программа пропедевтического курса химии для 7 класса
рабочая программа по химии (7 класс) по теме
данная программа создана для развития интереса учащихся к предмету химия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-7.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Среди учебных предметов химия занимает далеко не первое место, поэтому, предлагаемый пропедевтический курс один из способов развития интереса учащихся к данному предмету, к данной науке.
ПРОПЕДЕВТИКА - слово греческого происхождения (PROPAIDEUO – обучаю предварительно) – подготовительные занятия, введение в науку.
Пропедевтический курс - материал, систематически изложенный в сжатой форме, предваряющий более глубокое – изучение данной дисциплины.
Изучение химии с 7 класса по специальной программе позволит развить интерес к науке, облегчит понимание химической стороны явлений окружающего мира, роли этих явлений в жизни человека.
Химия – наука экспериментальная, т.е. в условиях данного курса увеличивается возможность на проведение лабораторных, практических работ, решение задач.
При составлении спецкурса были учтены возрастные особенности учащихся и на основе этого в программу включены только те понятия, которые доступны для понимания детям 12-13 лет.
Цели эксперимента:
- Повышение интереса учащихся к предмету, к науке.
- Создание базы для понимания химической стороны явлений окружающего мира.
- Углубление практической части школьного курса химии.
- Заложить более прочную основу в плане научно-практической деятельности учащихся.
- Применять знания на практике.
- Формирование объективной точки зрения относительно положения химии в ряде других наук.
Учащиеся должны знать:
Основные понятия химии:
«Вещество», «Смесь», «Химический элемент», «Валентность», «Химическая реакция», «Химическое уравнение».
- Символы химических элементов
- Правила работы в химическом кабинете
- Разницу между понятиями «Элемент», «Атом», «Молекула» на примере кислорода, водорода, воды.
- Простейшие формулы оксидов, солей, кислот.
Учащиеся должны уметь:
- Обращаться с химической посудой, оборудованием.
- Осуществлять простейшие химические операции: растворение, нагревание, фильтрование.
- Пользоваться растворами кислот.
- Получать кислород, водород, определять их наличие.
- Объяснять смысл формулы и уравнения.
- Уметь составлять формулы по валентности и определять валентность элементов по таблице Менделеева.
- Определять молекулярную массу вещества.
- Соблюдать правила ТБ.
Программа курса.
Курс рассчитан на 68 часов в год. 2 часа в неделю; 4 часа резерв.
Программа состоит из семи разделов:
- Язык химии. Вещество. 20 часов, из них 2 часа практические работы,. 1 час – обобщение.
- Химические превращения. 10 часов.
- Самый главный газ (Кислород. Оксид. Горение).
10 часов, из них - 1час практическая работа, 1 час.- обобщение.
- Водород. Кислоты.
10 часов, из них 1 час. контрольная работа по 3-4 разделам.
- Всегда ли соль соленая. 6 часов
- И химия и жизнь. 4 часа
- Вот и все. 4 часа.
КУРС ВКЛЮЧАЕТ:
- 3 практические работы.
- 6 лабораторных работ.
- 3 проверочные работы.
- 2 контрольные работы.
Первый раздел
Язык химии. Вещество.
(20 часов)
Волшебный мир химии. Кабинет. Правила поведения в кабинете. Химическая посуда. Королева алхимия, её подданные. Чистые вещества, смеси. Виды смесей.
Способы разделения смесей. Физические, химические явления. Признаки химических явлений. Кирпичики мироздания: атомы, молекулы. Химический алфавит (химические знаки).
Простые, сложные вещества. Валентность. Составление формул по валентности. Химическое «Слово»: химическая формула. Определение молекулярной массы вещества.
Демонстрации:
Химическая посуда; виды смесей; способы разделения смесей; признаки химических реакций.
Лабораторные работы:
* Описание физических свойств.
Практические работы:
* Приемы работы с лабораторным оборудованием
* Разделение смесей.
Второй раздел
Химические превращения.
