Влияние занятий по внеурочной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся 8 классов по курсу химии средней школы
статья по химии

В статье приводятся результаты мониторинга влияния занятий по внеурочной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся 8 классов по курсу химии средней школы (с 2015 по 2021 учебный гг )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Влияние занятий по внеурочной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся 8 классов по курсу химии средней школы

Соболева Нина Олеговна, учитель химии первой квалификационной категории ГБОУ школ № 242 Красносельского района Санкт-Петербурга

Учитель, преподающий свой предмет в крупном городе, не может не воспользоваться возможностями его инфраструктуры. Санкт-Петербург, промышленный город и культурная столица России, располагает учителя активно включиться в такого рода деятельность. С 2015 года я сотрудничаю с Музеем и кафедрой физической химии старейшего ВУЗа страны- Горного Университета. Администрация школы ежегодно заключает договор о сотрудничестве. Учащиеся 7-9 классов посещают Музей, где с ними занимаются сотрудники Музея и преподаватели университета.

В 2016 году я разработала программу "Основы минералогии", по которой провожу внеурочные занятия в школе и один раз в месяц вывожу учащихся в Музей, для ознакомления с образцами коллекции минералов. Цель данной программы -  формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала  детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Содержание программы.

Науки естественно-научного цикла - физика, химия, география, биология, экология.

Минералогия. Минеральный вид. Минеральная группа. Классификация минералов. Номенклатура минералов.

Основы кристаллографии и кристаллохимии. Причины кристаллизации минералов. Строение и свойства кристаллических веществ.

Виды химических связей. Типы кристаллических решеток. Сингонии

Понятия о полиморфизме и изоморфизме. Морфология минералов. Срастания минералов (агрегаты).

Диагностические свойства минералов и методы их определения. Основные диагностические свойства минералов. Цвет. Цвет черты.  Блеск. Спайность. Излом. Твердость. Плотность. Прозрачность. Особые свойства минералов. Магнитность. Радиоактивность. Растворимость в воде. Запах.  Реакция на кислоты. Увеличение объема при нагревании. Двойное лучепреломление.

Виды классификаций минералов:

  • по распространенности в земной коре (породообразующие и акцессорные);
  • по генезису;
  • по строению кристаллической решетки и химическому составу (кристаллохимическая);
  • по практическому применению.

1 класс - самородные. Кроме самородных металлов (Au, Ag, Pt, Hg, Cu), полуметаллов (As, Sb, Bi) и неметаллов (C, S)

2 класс- сульфиды и их аналоги

3 класс - оксиды и гидроокиды (О2-, ОН-).

4 класс - галогениды

5 класс - карбонаты [CO3]2-.

6 класс – сульфаты (SO4)

7 класс - фосфаты и их аналоги

8 класс - силикаты, алюмосиликаты и их аналоги

Учащиеся 10-11 классов один раз в месяц занимаются в лабораториях университета. Сотрудники кафедры физической химии проводят лекции и лабораторные работы.

С целью выяснения тенденций в процессе обучения предмета и влияния внеурочной деятельности на успеваемость учащихся по основному курсу химии учащихся 8 физико-математических классов был проведен сравнительный мониторинг.

Информация приведена в таблице 1

Таблица 1

Учебный год

Успеваемость

Качество знаний

Победители и призеры районного этапа ВОШ

2014-15 уч.год

98%

70%

1

2017-18 уч.год

97%

70%

3

2018-2019 уч.год

98%

74%

5

2019-20 уч.год

100%

92%

4

2021-22 уч.год

100%

92%

7

Анализ данных таблицы показывает, что с 2015 по 2022гг успеваемость увеличилась на 3 %, а качества знаний на 22%. Одновременно выросло количество участников олимпиадного движения, а число призеров и победителей районного этапа ВОШ выросло с 1-3 до 7.  В связи с тем, что для поступления в физико-математический класс учащиеся пишут вступительную работу, можно отметить стабильно высокий уровень познавательной активности большинства школьников. Поэтому основной причиной значительного повышения качества знаний по химии, считаю проведение внеурочных занятий по программе «Основы минералогии».

Сотрудничество с ВУЗом активирует и оживляет профориентационную работу со школьниками. Ежегодно 2-3 выпускника 11 класса (для нашей школы это 10-15%) поступают на бюджетные места различных факультетов Горного Университета. По традиции все студенты приходят в школу и на классных часах рассказывают школьникам о своем ВУЗе и о возможностях, которые он дает своим учащимся.

Таким образом, очевидно, что последовательно проводимая внеклассная работа по предмету, в том числе с использованием учебных площадок ВУЗов повышает:
1. успеваемость
2. качество знаний
3. мотивацию
4. знание о достопримечательностях города
5. сплочение коллектива
6. коммуникативные навыки
7. самооценку
8. практические умения и навыки
9. познавательную деятельность

Достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты.

Все вышеперечисленное помогает учителю преподавать свой предмет и общаться с учениками с позиции наставника и друга, а значит превращает процесс получения знаний, умений и навыков в совместный, увлекательный путь к достижению целей, на котором ошибки рассматриваются, как зона роста, а достижения, как очередной этап личного развития.

Список литературы

  1. А.Г.Булах «Минералогия», М.2011
  2. А.Г.Бетехтин «Курс минералогии», М.2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная учебно-исследовательская деятельность как метод повышения качества знаний учащихся профессионального училища

Внеклассная деятельность предоставляет широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности на занятиях кружков, факультативов, и становится серьезным подспорьем на уроках....

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Доклад  кандидата педагогических наук,учителя биологии МОУ ООШ № 5 им. К.А. АверьяноваКорягина Д.А....

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МБОУ «ЧЕХЛОМЕЕВСКАЯ ОШ» НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Сопровождение предметов, требующих совершенствования уровня качества обученности;  Разработка комплексных мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др....

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...

Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс

Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...