Урок по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Тема урока «Соли» 8 класс
Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные задачи:
- Познакомить с составом, номенклатурой солей.
- Дать первоначальную классификацию солей.
- Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
- Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.
Воспитательные задачи:
- Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
- Совершенствовать химический язык.
- Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_soli.docx | 136.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Соли» 8 класс
Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные задачи:
- Познакомить с составом, номенклатурой солей.
- Дать первоначальную классификацию солей.
- Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
- Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.
Воспитательные задачи:
- Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
- Совершенствовать химический язык.
- Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).
Оборудование и реактивы:
Для демонстрации – поваренная соль, медный купорос цинковый купорос, питьевая сода, кальцинированная сода, мел, коралл, раковины моллюсков.
Для лабораторной работы – химические стаканы, стеклянная палочка, вода, кристаллические соли. Компьютер, экран, маршрутные листы.
Ход урока.
- Организованное начало урока.
- Проверка знаний и умений.
Учитель. Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.
Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.
К(I)
N(IV)
Cu(II)
Al(III)
P(V)
S(VI)
Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II); г) гидроксид цинка; д) гидроксид железа(III).
Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»
H2___O3; Н__SiO3; __Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Назовите эти кислоты.
Испытание 4. Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.
(После выполнения этого задания остаются формулы солей)
Учитель. Выпишите отдельно формулы оставшихся соединений и используя необходимые ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток, атомы металлов, гидроксогруппа) дайте определение этим веществам по составу. (Учащиеся дают определение)
- Изучение нового материала.
Учитель. Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители - кто они? Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.
Творческое задание учащихся: "Угадайте вещество"
В чёрном ящике -
- вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
- это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
- в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;
- это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
- говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Это-……(соль).
Слушаем небольшое сообщение.
Выступление ученика. Презентация. Поваренная соль (хлорид натрия) – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Хлорид натрия – это хорошо растворимая в воде соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях «Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.
Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.
Соль образует мощные отложения. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.
Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т. д.
Учитель Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня? (Cоли) пишут в тетради. Запись темы урока и определения солей.
Учитель. В стране «Химляндия» живут еще и соли. К солям относятся обширный класс соединений. На демонстрационном столе находятся небольшое количество солей. Одна из наиболее распространенных солей – поваренная (пищевая) соль. О других солях вы прочитаете в §20. Сегодня на уроке мы должны (используя цели и задачи предыдущих уроков, учащиеся сами формулируют задачи урока):
- закрепить умения находить формулы солей среди других неорганических соединений;
- составлять формулы солей; называть соли на химическом языке.
Соли- это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой. Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом-ат ( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для нисшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла. Например,
Cu(NO3 )2- нитрат меди(II), Na2СO3 – карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла. Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали,
Значит все мы дружно встали.
«Соли – это вам не шутки» –
Тема нашей физминутки.
Слоганы | Упражнения |
Соли – это целый класс | Правое плечо вверх-вниз |
Ион металла входит - раз | Левое плечо вверх-вниз |
И остаток кислоты – это два. | Руки согнутые в плечевом суставе, к плечам и повороты в плечевом суставе вперед – назад. |
В целом – сложные вещества. | Руки на пояс, повороты вправо – влево. |
Гимнастика для глаз
Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!
На таблицу вверх посмотрим,
А теперь в свою тетрадь,
Влево, вправо, поморгали,
И по кругу пробежали.
Мы глаза зажмурим снова.
Продолжать урок готовы?
Мы глаза откроем снова!
Учитель: Классификация солей. Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет. Запишите формулы солей в 2 группы: соли растворимые в воде и соли нерастворимые в воде. Дайте названия данным солям. Работа с таблицей растворимости
- Закрепление изученного материала
Задание1. Используя заготовки составить формулы солей.
Na+Cl-, Al3+S2-, Zn2+NO3-, K+CO32-, Mg2+S2-, Fe3+NO2-..
Задание 2. Используя инструкцию, выполнить лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей». При выполнении работы соблюдать правила ТБ. (Обсуждение результатов
Задание 3. Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам (Приложение 2)
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl – хлорид калия | ||
Ca2+ |
Задание 4. Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.
- Соли – сложные вещества.
- Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка.
- Соли могут быть растворимы и нерастворимы в воде.
- Формула поваренной соли КСl
- Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
- Соль фосфат магния нерастворима в воде.
- К2СО3 – это формула карбонат кальция
- В данном перечне веществ находится 3 формулы соли: KNO3, NaOH, HCl, Na3PO4, CaO, HNO3, BaCO3
Рефлексия. По цепочке ребята высказываются.
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Я смог…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Мне захотелось...
Подведение итогов урока:
- Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки
- По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.
- Все соли натрия и калия хорошо растворимы в воде.
- Хлорид натрия-поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека
V. Домашнее задание: прочитать §20, выполнить упр. 3 на стр ( 91) письменно.
Использованные источники информации.
- О.С.Габриелян.В.И.Сивоглазов.С.А.Сладков. Химия. 8 класс: учебник для ОУ. М.: Дрофа. 2014.
- Н.П. Троегубова. Поурочные разработки по химии. 8 класс. Москва. «ВАКО». 2017.
- Интернет.
Приложение 1
Маршрутный лист ученика__________________________
Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.
К(I)
N(IV)
Cu(II)
Al(III)
P(V)
S(VI)
Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям:
а) гидроксид натрия –
б) гидроксид бария –
в) гидроксид меди(II) –
г) гидроксид цинка –
д) гидроксид железа(III).
Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»
H2__O3; Н_SiO3; ___Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Испытание 4. Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы:
а) оксидов –
б) кислот –
в) оснований –
Лишние формулы –
Рефлексия.
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Я смог…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Мне захотелось...
Приложение 2
Раздаточный материал к уроку
«Соли» I-вариант
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl – хлорид калия | ||
Ca2+ | |||
Al3+ | |||
Cu2+ |
Раздаточный материал к уроку
«Соли» II-вариант
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
NO3- | CO32- | S2- | |
Na+ | NaNO3- нитрат натрия | ||
Zn2+ | |||
Fe3+ | |||
Mg2+ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
- Мне нравится (1)