Конспект урока по теме: "Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6 классе
по теме «Фотосинтез».
Цель: Дать общее представление о фотосинтезе.
Задачи:
Образовательные:
- Дать общее представление о фотосинтезе
- Углубить знания школьников о значении растений в природе и жизни человека.
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитательная:
1. Помочь увидеть уникальность растительного мира и воспитать бережное отношение к нему.
Ход урока:
- Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, ребята, какой хороший денек! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
II. Актуализация знаний.
- Скажите, пожалуйста, с каким важным свойством живых организмов вы познакомились на предыдущем уроке? (Питанием).
- Я прошу вас закончить следующие предложения.
Питание – это _________________________________________________.
В почвенном питании растений участвует _________________________.
Через корень в растение поступают _______________________________.
Слайд№1
- Скажите, этих веществ хватит для нормального роста и развития растений? (Нет)
- А какие вещества еще нужны растениям? (Органические)
- А какие вещества относятся к органическим? (Белки, жиры, углеводы)
- А вы можете сказать, откуда растения берут эти вещества? (Нет)
- Этот вопрос интересовал многих ученых с давних пор. На этот вопрос должны ответить с вами в течение урока.
III. Изучение нового материала.
1. Опыт Ван Гельмонта. Слайд №2
В 17 веке голландский естествоиспытатель Ван Гельмонт провел такой опыт. Он взял глиняный горшок, насыпал в него 80 кг предварительно высушенной почвы и посадил ивовую ветку весом 2 кг. Поверхность почвы прикрыл,чтобы туда не проникала пыль из воздуха. Растение поливал дождевой водой в течение 5 лет. Через пять лет иву выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 60 кг. Тщательно высушенная почка весила 79, 943 кг, т.е., вес ивы увеличился на 58 кг, а вес почвы уменьшился всего на 57 г. Каким образом ива добыла 58 кг органических веществ, из которых построила свой организм? (если дети назовут, что из-за воды, сказать, что Ван Гельмонт тоже так думал, но последующие опыты ученых, это предположение не подтвердили)
Над этим вопросом ученые работали не одно столетие. И пришли к выводу: растения вырабатывают органические вещества сами. Об этом процессе хорошо написано в вашем учебнике.
2. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.148, прочитайте 3 первых абзаца § 34.
- Как называется этот процесс? (Фотосинтез)
- Это и есть тема нашего урока. Давайте ее запишем в тетрадь. Слайд №3
- Итак, что такое фотосинтез?
- Запишем определение фотосинтеза в тетрадь. Слайд № 4.
Домашнее задание.
- Мы прочитали только начало параграфа, а весь параграф вы изучите дома. Откройте дневники и запишите Д,З.
- А теперь давайте вернемся к тому, что мы прочитали и ответим на вопрос: что помогает растениям перерабатывать неорганические вещества в органические? (Свет)
3. Опыт с геранью. Слайд №5
- Свет главным образом помогает образованию такого органического вещества, как крахмал.
- Доказать, что крахмал образуется на свету, можно при помощи следующего опыта. (рассказываю опыт с геранью)
Слайд №6
4. Парная работа с рисунками.
-Ребята, я вам предлагаю смоделировать процесс фотосинтеза. У вас на партах есть рисунок и карточки со словами, вам нужно распределить карточки со словами по рисунку возле соответствующих стрелочек. (пока дети работают хожу проверяю, затем щелкаю презентацию и предлагаю проверить правильность выполнения задания).
На карточка слова: неорганические вещества, вода, органические вещества, солнечный свет (пропущено слово КИСЛОРОД).
-
- У вас все стрелочки оказались занятыми? (Нет, осталась красная)
- Почему стрелочка направлена из растения? О чем нам это говорит? (Значит, растение что-то выделяет)
- А что? Как вы думаете?
5. Опыт Д. Пристли Слайд №7
В 18 веке английский ученый Джозеф Пристли задался вопросом: «Какую роль играют растения в природе?».
- А вы как бы ответили на этот вопрос?
- В 1771 году Джозеф Пристли провел такой опыт: он посадил под стеклянный колпак мышь. Как вы думаете, что с ней произошло через какое-то время? (Умерла).
- А почему? (Ей не хватало кислорода).
- Тогда Д. Пристли под колпак вместе с мышью поставил веточки мяты. С какой целью он это сделал?
- Действительно, на этот раз мышь чувствовала себя превосходно, она свободно дышала и даже пыталась бегать в маленьком пространстве.
- Вот как об этом написал сам Пристли: «Это было сделано в начале августа 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты; и побег мяты вырос почти на три дюйма (7,5 см), кроме того, на старых ветвях образовалось несколько новых».
- Давайте сделаем вывод о роли растений для живых организмов. (Они помогают нам дышать.) Т.е., растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
IV. Закрепление знаний. Слайд №8
1) Составьте 2 – 3 предложения по сегодняшней теме, используя опорные слова: солнце, жизнь, фотосинтез, кислород.
2) Игра «Фантазеры»
Вспомните, как в сказке К.Чуковского «Краденое солнце» звери волновались:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
- А представьте, что так и случилось. К чему это приведет?
V. Проверка знаний. Слайд №9, 10
1) Выполнение тестового задания. (Далее взаимопроверка теста).
- В процессе фотосинтеза происходит …
а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.
- Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …
а) снабжения им всех частей растения;
б) выделения его во внешнюю среду. - Первым изучил механизм роста растений…
а) Д. Пристли;
б) Ян Ван Гельмонт. - Какие вещества необходимы для фотосинтеза?
а) вода и углекислый газ
б) кислород и углекислый газ - Что способствует образованию крахмала в листьях?
а) кислород и минеральные вещества;
б) свет и вода.
Поднимите руки, у кого нет ошибок, поставьте «5», у кого одна ошибка, поставьте «4», у кого две ошибки, поставьте «3» (Оценки можете поставить в дневник, на перемене я распишусь.)
2) Объясните следующие выражения: ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ НА УРОКЕ.
Огонь костра – это солнечная энергия.
Растения – это солнечные консервы.
Растения – связывают Землю с космосом.
VI. Итог.
Итак, ребята, вспомним, какой вопрос стоял перед нами в начале урока? Слайд №11. Как мы теперь на него можем ответить?
VII. Рефлексия. Слайд №12
Закончить предложение…
Сегодня на уроке:
- Я узнал…
- Самым трудным для меня было…
- Меня больше всего удивило….
Спасибо, ребята за работу на уроке, мне с вами было очень интересно работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по теме: " Фотосинтез".
План конспект урока....
Урок по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight" 10 класс
Предлагаю вашему вниманию материалы для проведения межпредметного урока по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight" в 10 классе (конспект урока, презентация, текст песни)....
Конспект биоадекватного урока по теме "Фотосинтез".
Класс – 6Тема: « Фотосинтез», «Путешествие в страну Зеленого Листа» Цель урока: ознакомление с процессом воздушного питания растений – фотосинтезом и космической роли зеленых растенийМетод обучения: б...
Конспект урока по теме: "Фотосинтез и хемосинтез"
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся....
Презентация и конспект урока по теме "Фотосинтез"
На уроке применяется модульная технология...
Конспект урока по теме "Фотосинтез"
Данный материал может быть использовани при проведении урока по теме "Фотосинтез" в 9 классе...
Конспект урока на тему : «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
конспект урока на тему урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»...