Типы химических реакций на примере свойств воды
план-конспект занятия по химии (8 класс)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок химии на тему "Типы химических реакций на примере свойств воды"

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Антуан де Сент-Экзюпери

Цель урока: Познакомить учащихся с химическими свойствами воды и рассмотреть их по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”, рассмотреть условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, рассмотреть понятия электролиз, фотолиз, гидролиз, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • применение знаний, умений и навыков в новых условиях - создание проблемной ситуации;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
  • уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Элементы содержания: электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз

Оборудование: натрий, карбид кальция, оксид кальция, оксид железа, вода, медиапроектора, наборы для лабораторной работы, фенолфталеин, пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Организационный момент.

2. Промежуточный контроль знаний.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что вы изучили на предыдущих уроках. (типы реакций). Давайте посмотрим с вами ролик. (демонстрация ролика:отрывок из фильма «Сюрприз»)

Вступительное слово учителя.

Какое явление мы видим на экране. (Химическое). Что называют химическим явлением?

-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)

-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)

-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)

-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)

-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)

-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)

-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)

-- Какие типы химических реакций мы с Вами уже изучили? (Реакции разложения, соединения, замещения и обмена)

–        Что называется реакцией соединения? (реакции, при которых из 2-х или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное)

–        Что называется реакцией обмена? (реакции, при которых 2 сложных вещества обмениваются своими составными частями)

–        Что называется реакцией замещения? (реакции, при которых атомы простых веществ замещают атомы в сложных веществах)

–        Что называется реакцией разложения? (реакции, при которых одно сложное в-во распадается на 2 или несколько простых или сложных веществ)

На столе у Вас есть задания, я вам предлагаю в течении 3 мин выполнить его а затем проверить друг друга.

Учащиеся выполняют тест – 5 минут (Приложение 1). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо проверить работу соседа и поставить оценку, затем тесты передать на проверку учителю. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.

Тест по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”

Время выполнения - 5 минут

I вариант

Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”

1. 2 Cu + O2 —> 2 CuO реакция соединения

2. 2 Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3 H2O реакция разложения

3. 2 AL + 3 CuBr2 —> 2 AlBr3 + 3 Cu реакция замещения

4. 3 Ca(OH)2 + 2 Na3PO4 —> Ca3(PO4)2 + 6 NaOH реакция обмена

II вариант

Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”

1. 2 Cr(OH)—> Cr2O3 + 3 H2O реакция разложения

2. Si + 2 F—> SiFреакция соединения

3. 2 Fe(OH)3 + 3 H2SO4 —> Fe2(SO4)3 + 6 H2O реакция обмена

4. 2 FeBr3 + 3 Zn —>3 ZnBr2 + 2 Fe реакция замещения

III. Изучение нового учебного материала.

Перед вами чёрный ящик. Ваша задача догадаться о каком веществе идет речь:

- это химически чистое вещество;

- это вещество даёт жизнь, но и оно может легко её забрать;

- у него есть свой день в календаре 22 марта;

- это вещество может принимать разные агрегатные состояния;

- хороший растворитель;

- это самое главное вещество для нас в окружающем мире. О чем идет речь? (ответы учащихся)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Как вы думаете, вода может вступать во все типы химических реакций?

О чем мы сегодня будем вести речь? Сформулируйте тему урока.

«Рассмотреть различные типы химических реакций на примере свойств воды или доказать, что воде свойственны все типы химических реакций».

Учебная цель: В результате этого урока мы должны рассмотреть химические свойства воды. В ходе урока мы узнаем, в каких реакциях разложения, соединения, замещения и обмена участвует вода. Вывод цели с помощью учеников

Слово учителя: Моя цель на уроке рассказать вам об этом, помочь вам запомнить эти реакции, и мы продолжим учиться составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.

Основные положения нового учебного материала, который вы сегодня должны освоить.

Самое удивительное вещество на нашей планете - оксид водорода H2O

Химические свойства воды. Объяснение с опорой на знания учеников.

  1. Реакция разложения. Что такое реакция разложения

Как вы думаете как можно разложить воду? Какие условия для этого создать? (электрический ток). Правильно. Сегодня мы познакомимся с новым типом реакций разложения - электролиз

Электролиз – реакция, протекающая под действием постоянного электрического тока

электрический ток

2H2O —> 2H2 + O2

Итак, под действием  тока вода разлагается на водород и кислород.

Ребята, обратите внимание: второй продукт реакции - кислород вещество, необходимое всем для дыхания. В природе реакция разложения воды протекает во время фотосинтеза и называется этот процесс ФОТОЛИЗ (на слайде термин «ФОТОЛИЗ»). Посмотрите внимательно на термин, как вы думаете, что используется вместо электрического тока, что является источником энергии?

Фотолиз – разложения воды под действием света

свет, пластиды

2H2O —> 2H2 + O2

H2 + CO—> C6H12O(схема процесса)

Совокупность этих процессов называют фотосинтезом

Уравнение реакции фотосинтеза (реакция синтеза)

свет, пластиды

6CO2 + 6H2O —> C6H12O+ 6O2

Коэффициенты в уравнении реакции выставляются с опорой на знания учеников фронтально или у доски вызванным учеником

Фотосинтез, и в том числе реакция фотолиза,  имеют планетарное значение – это единственный способ получения кислорода и органических веществ на Земле

2. Реакции соединения. Фронтальный опрос класса: дать определение реакции соединения.

