Химия для романтиков
материал по химии (11 класс)

Богданенко Елена Николаевна

Выдержки из дипломной работы, написанной по окончании курсов переподготовки.

Полный материал имеет слошком большой объем, получить его можно, обратившись в личные сообщения.

В тексте изложены проблемы мотивации, выдержки из теории контекстного обучения. Приведен список источников.

Представлена контекстная задача на стыке химии и межличностного общения. Содержание можно использовать при работе со старшеклассниками. 

Конечно, использованные материалы не мое личное изобретение, моя тут только сама контекстная задача. Я очень благодарна коллегам за их публикации, благодаря которым удалось собрать все воедино. 

Буду рада, если кому-то будет полезен этот материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выдержки из полного текста696.55 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки

«Учитель химии. Теория и методика преподавания учебного предмета «Химия» в условиях реализации ФГОС 2022»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

(ВЫДЕРЖКИ)

на тему «Формирование мотивации школьников к изучению непрофильного предмета посредством рассмотрения контекстных задач (на примере преподавания химии)».

Выполнила:

Богданенко Елена Николаевна,

учитель математики, физики и астрономии

высшая квалификационная категория,

ГБОУ РО «НШИ с ПЛП»

г. Таганрог

2022


Содержание

Введение.         3

Глава 1. Проблемы мотивации и пути их устранения.        5

§1. Проблемы мотивации.        5

1.1 Предпосылки формирования проблемы мотивации.         5

1.2 Проблемы мотивации.        6

1.3. Пути решения проблемы мотивации.        8

Вывод по параграфу.        10

§2. Контекстные задания как фактор повышения мотивации.        12

2.1 Контекстные задачи.        12

2.2 Типология и особенности контекстных задач.        12

2.3 Конструирование контекстной задачи.        13

2.4 Оценивание контекстной задачи.        15

Вывод по параграфу и главе в целом.        17

Глава 2. Химия для романтиков.        19

§1. Любовь и химия.        19

1.1 Природа эмоций.        19

1.2 Виды регуляции.        19

1.3 Любовь как химия.        21

1.4 Воспитание чувств.        24

1.5 Замечание о вредных привычках.        25

Вывод по параграфу.        26

§2. Химия на свидании.        28

2.1 Первая встреча.        28

2.2 Второе свидание. Продолжаем удивлять.        32

2.3 Задействуем обоняние.        36

2.4 Что тебе подарить, человек мой дорогой?        40

Вывод по параграфу и главе в целом.        52

Заключение.         53

Список использованных источников.         54

Приложения.         57


Введение.

Проблема мотивации не нова, но неизменно актуальна. Подробно изучена и описана в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, Д. Н. Узнадзе, Х. Хеккгаузен, П. М. Якобсон, J. Atkinson, D. Birch, K. Madsen, R. Whin и др.), но каждое исследование открывает новые грани и дает поводы для новых изысканий.

Выбор темы обусловлен следующими группами факторов:

  1. По основному образованию я не химик, и как учебный предмет пока химию не преподавала, поэтому создать что-то глубокое в рамках нового для себя предмета и ценное для педагогического сообщества не смогла бы.
  2. Современное школьное образование часто критикуют из-за его оторванности от жизни. И эти упреки во многом справедливы. Контекстный метод позволяет сократить этот разрыв.
  3. Школа, в которой я работаю, имеет свою специфику: в течение двух лет у нас проживают и обучаются юноши 15-17 лет, будущие офицеры. В этом возрасте для молодых людей главное – общение, а в особенности – с противоположным полом. Считаю, что юноша, который в будущем решил связать свою жизнь с армией, а, стало быть, с оружием, должен обладать психической устойчивостью. Знание о том, что проявление чувственности обусловлено физиологическими процессами, протекающими в организме посредством осуществления химических реакций, несколько охлаждает пыл. Кроме того, во многом построение отношений можно осуществить, применяя знания из различных областей: биологии (физиологии), психологии, химии. Это часто позволяет избежать разочарований. Контекстный метод в этом ключе освещен недостаточно полно.

Ни для кого не секрет, что об отношениях между полами дети теперь узнают довольно рано, причем формирование представлений об отношениях происходит на основе низкокачественного сетевого контента. К моменту обучения в старших классах подростки считают себя очень опытными в этом вопросе. Но этот опыт, как правило, негативен и приводит к глубоким разочарованиям, а зачастую – к психологическим травмам. Уберечь от этого нельзя. А вот предупредить развитие травмы и ее уход в бессознательное можно, скорректировав представление подростка о любви, как о химическом процессе. Так же можно сформировать культуру здорового формирования отношений. Для юноши это, пожалуй, даже важнее, поскольку общество возлагает на мужчину большую степень ответственности, в особенности если мужчина – офицер.

