Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.
план-конспект урока по химии (10 класс)
Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакомить с качественной реакцией на фенолы; раммотреть применение фенола, его биологическую роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenoly.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Алимова Э.Н.
Химия Дата:____________Урок №33 Класс:10
Тема:_ Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.
Цель:
Образовательные:
- Изучить состав и строение фенолов;
- Рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства;
- Познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакомить с качественной реакцией на фенолы;
- Рассмотреть применение фенола, его биологическую роль;
Развивающие:
- Совершенствовать умение учеников прогнозировать свойства веществ на основе его строения;
- Продолжить формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью, умения работать в парах, группах, с дополнительными источниками информации.
Методы: Индивидуальная, групповая, беседа, проблемно-поисковая, исследовательская
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Цель: Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Формулирование учащимися цели урока. | Сегодня мы познакомимся на уроке с соединением, которую используют для изготовления красок, в качестве антисептика для обработки раны, антиоксидант, используют для изготовления лекарственных препаратов. Это уникальное вещество впервые обнаружил в 1834г. немецкий химик-органик Фридлиб Рунге в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом. Ему не удалось определить состав вещества, сделал это в 1842г. Огюст Лоран. Вещество обладало выраженными кислотными свойствами и было производным открытого незадолго до этого бензола. Лоран назвал его бензол феном, поэтому новая кислота получила название фениловой. Шарль Жерар считал полученное вещество спиртом и предложил называть его фенолом. Про это вещество вы, возможно, слышали, когда читали произведения писателей XIX века, например Л.Н. Толстого. Называлась она раньше карболкой или карболовой кислотой. Сегодня нам интересно знать к какому классу соединений относятся фенолы? Ведь они тоже отвечают формуле R- ОН? Проблемный вопрос: Как и вода и спирты, молекула этого вещества имеет гидроксильную группу. Как толуол имеет бензольное кольцо. Попробуйте самостоятельно вывести формулу этого вещества. После получения ответа учитель объявляет тему урока и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения (слайд 2) | Высказывают свои предположения о теме урока. Формулируют вместе с учителем цель и задачи урока | |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии Цель: актуализация опорных знаний и способов действий, повторение изученного материала деятельности, подготовка мышления учащихся и организация внутренней потребностей УД | Организует повторение материала, изученного на предыдущем уроке и основных терминов, и понятий, необходимых для освоения нового материала. Проверяется наличие у учеников выполненных письменных работ. Обсуждаются задания, которые вызвали затруднения Выполнение блицконтроля по терминам (слайд 3). | Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Пишут самостоятельную работу | |
Работа по усвоению новых знаний Цель: формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой. | 1.Состав, строение, физические свойства фенола. Учитель дает определение, деление по составу, общая формула фенолов (слайд 4,5). Физические свойства фенолов (слайд 6). Работа с учебником: агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; Демонстрация: Растворимость фенола в воде при комнатной температуре и нагревании. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbc648f6-1fdf-1f02-8675-1dfc12089436/index.htm Строение фенолов Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствами фенолов. Выявить типы реакций, характерные для фенолов, и условия их протекания (слайд 7) 2.Химические свойства фенола (слайд 8) Беседа: 1.Что общего в строении насыщенных спиртов и фенола? 2. Какие химические свойства характерны для спиртов? 3. Как связаны свойства спиртов с их строением? Заполнение таблицы «Химические свойства фенола». Реакции обусловленные гидроксильной группой – ОН: 1)Взаимодействие с активными металлами с образованием фенолятов. 2)Взаимодействие со щелочами; 3) Качественная реакция на фенол Реакции обусловленные бензольным ядром: 1)Взаимодействие с бромной водой. 2.Взаимодействие с азотной кислотой. Заполнение таблицы сопровождается демонстрацией химических свойств фенола. Демонстрация опыта: «Взаимодействие фенола с металлическим натрием». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2902f1c7-622b-d84b-fce5-f652d1cc81f7/index.htm «Взаимодействие фенола с раствором щелочи» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0caf7a8d-7397-1c33-1bd0-904de4c907dc/index.htm «Взаимодействие фенола с хлоридом железа (III)» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7f253c7-cbc3-02ef-2557-e5b59c1d26c8/index.htm «Взаимодействие фенола с бромной водой». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93fcbfc1-6dcb-1649-d4d9-7f5f264e89eb/index.htm Демонстрацию можно заменить видеоопытом. | Записывают определение, общую формулу и гомологический ряд фенолов Определяют физические свойства фенолов Устанавливают связь между строением фенола и его химическими свойствами Отвечают на поставленные учителем вопросы Заполняют таблицу в тетради «Химические свойства фенола» Просматривает опыты по химическим свойствам. Высказывают свое мнение об опытах. | |
