программа пропедевтического курса химии для 7 класса
рабочая программа по химии (7 класс) по теме

тулина наталья ивановна

данная программа  создана для развития интереса  учащихся к предмету химия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-7.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Среди учебных предметов химия занимает далеко не первое место, поэтому, предлагаемый пропедевтический курс один из способов развития интереса учащихся к данному предмету, к данной науке.

ПРОПЕДЕВТИКА - слово греческого происхождения (PROPAIDEUO – обучаю предварительно) – подготовительные занятия, введение в науку.

Пропедевтический курс - материал, систематически изложенный в сжатой форме, предваряющий более глубокое – изучение данной дисциплины.

Изучение химии с 7 класса по специальной программе позволит развить интерес к науке, облегчит понимание химической стороны  явлений окружающего мира, роли этих явлений в жизни человека.

Химия – наука экспериментальная, т.е. в условиях данного курса увеличивается возможность на проведение лабораторных, практических работ, решение задач.

При составлении спецкурса были учтены возрастные особенности учащихся и на основе этого в программу включены только те понятия, которые доступны для понимания детям 12-13 лет.

               

Цели эксперимента:

  1. Повышение интереса учащихся к предмету, к науке.
  2. Создание базы для понимания химической стороны явлений окружающего мира.
  3. Углубление практической части школьного курса химии.
  4. Заложить более прочную основу в плане научно-практической деятельности учащихся.
  5. Применять знания на практике.
  6. Формирование объективной точки зрения относительно положения химии в ряде других наук.

Учащиеся должны знать:

       Основные понятия химии:

        «Вещество»,  «Смесь», «Химический элемент», «Валентность», «Химическая реакция», «Химическое уравнение».

  1. Символы химических элементов

  1. Правила работы в химическом кабинете

  1. Разницу между понятиями  «Элемент»,        «Атом»,  «Молекула» на примере кислорода, водорода, воды.

  1. Простейшие формулы оксидов, солей, кислот.

Учащиеся должны уметь:

  1. Обращаться с химической посудой, оборудованием.
  2. Осуществлять простейшие химические операции: растворение, нагревание, фильтрование.
  3. Пользоваться растворами кислот.
  4. Получать кислород, водород, определять их наличие.
  5. Объяснять смысл формулы и уравнения.
  6. Уметь составлять формулы по валентности и определять валентность элементов по таблице Менделеева.
  7. Определять молекулярную массу вещества.
  8. Соблюдать правила ТБ.

Программа курса.

Курс рассчитан на 68 часов в год. 2 часа в неделю;  4 часа резерв.

Программа состоит из семи разделов:

  1. Язык химии. Вещество. 20 часов, из них  2 часа практические работы,. 1 час – обобщение.

  1. Химические превращения. 10 часов.

  1. Самый главный газ (Кислород. Оксид. Горение).

      10 часов, из них - 1час практическая работа,         1 час.- обобщение.

  1. Водород. Кислоты.

     10 часов, из них 1 час. контрольная работа по 3-4 разделам.

  1. Всегда ли соль соленая. 6 часов

  1. И химия и жизнь. 4 часа

  1. Вот и все. 4 часа.

                                   

КУРС  ВКЛЮЧАЕТ:

  1. 3 практические работы.

  1. 6 лабораторных работ.

  1. 3 проверочные работы.

  1. 2 контрольные работы.

Первый раздел

Язык химии. Вещество.

(20 часов)

Волшебный мир химии. Кабинет. Правила поведения в кабинете. Химическая  посуда. Королева алхимия,  её подданные. Чистые вещества, смеси. Виды смесей.

Способы разделения смесей. Физические, химические явления. Признаки химических явлений. Кирпичики мироздания: атомы, молекулы. Химический алфавит (химические знаки).

Простые, сложные вещества. Валентность. Составление формул по валентности. Химическое «Слово»:  химическая формула. Определение молекулярной массы вещества.

Демонстрации:

Химическая посуда; виды смесей; способы разделения смесей; признаки химических реакций.

Лабораторные работы:

    * Описание физических свойств.

Практические работы:

          * Приемы работы с лабораторным оборудованием

     * Разделение смесей.