Мои мальчишки – будущие офицеры. Они растут и мужают прямо на моих глазах. Естественно, сфера отношений их весьма и весьма заботит. И, будь то уроки, или свободное время, а темы эти приходится обсуждать. А вот сфера учебы беспокоит их мало. Увязать эти две сферы может помочь контекстный метод. В связи с этим своей целью для данной работы я выбрала формирование контекстной задачи «Выстраивание отношений». Осуществлению данной цели послужат следующие задачи:

  1. Изучение источников по проблемам нейропсихологии, возрастной психологии, теории мотивации, теории контекстного обучения.
  2. Изучение практических методик в этих областях.
  3. Изучение опыта коллег.
  4. Дифференциация выбранной контекстной задачи.
  5. Формирование задачи (наполнение содержанием).

Эффективному решению поставленных задач будут способствовать:

  1. Подбор химических опытов, отвечающих формированию задачи.
  2. Разработка пособия для решения данной контекстной задачи.

Объектом рассмотрения является мотивация учащихся к изучению учебного предмета. В качестве предмета выступает контекстная задача.


Глава 1. Проблемы мотивации и пути их устранения.

§1. Проблемы мотивации.

  1. Предпосылки формирования проблемы мотивации.

Навязываемая в течение долгого времени модель «Образование как услуга» принесла в итоге горькие плоды. Один из них – резкое и устойчивое снижение мотивации к обучению. Отношение к учебе, как к чему-то необязательному, к сожалению, поддерживается, а зачастую и формируется, во многих семьях. Когда ребенок говорит: «Мне не пригодится биология! (математика, химия и прочее)», «Кто придумывает эти тупые задачи?!», «Ребенок не в состоянии выучить этот стих!», - это говорит не он, это слова взрослых. Тех взрослых, которые сами привыкли считать образование навязанной необходимостью, без которой они бы с радостью обошлись. Это целый пласт общества, отказывающийся принимать тот факт, что образование способствует становлению личности, выбору профессии, успешной социализации, формированию нейронных связей.

И первый, кто сталкивается с этим – рядовой учитель. Как досадно порой видеть, что ребенок, который вполне мог успешно освоить предмет, безынициативен и ленив. Потеря мотивации происходит массово в среднем звене, когда появляется много новых предметов и усиливается степень ответственности самого ученика. Когда-то эта ситуация выправлялась в старших классах, куда шли далеко не все учащиеся – многие выбирали уровень среднего профессионального образования. Теперь же в 10-11 классах наблюдается массовый приток учеников, которые решили продолжить обучение в школе либо потому, что не хотят получать рабочие специальности, либо потому, что на этом настаивают родители. Естественно, у этих детей крайне низкая мотивация. Особенно к изучению предметов, которые не влияют на получение аттестата, либо не выбираются для подготовки к экзаменам на поступление в ВУЗ. В таблице 1 представлены стабильно выявляемые виды мотивации у старшеклассников, они распределены в зависимости от привязки к различным учебным дисциплинам.

Таблица 1. Распределение видов мотивации к изучению различных групп предметов, выявляемых в старших классах общеобразовательных школ.

МОТИВАЦИЯ

Предметы, влияющие на получение аттестата

Предметы, выбранные для подготовки к экзаменам

Остальные предметы

Ученики, желающие получить высшее образование

внутренняя, высокая

внутренняя, высокая

внутренняя, высокая

внутренняя, средняя

внешняя, высокая

внешняя, высокая

внешняя, средняя

Ученики, не желающие получать рабочие специальности

внутренняя, высокая

внутренняя, средняя

внутренняя, низкая

внутренняя, средняя

внешняя, средняя

внешняя, средняя

внешняя, средняя

Ученики, принужденные родителями

внутренняя, низкая

внутренняя, низкая

внутренняя, низкая

внешняя, средняя

внешняя, низкая

внешняя, низкая

  1. Проблемы мотивации.

Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. 

Как правило, мотивы внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не пойти в армию (для юношей), не расстроить родителей, получить материальное поощрение.

Также на уровень мотивации влияет сложность самого предмета. По нормам СанПин химия относится к тройке самых сложных предметов, изучаемых в 7-11 классах.

  1. Пути решения проблемы мотивации.

Конечно, ФГОС изменяет роль учителя, ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника и консультанта, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность ребенка. Учебная информация не несет в себе личностного смысла, если ее усвоение является самоцелью, а не средством регуляции будущей профессиональной деятельности.

Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить. Но сама по себе концепция не обеспечивает повышения мотивации. Для этого нужны продуктивные технологии, например:….

А также приемы мотивации учебной деятельности:….

Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, повысить мотивацию можно с помощью химических экспериментов, среди которых выделяют:….

К сожалению, в современной школе реальный химический эксперимент вытесняется за рамки учебного процесса, этому есть ряд причин:…

Таким образом практическая значимость предмета в глазах учеников снижается.

Вывод по параграфу.

Наряду с профессиональной компетентностью педагога важную роль в формировании мотивации играют:

  • общественная парадигма, все еще формирующая в человеке потребителя услуг;
  • выработанное пренебрежительное отношение к образованию в целом, нацеленность на получение документа (диплома), а не образования;
  • нацеленность системы образования и общества в целом на тотальную цифровизацию, вытеснение «живого» эксперимента из учебного процесса;
  • сложность изучаемого предмета;
  • содержательный, практический потенциал предмета.

