Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные |
1.Организа -ционный момент (1мин). Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствующих и отсутствующих. «Сегодня наш урок пройдѐт в тесном химическом взаимодействии. На уроке вам понадобятся не только химические знания, полученные на предыдущих уроках, но и информация из других областей знаний. | Приветствуют учителя, присаживаются. |
| Личностные – смыслообразование (внутренняя позиция школьника). Метапредметные (коммуникативные) – осуществлять сотрудничество с учителем. |
2.Актуализация знаний (3 мин). Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». | - Начнем с повторения изученного материала о кислороде как химическом элементе
- Химический знак элемента
- Порядковый номер
- Период
- Группа
- Подгруппа
- Ar(O) =
- Химическая формула простого вещества
- Mr(O2) =
- Степень окисления O =
Хорошо поработали. Молодец. Справился. Давайте проверим правильность выполнения задания. Поставь отметку себе за выполнение задания. Самопроверка | Выполняют в карточках | Закрепить знания о химическом элементе - кислороде | Личностные – смыслообразование (рефлексивное отношение к учению, осознание учебной цели). Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний, адекватно передавать информацию. (коммуникативные) – строить рассуждения. |
3.Мотивационно- целевой этап (3) мин). Цель: организовать постановку учебной проблемы; сформулировать тему и цель урока. | А теперь внимательно прослушайте стихотворение. Примерно века два назад Открыт он был случайно. Сейчас знаком с ним стар и млад, И он для вас не тайна. Известно, что горят отлично В нем сера, фосфор, углерод, Железо, магний. Энергично сгорает также водород. Без газа этого на свете Не жили б звери и народ. И вам теперь известно, верно? Его названье …..
Какова тема нашего урока? Кислород. Аллотропия. Фотосинтез. Сегодня на уроке мы будем говорить о простом веществе. – кислороде. Какие цели урока мы перед собой поставим? Итак, запишите тему нашего урока в тетради: «Кислород. Аллотропия. Фотосинтез»». | Выполняют задание, данное учителем в тетрадях. Проверяют задание. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока, создаем кластер Цель. Изучим распространение на Земле простого вещества – кислорода, его физические свойства, образование в природе-фотосинтез, аллотропию. План 1 Нахождение кислорода в природе. 2. Аллотропия. 3.Физические свойства и методы собирания в лаборатории 4. Фотосинтез – процесс получения кислорода в природе
| Систематизировать знания о таких понятиях как «химический элемент» и «простое вещество» | Личностные – смыслообразование (личностный смысл учения). Метапредметные (познавательные) – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; установление причинно-следственных связей. (регулятивные) – целеполагание, планирование.
|
4.Процессуально- деятельностный этап (15 мин). Усвоение новых знаний и способов действий Цель: организовать поиск решения проблемы через работу с текстом (алгоритмом), в парах; организовать работу для усвоения основных понятий (терминов). | Мы с вами вспомнили, что уже знаем о кислороде? Хочу знать | Узнал | 1.Распространение в природе стр.63 2.Аллотропия Модификации стр.63 3.Физические свойства, стр. 63 4.Методы собирания кислорода стр.64 5.Фотосинтез-процесс получения кислорода в природе стр.66
|
|
. А теперь давайте подумаем, что мы еще хотим (можем) узнать о кислороде? И заполним второй столбик таблицы – «узнал». И давайте с вами попробуем разобраться с тем, что вы хотите узнать. Для этого ознакомьтесь с текстом учебника, дополнительным материалом и составьте ответы по данной вам теме, она написана в ваших карточках. Работаем с вами в парах.
Проверим, как вы справились с заданиями. Каждая группа подготовит рассказ по 1 данной вам теме.
Молодцы. Справились с заданием. | Выполняют задание в тетради – заполняют первый столбик таблицы ЗХУ. После его проверки заполняют второй столбик. Готовят рассказ для ответа.
Выполняют письменное задание (составление кластера) в парах. Готовят рассказ для ответа. | Систематизировать знания о кислороде, о явлении аллотропии и аллотропных модификациях. | Личностные – осознание учебной цели (смыслообразование). Метапредметные (познавательные) – поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление цели; определение основной и второстепенной информации. (регулятивные) – планирование. (коммуникативные) – учитывать позицию собеседника, умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.
|
5.Первичное закрепление материала (применение и закрепление знаний) (3 мин). Цель: организовать применение новых знаний, выполнение самостоятельной работы, Взаимопроверка
| А сейчас давайте выполним с вами задание для проверки усвоенного материала. Вам на карточках предлагается Вычеркнуть ложные утверждения. А)Химическая формула простого вещества кислорода – O. Б)Кислород – самый распространённый элемент во Вселенной. В)Кислород при охлаждении превращается в синюю жидкость. Г) Кислород хорошо растворим в воде Д) Кислород – горючий газ. Е) Кислород выделяют растения при фотосинтезе
2) Определите характерные для кислорода физические свойства и заполните пропуски. - Агрегатное состояние –
2) Цвет – 3) Запах –
4) Отношение к воздуху – 5) Растворимость в воде – Газ , легче воздуха, без запаха ,тяжелее воздуха, хорошо растворяется в воде, жидкость, твёрдое вещество, голубой, свежий запах, плохо растворяется в воде, бесцветный
Время вышло. Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим работу. (взаимопроверка – слайд с ответами – слайд с критериями оценивания – выставление отметок друг другу).
| Выполняют в карточках задание для самостоятельной работы. После выполнения проверяют его в парах, выставляют отметки друг другу.
