Конспект урока. Кислород. Аллотропия. Фотосинтез.
план-конспект урока по химии (8 класс)

Антонова Марина Анатольевна

На уроке выполняются компетентностно ориентированные задания, нацеленные на формирование функциональной грамотности в области естествознания, т.е. способности обучающихся использовать естественно-научные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Для их решения важно использовать знания не только курса химии, но и биологии и других школьных дисциплин. Полученные знания позволят школьникам увибеть проблему, которую можно решить с помощью естественно-научных методов, и получить выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме

«Кислород». Аллотропия. Фотосинтез.

Цель урока: Систематизировать и расширить на межпредметном уровне знания обучающихся о простом веществе – кислороде.

 Задачи:

•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере кислорода, отличительных признаках простого вещества - кислорода;  рассмотреть физические свойства простых веществ-неметалла- кислорода, изучить  явление аллотропии; продолжить совершенствовать навыки работы с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, обобщить и систематизировать знания из курса биологии о процессе фотосинтеза.

 • развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ и химических элементов неметаллов;  работать с презентацией и учебником, как источниками информации;  развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся; продолжить развивать их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.

• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности;  воспитывать коммуникативные навыки; способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.

Тип урока: интегрированный урок химии, биологии открытия новых знаний, решения учебной задачи

Технологии: ИКТ-технология,

Планируемые результаты:

1.Предметные – получение знаний о неметаллах, (кислороде и озоне) их строении, физических свойствах, химической связи, понятии «аллотропии», фотосинтез,

2.Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Познавательные – формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;

- формирование умения определять основные понятия, строить логические рассуждения, делать выводы,

-научно объяснять явления, определять вопросы, которые возможно исследовать естественно-научными методами

-понимать особенности естественно-научного исследования, оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса;

-анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов, предлагать объяснительные гипотезы

- Работа с текстом, преобразование и интерпретация, содержащейся в нём информации.

Регулятивные – осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

- Способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание).

Коммуникативные – формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей;

- формирование умения владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Личностные - формирование ответственного отношения к учению;

- формирование способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности,

- Формирование адекватной позитивной  самооценки. 

Основные понятия: кислород – химический элемент и кислород – простое вещество, аллотропия, фотосинтез.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева; мультимедийное оборудование; карточки с заданиями.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

Личностные,

метапредметные

1.Организа -ционный момент (1мин).

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствующих и отсутствующих.

«Сегодня наш урок пройдѐт в тесном химическом взаимодействии. На уроке вам понадобятся не только химические знания, полученные на предыдущих уроках, но и информация из других областей знаний.

Приветствуют учителя, присаживаются.

Личностные – смыслообразование (внутренняя позиция школьника).

Метапредметные (коммуникативные) – осуществлять сотрудничество с учителем.

2.Актуализация знаний (3 мин).

Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».

  • Начнем с повторения изученного материала о кислороде как химическом элементе
  • Химический знак элемента                            
  • Порядковый номер
  • Период
  • Группа
  • Подгруппа
  • Ar(O) =
  • Химическая формула простого вещества
  • Mr(O2) =
  • Степень окисления O  =

Хорошо поработали.

Молодец. Справился. Давайте проверим правильность выполнения задания. Поставь отметку себе за выполнение задания. Самопроверка

Выполняют в карточках

Закрепить знания о химическом элементе - кислороде

Личностные – смыслообразование (рефлексивное отношение к учению, осознание учебной цели).

Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний, адекватно передавать информацию.

(коммуникативные) – строить рассуждения.

3.Мотивационно-

целевой этап (3) мин).

Цель: организовать постановку учебной проблемы; сформулировать тему и цель урока.

А теперь внимательно прослушайте стихотворение. Примерно века два назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад,

И он для вас не тайна.

Известно, что горят отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний.

Энергично сгорает также водород.

Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

И вам теперь известно,  верно? Его названье …..

 Какова тема нашего урока?

Кислород. Аллотропия. Фотосинтез.

Сегодня на уроке мы будем говорить о простом веществе. – кислороде. Какие цели урока мы перед собой поставим?

Итак, запишите тему нашего урока в тетради: «Кислород. Аллотропия. Фотосинтез»».

Выполняют задание, данное учителем в тетрадях. Проверяют задание. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цель урока, создаем кластер

Цель. Изучим распространение на Земле простого вещества – кислорода, его физические свойства, образование в природе-фотосинтез, аллотропию.

План

1 Нахождение кислорода в природе.

2. Аллотропия.

3.Физические свойства и методы собирания в лаборатории

4. Фотосинтез – процесс получения кислорода в природе

Систематизировать знания о таких понятиях как «химический элемент» и «простое вещество»

Личностные – смыслообразование (личностный смысл учения).