Каждая образовательная технология содержит в себе определенный мотивационный потенциал. Но в одном предмете она раскрывается полнее, а в другом – практически не приносит плодов, пропорциональных усилиям.

Существуют беспроигрышные приемы, как, например, дифференцированные задания. Эта методика хороша для накопляемости отметок (от этого требования на данный момент в школе не уйти), и была бы хороша в целом, если бы школа использовала формирующее оценивание.

Например, при изучении нового материала школьники с низким уровнем мотивации легко справляются с более простыми операциями – нахождением информации в таблицах, учебнике, записыванием уравнений химических реакций и их чтением. Школьники со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, могут сравнительно легко анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя). Учащиеся с высоким уровнем мотивации могут сделать выводы и найти причинно-следственные связи. Но на самом деле это всё навыки, которыми должен будет овладеть каждый выпускник. И такая «подмена понятий» для школы не редкость.

И раскрытию потенциала такого предмета, как химия, в старших классах более способствовала бы технология, в которой учитывались бы и возрастные особенности учеников (а в этом возрасте ведущая деятельность – общение) и практическая направленность в изучении предмета.


§2. Контекстные задания как фактор повышения мотивации.

  1. Контекстные задачи.

Как показывает личная практика многолетней работы в старших классах, в основной массе, придя в 10й класс, решать задачи ученики не умеют и, соответственно, не любят. Химия, однако, по сравнению с той же математикой, – более выигрышный предмет, поскольку намного проще продемонстрировать связь химии с реальной жизнью. Да – математика во всём, но уже настолько обыденно выглядят примеры с измерением чего-либо, или с вычислением процентов, что никакого мотивирующего эффекта они уже не имеют. А показать реальное применение производной или тригонометрии не к наукам, а непосредственно в быту очень нелегко.

Таким образом, несмотря на сложность и сравнительно небольшое количество часов, отводимое на изучение по учебному плану, сам по себе предмет содержит богатый мотивационный потенциал, раскрытию которого может способствовать применение методики контекстных задач.

Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у учащихся знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней с учебной проблемой. Результат решения предполагает осознание неполноты, недостаточности своих знаний одновременно с пониманием их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.

Задания такого типа являются комплексными средствами, они выполняют функции междисциплинарной интеграции, с целенаправленным выделением и усилением метапредметной направленности, с учетом теоретической и практической значимости каждой учебной дисциплины.

  1. Типология и особенности контекстных задач.

Опираясь на работы В. А. Далингера, можно выделить три типа контекстных задач: …

Имеются и другие классификации, например, по областям знаний, в которых формулируются задачи.

Отличительными особенностями контекстных задач являются: …..

  1. Конструирование контекстной задачи.

Подход к конструированию контекстной задачи сформулирован, например, в работах Е. А. Блиновой, Н.А. Гавриловой и О.В. Петунина: ….

  1. Оценивание контекстной задачи.

При применении контекстных задач возникает проблема их оценивания. Оценивание деятельности школьников  важный стимул обучения и воспитания, которое выполняет следующие функции:

- констатация  фиксируется фактический уровень достижений;

- уведомление  информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам;

- контроль  позволяет определить направления и объёмы дальнейшей работы;

- прямое воздействие  непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся.

Таблица 4 Схема оценивания контекстных задач.

Критерии

Количество баллов и показатели оценивания

Принципы, учитываемые при разработке контекстных задач, согласно О.М. Мясниковой:

  • Принцип доступности - для выполнения таких заданий не требуется фактических знаний за пределами программного материала. Необходимо оценить уровень развития ключевых компетенций школьников на основе той базы знаний, которая заложена в образовательный стандарт.
  • Принцип актуальности - реализуется при использовании материалов СМИ или научно-познавательной литературы. Обращение к новостям науки, анализу текущих событий в мире с точки зрения изучаемого предмета позволяет избежать искусственности заданий, что существенно влияет на рост мотивации при работе над ними.
  • Принцип учета возрастных особенностей учащихся - предлагаемое задание должно быть интересно школьнику, актуализировать имеющий у него личностный опыт, а не вызывать скуку, описывая надуманную ситуацию.

В.М. Симонов обращает внимание на то, что при обучении необходимо использовать не отдельные задачи, а организовывать задачи в системы. 

М.С. Горбузова и Т.К. Смыковская приводят теоретическим путем разработанную модель процесса конструирования систем контекстных задач, согласно которой, искомая система задач, должна быть организована в виде цикла, который состоит из многоуровневого соподчинения блоков. (Более подробно о конструировании блоков в Приложении 1.)

Вывод по параграфу и главе в целом.

Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у учащихся знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней с учебной проблемой. Результат решения предполагает осознание неполноты, недостаточности своих знаний одновременно с пониманием их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.

Таким образом в контекстной задаче заложен мотивационный потенциал.

Кроме того, контекстная задача требует критериального оценивания, которое более полно и объективно отражает уровень достижений обучающихся.


Глава 2. Химия для романтиков.

§1. Любовь и химия.

  1. Природа эмоций.

