Изменения, происходящие с веществами
план-конспект урока по химии (8 класс)
Систематизировать и обобщить материал о типах химических реакций и расчетов по ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmeneniya_proishodyashchie_s_veshchestvami_8_klass.docx | 54.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе
Тема: Изменения, происходящие с веществами Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: Систематизировать и обобщить материал о типах химических реакций и расчетов по ним.
Задачи:
1. Образовательные
∙ повторить понятия: реакции соединения, разложения, обмена, замещения, признаки химических реакций, экзотермические и эндотермические реакции;
∙ обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, условиях и признаках их протекания;
∙ продолжить формирование умений расстановки стехиометрических коэффициентов в уравнениях реакций;
∙ отработать умение производить расчеты по уравнениям химических реакций с использованием понятий «количество вещества», «массовая доля растворенного вещества».
2. Развивающие
∙ продолжить овладение основными способами мыслительной деятельности: сравнение, сопоставление, обобщение;
∙ развивать умения устанавливать логические связи и закономерности, ассоциативные связи;
∙ аргументировать изложение своих мыслей;
∙ использовать межпредметные связи (физика, математика).
3. Воспитательные:
∙ продолжить формирование навыков работы в парах;
∙ воспитание умения выслушать мнение собеседника;
∙ воспитывать уважительное отношение к работе товарищей;
∙ способствовать формированию позитивного отношения к изучению химии. Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
∙ формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых понятий (П)
∙ формировать умение на основе знаний строения атома делать выводы о возможной химической связи (П)
∙ формировать умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации (П)
∙ формировать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (П)
∙ формировать умение сопоставлять объекты по нескольким признакам (П)
∙ формировать умение выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий (П)
∙ формировать умение воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами (П)
∙ формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К)
∙ организовывать и осуществлять сотрудничество на уроке, учитывать позицию собеседника (К)
∙ уметь корректировать свои действия при выполнении заданий (Р)
∙ давать оценку результатам собственной работы на уроке (Р)
Универсальные учебные действия (личностные)
- Способствовать формированию желания выполнять учебные действия (Л) Воспитывать качества лидера на примере работы в парах (Л)
- Воспитывать культуру диалога (Л)
- Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру (Л)
- Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л)
Основной дидактический метод: частично-поисковый.
Методы и приемы: метод иллюстрации, проблемная ситуация, ролевая игра, анализ конкретного объекта, побуждающий и подводящий диалоги, методы стимулирования и мотивации изучения химического материала.
Дидактические средства: задания разного уровня сложности, периодическая система, презентация к уроку, компьютер, проектор, химические реактивы, сигнальные карточки, свиток.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В страну химии пойдём
Много знаний там найдем
Сегодня нас ждет необычное путешествие.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 минуты)
-Ребята, для того чтобы начать наше путешествие, нужно понять, до какой страны мы должны добраться, для этого я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеофрагмент (видео).
- Ребята, какие ключевые слова, связанные с химией, вы услышали в видеофрагменте: (вещества, атомы, молекулы, превращение веществ, соединения).
- Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и неподвижной. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав.
Посмотрите внимательно демонстрационный опыт.
Опыт 1: Ребята, что происходит, если в пробирку с нитратом серебра я добавлю раствор соляной кислоты? (изменяется цвет).
Опыт 2: А если мы возьмем простое вещество медь и согнем его? (оно изменяет форму).
- Ребята, что общего в этих явлениях? Как можно их объединить общим словом? (изменение). –
А теперь попробуем сформулировать страну куда мы с вами отправляемся (предполагаемые варианты ответов): «Изменения веществ»
Но ведь эта страна вам знакома! И вы получили достаточно знаний по данной стране.
- А что делают в любой науке, когда накапливается много знаний? - систематизируют эти знания, обобщают.
- Правильно, ребята! Обобщение и систематизация знаний на уроке будет проходить
-Ребята, у каждого на столе есть маршрутные листы подпишите их.
Запишите тему урока, которую вы определили.
- Опираясь на увиденное и услышанное, попробуем записать цель нашего путешествия. Сначала каждый для себя (Дети записывают и 2-3 человека зачитывают).
- А теперь сформулируем общую цель: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»
ІІI. Обобщение и систематизация знаний( 12 минут).
- Как я уже сказала, нас с вами ждет необычное путешествие. Обобщая и закрепляя материал, мы с вами окажемся в стране «Изменение веществ».
Но для того, чтобы добраться нам до нашей страны, нужно проехать несколько станции.
- На каждой станции, ребята, вы будете оценивать свою деятельность, критерии оценивания даны после каждого задания.
Итак, мы с вами отправляемся.
- Для того, чтобы попасть на первую станцию вам необходимо вспомнить правила техники безопасности (слайд 2) (проговариваем по картинкам правила техники безопасности).
Я вас поздравляю, мы с вами добрались до станции «Техника безопасности»
- Следующая станция куда мы с вами отправимся «Экологическая проблема»
Для того чтобы добраться до этой станции, вам необходимо выполнить несколько заданий. Посмотрим небольшой видеофрагмент с речью нашего президента (видео). Какая экологическая проблема была озвучена? (Загрязнение воды).
- А как вы считаете, чем могут быть загрязнены воды? (песок, деревянные палки, отходы, нефть).
