ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Уровень владения компьютерными технологиями и имеющиеся навыки работы старшеклассников позволяют найти новый подход к анализу литературного произведения. Нами подготовлен и реализован интегрированный урок по информатике и литературе : «Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»»
Для реализации задуманного класс делится на 4 группы с учётом психологических особенностей обучающихся.
Каждой группе подготовлено рабочее место :
-компьютерное : с материалами для работы, организованными в папке на рабочем столе;
- штабное : для распределения заданий, общения в группе.
Группа 1 :
Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя.[1] Найти значение имен Иван, Денис, используя это, объяснить выбор имени главного героя.
Работу связать с поиском данных в сети Интернет.
Отчёт для общего обсуждения представить в виде презентации.
Группа 2 :
1) Составить характеристику главного героя по опорным словам, заполнив таблицу (в таблице заполняется количество использований автором предложенных опорных слов: дом, деревня, работа, крестьянин, труд, плен, задание и т.д.,)[3].
2) Составить диаграмму, используя литературный приём автора «цветовая символика» :
- сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17) Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему?
Группа 3 :
Аналитическая работа по системе персонажей :
- в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами); [4]
- определить место главного героя в этой системе.
Представить результат в виде презентации с триггерами.
Группа 4 :
1) Проанализируйте статистические данные проведённого ранее опроса ребят 8, 9 классов : «Что такое счастье?», обучающихся в нашей школе;
2) Проведите опрос ребят вашей группы :
- что значит для Вас счастье (в количестве 3-5);
3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова. [2]
Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …».
Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика.
Предложенные задания охватывают весь спектр работы с приложениями Microsoft Office, а также приёмы анализа литературного произведения, учат старшеклассников находить новые возможности реализации навыков владения компьютерными технологиями.
Технологическая карта – это современный, удобный для учителя способ проектирования урока, таблица, позволяющий структурировать урок по выбранным параметрам. Именно поэтому свою работу мы планировали в виде технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_informatike_i_literature.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ :
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
Дробкова Е.Л., учитель физики и информатики;
Данилова О.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
города Обнинск
тел./факс (48439)6-67-27
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Уровень владения компьютерными технологиями и имеющиеся навыки работы старшеклассников позволяют найти новый подход к анализу литературного произведения. Нами подготовлен и реализован интегрированный урок по информатике и литературе : «Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»»
Для реализации задуманного класс делится на 4 группы с учётом психологических особенностей обучающихся.
Каждой группе подготовлено рабочее место :
-компьютерное : с материалами для работы, организованными в папке на рабочем столе;
- штабное : для распределения заданий, общения в группе.
Группа 1 :
Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя.[1] Найти значение имен Иван, Денис, используя это, объяснить выбор имени главного героя.
Работу связать с поиском данных в сети Интернет.
Отчёт для общего обсуждения представить в виде презентации.
Группа 2 :
- Составить характеристику главного героя по опорным словам, заполнив таблицу (в таблице заполняется количество использований автором предложенных опорных слов: дом, деревня, работа, крестьянин, труд, плен, задание и т.д.,)[3].
- Составить диаграмму, используя литературный приём автора «цветовая символика» :
- сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17) Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему?
Группа 3 :
Аналитическая работа по системе персонажей :
- в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами); [4]
- определить место главного героя в этой системе.
Представить результат в виде презентации с триггерами.
Группа 4 :
- Проанализируйте статистические данные проведённого ранее опроса ребят 8, 9 классов : «Что такое счастье?», обучающихся в нашей школе;
2) Проведите опрос ребят вашей группы :
- что значит для Вас счастье (в количестве 3-5);
3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова. [2]
Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …».
Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика.
Предложенные задания охватывают весь спектр работы с приложениями Microsoft Office, а также приёмы анализа литературного произведения, учат старшеклассников находить новые возможности реализации навыков владения компьютерными технологиями.
Технологическая карта – это современный, удобный для учителя способ проектирования урока, таблица, позволяющий структурировать урок по выбранным параметрам. Именно поэтому свою работу мы планировали в виде технологической карты.