Обоснование эмоционального явления с точки зрения науки – тоже своего рода контекстная задача. Именно такого подхода предлагается придерживаться при общении со старшими подростками. Именно этот подход будет использован при изложении материала этого параграфа.

Любовь – комплексная эмоция. Она может сопровождаться холодным потовыделением, непроизвольной дрожью конечностей, покраснением лица, расстройством желудка, частыми сменами настроения, маниакально-депрессивным психозом с суицидальными попытками (синдром Ромео), повышенной рассеянностью, паникой и т.д. Комплексным изучением этого феномена уже более 60-ти лет занимаются физиологи, антропологи, нейробиологи, психологи, социологи. Механизм возникновения, протекания и развития любви достаточно хорошо изучен, он сходен с механизмами стресса и невроза.

Любая эмоция – психофизиологический процесс, у которого имеется три компонента: переживание, физиологические процессы в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма, а также реакция или «ответ» – комплекс выражения эмоции. Эти же самые реакции могут быть запущены и иными способами, например, химическими веществами или другими процессами организма, которые затрагивают похожие пути обмена веществ.

  1. Виды регуляции.

Органы в нашем теле подвержены нейрогуморальной регуляции: все процессы находятся под контролем комплементарных систем – нервной и гормональной. Вещества, вырабатываемые в этих системах, не только управляют ростом и работой клеток, тканей и органов в виде гормонов, но и служат нейромедиаторами – «посредниками» при передаче нервного импульса. Несмотря на то, что по химическому строению вещества одни и те же, отличаются они механизмом действия. ……..

Чтобы человек испытал то или иное эмоциональное состояние, нервные клетки должны передать электрохимический импульс через синаптическое пространство. Подробно принцип передачи приведен в приложении 2.

Так что же такое любовь?

  1. Любовь как химия.

Влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ: характерные для влюбленности прилив сил, воодушевление, способность к необдуманным и рискованным вызывает образующийся 2-фенилэтиламин ( ФЭН), относящийся к классу амфетаминов и оказывающий возбуждающее действие, схожее со стрессом: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ. Амфетамины – вещества, относящиеся к катехоламинам – классу органических веществ, обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами.

Свойства определяются наличием бензольного кольца, углеводородного радикала, аминогруппы. В отличие от остальных веществ, в молекуле 2-фенилэтиламина нет гидроксильных групп, связь которых с бензольным кольцом обеспечивают им свойства фенолов. 2-фенилэтиламин вызывает ощущения, сходные с теми, которые испытывает человек в состоянии стресса (это вещество в организме легко разрушается ферментом моноаминоксигеназой). Роднит влюбленность со стрессом и норадреналин, который сужает сосуды и повышает артериальное давление, его эффект по сравнению с адреналином выше, хотя продолжительность его действия короче. Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется, видимо, наличием аминогруппы. Веществам, относящимся к классу аминов, присущи горение, протекающее с образованием азота, углекислого газа и воды; взаимодействие с водой, сопровождающееся высвобождением гидроксильной группы - ОН и созданием щелочной среды, взаимодействие с кислотами, аминокислотами с образованием более сложных веществ. Поэтому в организме

•        выделяется в кровь азота в результате окисления (“сгорания”);

•        в тканях органов и крови создается щелочная среда за счет выделения в кровь аммиака (иона аммония NH4+) – реакция дезаминирования;

•        происходит синтез токсичных веществ (аммиак и перекись водорода), оказывающих физиологическое воздействие на различные органы и организм в целом.

Рис. 3. Реакции в состоянии стресса и влюбленности.

Аммиак даже в небольших количествах токсичен для центральной нервной системы. Он постоянно продуцируется в тканях и поступает в кровь венозной воротной системы, из которой быстро извлекается в печени, где конечные продукты азотистого обмена превращаются в основном в высокорастворимое нетоксичное соединение – мочевину (NH2)2CO.

Активная выработка фенилэтиламина длится до 3-4 лет, а затем возрастает привыкание, ослабляя степень его воздействия, для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно; мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения и вырабатываются эндорфины– вещества, которые уменьшают боль аналогично опиатам, действуют успокаивающе на нервную систему, обеспечивая светлое, спокойное состояние уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющееся проявлением зрелой любви. Среди эндорфинов наиболее активен β-эндорфин, состоящий из 31 аминокислотного остатка:

NH2–Tyr–Gly–Gly–Phe–Met–Thr–Ser–Glu–Lys–Ser–Gln–Thr–Pro–Leu–Val–Thr–Leu–Phe–Lys–Asn–Ala–Ile–Ile–Lys–Asn–Ala–His–Lys–Lys–Gly–Gln–COOH.

В то же время как в период бурного образования 2-фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоцин – вещество, которое способствует появлению чувства привязанности, доверия, понижает уровень тревожности и напряжения человека при контактах с другими людьми и стимулирует сокращение мышц. Окситоцин стимулирует выработку эндорфинов.

