Изменения, происходящие с веществами
план-конспект урока по химии (8 класс)

Мазяр МарияАнатольевна

Систематизировать и обобщить материал о типах химических реакций и расчетов по ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmeneniya_proishodyashchie_s_veshchestvami_8_klass.docx54.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе

Тема: Изменения, происходящие с веществами Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: Систематизировать и обобщить материал о типах химических реакций и расчетов по ним.

Задачи:

1. Образовательные

 повторить понятия: реакции соединения, разложения, обмена, замещения, признаки химических реакций, экзотермические и эндотермические реакции;

 обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, условиях и признаках их протекания;

 продолжить формирование умений расстановки стехиометрических коэффициентов в уравнениях реакций;

 отработать умение производить расчеты по уравнениям химических реакций с использованием понятий «количество вещества», «массовая доля растворенного вещества».

2. Развивающие

  продолжить овладение основными способами мыслительной деятельности: сравнение, сопоставление, обобщение;

 развивать умения устанавливать логические связи и закономерности, ассоциативные связи;

 аргументировать изложение своих мыслей;

 использовать межпредметные связи (физика, математика).

3. Воспитательные:

 продолжить формирование навыков работы в парах;

 воспитание умения выслушать мнение собеседника;

 воспитывать уважительное отношение к работе товарищей;

 способствовать формированию позитивного отношения к изучению химии. Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) 

 формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых понятий (П)

 формировать умение на основе знаний строения атома делать выводы о возможной химической связи (П)

 формировать умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации (П)

 формировать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (П)

 формировать умение сопоставлять объекты по нескольким признакам (П)

 формировать умение выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий (П)

 формировать умение воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами (П)

  формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К)

 организовывать и осуществлять сотрудничество на уроке, учитывать позицию собеседника (К)

 уметь корректировать свои действия при выполнении заданий (Р)

 давать оценку результатам собственной работы на уроке (Р)

Универсальные учебные действия (личностные)

  • Способствовать формированию желания выполнять учебные действия (Л)  Воспитывать качества лидера на примере работы в парах (Л)
  • Воспитывать культуру диалога (Л)
  • Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру (Л)
  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л)

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Методы и приемы:  метод иллюстрации, проблемная ситуация, ролевая игра, анализ конкретного объекта, побуждающий и подводящий диалоги, методы стимулирования и мотивации изучения химического материала.

Дидактические средства:  задания разного уровня сложности, периодическая система, презентация к уроку, компьютер, проектор, химические реактивы, сигнальные карточки, свиток.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь.

 Прозвенел уже звонок

 Начинается урок.

 В страну химии пойдём

 Много знаний там найдем

Сегодня нас ждет необычное путешествие.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 минуты)

-Ребята, для того чтобы начать наше путешествие, нужно понять,  до какой страны мы  должны добраться, для этого я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеофрагмент (видео).

- Ребята, какие ключевые слова, связанные с химией, вы услышали в видеофрагменте: (вещества, атомы, молекулы, превращение веществ, соединения).

- Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и неподвижной. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав.

Посмотрите внимательно демонстрационный опыт.

Опыт 1: Ребята, что происходит, если в пробирку с нитратом серебра я добавлю раствор соляной кислоты? (изменяется цвет).

Опыт 2: А если мы возьмем простое вещество медь и согнем его? (оно изменяет форму).

- Ребята, что общего в этих явлениях? Как можно их объединить общим словом? (изменение). –

А теперь попробуем сформулировать страну куда мы с вами отправляемся (предполагаемые варианты ответов): «Изменения веществ»

Но ведь эта страна вам знакома! И вы получили достаточно знаний по данной стране.

- А что делают в любой науке, когда накапливается много знаний? - систематизируют эти знания, обобщают.

 - Правильно, ребята! Обобщение и систематизация знаний на уроке будет проходить

-Ребята, у каждого на столе есть маршрутные листы подпишите их.

Запишите тему урока, которую вы определили.

 - Опираясь на увиденное и услышанное, попробуем записать цель нашего путешествия. Сначала каждый для себя (Дети записывают и 2-3 человека зачитывают).

- А теперь сформулируем общую цель: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

ІІI. Обобщение и систематизация знаний( 12 минут).

- Как я уже сказала, нас с вами ждет необычное путешествие. Обобщая  и закрепляя материал, мы с вами окажемся в стране «Изменение веществ».

Но для того, чтобы добраться нам до нашей страны, нужно проехать несколько станции.

- На каждой станции, ребята, вы будете оценивать свою деятельность, критерии оценивания даны после каждого задания.

Итак, мы с вами отправляемся.

- Для того, чтобы попасть на первую станцию вам необходимо вспомнить правила техники безопасности (слайд 2) (проговариваем по картинкам правила техники безопасности).

Я вас поздравляю, мы с вами добрались до станции «Техника безопасности»

- Следующая станция куда мы с вами отправимся «Экологическая проблема»

Для того чтобы добраться до этой станции, вам необходимо выполнить несколько заданий. Посмотрим небольшой видеофрагмент с речью нашего президента (видео). Какая экологическая проблема была озвучена? (Загрязнение воды).

 - А как вы считаете, чем могут быть загрязнены воды? (песок, деревянные палки, отходы, нефть).