- Решением данной проблемы вы сейчас и будете заниматься! Прочитайте первое задание.
Задание 1. Вам необходимо очистить воду от нефти.
На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.
За выполнение данного задания вы получаете 3 балла:
1 балл- определение вида смеси
1 балл- определение способа отчистки воды
1 балл- соблюдение техники безопасности , при выполнении лабораторного опыта.
Инструкция к действию 1. Вода загрязнена нефтью.
2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)
3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду (отставание, делительная воронка)
- Итак, ребята, время вышло.
Предлагаю кому нибудь высказаться по поводу решения поставленной перед вами задачи.
- Вы молодцы и мы смогли с вами попасть на станцию «Экологическая проблема»
Не забываем поставить себе балл за задание.
Скажите, пожалуйста, что мы получили в итоге исследования?
(В итоге мы получили чистое вещество – воду).
- Ребята, вы не устали?
Давайте немножко отдохнём и постреляем глазками. «Стрельба глазами» (работа по периодической таблице):
- В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F) Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащийся в градусниках (Hg).
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5 (Cl).
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды» (La).
Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент (F).
Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета (Au).
Переведите свой взгляд вверх и вправо на элемент, названный в честь России. (Ru) - -Замечательно. Вспомнили с Вами свойства и расположение в Периодической системе нескольких химических элементов, без которых невозможно написать какую-либо химическую реакцию.
- Скажите, пожалуйста, а как все химические реакции можно различать? Что нужно с ними сделать? (классифицировать)
-Правильно, ребята. Я предлагаю вам отправится на следующую станцию. Но вот беда название этой станции зашифровано, и нам нужно с вами его отгадать.
Задание 2:Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции. И отгадайте зашифрованную станцию.
За это задание вы получаете 6 баллов:
1 балл за каждое правильно выполненное уравнение
- Какое слово у Вас получилось? СВИТОК. Правильно! Мы с вами прибыли на станцию по названием «свиток»
А сейчас возьмите на своих столах свиток, в котором для вас имеется задание. Откройте его и прочтите.
Дорогой друг!
Я поздравляю тебя, ты прошёл большой путь, чтобы попасть в страну «Изменения веществ». И вот мы уже подъезжаем к нашей стране, где попали на таможню, и для того, чтобы быстрее пройти таможню нам нужно выполнить химические превращения.
1 химическое превращение.
- Найди медную проволку на рабочем столе и нагрей её в пламене спиртовке.
- Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.
2 Химическое превращение.
1. В пробирку добавить 2 гранулы цинка
2. Прилейте раствор HCl (3мл)
3. А сейчас соберем газ, который легче воздуха, поэтому собираем пробирка вверх дном
4. Поднесите горячую спичку к пробирке и проверьте наличие газа
5. Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.
3 химическое превращение
- В пробирку прилить 2 мл CuSO4
- К раствору прилить NaOH
- Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.
- Химическое превращение
- Полученный осадок в пробирке (в опыте №3) нагреть в пламени спиртовке
- Полученную реакцию запиши в путеводный лист, не забудь расставить коэффициенты.
Домашнее задание:
Как мы уже выяснили, вокруг нас огромное количество химических реакций, стоит только присмотреться. И поэтому, я предлагаю вам дома на оценку подготовить сообщение о значении химических реакций.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4 минуты)
- Проверка обобщенного материала: А сейчас ребята я предлагаю вам графический диктант.
Я зачитываю утверждение, а вы должны либо согласиться, либо не согласиться с ним. Если вы согласны, то ставите, если не согласны, то ___ над той цифрой, под каким номером
находиться утверждение.
1. При физических явлениях изменяется цвет.
2. Делительной воронкой можно разделить смесь
3. Ржавление железа относится к физическим явлениям.
4. В ходе реакции масса атомов остается не изменой.
5. Чтобы увеличить скорость химической реакции между твёрдым и газообразным веществом, нужно измельчить твёрдое вещество.
Ответ:
Рефлексия:
-Вспомните нашу беседу в самом начале урока, вспомните ту цель, которую вы
поставили перед собой. И скажите, достигли ли вы ее? Поднимите руки, кто…..
1. Я вспомнил(а) много из того, что мы изучили раньше.
2. Пришлось подумать, отвечая на вопросы.
- Подведите, пожалуйста, итоги: посчитайте баллы и поставьте себе оценку
На столах у вас стикеры, нарисуйте на них свое настроение и прикрепите пожалуйста на станцию, на котором вам больше всего понравилось сегодня побывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Изменения, происходящие с веществами"
Обобщающий урок: повторение классификации и названия химических веществ, закрепление умений производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их ...
«Изменения, происходящие с веществами» (тема 4) (контрольная работа № 3 - 8 класс)
Для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...
Контрольная работа по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
.Составьте формулы веществ:фосфат натрия; оксид цинка; нитрат железа(2); гидроксид калия; хлорид бария....
Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы»
Контрольная работа по химии для 8 класса проводится в форме тестирования....
Дидактический материал по теме: "Изменения, происходящие с веществами" по химии 8 класс
Дидактический материал по теме: "Изменения, происходящие с веществами" по химии 8 класс....
Контрольная работа по теме "Изменения, происходящие с веществами" 8 класс
Данная контрольная работа предназначена для учащихся 8 класса повышенного уровня знаний...