По изученному материалу заполняют последний столбик таблицы – «Узнал». Озвучивают выполненное задание. | Закрепить знания о неметаллах, их физических свойствах, агрегатном состоянии, о аллотропных модификациях, аллотропии. | Личностные – рефлексивное отношение к учению, осознание учебной цели. Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний, анализ. (регулятивные) – контроль, оценка. |
6 Решение контекстных задач. 10 мин Цель. Формирование функциональной грамотности в области естествознания, т.е. учиться объяснять, исследовать, анализировать данные. | Задание 1 Вариант 1 Химик Джозеф Пристли сделал интересное открытие: «Растения улучшают потребляемый воздух!» К такому заключению он пришёл после серии экспериментов, из которых хотел узнать, как влияет «повреждённый воздух» (так он называл газ после сжигания веществ в закрытом сосуде) на живые организмы. В одном таком эксперименте он оставил зажжённую свечу в склянке, и пламя быстро потухло. Он поместил в склянку веточку мяты на 10 дней. По окончании срока Пристли с удивлением обнаружил, что листья мяты всё ещё зелёные, а воздух внутри склянки был «свежим». Пристли предположил, что всё дело именно в листьях мяты. Но как это объяснить? Этот вопрос так и остался без ответа, пока голландский учёный Ян Ингенхауз не повторил эксперимент Пристли, наблюдая тот же эффект. После нескольких экспериментов учёный нашёл объяснение результатам своих наблюдений: лист растения мог очищать воздух только в случае, когда находился под солнечными лучами. Это было открытие! Какой научный вопрос решал Пристли в своём эксперименте? 1.Как растения очищают воздух? 2.Как «повреждённый воздух» влияет на живые растения? 3.Какой процесс осуществляется в зелёных листьях растений? 4.Какой состав имеет «повреждённый воздух»? Задание 2 Вариант 1 1779 году. Ингенхауз обнаружил, что в присутствии света зелёные части растений выделяют пузырьки, а в тени это явление прекращалось. Он определил, что это был газ — кислород. Предположим, вы решили проверить выводы учёного. Для эксперимента вами было взято водное растение элодея, которое вы поместили в стакан с водой, накрыв воронкой, как показано на рисунке 1. Рассмотрите четыре возможных варианта постановки эксперимента и выберите два варианта для получения результата: какие из них вам необходимо сравнить, чтобы проверить, является ли свет условием образования кислорода растениями? Задание 3 Вариант 1 Исследования Пристли и Ингенхауза позволили установить, что растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Это позволило по-новому взглянуть на роль растений в жизни природы. Растения играют большую роль в самоочищении воздушной среды. Это служит одним из оснований для озеленения жилых и общественных помещений. Известно, что негативное влияние воздуха в закрытых помещениях на физиологическое состояние человека (сонливость, головная боль, слабость) связано не с изменением концентрации кислорода, а с параллельным быстрым накоплением углекислого газа. Объясните, почему проветривание более эффективно для поддержания допустимого содержания углекислого газа в закрытых помещениях.
| Работа в группах из 4х школьников. Решаем задачи. Проверяем решение взаимопроверкой. Обсуждение решенных задач. |
| Личностные – осознание учебной цели (смыслообразование). Метапредметные (познавательные) – поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление цели; определение основной и второстепенной информации. (регулятивные) – планирование. (коммуникативные) – учитывать позицию собеседника, умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.
|
7.Физкультминутка 1(мин) Цель: здоровьесбережение |
Если вы согласны с утверждением – встаньте, если не согласны- сидите. 1. Атом кислорода содержит 1 электрон на последнем энергетическом уровне. 2.Фотосинтез – процесс при котором образуется кислород в природе 3.Кислород – химический элемент 5группы главной подгруппы. 4. Проветривание самый лучший способ удаления углекислого газа из помещения. 5. У кислорода нет аллотропных модификаций 5. Пигмент хлорофилл необходим для процесса фотосинтеза
|
|
|
Личностные – сохранение здоровья. (Метапредметные (познавательные)
|
|
8.Домашнее задание (1 мин). Цель: организовать выполнение домашнего задания. | Отметки за самостоятельную работу выставляются в журнал. А вы запишите домашнее задание. (озвучивает то, что написано на слайде, поясняя, где это нужно). Домашнее задание – дифференцированное. Подготовить выступление. Озон – значение и применение. Кислород – значение и применение. | Слушают и записывают домашнее задание в дневники и тетради. |
| Личностные – смыслообразование (личностный смысл учения) Метапредметные (коммуникативные) – правильное и умелое пользование речью (по выполнению домашнего задания). |
8.Рефлексивно- оценочный этап (2 мин). Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | И последнее задание вам на сегодня. Возьмите листочки, где написано РЕФЛЕКСИЯ, подпишите их и закончите предложения. Рефлексия: 1.Я удивился (лась) . . . 2.Теперь я умею . . . 3.На уроке мне было . . . 4. Сегодня на уроке я работал на . . . (поставь себе отметку).
| Отвечают на вопросы в карточке – «Рефлексия». | Закрепление знаний по теме «Кислород. Аллотропия. Фотосинтез». | Личностные – смыслообразование (рефлексивное отношение к учению). Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний. (коммуникативные) – владение монологической речью, умение строить рассуждения. (регулятивные) – оценка деятельности. |
9.Подведение итогов (2 мин). Цель: организовать оценивание работы учащихся; выставить и прокомменти -ровать отметки. | Выставление отметок. Молодцы. Моя похвала вам отразится в ваших отметках. Вы хорошо поработали на уроке, справились с заданиями. Спасибо вам за работу. Урок окончен! До свидания! |
|
| Личностные – формирование адекватной самооценки. Метапредметные (коммуникативные) – умение слушать. |
45 мин. |