Урок по теме :"Кислоты"
план-конспект урока по химии
Разработка урока по теме:"Кислоты" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kisloty_8_klass_funktsionalnaya_gramotnost.zip | 173.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятки и алгоритмы для решения учебно-практических задач на основе естественнонаучной грамотности
Учебно-практическая задача – это учебная задача, в ходе решения которой учащиеся выполняют предметно-практические действия, используя обобщенные способы деятельности.
Учебно-практическая задача - это задача, ориентированная на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной детям ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
Типы учебно-практических задач по направлениям их применения
Учитывая естественнонаучную направленность содержания задач наиболее интересными являются задачи, направленные на формирование и оценку навыка решения проблем/проблемных ситуаций.
К данному классу задач относятся учебно-исследовательские задачи
Учебно-исследовательская задача – это задача, процесс решения которой предполагает самостоятельное (с минимумом указаний) осуществление учеником учебно-исследовательской деятельности в полном ее объеме или отдельных ее этапов.
Признаками исследовательской задачи являются:
- постановка вопроса, при котором ответ не очевиден;
- широта условия, допускающая несколько вариантов его трактовки или соответствующая нескольким конфигурациям;
- маскировка связей условия с известными учащимся теоремами и формулами;
- скрытость метода решения;
- формулировка содержит противоречие
Проблема - в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю, что, не знаю, как», тоесть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать
Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза исследования представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, то она становится теорией, если нет – она оказывается ложным предположением. Может быть сформулировано в виде предложения «Если ………, то ………»
Пример. Если увеличить объём тела, погруженного в воду, то выталкивающая сила (сила Архимеда) возрастет.
Типы учебно-исследовательских задач
Критерий классификации | Типы учебно-исследовательских заданий |
1) содержание учебного материала | - эмпирические; |
- теоретические; | |
- практические; | |
- смешанные. | |
2) требование, предъявляемое в учеб- но-исследовательском задании | - на распознавание; |
- на конструирование; | |
- на объяснение и доказательство; | |
- смешанного типа. | |
3) схема построения учебно- исследовательского задания | - задания, построенные на индуктивно-логической схеме; |
- задания, построенные надедуктивно-логической схеме. | |
4) метод решения учебно- исследовательского задания | - логические; |
- аналитические; | |
- экспериментальные; | |
- графические и др. | |
5) соотношение «данных» и «цели» выполнения учебно- исследовательского задания | - с полными данными; |
- с избыточными данными; | |
- с недостающими данными. | |
6) форма организации выполнения учебно-исследовательского задания | - индивидуальные; |
- групповые; | |
- фронтальные |
Алгоритм решения учебно-исследовательских задач
естественнонаучной направленности
- Внимательно прочитайте текст задачи.
- Выделите проблему и сформулируйте гипотезу.
- Определите цель и методы решения задачи, составьте перечень необходимого оборудования и материалов для проведения эксперимента.
- Подготовьте рабочее место для проведения эксперимента с соблюдением правил техники безопасности.
- Выполните эксперимент, запишите полученные результаты измерений в таблицу, проведите первичную обработку данных (при необходимости).
- Проанализируйте полученные результаты с целью проверки гипотезы.
- Сделайте вывод в соответствии с целью задания.
Критерии оценивания решения учебно-исследовательской задачи
№№ | Содержание критерия | Максимальный балл |
1 | Совместно с учителем определена проблема учебно-исследовательской задачи. Сформулирована цель, определены методы её решения | 1 |
2 | Составлен план решения задачи (последовательность действий), выбрано оборудование и материалы | 1 |
3 | Правильно использовано лабораторное оборудование, получены необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, с соблюдением правила ТБ | 1 |
4 | Правильно собраны и записаны данные (при необходимости использован соответствующий перевод единиц в систему СИ) Данные систематизированы в виде таблиц или схем, вычислены погрешности прямых и косвенных измерений (при необходимости) | 1 |
5 | Проанализированы данные, определена правильность гипотезы, сформулирован вывод, который соответствует цели | 1 |
5 |
Алгоритм решения учебно-практических задач
естественнонаучной направленности
- Внимательно прочтите условие задачи и определите, к какой теме она относится.
- Выпишите условие задачи: какие факты даны, какие реакции или процессы происходят и в какой последовательности, что нужно определить.
- Определите ключевые правила, методики и формулы для проведения расчетов, анализа на основе имеющихся данных.
- Проведите расчеты и анализ: подставьте имеющиеся данные в конкретные законы и формулы, произведите расчеты, проанализируйте полученные результаты.
- Проверьте решение задачи.
- Запишите ответ и сформулируйте выводы.
Критерии оценивания решения учебно-практической задачи
№ | Содержание критерия | Максимальный балл |
1 | Верно записано условие задачи | 1 |
2 | Составлен план решения задачи, выбран способ решения | 1 |
3 | Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом | 1 |
4 | Выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу | 1 |
5 | Записан ответ задачи | 1 |
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме кислоты
разработка урока с картой химического путешествия...
урок по теме: " Кислоты"
урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....
разработка урока по теме: "Кислоты"
классификация кислот, работа с инструктивной карточкой, самостоятельная работа учащихся и т.д....
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Конспект урока по теме: "Кислоты"
Конспект урока предназначен для учащихся 8 класса по химии...
Урок по теме "Кислоты"
Урок Кислоты является комбинированным уроком. Проводится с использованием презентации. В ходе урока проводится лабораторная работа....
Презентация урока по теме "Кислоты"
Презентация урока - путешествия для учащихся 8 классов по теме:"Кислоты". Презентация содержит аудио файл по теме"Действие индикаторов на кислоты" и звуковые файлы, записанные автором с химическими за...