Типы химических реакций на примере свойств воды
план-конспект занятия по химии (8 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tipy_himicheskih_reaktsiy_na_primere_svoystv_vody.docx | 174.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии на тему "Типы химических реакций на примере свойств воды"
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель урока: Познакомить учащихся с химическими свойствами воды и рассмотреть их по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”, рассмотреть условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, рассмотреть понятия электролиз, фотолиз, гидролиз, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.
Задачи:
Образовательные задачи:
- применение знаний, умений и навыков в новых условиях - создание проблемной ситуации;
- контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
- уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
- уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов
Развивающие задачи:
- развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
- формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
- воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
- воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Элементы содержания: электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз
Оборудование: натрий, карбид кальция, оксид кальция, оксид железа, вода, медиапроектора, наборы для лабораторной работы, фенолфталеин, пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль знаний.
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что вы изучили на предыдущих уроках. (типы реакций). Давайте посмотрим с вами ролик. (демонстрация ролика:отрывок из фильма «Сюрприз»)
Вступительное слово учителя.
Какое явление мы видим на экране. (Химическое). Что называют химическим явлением?
-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).
-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)
-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)
-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)
-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)
-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)
-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)
-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)
-- Какие типы химических реакций мы с Вами уже изучили? (Реакции разложения, соединения, замещения и обмена)
– Что называется реакцией соединения? (реакции, при которых из 2-х или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное)
– Что называется реакцией обмена? (реакции, при которых 2 сложных вещества обмениваются своими составными частями)
– Что называется реакцией замещения? (реакции, при которых атомы простых веществ замещают атомы в сложных веществах)
– Что называется реакцией разложения? (реакции, при которых одно сложное в-во распадается на 2 или несколько простых или сложных веществ)
На столе у Вас есть задания, я вам предлагаю в течении 3 мин выполнить его а затем проверить друг друга.
Учащиеся выполняют тест – 5 минут (Приложение 1). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо проверить работу соседа и поставить оценку, затем тесты передать на проверку учителю. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.
Тест по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”
Время выполнения - 5 минут
I вариант
Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”
1. 2 Cu + O2 —> 2 CuO реакция соединения
2. 2 Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3 H2O реакция разложения
3. 2 AL + 3 CuBr2 —> 2 AlBr3 + 3 Cu реакция замещения
4. 3 Ca(OH)2 + 2 Na3PO4 —> Ca3(PO4)2 + 6 NaOH реакция обмена
II вариант
Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”
1. 2 Cr(OH)3 —> Cr2O3 + 3 H2O реакция разложения
2. Si + 2 F2 —> SiF4 реакция соединения
3. 2 Fe(OH)3 + 3 H2SO4 —> Fe2(SO4)3 + 6 H2O реакция обмена
4. 2 FeBr3 + 3 Zn —>3 ZnBr2 + 2 Fe реакция замещения
III. Изучение нового учебного материала.
Перед вами чёрный ящик. Ваша задача догадаться о каком веществе идет речь:
- это химически чистое вещество;
- это вещество даёт жизнь, но и оно может легко её забрать;
- у него есть свой день в календаре 22 марта;
- это вещество может принимать разные агрегатные состояния;
- хороший растворитель;
- это самое главное вещество для нас в окружающем мире. О чем идет речь? (ответы учащихся)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Как вы думаете, вода может вступать во все типы химических реакций?
О чем мы сегодня будем вести речь? Сформулируйте тему урока.
«Рассмотреть различные типы химических реакций на примере свойств воды или доказать, что воде свойственны все типы химических реакций».
Учебная цель: В результате этого урока мы должны рассмотреть химические свойства воды. В ходе урока мы узнаем, в каких реакциях разложения, соединения, замещения и обмена участвует вода. Вывод цели с помощью учеников
Слово учителя: Моя цель на уроке рассказать вам об этом, помочь вам запомнить эти реакции, и мы продолжим учиться составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.
Основные положения нового учебного материала, который вы сегодня должны освоить.
Самое удивительное вещество на нашей планете - оксид водорода H2O
Химические свойства воды. Объяснение с опорой на знания учеников.
- Реакция разложения. Что такое реакция разложения
Как вы думаете как можно разложить воду? Какие условия для этого создать? (электрический ток). Правильно. Сегодня мы познакомимся с новым типом реакций разложения - электролиз
Электролиз – реакция, протекающая под действием постоянного электрического тока
электрический ток
2H2O —> 2H2 + O2
Итак, под действием тока вода разлагается на водород и кислород.
Ребята, обратите внимание: второй продукт реакции - кислород вещество, необходимое всем для дыхания. В природе реакция разложения воды протекает во время фотосинтеза и называется этот процесс ФОТОЛИЗ (на слайде термин «ФОТОЛИЗ»). Посмотрите внимательно на термин, как вы думаете, что используется вместо электрического тока, что является источником энергии?