Кроме того, на этих этапах вырабатывается близкий по функциям 2-фенилэтиламину дофамин. Однако, этот нейромедиатор является одним из химических факторов внутреннего подкрепления. Он вызывает чувство удовлетворения, влияя на процессы мотивации и обучения; вырабатывается при получении любого позитивного опыта. Дофаминовые нейроны располагаются в трех зонах мозга: гипоталамусе, черной субстанции и вентральной покрышке. В зависимости от расположения различаются их функции. Нейроны в гипоталамусе регулируют либидо, агрессивность и пищевую мотивацию. От количества дофамина в черной субстанции зависит подвижность человека: насколько охотно он занимается спортом, гуляет и танцует. Также этот нейромедиатор чрезвычайно важен для когнитивной деятельности: дофамин, который вырабатывается в вентральной покрышке, отвечает за скорость обработки информации. Эта зона мозга также дает человеку положительные эмоции, связанные с новизной, творчеством и юмором. Выработку этого нейромедиатора можно стимулировать деятельностью. Это особенно важно, когда отношения переходят на следующий этап – стадию угасания выработки эндорфина, которая зачастую вызывает угасание самих отношений. Трагедия многих союзов в том, что скорость этого процесса у разных организмов разная. Не всегда биохимические процессы, происходящие в организмах различных особей, идут взаимопараллельно. Бывает, что гормональный всплеск у одного индивида совпадает с торможением коры головного мозга у другого. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. В этом случае спасительный дофамин, а также выделяемый при формировании привязанности вазопрессин (гормон гипофиза, по молекулярному строению схожий с окситоцином), позволяют не потерять друг друга: совместные поездки, творчество, исследования, переживания помогают преодолеть трудности этого этапа. Подтверждают эти выводы и психологи.

  1. Воспитание чувств.

Для гармоничной любви недостаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Поэтому гармоничная любовь формируется не только с помощью химических веществ.

Не последнюю роль играет процесс социализации: наслоения людей и событий формируют в голове ребенка систему ранжирования, приписывая всему происходящему невидимые плюсики и минусы, связывая их с отдельными чертами личности. Образуется определенный набор положительных признаков, на которые организм обязательно среагирует положительными эмоциями при встрече с "плюсовым" человеком. Причем не обязательно встречный отвечает всем плюсикам-требованиям, он может просто набрать большинство нужных признаков. Далее механизм запечатления срабатывает практически безотказно. Кто запечатлелся, на того и будут в дальнейшем выделяться амфетаминоподобные вещества, в особенности если не будет осуществляться воспитание чувств.

Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям – вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой и взаимной. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Развитие любви может пойти двумя путями: уважение, взаимопонимание и счастливая старость или отчужденность, ссоры, расставание.

Если концентрация 2-фенлэтиламина в организме не может повышаться постоянно, это не означает, что любовь угасла, потому что в отсутствие стрессов мозг поставляет достаточное количество эндорфина, который обеспечивает ощущения душевного комфорта, радости, счастья от близости любимого человека. А если мы все-таки нуждаемся в тех ощущениях, которые щедро “дарил” нам 2-фенилэтиламин? В наших силах стимулировать его выброс как в своем организме, так и в организме любимого с помощью конкретных элементов, которые доставляют ему удовольствие, вызывают трепетные воспоминания, позволяют видеть в нас того человека, на свидание к которому стремился когда-то. Можно искать новизну ощущений вдвоем, а можно отправиться на поиски новизны в лице другого человека, пытаться пережить с ним все то, что уже было пережито с другим. И это сработает. На 3-4 года. А затем придется снова делать выбор: позволить эмоциям развиваться в чувства, либо быть рабом химических реакций.

К сожалению, нельзя ни съесть, ни даже ввести себе внутривенно - ни серотонин, ни дофамин, ни окситоцин, хотя в пище эти вещества содержатся. Они должны вырабатываться внутри головного мозга. Будучи введенными извне, эти вещества не способны преодолеть гематоэнцефалический барьер, защищающий мозг от поступления чужеродных веществ.

  1. Замечание о вредных привычках.

Зато гематоэнцефалический барьер легко преодолевают никотин, опиаты, и конечно же, алкоголь. В отличие от наркотиков, имеющих к соответствующим рецепторам высокое сродство (например, наркотики опийной группы) молекулы этанола не воздействуют непосредственно на рецепторы, а пропитывают липидный слой мембраны нейрона, разжижают её, вызывая процесс флюидизации. В разрыхлённой мембране рецептор утрачивает опору, его конформация изменяется и возникает ощущение опьянения.

Прием этанола усиливает оборот серотонина. Повышение проницаемости мембран-везикул способствует утечке медиатора в пресинаптическую щель и реализации его эффекта. Оказав действие, он интенсивно расщепляется до 5-оксииндолуксусной кислоты. Уменьшение концентрации серотонина в гипоталамусе служит фактором, усиливающим стремление к выпивке.

Однократный прием алкоголя приводит к активизации процессов образования и использования норадреналина. Содержание его снижается за счет усиления выброса нейромедиатора из везикул и ускоренного его распада. Усилением кругооборота норадреналина в среднем мозге и гипоталамусе объясняется фаза двигательного, вегетативного и эмоционального возбуждения, связанного с употреблением алкоголя. Это состояние усиливает эмоциональный подъем. Однако, истощение запасов норадреналина приводит к подавленному состоянию, психической и двигательной заторможенности.

