Конспект урока по теме: "Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Материал для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotosintez.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе

по теме «Фотосинтез».

Цель: Дать общее представление о фотосинтезе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать общее представление о фотосинтезе
  2. Углубить знания школьников о значении растений в природе и жизни человека.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
  2. формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитательная:

1. Помочь увидеть уникальность растительного мира и воспитать бережное отношение к нему.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, ребята, какой хороший денек! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II. Актуализация знаний. 

- Скажите, пожалуйста, с каким важным свойством живых организмов вы познакомились на предыдущем уроке? (Питанием).

- Я прошу вас закончить следующие предложения.

Питание – это _________________________________________________.

В почвенном питании растений участвует _________________________.

Через корень в растение поступают _______________________________.

Слайд№1

- Скажите, этих веществ хватит для нормального роста и развития растений? (Нет)

- А какие вещества еще нужны растениям? (Органические)

- А какие вещества относятся к органическим? (Белки, жиры, углеводы)

- А вы можете сказать, откуда растения берут эти вещества? (Нет)

- Этот вопрос интересовал многих ученых с давних пор. На этот вопрос должны ответить с вами в течение урока.

III. Изучение нового материала.

1. Опыт Ван Гельмонта. Слайд №2

В 17 веке голландский естествоиспытатель Ван Гельмонт провел такой опыт. Он взял глиняный горшок, насыпал в него 80 кг предварительно высушенной почвы и посадил ивовую ветку весом 2 кг. Поверхность почвы прикрыл,чтобы туда не проникала пыль из воздуха. Растение поливал дождевой водой в течение 5 лет. Через пять лет иву выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 60 кг. Тщательно высушенная почка весила 79, 943 кг, т.е., вес ивы увеличился на 58 кг, а вес почвы уменьшился всего на 57 г. Каким образом ива добыла 58 кг органических веществ, из которых построила свой организм? (если дети назовут, что из-за воды, сказать, что Ван Гельмонт тоже так думал, но последующие опыты ученых, это предположение не подтвердили)

Над этим вопросом ученые работали не одно столетие. И пришли к выводу: растения вырабатывают органические вещества сами. Об этом процессе хорошо написано в вашем учебнике.

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.148, прочитайте 3 первых абзаца § 34.

- Как называется этот процесс? (Фотосинтез)

- Это и есть тема нашего урока. Давайте ее запишем в тетрадь. Слайд №3

- Итак, что такое фотосинтез?

- Запишем определение фотосинтеза в тетрадь. Слайд № 4.

Домашнее задание.

- Мы прочитали только начало параграфа, а весь параграф вы изучите дома. Откройте дневники и запишите Д,З.

- А теперь давайте вернемся к тому, что мы прочитали и ответим на вопрос: что помогает растениям перерабатывать неорганические вещества в органические? (Свет)

3. Опыт с гераньюСлайд №5

- Свет главным образом помогает образованию такого органического вещества, как крахмал.

- Доказать, что крахмал образуется на свету, можно при помощи следующего опыта. (рассказываю опыт с геранью)

Слайд №6

4. Парная работа с рисунками.

-Ребята, я вам предлагаю смоделировать процесс фотосинтеза. У вас на партах есть рисунок и карточки со словами, вам нужно распределить карточки со словами по рисунку возле соответствующих стрелочек. (пока дети работают хожу проверяю, затем щелкаю презентацию и предлагаю проверить правильность выполнения задания).

На карточка слова: неорганические вещества, вода, органические вещества, солнечный свет (пропущено слово КИСЛОРОД).

-

- У вас все стрелочки оказались занятыми? (Нет, осталась красная)

- Почему стрелочка направлена из растения? О чем нам это говорит? (Значит, растение что-то выделяет)

- А что? Как вы думаете?

5. Опыт Д. Пристли Слайд №7

В 18 веке английский ученый Джозеф Пристли задался вопросом: «Какую роль играют растения в природе?».

- А вы как бы ответили на этот вопрос?

- В 1771 году Джозеф Пристли провел такой опыт: он посадил под стеклянный колпак мышь. Как вы думаете, что с ней произошло через какое-то время? (Умерла).

- А почему? (Ей не хватало кислорода).

- Тогда Д. Пристли под колпак вместе с мышью поставил веточки мяты. С какой целью он это сделал?

- Действительно, на этот раз мышь чувствовала себя превосходно, она свободно дышала и даже пыталась бегать в маленьком пространстве.

- Вот как об этом написал сам Пристли: «Это было сделано в начале августа 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты; и побег мяты вырос почти на три дюйма (7,5 см), кроме того, на старых ветвях образовалось несколько новых».

- Давайте сделаем вывод о роли растений для живых организмов. (Они помогают нам дышать.) Т.е., растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

IV. Закрепление знаний. Слайд №8

1) Составьте 2 – 3 предложения по сегодняшней теме, используя опорные слова: солнце, жизнь, фотосинтез, кислород.

2) Игра «Фантазеры»

Вспомните, как в сказке К.Чуковского «Краденое солнце» звери волновались:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

- А представьте, что так и случилось. К чему это приведет?

V. Проверка знаний. Слайд №9, 10

1) Выполнение тестового задания. (Далее взаимопроверка теста). 

  1. В процессе фотосинтеза происходит …

а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

  1. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …
    а) снабжения им всех частей растения;
    б) выделения его во внешнюю среду.
  2. Первым изучил механизм роста растений…
    а) Д. Пристли;
    б) Ян Ван Гельмонт.
  3. Какие вещества необходимы для фотосинтеза?
    а) вода и углекислый газ
    б) кислород и углекислый газ
  4. Что способствует образованию крахмала в листьях?
    а) кислород и минеральные вещества;
    б) свет и вода.

Поднимите руки, у кого нет ошибок, поставьте «5», у кого одна ошибка, поставьте «4», у кого две ошибки, поставьте «3» (Оценки можете поставить в дневник, на перемене я распишусь.)

2) Объясните следующие выражения: ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ НА УРОКЕ.

Огонь костра – это солнечная энергия.

Растения – это солнечные консервы.

Растения – связывают Землю с космосом.

VI. Итог.

Итак, ребята, вспомним, какой вопрос стоял перед нами в начале урока? Слайд №11. Как мы теперь на него можем ответить?

VII. Рефлексия. Слайд №12

Закончить предложение…

Сегодня на уроке:

  • Я узнал…
  • Самым трудным для меня было… 
  • Меня больше всего удивило….

Спасибо, ребята за работу на уроке, мне с вами было очень интересно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight" 10 класс

Предлагаю вашему вниманию материалы для проведения  межпредметного урока по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight"  в 10 классе (конспект урока,  презентация, текст песни)....

Конспект биоадекватного урока по теме "Фотосинтез".

Класс – 6Тема: « Фотосинтез», «Путешествие в страну Зеленого Листа» Цель урока: ознакомление с процессом воздушного питания растений – фотосинтезом и космической роли зеленых растенийМетод обучения: б...

Конспект урока по теме: "Фотосинтез и хемосинтез"

Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся....

Презентация и конспект урока по теме "Фотосинтез"

На уроке применяется модульная технология...

Конспект урока по теме "Фотосинтез"

Данный материал может быть использовани при проведении урока по теме "Фотосинтез" в 9 классе...

Конспект урока на тему : «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»

конспект урока на тему  урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»...