Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8 класса на тему "Повторение и обобщение первоначальных химических понятий"
материал по химии (8 класс)
Цель мероприятия - развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyati_v_8_klassee_po_himii.docx | 75.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Подготовила: Танделова Э.К., учитель химии МБОУ «СОШ с. Куртат»
Тема урока - Повторение и обобщение темы
«Первоначальные химические понятия».
Тип: Комбинированный, закрепляющей направленности, с практической и состязательной составляющей.
Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.
Задачи:
- общеобразовательные – дать представление о значимости и важности науки химии
- воспитательные – способствовать вовлечению обучающихся в активную деятельность, активизировать практическую деятельность обучающихся, совершенствовать навыки общения, сформировать и развить навыки самообразования
- развивающие – развивать творческие способности, коммуникативные навыки работы в группах, развивать познавательный интерес к предмету, окружающему миру и жизни
Планируемые результаты:
- личностные – в состязательной и игровой форме вовлечь учащихся в учебный процесс, вызвать тем самым интерес к данной науке, чтобы у них возникло желание еще больше узнать ее и возможно заняться самообразованием в этом направлении.
Формы и связи:
- формы деятельности – групповая и индивидуальная
- формы обучения - ролевая игра, практикум
Ресурсы: химическая посуда, реактивы, ПК учителя, доска (обычная и интерактивная), спиртовка, песок, поваренная соль.
УУД - познавательные, коммуникативные (сотрудничество с учителем и сверстниками), регулятивные.
Открытый урок по теме:
«Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии!»
Девиз:
«Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет простой девиз: «Хотим всё знать!»
Цель мероприятия:
развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.
Оборудование и материалы: доска, карточки.
План мероприятия:
- Организационный момент
- Вводное слово учителя
Состязание 1 «О каком веществе идет речь?»
Состязание 2 «Разминка»
Состязание 3 «Расскажи мне обо мне»
Состязание 4 «Химическая посуда»
Состязание 5 «Разгадай код»
Состязание 6 «Составление химических формул»
Состязание 7 «Вычисления»
Состязание 8 «Физкультминутка»
Состязание 9 «Перевод»
Состязание 10 «Экспериментальный конкурс»
- Подведение итогов.
Ход урока
I Организационный момент.
(Класс делится на две команды)
II Вводное слово учителя.
Ученик читает стихотворение Степана Щипачёва «Читая Менделеева»
Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех живых щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И тёмно-бурые растворы брома.
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. К сожалению, мы только начинаем с вами изучать этот важный и увлекательный предмет и знаем не так много, как хотелось бы . Но тем не менее, кое что мы все же успели узнать, и хотим сейчас не только вспомнить это и закрепить, но и немного посостязаться между собой. Уважаемые гости, представляю вашему вниманию команды «Кристаллы» и « Атомы».
Команды готовы к состязанию? Тогда в путь!
Состязание №1 «О каком веществе идет речь?»
Задание: Угадать о каком веществе идет речь, и записать его формулу.
1 команда
Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись ему как божеству. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало — нигде без него не обходились. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик — жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек — незаметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дурного глаза». Собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь — принесет удачу. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «несолонохлебавши». (поваренная соль).
2 команда
Раньше это вещество использовали в медицине при изготовлении красок. В древние времена это вещество было символом богатства. В X в. возле дворца мавританского короля Абдар Рахмана III постоянно работал фонтан с этим веществом, а правитель спал на матрасе, который плавал в бассейне с этим веществом. Долгое время ничего не было известно о том, что это вещество очень опасно для организма, оно легко испаряется, ее пары попадают в легкие, где полностью задерживаются и вызывает отравление всего организма. Сейчас его используют для измерения температуры. (ртуть).
1 команда
Древние копты называли его «камнем неба». Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого вещества. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца или броши. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. В «Одиссее» Гомера рассказывается, что победителям в спортивных состязаниях вручали кусок этого металла и кусок золота — самые большие в те времена драгоценности. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им не стоило и заниматься. (железо)
2 команда
Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идётжёлтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царём металлов и металлом царей. (золото).
Состязание №2 «Разминка»
В то время, пока четверо учащихся расшифровывают послание (по два участника от каждой команды) с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева, учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд.
Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий.
I команде
224 | 449 | 112 | 449 | 663 | 116 | 119 | 449 | 663 | 888 | 663 | 118 | 119 | 552 | 449 | 774 | 111 | 118 | ||||
чч | ы |
II команде
774 | 119 | 116 | 884 | 888 | 776 | 55 | 776 | 774 | 118 | 552 | 111 | 663 | 33 | 779 | |||||||
уУ | ь ьь | Ъь | яя | ! |
Разминка:
- Какой элемент всегда рад? (Радон)
- Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
- Какой элемент является лесом? (Бор)
- Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
- Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
- Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
- Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
- Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
- Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)
__________________
После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
Состязание №3 «Расскажи мне обо мне»
Учитель. А сейчас давайте посмотрим, что вы можете сказать о некоторых хмических элементах, исходя из их положения в ПСХИ Д.И.Менделеева.
Команды по очереди тянут карточки с заданиями:
- Дать характеристику элементу №20
- Дать характеристику элементу №16
- Дать характеристику элементу №17
- Дать характеристику элементу №11
Состязание №4 «Химическая посуда»
На столе разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, написать на доске их названия.
Пробирка, держатель, химический стакан, пипетка, ложечка для сжигания веществ, мерный цилиндр, воронка, ершик, спиртовка, выпарительная (или фарфоровая) чашка, стеклянная палочка.