Всем известный синдром алкогольного похмелья вызван интоксикацией организма продуктом окисления этанола - ацетальдегидом, который печень не успевает окончательно расщепить в безвредную уксусную кислоту.

Поэтому ни для настроения, ни для «храбрости» употреблять алкоголь и опиаты все-таки не стоит.

Вывод по параграфу.

Любая эмоция – психофизиологический процесс, у которого имеется три компонента.

Органы в нашем теле подвержены нейрогуморальной регуляции: все процессы находятся под контролем комплементарных систем – нервной и гормональной.

Любое из известных эмоциональных состояний, как длительных, так и кратковременных, может быть интерпретировано как результат действия на организм определенных наборов гормонов или нейромедиаторов.

Влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ.

Не всегда биохимические процессы, происходящие в организмах различных особей, идут взаимопараллельно. Бывает, что гормональный всплеск у одного индивида совпадает с торможением коры головного мозга у другого. Вместе с тем, есть вероятность, что процессы, идущие на двух биохимических фабриках, могут быть синхронизированы с помощью, например, привнесения внешнего сигнала, поступающегов синапсы в результате тактильного раздражения эпидермиса.

Для гармоничной любви недостаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Поэтому гармоничная любовь формируется не только с помощью химических веществ: возможно воспитание чувств и не последнюю роль играют социализация и запечатление.

Влюбленность сходна с наркотическим опьянением и стрессом не случайно – в этих процессах задействованы одни и те же вещества. Но не следует пытаться заменить чем-либо влюбленность.

Далее будет представлен один из блоков системы контекстных задач, направленный на приобретение предметных и метапредметных знаний и действий по формированию правильной модели поведения при выстраивании личных взаимоотношений. Текст следующего параграфа обращен к будущим ученикам.


§2. Химия на свидании.

Теперь, когда мы вооружены знанием о том, как протекает влюбленность и что происходит после, мы можем заложить основы долговременных отношений. И поможет нам в этом химия. Люди хотят общаться с теми, с кем им интересно. Девушку нужно удивлять. Это способствует выделению соответствующих нейромедиаторов.

  1. Первая встреча.

Независимо от того, готовитесь вы к первой встрече, или происходит она случайно, основная задача – заинтересовать объект внимания, произвести хорошее впечатление. Замечательно, если время для подготовки есть – спектр возможностей в этом случае весьма широк. Но, даже если ситуация возникла спонтанно, отчаиваться не стоит.

Сформулируем нашу задачу как контекстную.

Задача. Произвести позитивное впечатление, заинтересовать.

Подсказка 1. Что было бы приятно получить каждой девушке?

Подсказка 2. Какие цветы способны одновременно и порадовать, и удивить практически любую девушку?

Решение…..

  1. Каких бы взглядов ни придерживались девушки, большинство не откажется от цветов. ….
  2. Это должны быть совершенно особенные цветы! Например, голубые розы. ……

Однако, химия тоже способна творить чудеса. Мы можем получить голубые розы из самых обычных. Существует множество способов получения таких необычных цветов. Выбор зависит, в первую очередь, от времени, которым мы располагаем для подготовки.

  1. Если времени очень много – несколько недель, то розы можно «вырастить». …..
  1. Если до встречи 1-2 дня. ……
  1. Если встреча произошла неожиданно, поможет аптека.

Вам понадобятся: красная роза и нашатырный спирт. ….  

Примечание. Опыт по превращению розы будет эффектно смотреться, если есть зрители (друзья, знакомые, посетители кафе или клуба).

Один из вариантов сценария: …..

Послесловие. Конечно, для действия по этому сценарию, нужно иметь смелость. Но разве это того не стоит? Как бы ни сложились отношения впоследствии, такой красивый поступок дает хороший шанс. Во всяком случае обоим будет, что вспомнить, а в случае удачного развития – и внукам рассказать.

  1. Второе свидание. Продолжаем удивлять.

Задействуем визуализацию. На свидании в вечернее время эффектно будет смотреться цветное пламя. Конечно, в продаже есть готовые наборы порошков, которые, к примеру, можно бросить в костер.

Один из таких наборов, с возможностью обойтись без костра, можно приобрести по ссылке https://www.vprok.ru/product/truki-nauki-ig-n-tr-nauki-ogn-rad-tr-n--1029390?clid=2261455&frommarket=http%3A%2F%2Fmarket.yandex.ru%2Fpartner&ymclid=16557228348549517286100002.

Пламя будет иметь вид (Рис.4.): C:\Users\User\Downloads\курсы\химия\nabor-khimicheskikh-eskperimentov-dlia-detei-ognennaia-raduga-foto-tn-z002-01.jpg

Но более эффектно и завораживающе смотреться будет процесс самостоятельного получения цветных огней. Химики это делают, производя так называемую пробу пламени для идентификации присутствия металлов в веществе. Соединения некоторых металлов придают пламени характерный цвет, например:

  • литий — малиново-красный;
  • натрий — жёлтый;
  • калий — фиолетовый;
  • кальций — кирпично-красный;
  • стронций — карминово-красный;
  • барий — жёлто-зелёный;
  • медь — изумрудно-зелёный.