ПРЕДМЕТ | Интегрированный урок информатики и литературы | ||
КЛАСС | 11 класс | ||
ФИО УЧИТЕЛЯ | Елена Львовна Дробкова, учитель физики и информатики МБОУ «СОШ №5» Ольга Владимировна Данилова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» | ||
ТЕМА УРОКА | Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | ||
ТИП УРОКА | Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности) | ||
ЦЕЛЬ УРОКА | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : - познакомить обучающихся с историей создания рассказа, с его жанрово – композиционными особенностями с использованием ИКТ и Интернет – компетентностей; РАЗВИВАЮЩАЯ : - активизировать коммуникативную, речевую, ИКТ и Интернет компетентности обучающихся; - выделить особенности художественного мастерства писателя с использованием компьютерного анализа текста; - определить взаимосвязь поставленной проблемы и выбора способов их решения; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ : - воспитывать культуру взаимодействия поведения при работе в малых группах, и организация индивидуальной работы; - воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине через творчество А.И. Солженицына; СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ : - понимание требований современного информатизированного общества; - сохранение собственного видения проблемы и выбора способа её решения. | ||
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | поиск информации в тексте, Интернете; создание презентации, работа с опорными словами, создание схемы, защита проекта, ассоциативная цветовая символика, построение диаграммы, гиперссылка | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||
ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ | |
- формирование представления о роли информатики для развития других наук, техники и технологий (т.е.развивать «информационный» взгляд на окружающие предметы, объекты, явления, процессы); - формирование умений применения имеющихся теоретических знаний для решения практических задач с содержанием литературного произведения; - формирование осознания необходимости применения достижений информатики и информационных технологий для рационального анализа текста. | - формировать умения анализировать большой объём информации, представленной в различных видах, делать выводы; - формировать умение преобразовывать полученные статистические данные и представлять их в виде схем, презентаций, диаграмм, таблиц; - формировать умение анализировать литературное произведение средствами ИКТ компетенций. | -воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, через творчество А. И. Солженицына; - развитие умений работать в группах; - воспитание ответственности, умения отстаивать собственную точку зрения; - развитие способности в любых жизненных условиях оставаться личностью, не терять чувства собственного достоинства. | |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ СРЕДСТВА ИКТ | текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, графические пакеты, технологии работы в сети Интернет | ||
НАЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ | наглядное представление найденной информации по запросам, сопровождение выступления и защиты мини - проекта | ||
АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ПК с системой Windows XP, программным приложением Microsoft Office, Internet Explorer |
ЦЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ | ФОУД* | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
| |||||
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | - | - | - | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, организуются к уроку |
Планируемый результат: Старшеклассники готовы психологически , эмоционально к уроку. | |||||
| |||||
Формулирование темы и постановка задач урока | Ребята знакомы со многими возможностями использования компьютерных технологий. На данном уроке им предложено использовать имеющиеся знания и умения для проведения анализа литературного произведения. Тема урока : «Использование информационных технологий при анализе рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | Объяснительно – иллюстративный : вступительная беседа с показом вводной презентации | Ф | Организует диалог с обучающимися, подводит их к формулированию темы урока, уточняет понимание учащимися поставленной цели урока, представляет вывод на экране. | Формулируют цель и проблему урока, определяют тему урока и записывают её в тетрадь. |
Планируемый результат : Сформирована «стартовая» мотивация к новому способу действий | |||||
| |||||
Подготовить группы обучающихся для решения блоков заданий. Каждой группе составить алгоритм действий по заданию | Для реализации задуманного класс делится на 4 группы. Каждой группе подготовлено рабочее место : -компьютерное : с материалами для работы, организованными в папке на рабочем столе; - штабное : для распределения заданий, общения в группе Группа 1 : Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя. Найти значение имен Иван, Денис, используя это объяснить выбор имени главного героя. Работу связать с поиском данных в сети Интернет. Отчёт для общего обсуждения представить в виде презентации. Группа 2 :
- сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17) Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему? Группа 3 : Аналитическая работа по системе персонажей : - в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами); - определить место главного героя в этой системе. Представить результат в виде презентации с триггерами. Группа 4 :