 - Решением данной проблемы вы сейчас и будете заниматься! Прочитайте первое задание.

Задание 1. Вам необходимо очистить воду от нефти.

На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.

За выполнение данного задания вы получаете 3 балла:

1 балл- определение вида смеси

1 балл- определение способа отчистки воды

1 балл- соблюдение техники безопасности , при выполнении лабораторного опыта.

Инструкция к действию 1. Вода загрязнена нефтью.

 2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)

3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду (отставание, делительная воронка)

- Итак, ребята, время вышло.

Предлагаю кому нибудь высказаться по поводу решения поставленной перед вами задачи.

 - Вы молодцы и  мы смогли с вами попасть на станцию «Экологическая проблема»

Не забываем поставить себе балл за задание.

 Скажите, пожалуйста, что мы получили в итоге исследования?

(В итоге мы получили чистое вещество – воду).

- Ребята, вы не устали?

Давайте немножко отдохнём и постреляем глазками. «Стрельба глазами» (работа по периодической таблице):

- В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F) Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащийся в градусниках (Hg).

Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5 (Cl).

Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды» (La).

Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент (F).

Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета (Au).

Переведите свой взгляд вверх и вправо на элемент, названный в честь России. (Ru) - -Замечательно. Вспомнили с Вами свойства и расположение в Периодической системе нескольких химических элементов, без которых невозможно написать какую-либо химическую реакцию.

- Скажите, пожалуйста, а как все химические реакции можно различать? Что нужно с ними сделать? (классифицировать)

-Правильно, ребята. Я предлагаю вам отправится на следующую станцию. Но вот беда название этой станции зашифровано, и нам нужно с вами его отгадать.

Задание 2:Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции. И отгадайте зашифрованную станцию.

За это задание вы получаете 6 баллов:

1 балл за каждое правильно выполненное уравнение

- Какое слово у Вас получилось? СВИТОК. Правильно! Мы с вами прибыли на станцию по названием «свиток»

А сейчас возьмите на своих столах свиток, в котором для вас имеется задание. Откройте его и прочтите.

Дорогой друг!

Я поздравляю тебя, ты прошёл большой путь, чтобы попасть в страну  «Изменения веществ». И вот мы уже подъезжаем к нашей стране, где попали на таможню, и для того, чтобы быстрее пройти таможню нам нужно выполнить химические превращения.

1 химическое превращение.

  1. Найди медную проволку на рабочем столе и нагрей её в пламене спиртовке.
  2. Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.

 2 Химическое превращение.

1.        В пробирку добавить 2 гранулы цинка

2.        Прилейте  раствор HCl (3мл)

3.        А сейчас соберем газ, который легче воздуха, поэтому собираем пробирка вверх дном

4.        Поднесите горячую спичку к пробирке и проверьте наличие газа

5.         Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.

3 химическое превращение

  1. В пробирку прилить 2 мл CuSO4
  2. К раствору прилить NaOH
  3. Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.
  1. Химическое превращение
  1. Полученный осадок в пробирке (в опыте №3) нагреть в пламени спиртовке
  2. Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.

Домашнее задание:

Как мы уже выяснили, вокруг нас огромное количество химических реакций, стоит только присмотреться. И поэтому, я предлагаю вам дома на оценку подготовить сообщение о значении химических реакций.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4 минуты)

 - Проверка обобщенного материала: А сейчас ребята я предлагаю вам графический диктант.

Я зачитываю утверждение, а вы должны либо согласиться, либо не согласиться с ним. Если вы согласны, то ставите, если не согласны, то ___ над той цифрой, под каким номером

находиться утверждение.

1. При физических явлениях изменяется цвет.

2. Делительной воронкой можно разделить смесь

3. Ржавление железа относится к физическим явлениям.

4. В ходе реакции масса атомов остается не изменой.

5. Чтобы увеличить скорость химической реакции между твёрдым и газообразным веществом, нужно измельчить твёрдое вещество.

Ответ:

Рефлексия: 

-Вспомните нашу беседу в самом начале урока, вспомните ту цель, которую вы

поставили перед собой. И скажите, достигли ли вы ее? Поднимите руки, кто…..

1. Я вспомнил(а) много из того, что мы изучили раньше.

2. Пришлось подумать, отвечая на вопросы.

- Подведите, пожалуйста, итоги: посчитайте баллы и поставьте себе оценку

На столах у вас стикеры, нарисуйте на них  свое настроение и прикрепите пожалуйста  на станцию, на котором вам больше всего понравилось сегодня побывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Изменения, происходящие с веществами"

Обобщающий урок: повторение  классификации и названия химических веществ, закрепление умений производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их ...

«Изменения, происходящие с веществами» (тема 4) (контрольная работа № 3 - 8 класс)

Для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Контрольная работа по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

.Составьте формулы веществ:фосфат натрия; оксид цинка; нитрат железа(2); гидроксид калия; хлорид бария....

Дидактический материал по теме: "Изменения, происходящие с веществами" по химии 8 класс

Дидактический материал по теме: "Изменения, происходящие с веществами" по химии 8 класс....

Контрольная работа по теме "Изменения, происходящие с веществами" 8 класс

Данная контрольная работа предназначена для учащихся 8 класса повышенного уровня знаний...