Сегодня мы рассмотрим реакции соединения на примере взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой

1. Реакция гашения извести

Запись реакции на доске, с помощью ученика, демонстрация ее учителем и демонстрация опыта «Взаимодействие кальция с водой:

CaO + H2O
негашеная известь

—>

Ca(OH)2
гашеная  известь

гидроксид кальция, растворимое основание, щелочь

Обратить внимание учеников, что такое щелочь

Закрепление. Фронтальный опрос: Что такое щелочь? (Щелочи – это растворимые основания.)

Какие металлы и оксиды каких металлов образуют растворимые основания – щелочи? (Щелочи образуют металлы I группы, главной подгруппы, металлы II группы, главной подгруппы, начиная с кальция.)

Так как в атмосферу Земли попадает много разных веществ (оксиды неметаллов), они соединяются с парами воды и превращаются в кислоты».

Кислотные дожди очень пагубны для растений, частые кислотные дожди постепенно могут привести к гибели целых лесных массивов.

Реакция образования растворимых, кислородсодержащих кислот из оксидов неметаллов

P2O5 + 3 H2O —> 2H3POфосфорная кислота или гидроксид фосфора

Обратить внимание учеников, что гидроксиды – это не только основания, но и кислородсодержащие кислоты.

Составить схему

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648596/img1.gif

Правило !!! Вода с оксидами металлов и неметаллов реагирует, если образуется растворимый гидроксид!!! (основания или кислоты)

Закрепление, фронтальный опрос: Посмотрите в учебник, страница 194, и объясните, почему в одном случае оксиды взаимодействуют с водой, а других случаях взаимодействие не происходит?

3. Реакции замещения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.

Что такое реакция замещения?

Уравнение реакции взаимодействия натрия с водой на доске записывает вызванный ученик, остальные ученики в тетрадях.  После этого демонстрируется опыт “Взаимодействия натрия с водой” и объясняются учителем особенности эксперимента.

Na + H2O = NaOH +H2

4. Реакция обмена. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.

Актуализация знаний. Что такое реакция обмена? Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки? (Ответы учащихся: «Данное вещество в водной среде разлагается, то есть гидролизуется»).

Гидро – вода, лизос – разложение. Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом.

Демонстрация опыта учителем и объяснение его результатов с записью уравнения на доске учеником

CaC+
карбид кальция

2H2O —>

C2H+
ацетилен

Ca(OH)2
гидроксид  кальция

Реакцию гидролиза вы будете изучать позже не только на уроках химии, но и биологии, так как процесс пищеварения основан на реакции гидролиза, при участии ферментов

IV. Закрепление учебного материала

1.Формула воды – Н2О.

2.Взаимодействие оксидов с водой это – реакция соединения.

3.Вода – хороший растворитель.

4.Реакция замещения – это взаимодействие между сложными веществами

5.Вода взаимодействует с натрием.

6.Фотосинтез идет под действием электрического тока.

7.Вода не имеет вкуса и запаха.

8.Вода имеет вкус и запах.

9. Воде характерны все типы химических реакций

Соедините кружки с цифрами выбранных фраз последовательно прямыми линиями. Какая цифра у вас получилась?

Учебная цель: Закрепить новые понятия и учебные навыки

Фронтальный опрос:

  • Что такое электролиз воды?
  • Что такое фотолиз воды?
  • Что такое гидролиз?
  • Что объединяет эти реакции?

Слово учителя

Ребята, рассматривая реакции, мы коснулись вопроса экологии. Задумайтесь, из всего водного запаса в мире 97% воды приходится на долю морей и океанов, 2% пресных вод заключено в ледниках, и лишь 1% - это запасы пресной воды в озерах и реках. Чистой пресной воды на нашей планете становится все меньше. Нужно беречь и экономить воду.

V. Задание на дом

Проблемный вопрос. Как химические свойства воды зависят от строения молекулы воды и химической связи этой молекулы?

Параграф 34 “Типы химических реакций на примере свойств воды”, упражнение 1-3.

VI. Рефлексия

Пазл онлайн«Угадай-ка»» http://LearningApps.org/display?v=pexa281qc   

Обсуждение с учащимися, что понравилось в проведенном уроке, а что вызвало затруднение.

Список литературы.

1. Химия 8, 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. Электронное учебное издание. ООО “Дрофа” 2012.

2. Планирование к учебнику “Химия”, 8, 9 класс, Габриелян О.С. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презе...

"Типы химических реакций на примере свойств воды"

Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы "Типы химических реакций"...

"Типы химических реакций на примере свойств воды"

Презентация к уроку "Типы химических реакций на примере свойсв воды"...

Презентация к дистанционному уроку "Типы химических реакций на примере свойств воды". 8 класс

Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды....

Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....

Инструктивная карта к модульному уроку 8кл Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема "Типы химических реакций  на примере свойств  воды"...