Урок на тему "Изменения, происходящие с веществами"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Корнеева Раиса Николаевна

Обобщающий урок: повторение  классификации и названия химических веществ, закрепление умений производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проведение химического эксперимента соблюдая правила техники безопасности. Подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе и химическому практикуму.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmeneniyaproishodyashchie_s_veshchestvami.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Николо-Погореловская средняя общеобразовательная школа

проведенный в 8 классе

Учитель: Корнеева Р.Н.

2010-2011 учебный год

Цель урока: повторить классификацию и названия химических веществ, закрепить умения производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить химические эксперименты соблюдая правила техники безопасности. Подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе и химическому практикуму.
Задачи урока:
Обучающие:
 систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчеты по химическим уравнениям.
Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать выводы. Наблюдать и объяснять результаты химического эксперимента (речевые навыки, формирование химического языка).
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважения между школьниками, их адекватной самооценке. Способствовать созданию положительной психологической атмосферы в классе.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации: фронтальный опрос, беседа, лабораторный опыт.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, работа у доски.
Оборудование и реактивы: проектор, пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, спички, лучина; карбонат натрия (раствор), раствор серной кислоты, хлорид меди (ΙΙ), гидроксид натрия.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент:

      Учитель. Сегодняшний урок хотелось бы начать со стихов Ирины Чернухиной, учителя химии.

Я – химия!

Я математики и физики сестра,

Я – химия!

Познай со мной Природу!

Ученые мужи все влюблены в меня,

Молекулы и атомы для них звучат как оды.

Я вездесуща! С вами я везде –

За партой вы или за столом сидите.

И необъятна я подстать Земле,

Таинственна, как родина моя – Египет.

Учитель. Сегодня заключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами». Нам необходимо подготовиться к предстоящей контрольной работе. Как вы считаете, какие вопросы нам необходимо отработать, какую мы поставим перед собой цель?

Ученик. (слайд №2)
1. Повторить понятия о физических и химических явлениях;
2. Вспомнить признаки химических реакций;
3. Повторить классификацию и названия химических веществ;
4. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций и определять их тип;
5. Производить расчёты по химическим уравнениям;

Итак, мы начинаем наш  урок и я желаю вам успехов.

 Задание 1: Химический диктант ( слайд № 3 - № 4)

1. Касается физических или химических явлений. При ответе надо ставить Ф – если физическое явление и Х – если химического явление.

  1. плавление алюминия;
  2. на медных предметах образуется зеленый налет;
  3. если к духам или одеколону прилить воду, то происходит образование мути;
  4. испарение воды;
  5. серебряные ложки со временем чернеют;
  6. ржавление гвоздя

Ответ: ФХХФХХ

2. Здесь речь пойдет о чистых веществах и смесях, В ответе должно быть:

В – если вещество, и С – если смесь.

  1. сера;
  2. фосфор;
  3. воздух;
  4. соль;
  5. почва;
  6. медь.

                           Ответ: ВВСВСВ.

Задание 2: (индивидуально на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.
Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:
1. Налейте в пробирку раствор карбоната натрия.
2. Прилейте осторожно в пробирку серной кислоты.

3. Обратите внимание, что происходит. Что наблюдаете?
4. Сделайте вывод о признаке химической реакции.

Задание 3 (индивидуально на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.
Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:
1. Налейте в пробирку хлорид меди (ΙΙ).
2. Прилейте в пробирку (осторожно!) гидроксид калия. Что наблюдаете?
3. Сделайте вывод о признаке  химической реакции.

Учитель.  Укажите о каких явлениях, физических или химических, идет речь в следующих высказываниях поэтов. Ответ обоснуйте.
Задание 4: 

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
  И.Суриков (Слайд № 5  )

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
  С.Я.Маршак (Слайд № 6  )

….А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте
  Е.Ефимовский Слайд №  7 )

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
  А.Ахматова  (Слайд №  8 )

Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл, и ждут его поля.
  А.Кравцов (Слайд №   9)

Учитель. Сделайте вывод, чем химические явления отличаются от физических? По каким признакам можно определить, что произошла  химическая реакция?

Учитель.  Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.
Учитель. Скажите, с помощью какой записи выражается сущность химических реакций?

Ученик. С помощью химических уравнений - условной записи химических реакций с помощью химических формул и коэффициентов перед ними, а также математических знаков.

Учитель. Как вы думаете, на основе какого закона составляют химические уравнения?

Ученик. Химические уравнения составляют на основе закона сохранения массы веществ.

Учитель. Сформулируйте этот закон

Ученик. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате этой реакции.

Задание 5.
 (Слайд № 10  ). Определите, какие из предложенных ниже записей можно назвать химическим уравнением:

а) H2 + Сl
2 = НСl;  

б) 2Mg + O
2 = 2MgО; +

в) Fe(ОН)
2 = FeО + H2O;

г) Ca + НСl = CaCl
2 + H2.

Учитель. Какие типы химических реакций вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
Ученик. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Дает определения.