2) Проведите опрос ребят вашей группы : - что значит для Вас счастье (в количестве 3-5); 3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова. Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …». Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика. | Методы стимулирования и организации учебно – познавательной деятельности : создание ситуации новизны, учебные дискуссии; Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала; | Ф, Г | Проводит параллель с ранее изученным материалом, распределяет обучающихся по группам, учитывая психологические особенности и интересы обучающихся, предлагает задания для групп, создаёт эмоциональный настрой на решение группами поставленных задач | Формируют навыки взаимодействия в группе: - распределяют функции каждого участника группы; - разрабатывают алгоритм действия всей группы и каждого участника. |
Планируемый результат : Сформированы ученические группы для дальнейшей работы, разработан алгоритм дальнейших действий. | |||||
| |||||
Проверить правильность составленных алгоритмов действий обучающихся | Каждая группа начинает выполнять работу по намеченному плану, по надобности используя консультативную помощь учителя. | Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. | Г | Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы, отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке, при необходимости, подводит обучающихся к выводу. | Представляют план действий по решению поставленной учебной задачи по группам. |
Планируемый результат : Учителем проверен алгоритм дальнейших действий обучающихся. | |||||
| |||||
Применить имеющиеся навыки к решению поставленных задач. | Каждая группа выполняет работу по намеченному плану, пользуясь программным приложением Microsoft Office, Internet Explorer. | Частично – поисковый метод. | Г, И | Организует взаимопроверку в группах, контролирует вовлечённость каждого обучающегося в работу, по необходимости, консультирует. | Выполняют задания, анализируют результаты, общаются в группах, высказывают и доказывают собственное мнение, находят необходимую информацию, выполняют действия в соответствии с поставленной задачей. |
Планируемый результат : В работу включены все участники группы. Пользуясь имеющимися знаниями и навыками, ребята выполнили задание групп. | |||||
| |||||
Обобщить и систематизировать знания каждой группы обучающихся, полученные в ходе выполнения задания, зафиксировать новые знания. | Каждая группа перед всем классом представляет и защищает свою работу. | Метод устного изложения знаний учениками и активизация познавательной деятельности обучающихся | Ф | Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности групп обучающихся. | Представляют результаты проделанной работы : демонстрируют слайды презентации, схемы, построенные диаграммы. Формулируют выводы. |
Планируемый результат : Каждая группа представляет свою работу. | |||||
| |||||
Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом. | Цветорефлексия внутри группы и межгрупповая. | Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности. | Ф | Связывает результаты урока с его целями. | Анализируют конечный результат своей работы и вклад в работу каждого участника группы. |
Планируемый результат : Поставленные цели урока достигнуты. | |||||
| |||||
Оценить выступление каждой группы обучающихся и отдельно деятельность каждого ученика. | Участники каждой группы заполняют оценками таблицу результатов. | Метод контроля и самоконтроля учебной деятельности. | И | Высказывает своё мнение о работе обучающихся, даёт оценку деятельности каждой группы. | Высказывают своё впечатление от урока. Оценивают каждого участника группы и работу групп в целом, отмечают что получилось, что не получилось и почему. |
Планируемый результат : Обучающиеся работали активно, все были включены в работу. | |||||
| |||||
Закрепить полученные знания | Написать эссе по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | Практический метод | И | Освещает основные вопросы для отражения в работе. | Используя полученные знания и записи в тетрадях, выполняют творческую работу. |
Планируемый результат : Новые знания помогли в написании творческой работы. |
Список используемой литературы.
- Агеносов В.В. Русская литература XX века. Поурочные разработки. – М.: Дрофа, 2009.-186с.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. –М.: ВАКО, 2011.-384с.
- Косивцова Л.И. Литература 11 класс. -Волгоград. :Учитель, 2011. – 123с.
- Солженицын А.И. «http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/ivandenisych.txt» Один день Ивана Денисовича
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)
Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....
Тема: Трагедия 30-х годов в истории России и отражение ее в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Интегрированный урок литература- история...
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"
Разработка конспекта урока литературы для 11 класса.Тема урока: «Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Конспект открытого урока в ...
Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...
«Остаться человеком» (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"...
- Мне нравится (1)