Фотолиз – разложения воды под действием света
свет, пластиды
2H2O —> 2H2 + O2
H2 + CO2 —> C6H12O6 (схема процесса)
Совокупность этих процессов называют фотосинтезом
Уравнение реакции фотосинтеза (реакция синтеза)
свет, пластиды
6CO2 + 6H2O —> C6H12O6 + 6O2
Коэффициенты в уравнении реакции выставляются с опорой на знания учеников фронтально или у доски вызванным учеником
Фотосинтез, и в том числе реакция фотолиза, имеют планетарное значение – это единственный способ получения кислорода и органических веществ на Земле
2. Реакции соединения. Фронтальный опрос класса: дать определение реакции соединения.
Сегодня мы рассмотрим реакции соединения на примере взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой
1. Реакция гашения извести
Запись реакции на доске, с помощью ученика, демонстрация ее учителем и демонстрация опыта «Взаимодействие кальция с водой:
CaO + H2O | —> | Ca(OH)2 |
гидроксид кальция, растворимое основание, щелочь
Обратить внимание учеников, что такое щелочь
Закрепление. Фронтальный опрос: Что такое щелочь? (Щелочи – это растворимые основания.)
Какие металлы и оксиды каких металлов образуют растворимые основания – щелочи? (Щелочи образуют металлы I группы, главной подгруппы, металлы II группы, главной подгруппы, начиная с кальция.)
Так как в атмосферу Земли попадает много разных веществ (оксиды неметаллов), они соединяются с парами воды и превращаются в кислоты».
Кислотные дожди очень пагубны для растений, частые кислотные дожди постепенно могут привести к гибели целых лесных массивов.
Реакция образования растворимых, кислородсодержащих кислот из оксидов неметаллов
P2O5 + 3 H2O —> 2H3PO4 фосфорная кислота или гидроксид фосфора
Обратить внимание учеников, что гидроксиды – это не только основания, но и кислородсодержащие кислоты.
Составить схему
Правило !!! Вода с оксидами металлов и неметаллов реагирует, если образуется растворимый гидроксид!!! (основания или кислоты)
Закрепление, фронтальный опрос: Посмотрите в учебник, страница 194, и объясните, почему в одном случае оксиды взаимодействуют с водой, а других случаях взаимодействие не происходит?
3. Реакции замещения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.
Что такое реакция замещения?
Уравнение реакции взаимодействия натрия с водой на доске записывает вызванный ученик, остальные ученики в тетрадях. После этого демонстрируется опыт “Взаимодействия натрия с водой” и объясняются учителем особенности эксперимента.
Na + H2O = NaOH +H2
4. Реакция обмена. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.
Актуализация знаний. Что такое реакция обмена? Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки? (Ответы учащихся: «Данное вещество в водной среде разлагается, то есть гидролизуется»).
Гидро – вода, лизос – разложение. Обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом.
Демонстрация опыта учителем и объяснение его результатов с записью уравнения на доске учеником
CaC2 + | 2H2O —> | C2H2 + | Ca(OH)2 |
Реакцию гидролиза вы будете изучать позже не только на уроках химии, но и биологии, так как процесс пищеварения основан на реакции гидролиза, при участии ферментов
IV. Закрепление учебного материала
1.Формула воды – Н2О. 2.Взаимодействие оксидов с водой это – реакция соединения. 3.Вода – хороший растворитель. 4.Реакция замещения – это взаимодействие между сложными веществами 5.Вода взаимодействует с натрием. 6.Фотосинтез идет под действием электрического тока. 7.Вода не имеет вкуса и запаха. 8.Вода имеет вкус и запах. 9. Воде характерны все типы химических реакций |
Соедините кружки с цифрами выбранных фраз последовательно прямыми линиями. Какая цифра у вас получилась?
Учебная цель: Закрепить новые понятия и учебные навыки
Фронтальный опрос:
- Что такое электролиз воды?
- Что такое фотолиз воды?
- Что такое гидролиз?
- Что объединяет эти реакции?
Слово учителя
Ребята, рассматривая реакции, мы коснулись вопроса экологии. Задумайтесь, из всего водного запаса в мире 97% воды приходится на долю морей и океанов, 2% пресных вод заключено в ледниках, и лишь 1% - это запасы пресной воды в озерах и реках. Чистой пресной воды на нашей планете становится все меньше. Нужно беречь и экономить воду.
V. Задание на дом
Проблемный вопрос. Как химические свойства воды зависят от строения молекулы воды и химической связи этой молекулы?
Параграф 34 “Типы химических реакций на примере свойств воды”, упражнение 1-3.
VI. Рефлексия
Пазл онлайн«Угадай-ка»» http://LearningApps.org/display?v=pexa281qc
Обсуждение с учащимися, что понравилось в проведенном уроке, а что вызвало затруднение.
Список литературы.
1. Химия 8, 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. Электронное учебное издание. ООО “Дрофа” 2012.
3. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....
Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода, применения опорного конспекта, сопровождается презе...
"Типы химических реакций на примере свойств воды"
Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы "Типы химических реакций"...
"Типы химических реакций на примере свойств воды"
Презентация к уроку "Типы химических реакций на примере свойсв воды"...
Презентация к дистанционному уроку "Типы химических реакций на примере свойств воды". 8 класс
Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды....
Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....
Инструктивная карта к модульному уроку 8кл Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"...