Урок по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Велиева Любовь Александровна

Тема урока «Соли» 8 класс

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: 

  1. Познакомить с составом, номенклатурой солей.
  2. Дать первоначальную классификацию солей.
  3. Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  4. Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.

Воспитательные задачи: 

  1. Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

Развивающие задачи: 

  1. Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  2. Совершенствовать химический язык.
  3. Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_soli.docx136.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Соли» 8 класс

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: 

  1. Познакомить с составом, номенклатурой солей.
  2. Дать первоначальную классификацию солей.
  3. Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
  4. Выявить уровень знаний о составе оксидов, оснований и кислот.

Воспитательные задачи: 

  1. Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

Развивающие задачи: 

  1. Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  2. Совершенствовать химический язык.
  3. Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Оборудование и реактивы:

Для демонстрации – поваренная соль, медный купорос цинковый купорос, питьевая сода, кальцинированная сода, мел, коралл, раковины моллюсков.

Для лабораторной работы – химические стаканы, стеклянная палочка, вода, кристаллические соли. Компьютер, экран, маршрутные листы.

Ход урока.

  1. Организованное начало урока.
  2. Проверка знаний и умений.

Учитель. Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_2.png

К(I)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_2.png

N(IV)

Cu(II)https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_6.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_8.png

Al(III)

P(V)https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_6.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_6.png

S(VI)

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II); г) гидроксид цинка; д) гидроксид железа(III).

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

H2___O3; Н__SiO3; __Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Назовите эти кислоты.

Испытание 4. Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

(После выполнения этого задания остаются формулы солей)

Учитель. Выпишите отдельно формулы оставшихся соединений и используя необходимые ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток, атомы металлов, гидроксогруппа) дайте определение этим веществам по составу. (Учащиеся дают определение)

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители - кто они? Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.

Творческое задание учащихся: "Угадайте вещество"

В чёрном ящике -

  • вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
  • это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
  • в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;
  • это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
  • говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это-……(соль).

Слушаем небольшое сообщение.

Выступление ученика. Презентация. Поваренная соль (хлорид натрия) – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Хлорид натрия – это хорошо растворимая в воде соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях «Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.

Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.

Соль образует мощные отложения. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.

Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т. д.

Учитель Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня? (Cоли) пишут в тетради. Запись темы урока и определения солей.

Учитель. В стране «Химляндия» живут еще и соли. К солям относятся обширный класс соединений. На демонстрационном столе находятся небольшое количество солей. Одна из наиболее распространенных солей – поваренная (пищевая) соль. О других солях вы прочитаете в §20. Сегодня на уроке мы должны (используя цели и задачи предыдущих уроков, учащиеся сами формулируют задачи урока):

  • закрепить умения находить формулы солей среди других неорганических соединений;
  • составлять формулы солей; называть соли на химическом языке.

Соли- это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатковСоли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой. Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом-ат ( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для нисшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла. Например,

Cu(NO3 )2- нитрат меди(II), Na2СO– карбонат натрия, Ca3 (PO)– фосфат кальция Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла. Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали,

Значит все мы дружно встали.

«Соли – это вам не шутки» –

Тема нашей физминутки.

Слоганы

Упражнения

Соли – это целый класс

Правое плечо вверх-вниз

Ион металла входит - раз

Левое плечо вверх-вниз

И остаток кислоты – это два.

Руки согнутые в плечевом суставе, к плечам и повороты в плечевом суставе вперед – назад.

В целом – сложные вещества.

Руки на пояс, повороты вправо – влево.

Гимнастика для глаз

Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!

На таблицу вверх посмотрим,

А теперь в свою тетрадь,

Влево, вправо, поморгали,

И по кругу пробежали.

Мы глаза зажмурим снова.

Продолжать урок готовы?

Мы глаза откроем снова!

Учитель: Классификация солей. Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет. Запишите формулы солей в 2 группы: соли растворимые в воде и соли нерастворимые в воде. Дайте названия данным солям. Работа с таблицей растворимости

  1. Закрепление изученного материала

Задание1. Используя заготовки составить формулы солей.

Na+Cl-, Al3+S2-, Zn2+NO3-, K+CO32-, Mg2+S2-, Fe3+NO2-..

Задание 2. Используя инструкцию, выполнить лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей». При выполнении работы соблюдать правила ТБ. (Обсуждение результатов

Задание 3. Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам (Приложение 2)

ИОНЫ МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl – хлорид калия

Ca2+

Задание 4. Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.

  1. Соли – сложные вещества.
  2. Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка.
  3. Соли могут быть растворимы и нерастворимы в воде.
  4. Формула поваренной соли КСl
  5. Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
  6. Соль фосфат магния нерастворима в воде.
  7. К2СО3 – это формула карбонат кальция
  8. В данном перечне веществ находится 3 формулы соли: KNO3, NaOH, HCl, Na3PO4, CaO, HNO3, BaCO3

Рефлексия. По цепочке ребята высказываются.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я понял, что…
  3. Я смог…
  4. Теперь я могу…
  5. Меня удивило…
  6. Мне захотелось...

Подведение итогов урока:

  1. Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки
  2.  По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.
  3.   Все соли   натрия и калия хорошо растворимы в воде.
  4. Хлорид натрия-поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека                   

V. Домашнее задание: прочитать   §20, выполнить  упр. 3 на стр ( 91) письменно.

Использованные источники информации.

  1. О.С.Габриелян.В.И.Сивоглазов.С.А.Сладков. Химия. 8 класс: учебник для ОУ. М.: Дрофа. 2014.
  2. Н.П. Троегубова. Поурочные разработки по химии. 8 класс. Москва. «ВАКО». 2017.
  3. Интернет.

Приложение 1

Маршрутный лист ученика__________________________

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.

К(I)https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_2.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_2.png

N(IV)

Cu(II)https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_16.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_6.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_6.png

Al(III)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_6.png

P(V)https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_6.png

S(VI)

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа). Составьте химические формулы оснований по их названиям:

а) гидроксид натрия –

б) гидроксид бария –

в) гидроксид меди(II) –

г) гидроксид цинка –

д) гидроксид железа(III).

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). «Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

H2__O3; Н_SiO3; ___Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.

Испытание 4. Из перечисленных формул: Fe(OH)3, H2SO3, Ag2O, CaCO3, Na2S, AlPO4, Ba(ОН)2, SO2, H3PO4, Al(OH)3, HNO2, AgCl, Na2SO4, HNO3, Al2O3 – выпишите формулы:

а) оксидов –

б) кислот –

в) оснований –https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_23.png

Лишние формулы –

Рефлексия.

  1. Сегодня я узнал…https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_24.png
  2. Я понял, что…https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/28/s_5c4f1f27bed8e/1067719_25.png
  3. Я смог…
  4. Теперь я могу…
  5. Меня удивило…
  6. Мне захотелось...

Приложение 2

Раздаточный материал к уроку

«Соли» I-вариант

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

ИОНЫ МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl – хлорид калия

Ca2+

Al3+

Cu2+

Раздаточный материал к уроку

«Соли» II-вариант

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

ИОНЫ МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ

NO3-

CO32-

S2-

Na+

NaNO3- нитрат натрия

Zn2+

Fe3+

Mg2+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...