(10 часов)
Исчезают ли вещества? Химические предложения. Химические реакции.
Типы реакций: разложения, соединения, замещения.
Подготовка к контрольной работе по разделам 1,2.
Демонстрации:
Демонстрации различных типов реакций.
Третий раздел
Самый главный газ: кислород, оксиды, горение.
(10 часов)
Кислород - элемент; вещество. Получение кислорода в лаборатории. Химические свойства кислорода. Оксиды. Горение. Условия горения.
Воздух. Состав воздуха. Топливо, его виды. Способы сжигания топлива. Обобщение по теме.
Демонстрации:
Получение и обнаружение кислорода. Сжигание серы в кислороде. Коллекции различных видов топлива.
Практическая работа:
Получение и обнаружение кислорода.
Четвертый раздел
Водород. Кислоты.
(10 часов)
Водород – элемент, вещество. Кислоты в нашей жизни. Состав кислот. Действие кислот на индикатор. Взаимодействие кислот с металлами.
Обобщение по теме:
Контрольная работа по темам 3-4.
Демонстрации:
образцы кислот; индикаторы; взаимодействие кислот с металлами.
Лабораторные работы:
Действие кислот на индикаторы.
Обнаружение кислот в овощах, фруктах.
Взаимодействие кислот с металлами.
Пятый раздел.
Всегда ли соль солёная.
(6 часов)
Что такое соль. Соли в нашей жизни. Состав солей. Великий хлорид натрия. Взаимодействие с металлами, с кислотами. Обобщение по теме.
Демонстрация:
образцы солей, используемые в быту.
Лабораторная работа:
Взаимодействие солей с металлами.
Шестой раздел.
И химия, и жизнь.
(4 часа)
Идем на кухню: продукты питания; их состав. В царстве Мойдодыра (Химия мыла, и порошка). Что за дверцей серванта (из чего вилки, ложки тарелки). Тайны шифоньера
Лабораторная работа:
Обнаружение жира, крахмала.
Седьмой раздел
Вот и все.
(4 часа)
Краткий обзор – повторение.
Подготовка к итоговой контрольной работе. Анализ-собеседование.
Программы пропедевтического курса по химии с прикладным содержанием для 7 класса. Использованы материалы
Г.М. Чернобельской, М.Д. Трухиной, методистов МПГУ г. МОСКВА.
В программу внесены авторские дополнения, доработки в плане коррекции и разработки отдельных тем курса, составления календарно-тематического планирования.
Критерии эффективности:
- Перед детьми ставится проблема прикладного характера, что обеспечивает мотивацию поиска решения этой проблемы.
- Доминируют игровые и соревновательные методы (с учетом психологических особенностей детей 12-13 лет).
- Развивается фантазия, воображение. Для этого используются домашние сочинения, рисунки на химические темы.
- Дети учатся делать простейшие опыты в домашних условиях (домашний эксперимент).
- Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, исходя из положения: строение вещества – свойства.
Негативные стороны:
- Изобилие игровых форм может снизить «глубокую» подготовку учащихся по предмету.
- Применение «методики самостоятельного получения знаний» может вызвать негативное отношение учащихся.
- Отсутствие необходимых пособий, литературы.
Пути решения проблемы:
- Применяя игру, придерживаться принципа научности.
- Применяя методику «самостоятельного получения знаний» необходимо объяснить, что в этом случае развивается мышление, творческие способности.
Методы диагностирования:
- анализ тетрадей
- контрольный срез
- формирующий эксперимент.
Министерство образования и науки РТ
Отдел образования администрации г.Ак-Довурака
МБОУ СОШ №1
Автор исполнитель:
учитель химии
Т улина Наталья Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник
В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...
Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...
Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...
Программа пропедевтического курса химии в 7 классе
Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...
Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»
Рабочая программа по химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...
пропедевтический курс химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса разработана для учащихся 7-х классов.Цель учебного курса заключается в формировании у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании совр...