимости получения новых знаний. Умение проявлять интерес к информации. Коммуникативные УУД: умение высказывать собственные мысли, умение слушать и воспринимать другого, понимать собеседника. Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию. |
3 | Основной этап. Этап «открытия» нового | Организует самостоятельную работу обучающихся по открытию нового знания. Ребята, перед вами 3 пробирки с веществами. В пробирках 1 и 2 известные вещества, а в пробирке 3 то самое неизвестное вещество. Известно, что вещество в пробирке имеет следующий качественный состав: w(С) =32%; w(N)=18,67%; w(H)=6,67%; w(О)=42,67%. m (молекулы) =12,46*10-23г 1)Путём решения расчетной задачи, определите формулу неизвестного вещества. 2)Ответьте на вопрос: какой вывод о неизвестном веществе можно сделать, зная его молекулярную формулу? 3) Неизвестное вещество может содержать различные функциональные группы. Определите их на практике, в ходе выполнения эксперимента. Эксперимент выполняется в парах. -Проведение инструктажа по ТБ о правилах работы со спиртовкой и щелочами. Итак, перед вами 3 пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие. С двумя из них вы уже встречались. Это амин и карбоновая кислота, а третье- неизвестное вещество. Ваша задача - обнаружить, в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на амины и карбоновые кислоты. Результаты наблюдений занесите в таблицу, которая находится у вас на столе. (Приложение 2) -Сделайте вывод о неизвестном веществе.. - Предлагает попробовать обучающимся составить структурную формулу вещества, имея подсказки: 1) атом углерода 4-х валентен, 2)Вещество содержит одну карбоксильную группу, 3) в веществе одна аминогруппа. | -Решают расчётную задачу на вывод формулы неизвестного вещества. (Приложение 1) -Решив задачу, устанавливают химический (качественный и количественный) состав неизвестного вещества: С2Н5NО2. -Зная молекулярную формулу неизвестного вещества, делают вывод: 1)неизвестное вещество является кислородсодержащим и азотосодержащим. -Повторяют инструкции по ТБ о правилах работы со спиртовкой и щелочами. -Проговаривают алгоритм действий при проведении эксперимента. -Проводят эксперимент в парах. -Оформляют результаты эксперимента, заполняя таблицу. -Делают выводы: Неизвестное вещество образует голубой раствор с гидроксидом меди (II) (как карбоновые кислоты), при добавление гидрокарбоната выделяется газ как у карбоновых кислот, при добавлении нитрита также выделяется газ, как у аминов. Просмотр видеоопыта. Делают вывод, совместно с учителем, что неизвестное вещество относится к классу аминокислоты | Личностные УУД: формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов. Уметь понимать личную ответственность за результат. Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности. Умение соотносить известные и неизвестные факты, анализировать, делать выводы. Умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. Познавательные УУД: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, вести диалог |
4 | Контроль, оценка | Контролирует и корректирует деятельность обучающихся. -Предлагает выполнить самостоятельную работу: заполнить блок-схему по выявлению взаимосвязи между глицином, как простейшей аминокислотой, аминами и карбоновыми кислотами. -Предлагает выполнить самопроверку результатов. -Предлагает сформулировать тему урока и записать её вместо вопросительного знака. | -Выполняют самостоятельную работу. (Приложение 3) -Выполняют самопроверку. -Формулируют тему урока и записывают её. ?---------- «Аминокислоты- бифункциональные соединения». | Регулятивные УУД: умение переводить известную текстовую информацию в символы, в схемы. |
5 | Домашнее задание | Помогает выбрать тот формат задания, который обучающиеся смогут выполнить самостоятельно. -Обязательные задания: Учебник (п.21), Составьте уравнения химических реакций, проведённых на уроке. Выполните индивидуальные творческие задания. (Приложение 4). Дополнительное задание: Проведите самостоятельный поиск химической информации с использованием аминокислот. | Записывают домашнее задание | Познавательные УУД: Умение переносить предметные знания на другие сферы деятельности человека.(При выполнении д.з.). Умение перерабатывать информацию. |
6 | Рефлексия | Подводит обучающихся к необходимости оценить свою работу на уроке, сопоставить намеченные цели и задачи с реальными результатами. Предлагает закончить предложения: 1) Это интересно, потому что…. 2) До урока я думал(а), что…. 3) Теперь я думаю, что… -Подводит итог урока. -Благодарит обучающихся за работу на уроке. | Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результат своей деятельности. Анализируют свою деятельность. | Познавательные УУД: умение сопоставлять цель и результат. Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности на уроке. |
Литература:
- Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник / Н. Е. Кузнецова- 5-е изд., -М.: Вентана-Граф, 2018.
- Химия в школе: научно-методический журнал. – М.; Российская академия наук; изд-во «Центрхимпресс». – 2012-2013.
Приложение 1.
Решите задачу: Вещество в пробирке №… имеет следующий качественный состав: w(С) =32%; w(N)=18,67%; w(H)=6,67%; w(О)=42,67%. Масса молекулы неизвестного вещества равна12,46*10-23г. Найти формулу неизвестного вещества.
Приложение 2.
Результаты эксперимента запишите в таблицу, сделайте вывод.
Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 | |
Проба/вещество +Сu(ОН)2 (свежеприготовленный) | |||
+ NaNO2 | |||
+ NaHCO3 | |||
Выводы о принадлежности вещества к определённому классу |
Общий вывод:__________________________________________________________
________________________________________________________________
Приложение 3.
Заполните блок-схему:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....