Состязание №5 «Разгадай код»
Команды самостоятельно выполняют задание на листочках. Правильный ответ - является названием химического элемента, зашифрованное буквами
1. Сколько групп в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
А) 8.
Б) 5.
В) 7.
2. В побочные подгруппы периодической системы входят:
П) Химические элементы малых периодов;
Р) Химические элементы больших периодов;
С) Химические элементы малых и больших периодов.
3. Кто изобрел символы химических элементов?
В) Дальтон Д.;
Г) Берцелиус Й.Я.;
Д) Менделеев Д.И.
4. Какой химический элемент образует аллотропные видоизменения?
О) Кислород;
П) Фтор;
Р) Хлор.
5. Побочные подгруппы составляют:
Н) Только металлы;
О) Только неметаллы;
П) Металлы и неметаллы.
Ответ: ( АРГОН)
Состязание №6 Составьте химические формулы и укажите валентность (у доски)
Составить химические формулы следующих веществ:
А) углекислого газа (на один атом углерода приходится два атома кислорода);
Б) метана (молекула состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода);
В) оксида алюминия (на каждые два атома алюминия приходится три атома кислорода
Состязание №7 Перевод.
Нам приходится читать книги на разных языках. Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы.
- Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)
- Белый как карбонат кальция. (Белый, как мел)
- Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (Недосол на столе, пересол на голове).
- Феррумный характер. (Железный характер)
- Много оксида водорода (аш – два – о) утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор.)
- Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, молчание – золото.)
- За купрумный грош удавится. (За медный грош удавится)
После 7-го состязания проведем небольшую физкультминутку, как элемент здоровьесберегающих технологий.
***
Физкультминутка по теме: "Воздух"
- Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.
- Выдохнув: из легких чистых, газ уходит углекислый.
- Очень химию мы любим, шеей влево, вправо крутим.
- В атмосфере есть азот, делай вправо поворот.
- Также есть и кислород, делай влево поворот.
- Дружно ввысь мы потянулись и друг другу улыбнулись
Состязание №8 «Экспериментальный конкурс»
Конкурс экспериментальный (практический) "Жизнь моя в опасности без правил безопасности".
Задание для первой команды:
Растворить в пробирке немного поваренной соли и нагреть раствор в пламени спиртовки, после чего, потушить спиртовку, соблюдая правила техники безопасности. Объяснить свои действия.
Задание для второй команды: Дана смесь соли с песком. Какая это смесь? Отделить песок от соли. Объясните свои действия.
Состязание №9.1 «Отличи»
В каких предложениях речь идет о физических явлениях, а в каких – о химических.
- Кипячение воды.
- Ржавление железа.
- Прокаливание меди.
- Таяние льда.
- Ковка металла.
- Гниение листьев.
- Выпаривание раствора сахара.
Состязание №9.2 «Отличи»
В каких предложениях речь идет об химическом элементе, а в каких – о простом веществе?
Участвует 1 человек от команды, за каждый правильный ответ 1 балл (время – 2 минуты).
- Кислород входит в состав молекулы воды.
- Рыбы дышат кислородом воды.
- Газометр заполнен кислородом.
- При разложении оксида ртути выделяется кислород.
- В состав оксида ртути входит кислород.
- Сухой лед состоит из углерода и кислорода.
- Графитовый стержень карандаша представляет углерод.
Состязание №10 «Найди мою долю»
Вычислить массовую долю кислорода в:
1 команда - Карбонате натрия Na2CO3
2 команда – Гидроксиде меди (II) Cu(OH)2
Состязание №11 «Уравняй нас»
- 1) Аl + S → Al2S3
- 2) P + Cl2 → PCl3
- 3) H2 + Br2 → HBr
- 4) CO + O2 → CO2
- 5) AgNO3 + CaCl2 → AgCl + Ca(NO3)2
А теперь дадим слово нашим маленьким гостям, которые пришли загадать загадки командам.
Стихотворение-загадки (ученик 3 класса)
*
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)
*
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)
*
Вы ребята мне поверьте
Этот газ вполне инертет
Он спокойный и ленивый
В трубках смотрится красиво
Для рекламы нужен он
Незаметный газ
(Неон)
*
Вещество известное
Нужное, полезное
Мы на химии его
Называем «аш два о»
III Подведение итогов.
Жюри подводит итоги состязаний и называет: выигравшую команду, самого химически активного участника и награждает заранее приготовленными учителем призами.
В заключении, один из участников мероприятия, дает фейерверк в честь химиков, соблюдая при этом правила ТБ.
Предварительно смешав равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля, он насыпает смесь в металлический наперсток и вносит в пламя спиртовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Новогодняя сказка» для учащихся 1-4 классов.
Сценарий новогоднего праздника в начальной школе....
Методическая разработка внеклассных мероприятий по химии
В век развития цифровых технологий и спецэффектов заинтересовать школьников внеклассными мероприятиями можно в том случае, если оно отражает современное развитие, образование ребенка. Все внешкольные ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ» для 8-9 классов.
Внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Строение атома. Химическая связь"
Мероприятие проводится в форме квеста с использованием мобильных приложений дополненной реальности....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Химические игры"
Мероприятие направлено на расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творчес...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии для учащихся 7-9 классов по теме "Химия - наука чудес"
Мероприятие способствует пробуждению у обучающихся познавательного интереса к химии, развивает творческие способности учащихся, стимулирует самостоятельное изучение нового предмета....