Свойство металлов окрашивать пламя используют в химическом анализе для идентификации соединений, а также в пиротехнике при изготовлении смесей для салютов и фейерверков.

Как это работает: …..

Для романтичных натур подойдет и другой тип свечения в темноте – люминесценция.  ….

  1. Задействуем обоняние.

Если свидание проходит в помещении, для придания обстановке романтичности можно использовать аромадиффузор. Чтобы изготовить аромадиффузор с палочками потребуются следующие материалы: ….

Принцип действия диффузора с палочками основан на явлении капиллярности. ….

  1. Что тебе подарить, человек мой дорогой?

Если вы уже достаточно хорошо знакомы, можно подарить девушке духи собственного изготовления. В отличие от предыдущих опытов, на этот раз «кухню» лучше сохранить в тайне – это же подарок, секрет его производства снижает романтический эффект.

Создать аромат не так уж сложно. Конечно, это не профессиональное производство и прогнозировать заранее какой будет основа, а каким шлейф – проблематично. Но ценность вашего подарка в другом – это эксклюзивные духи, только для Нее. ….

Конечно, можно смешивать компоненты наугад, но немного знаний в области химии могут оказаться весьма полезны. Мы ведь помним о цели – подарок должен произвести позитивное впечатление.

Ощущение запаха воспринимается посредством органов обоняния и возбуждается определенными летучими веществами:

  • - ароматическими углеводородами;
  • - эфирными маслами;
  • - альдегидами;
  • - высшими спиртами;
  • - сложными эфирами, кетонами;
  • - некоторыми кислотами и др.

Запах образуется в результате сложного сочетания перечисленных химических веществ. …. Для создания аромата парфюмеры пользуются законом: запах состоят из трех составляющих - головы, сердца и базы. Эти компоненты являются и последовательными этапами аромата духов и составляют ольфакторную пирамиду (Рис. 9).

«Голова духов» или верхняя нота — это тот аромат, который ощущается в первые 5-30 минут после нанесения на кожу. В эти несколько минут с воздухом контактируют самые летучие эфирные масла. К маслам верхней ноты относятся эфирные масла: апельсина, базилика, бергамота, вербены, лиметта, лимона, мандарина, мяты.

Структура аромата (ольфакторная пирамида, раскрытие нот парфюма). Статьи… |  Better skin care, Wedding perfume, Perfume

Рис. 9. Ольфакторная пирамида

Потом аромат раскрывает свое «сердце», испарение эфирных масел происходит от 12 до 24 часов. В течении этого времени «звучит» основа духов. На этом этапе мы ощущаем запах менее летучих эфирных масел.

……..

Однако, не стоит воспринимать все буквально. С развитием синтеза душистых веществ натуральные масла стали заменять на их аналоги, а пирамиду надо было как-то изобразить. Поэтому и стали называть синтетические вещества цветочными, древесными и прочими нотами, на которые они похожи по запаху. Произошла подмена понятий: «эфирные масла» заменили на «ноты», а за нотами стали скрываться разные синтетические вещества.

Например:

- положили лимонен - написали лимон или апельсин, или мандарин, или просто цитрусовые ноты;

- линалилацетат - бергамот, лаванда;

- цитронеллол, фенилэтанол, линалолл и другие спирты розы - написали роза (болгарская, дамасская, красная, таифская, тунисская и т.п.);

- гераниол может стать и геранью, и розой;

- дигидромирценол - цитрусовые ноты + лаванда;

- гидроксицитронеллаль - ландыш, липа;

- анималид, галаксолид, экзальтолид и т.п. - белый мускус.

Натуральные масла могут быть в составе наряду с синтетическими веществами, а могут и отсутствовать. Не надо буквально "читать" пирамиду. ……

Некоторые дополнения из теории запахов рассмотрены в приложении 7.

Итак, приступим.

  1. Создание парфюмерной композиции.

Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из индивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, которые может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем.

Оборудование и материалы:

  • ароматические и эфирные масла;
  • этиловый спирт;
  • колбы,
  • стеклянные палочки,
  • мерный цилиндр, мерная пробирка,
  • калиброванные пипетки, градуированные пипетки,
  • нюхательные бумажные полоски по 10 см для комбинаций эфирных масел;
  • воронка;
  • флакон, в который будут разливаться духи.

При выборе композиции желательно документировать процесс,  ……..

Более подробно о технологиях парфюмерии можно прочесть в приложении 10.

Для повышения мотивации и придания смелости советую посмотреть любительский видеороликролик по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=MtcfLggdQSs&app=desktop. Уж если девочка, которая «на глазок» смешивает жидкости в пробирке, не боится экспериментировать и создавать свои ароматы, то уж нам, вооруженным знаниями, бояться точно нечего.