Метапредметные (познавательные) – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; установление причинно-следственных связей.

(регулятивные) – целеполагание, планирование.

4.Процессуально-

деятельностный этап (15 мин). Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: организовать поиск решения проблемы через работу с текстом (алгоритмом), в парах; организовать работу для усвоения основных понятий (терминов).

Мы  с вами вспомнили, что уже знаем о кислороде?

Хочу знать

Узнал

1.Распространение в природе стр.63

2.Аллотропия

Модификации стр.63

3.Физические свойства, стр. 63

4.Методы собирания кислорода стр.64

5.Фотосинтез-процесс получения кислорода в природе стр.66

. А теперь давайте подумаем, что мы еще хотим (можем) узнать о кислороде? И заполним второй столбик таблицы – «узнал».

И давайте с вами попробуем разобраться с тем, что вы хотите узнать.

Для этого ознакомьтесь с текстом учебника, дополнительным материалом и составьте ответы по данной вам теме, она написана в ваших карточках. Работаем с вами в парах.

Проверим, как вы справились с заданиями. Каждая группа подготовит рассказ по 1 данной вам теме.

Молодцы. Справились с заданием.

Выполняют задание в тетради – заполняют первый столбик таблицы ЗХУ.

После его проверки заполняют второй столбик.

Готовят рассказ для ответа.

Выполняют письменное задание (составление кластера) в парах. Готовят рассказ для ответа.

Систематизировать знания о кислороде, о явлении аллотропии и аллотропных модификациях.

Личностные – осознание учебной цели (смыслообразование). Метапредметные (познавательные) – поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление цели; определение основной и второстепенной информации.

(регулятивные) – планирование.

(коммуникативные) – учитывать позицию собеседника, умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.

5.Первичное закрепление материала (применение и закрепление знаний) (3 мин).

Цель: организовать применение новых знаний, выполнение самостоятельной работы, Взаимопроверка

А сейчас давайте выполним с вами задание для проверки усвоенного материала.

Вам на карточках предлагается

Вычеркнуть ложные утверждения.

А)Химическая формула простого вещества кислорода – O.

Б)Кислород – самый распространённый элемент во Вселенной.

В)Кислород при охлаждении превращается в синюю жидкость.

Г) Кислород хорошо растворим в воде

Д) Кислород – горючий газ.
Е) Кислород выделяют растения при фотосинтезе

2) Определите характерные для кислорода физические свойства и заполните пропуски.

  1. Агрегатное состояние – 
    2) Цвет –                           
    3) Запах –                               

4) Отношение к воздуху – 

5) Растворимость в воде –   

Газ , легче воздуха, без запаха ,тяжелее воздуха, хорошо растворяется в воде,

жидкость, твёрдое вещество, голубой, свежий запах, плохо растворяется в воде,

бесцветный

Время вышло. Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим работу.

(взаимопроверка – слайд с ответами – слайд с критериями оценивания – выставление отметок друг другу).

Выполняют в карточках задание для самостоятельной работы.

После выполнения проверяют его в парах, выставляют отметки друг другу.

По изученному материалу заполняют последний столбик таблицы – «Узнал».

Озвучивают выполненное задание.

Закрепить знания о неметаллах, их физических свойствах, агрегатном состоянии, о аллотропных модификациях, аллотропии.

Личностные – рефлексивное отношение к учению, осознание учебной цели.

Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний, анализ.

(регулятивные) – контроль, оценка.

6 Решение контекстных задач. 10 мин

Цель. Формирование функциональной грамотности в области естествознания, т.е. учиться объяснять, исследовать, анализировать данные.

Задание 1 Вариант 1

Химик Джозеф Пристли сделал интересное открытие: «Растения улучшают потребляемый воздух!» К такому заключению он пришёл после серии экспериментов, из которых хотел узнать, как влияет «повреждённый воздух» (так он называл газ после сжигания веществ в закрытом сосуде) на живые организмы.

В одном таком эксперименте он оставил зажжённую свечу в склянке, и пламя быстро потухло. Он поместил в склянку веточку мяты на 10 дней. По окончании срока Пристли с удивлением обнаружил, что листья мяты всё ещё зелёные, а воздух внутри склянки был «свежим». Пристли предположил, что всё дело именно в листьях мяты. Но как это объяснить? Этот вопрос так и остался без ответа, пока голландский учёный Ян Ингенхауз не повторил эксперимент Пристли, наблюдая тот же эффект. После нескольких экспериментов учёный нашёл объяснение результатам своих наблюдений: лист растения мог очищать воздух только в случае, когда находился под солнечными лучами. Это было открытие!

Какой научный вопрос решал Пристли в своём эксперименте?

1.Как растения очищают воздух?