Задание 6. (Слайд № 11  ). Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите их тип:

а) K + N
2 = K3 N;

б) Zn + H
2 SO4 = ZnSO4 + H2;

в) Na
2 SO4 + BaCl2 = BaSO4 + NaCl;

г) KCIO
3 = KCI + O2.


Ответ: (Слайд №12)

а) 6K + N
2 = 2K3 N – реакция соединения;

б) Zn + H
2 SO4 = ZnSO4 + H2 – реакция замещения;

в) Na
2 SO4 + BaCl2 =BaSO4+ 2NaCl – реакция обмена;

г) 2KCIO
3 = 2KCI +3O2 – реакция разложения.


Задание 7. (самостоятельно) (Слайд №13)
Учитель. Для выполнения следующего задания нужно уметь по названиям веществ составлять химические формулы.
Напишите уравнения реакций по схемам, определите типы химических реакций:

а) оксид калия + вода = гидроксид калия;
б) оксид меди(II) + углерод = медь + оксид углерода(IV)
в) серная кислота + гидроксид калия = сульфат калия + вода
г) оксид ртути = кислород + ртуть

Ответ: (Слайд №14)

а) K
2 О + Н2 О =2 KОН – реакция соединения;

б) 2СuO + C = 2Cu + CO
2 – реакция замещения;

в) H
2 SO4 + 2KOH = K2 SO4 + 2H2 O – реакция обмена (реакция нейтрализации);

г) 2HgO = O
2 + 2Hg – реакция разложения.


 Учитель. Необходимо правильно оформить и решить задачу. Задания лежат на партах.

1.Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу и количества оксида магния (МgО), который получится при сгорании 6 г. металла.

2.Составьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) Р2О5) и вычислите массу и количества вещества оксида фосфора (V), если в реакцию вступил кислород объемом 10 л.


Домашнее задание: повторить п. 25-33 (слайд №16) .

Подведение итогов. (слайд №15)
Учитель. Как вы считаете, достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?
Выставление оценок
Учитель. Комментарий оценок.
Заключение.
Урок хочется закончить словами: (Слайд № 17)
Без химии ты глух и нем.

И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.

Всем спасибо за урок.(слайд №18)

Инструктивная карточка

лабораторного опыта

Опыт 1. Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:
1. Налейте в пробирку раствор карбоната натрия.
2. Прилейте осторожно в пробирку серной кислоты.

3.Обратите внимание, что происходит. Что наблюдаете?
4. Сделайте вывод о признаке химической реакции.


Опыт 2.  Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:
1. Налейте в пробирку хлорид меди (ΙΙ).
2. Прилейте в пробирку (осторожно!) гидроксид калия. Что наблюдаете?
3. Сделайте вывод о признаке  химической реакции.

Инструктивная карточка

лабораторного опыта

Опыт 1. Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:
1. Налейте в пробирку раствор карбоната натрия.
2. Прилейте осторожно в пробирку серной кислоты.

3.Обратите внимание, что происходит. Что наблюдаете?
4. Сделайте вывод о признаке химической реакции.


Опыт 2.  Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:
1. Налейте в пробирку хлорид меди (ΙΙ).
2. Прилейте в пробирку (осторожно!) гидроксид калия. Что наблюдаете?
3. Сделайте вывод о признаке  химической реакции.

МОУ  Николо-Погореловская средняя общеобразовательная школа

проведенный в 8 классе

Учитель: Корнеева Р.Н.

2010-2011 учебный год

Решить задачи:

1.Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу и количества оксида магния (МgО), который получится при сгорании 6 г. металла.

2.Составьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) Р2О5) и вычислите массу и количества вещества оксида фосфора (V), если в реакцию вступил кислород объемом 10 л.

Решить задачи:

1.Составьте уравнение реакции горения магния и вычислите массу и количества оксида магния (МgО), который получится при сгорании 6 г. металла.

2.Составьте уравнение реакции горения фосфора (при этом получается оксид фосфора (V) Р2О5) и вычислите массу и количества вещества оксида фосфора (V), если в реакцию вступил кислород объемом 10 л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Конспект урока 8 класс Обобщение и повторение по теме: "Изменения происходящие с веществами"

Конспект урока используется для повторения раздела в 8 классе "Изменения происходящие с веществами". Можно использовать для подготовки к контрольной работе....

презентация к уроку Обобщение и повторение по теме: "Изменения происходящие с веществами"

презентация к уроку Обобщение и повторение по теме: "Изменения происходящие с веществами"...

ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....

Урок химии в 8 классе по теме "Изменения, происходящие с веществами"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Изменения, происходящие с веществами"...


 

Комментарии

Трибунская Елена Жановна

Здравствуйте, Раиса Николаевна. Мне конечно приятно, что Вам понравился мой урок "Изменения, происходящие с веществами", выставленный в Открытом классе 20/03/2009 - 23:55 и что Вы его взяли за основу при составлении "своего"(Опубликовано 23.11.2011 - 22:11). Даже презентация с теми же картинками. А как же авторские права? С уважением, Трибунская.