Второй раздел

Химические превращения.

(10 часов)

Исчезают ли вещества? Химические предложения. Химические реакции.

        Типы реакций: разложения, соединения, замещения.

Подготовка к контрольной работе по разделам 1,2.

Демонстрации:

              Демонстрации различных типов реакций.

Третий раздел

Самый главный газ: кислород, оксиды, горение.

(10 часов)

Кислород - элемент; вещество.  Получение кислорода в лаборатории. Химические свойства кислорода. Оксиды. Горение. Условия горения.

Воздух. Состав воздуха. Топливо, его виды. Способы сжигания топлива. Обобщение по теме.

Демонстрации:

 Получение и обнаружение кислорода. Сжигание серы в кислороде.                                        Коллекции различных видов топлива.

                                       Практическая работа:

                                      Получение и обнаружение кислорода.

Четвертый раздел

Водород. Кислоты.

(10 часов)

Водород – элемент, вещество. Кислоты в нашей жизни. Состав кислот. Действие кислот на индикатор. Взаимодействие кислот с металлами.

Обобщение по теме:

                                         

Контрольная работа по темам 3-4.

Демонстрации:

образцы кислот; индикаторы; взаимодействие кислот с металлами.

Лабораторные работы:

Действие кислот на индикаторы.

Обнаружение  кислот в овощах, фруктах.

Взаимодействие  кислот с металлами.

         

Пятый раздел.

Всегда ли соль солёная.

(6 часов)

Что такое соль. Соли в нашей жизни. Состав солей. Великий хлорид натрия. Взаимодействие с металлами, с кислотами. Обобщение по теме.

Демонстрация:

образцы солей, используемые в быту.

Лабораторная работа:

Взаимодействие солей с металлами.

Шестой раздел.

И химия, и жизнь.

(4 часа)

Идем на кухню:  продукты питания; их состав. В царстве Мойдодыра (Химия мыла, и порошка). Что за дверцей серванта (из чего вилки, ложки тарелки). Тайны шифоньера

Лабораторная работа:

Обнаружение жира, крахмала.

                       

Седьмой раздел

Вот и все.

(4 часа)

Краткий обзор – повторение.

                         

Подготовка к итоговой контрольной работе. Анализ-собеседование.

Программы пропедевтического курса по химии с прикладным содержанием для 7 класса. Использованы материалы

 Г.М. Чернобельской,  М.Д. Трухиной, методистов МПГУ    г. МОСКВА.

В программу внесены авторские дополнения, доработки в плане  коррекции и разработки отдельных тем курса, составления календарно-тематического  планирования.

                 

Критерии эффективности:

  1. Перед детьми ставится проблема прикладного характера, что обеспечивает мотивацию поиска решения этой проблемы.
  2. Доминируют игровые и соревновательные методы (с учетом психологических особенностей детей 12-13 лет).
  3. Развивается  фантазия, воображение. Для этого используются домашние сочинения, рисунки на химические темы.
  4. Дети учатся делать простейшие опыты в домашних условиях (домашний эксперимент).
  5. Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, исходя из положения: строение вещества – свойства.

         

Негативные стороны:

  1. Изобилие игровых форм может снизить «глубокую» подготовку учащихся по предмету.

  1. Применение «методики самостоятельного получения знаний» может вызвать негативное  отношение учащихся.

  1. Отсутствие необходимых пособий, литературы.

Пути решения проблемы:

  1. Применяя  игру,  придерживаться принципа научности.

  1. Применяя методику «самостоятельного получения знаний» необходимо объяснить, что   в  этом  случае  развивается мышление,  творческие способности.

Методы диагностирования:

  1. анализ  тетрадей

  1. контрольный  срез

  1. формирующий  эксперимент.

         

Министерство образования и науки РТ

Отдел образования администрации г.Ак-Довурака

МБОУ СОШ №1

        Автор исполнитель:

учитель  химии

Т улина Наталья Ивановна

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник

В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс  «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии в 7 классе

Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...

Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»

Рабочая программа по  химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...

пропедевтический курс химии 7 класс

Рабочая программа пропедевтического курса разработана для учащихся 7-х классов.Цель учебного курса заключается в формировании у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании совр...