2.Как «повреждённый воздух» влияет на живые растения?

3.Какой процесс осуществляется в зелёных листьях растений?

4.Какой состав имеет «повреждённый воздух»?

 Задание 2 Вариант 1

 1779 году. Ингенхауз обнаружил, что в присутствии света зелёные части растений выделяют пузырьки, а в тени это явление прекращалось. Он определил, что это был газ — кислород.

Предположим, вы решили проверить выводы учёного. Для эксперимента вами было взято водное растение элодея, которое вы поместили в стакан с водой, накрыв воронкой, как показано на рисунке 1.

Рассмотрите четыре возможных варианта постановки эксперимента и выберите два варианта для получения результата: какие из них вам необходимо сравнить, чтобы проверить, является ли свет условием образования кислорода растениями?  

Задание 3 Вариант 1

Исследования Пристли и Ингенхауза позволили установить, что растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Это позволило по-новому взглянуть на роль растений в жизни природы.

Растения играют большую роль в самоочищении воздушной среды. Это служит одним из оснований для озеленения жилых и общественных помещений.

Известно, что негативное влияние воздуха в закрытых помещениях на физиологическое состояние человека (сонливость, головная боль, слабость) связано не с изменением концентрации кислорода, а с параллельным быстрым накоплением углекислого газа.

Объясните, почему проветривание более эффективно для поддержания допустимого содержания углекислого газа в закрытых помещениях.

Работа в группах из 4х  школьников. Решаем задачи. Проверяем решение взаимопроверкой. Обсуждение решенных задач.

Личностные – осознание учебной цели (смыслообразование). Метапредметные (познавательные) – поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление цели; определение основной и второстепенной информации.

(регулятивные) – планирование.

(коммуникативные) – учитывать позицию собеседника, умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.

7.Физкультминутка

1(мин) Цель: здоровьесбережение

Если вы согласны с утверждением – встаньте, если не согласны- сидите.

1. Атом кислорода содержит 1 электрон на последнем энергетическом уровне.

2.Фотосинтез –  процесс при котором образуется кислород в природе

3.Кислород – химический элемент 5группы главной подгруппы.

4. Проветривание самый лучший способ удаления углекислого газа из помещения.

5. У кислорода нет аллотропных модификаций

5. Пигмент хлорофилл необходим для процесса фотосинтеза

Личностные – сохранение здоровья.

(Метапредметные (познавательные)

8.Домашнее задание (1 мин). Цель: организовать выполнение домашнего задания.

Отметки за самостоятельную работу выставляются в журнал. А вы запишите домашнее задание.

(озвучивает то, что написано на слайде, поясняя, где это нужно).

Домашнее задание – дифференцированное.

Подготовить выступление. Озон – значение и применение. Кислород – значение и применение.

Слушают и записывают домашнее задание в дневники и тетради.

Личностные – смыслообразование (личностный смысл учения)

Метапредметные (коммуникативные) – правильное и умелое пользование речью (по выполнению домашнего задания).

8.Рефлексивно- оценочный этап (2 мин).

Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

И последнее задание вам на сегодня. Возьмите листочки, где написано РЕФЛЕКСИЯ, подпишите их и закончите предложения.

Рефлексия:

1.Я удивился (лась) . . .

2.Теперь я умею . . .

3.На уроке мне было  . . .

4. Сегодня на уроке я работал на . . . (поставь себе отметку).

Отвечают на вопросы в карточке – «Рефлексия».

Закрепление знаний по теме «Кислород. Аллотропия. Фотосинтез».

Личностные – смыслообразование (рефлексивное отношение к учению).

Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний.

(коммуникативные) – владение монологической речью, умение строить рассуждения.

(регулятивные) – оценка деятельности.

9.Подведение итогов (2 мин).

Цель: организовать оценивание работы учащихся; выставить и прокомменти -ровать отметки.

Выставление отметок.

Молодцы. Моя похвала вам отразится в ваших отметках. Вы хорошо поработали на уроке, справились с заданиями. Спасибо вам за работу. Урок окончен! До свидания!

Личностные – формирование адекватной самооценки.

Метапредметные (коммуникативные) – умение слушать.

45 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по ФГОС "Фотосинтез"

План урока биологии для 5 класса (ФГОС) по теме "Фотосинтез"...

План-конспект урока "Кислород, его получение и свойства"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Кислород, его получение и свойства» ФИО автора:  Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 8.Тема урока: «Кисло...

Конспект урока по теме: "Фотосинтез и хемосинтез"

Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся....

Презентация и конспект урока по теме "Фотосинтез"

На уроке применяется модульная технология...

Конспект урока по теме "Фотосинтез"

Данный материал может быть использовани при проведении урока по теме "Фотосинтез" в 9 классе...