Физкультминутка Цель: Здоровье сбережение Задача: релаксация и смена физической нагрузки. | «Потягивание кошечки» | Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки | |
Работа по усвоению новых знаний /продолжение/ Цель: Обеспечение восприятия и запоминания детьми теоретического материала урока. Решение проблемной ситуации. | 3.Способы получения фенола: 1)Кумольный способ. 2)Из каменноугольной смолы; 3) Из галогенбензолов. Задание: Вспомните и напишите уравнение реакции взаимодействие бензола с серной кислотой (сульфирование) и хлором (хлорирование). Для каждой реакции условия протекания (слайд 9). 4.Применение фенола: Постановка проблемного вопроса: Фенол – ядовитое вещество! Как описывал А.П. Чехов в своем произведении «Враги» действие фенола на организм человека. "По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь". Вопросы:
Применение фенола: 1)Производство синтетических смол, пластмасс; 2) в качестве лекарственного препарата; 3) в качестве красителей; 4) антисептиков и антиоксидантов; 5) взрывчатых веществ; 6) поверхностно-активных веществ. 5.Охрана окружающей среды от промышленных отходов, которые содержат фенол. | Записывают в тетрадь способы получения фенола, а также самостоятельно пишут уравнение реакции взаимодействие бензола с серной кислотой (сульфирование) и хлором (хлорирование). Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы и делают выводы, какое значение имеет фенол в нашей жизни. Сообщение учащихся по теме: «Методы очистки отходов от фенола». | |
Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала Цель: Подведение итогов урока, формулирование выводов по изучаемому материалу исходя из цели урока. Оценка результатов деятельности каждого учащегося и всего класса. | Вопросы: 1)Какие вещества называются фенолами? 2) Каково влияние бензольного кольца на гидроксильную группу в молекуле фенола? 3) Сформулируйте физические и химические свойства фенолов. 4) Область применения фенолов. 5)Чем опасен фенол. Задания для закрепления: 1)Решение задачи; 2) Составление цепочки превращения; 3) В трех пробирках содержится этанол, глицерин и раствор фенола. С помощью, каких химических реакций можно различит эти вещества? Составьте уравнения соответствующих реакций (слайд 11). | Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания на усвоение материала. | |
Домашнее задание: Цель: овладение способами учебной деятельности | Предлагает домашнее задание на следующий урок §22 №5 стр.110 (слайд 12) Задание по выбору: Подготовить небольшие сообщения или создать плакаты об опасности фенолах | ||
Рефлексия Цель: подвести итоги деятельности на уроке, анализ деятельности и содержания урока. | Создаёт условия для заключительной рефлексии: «Мишень» Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора.
Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой. (слайд 13) Лист самооценки: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о фенолах … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что.. -Особенно интересным было… | Оценивают свои знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"
Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...
Конспект урока по математике в 6 классе по теме"Применение распределительного свойства умножения".
Конспект урока по математике 6 класс по теме "Применение распределительного свойства умножения"...
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
Одним из фундаментальных понятий органической химии является взаимное влияние атомов в молекулах. Без знаний электронных эффектов (индуктивного и мезомерного) органическая химия представля...
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Презентация по химии на тему "Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влия¬ние атомов в молекуле. Понятие крезолов"
Цель:Образовательные:Изучить состав и строение фенолов;Рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства;Познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фе...
Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"
Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...
Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).
Технологическая карта урока « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени" была разработана ...