P.S. Хорошим подарком, на первый взгляд не имеющим никакого отношения к химическим процессам, будет банальный плюшевый медвежонок. Все дело в том, что выброс прогестерона повышается в организме женщины при одном взгляде на ребенка. Младенческая схема, запускающая женское родительское поведение, таким образом, имеет гормональную базу. Пухлое тельце, коротенькие ножки и ручки, большая голова и большие глаза — стимулирует мощный выброс прогестерона у женщины. Ничего подобного при контакте с младенцами у мужчин не происходит.

Предрасположенность к гормональному ответу на младенческую схему у женщин столь сильна, что механизм этот запускается даже тогда, когда женщина видит котенка, щенка или просто игрушечного плюшевого мишку.

Именно особенностями женского восприятия, связанными с врожденными материнскими инстинктами объясняется тот факт, что многие девушки и молодые женщины приходят в восторг от мягких плюшевых игрушек с пропорциями младенческого тела, тогда как длинные и тощие игрушки не вызывают у них никакой положительной реакции.

Удачных экспериментов и гармоничных отношений!

Вывод по параграфу и главе в целом.

Данный параграф представляет собой часть практико-ориентированного пособия для юношей-старшеклассников (а также учащихся колледжей или студентов), желающих произвести позитивное впечатление на девушку и выстроить гармоничные отношения.

По сути, приведенный материал представляет собой блок контекстных задач с обязательным применением знаний из предметной области «химия» с решениями, объединенных в одну общую задачу: организовать запоминающуюся встречу (возможно, что не одну) таким образом, чтобы знакомство переросло в здоровые и интересные взаимоотношения.

Решение этой задачи тем более важно для моих учеников, что они выбрали для себя путь офицеров. Поэтому их избранницы, как никакие другие девушки, должны быть уверены в своем выборе. Им ведь предстоит разделить с курсантами тяготы ожидания, а в последствии – службы.


Заключение.

Проблеме мотивации посвящено немало публикаций. В том числе – мотивации при изучении химии. Для меня самой, как для учителя, этот предмет нов. Однако, изучив имеющиеся публикации, и опираясь на свой многолетний опыт работы со старшеклассниками, я остановила свой выбор на области, которая, как мне кажется, позволит и повысить уровень мотивации и дать полезные практические навыки в общении и в быту.

В возрасте от 15-ти лет для молодых людей главное – общение, а в особенности – с противоположным полом. Юноша, решивший стать офицером, должен обладать психической устойчивостью. Знание о том, что проявление чувственности обусловлено физиологическими процессами, протекающими в организме посредством осуществления химических реакций, на мой взгляд, будет полезно военному. Кроме того, во многом построение отношений можно осуществить, применяя знания из различных областей: биологии (физиологии), психологии, химии. Это позволит избежать разочарований. Контекстный метод, выбранный мною в качестве ведущего, в этом ключе освещен недостаточно полно.

В дипломной работе подробно описаны объект и предмет изучения: мотивация и контекстный метод, в частности – предмет исследования – контекстная задача.

На основании изученных материалов и опроса учеников мною выделен рад практических задач, которые были бы наиболее интересны подросткам. Все они объединены в единую контекстную задачу, которая в тексте работы представлена дифференцированно. Подобран ряд доступных для самостоятельного выполнения подростками (конечно, желательно в присутствии взрослых и непременно – с соблюдением техники безопасности) химических опытов, отвечающих решению задачи.

Считаю поставленную цель достигнутой. Мне бы хотелось преподавать химию именно так.


Список использованных источников.

  1. Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи Е.Р. Блинова Народное образование 6-2010.
  2. Шкала трудности школьных предметов (в соответствии с нормами СанПин https://worknet-info.ru/read-blog/3679_2018.html).
  3. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
  4. Лифатова Л. Н. Развитие учебной мотивации на уроках химии через систему урочной и внеурочной деятельности (https://www.1urok.ru/categories/18/articles/15185).
  5. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. — М. : АРКТИ, 2007. — 132 с).
  6. Далингер В.А. Контекстные задачи как средство диагностики сформированности учебно-познавательной компетенции у обучающихся // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 7. – С. 108.
  7. Блинова Е.А. Вторая тетрадь. Школьное дело. Что такое контекстная задача? / Е.А. Блинова // Газета «Первое сентября». — 2010. — 25 сентября. — № 18.
  8. Гаврилова Н.А. Контекстные задачи в учебном процессе // Всё для администратора школы! № 5 (5) май 2012 г.
  9. Петунин О.В. Формирование компетенций учителя по формированию контекстных задач. Интернет-семинар КРИПКиПРО (https://do.kuz-edu.ru/pluginfile.php/167400/mod_resource/content/1/2020.04.2020.pdf).
  10. В.М. Симонов Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач (http://flogiston.ru/articles/educational/interest).
  11. Горбузова М.С.  Смыковская Т.К. Типология контекстных задач и систем контекстных задач по информационным технологиям // Современные проблемы науки и образования Выпуск журнала № 1 (часть 1) за 2015 год (https://science-education.ru/ru/article/view?id=17848).
  12. Озоль Мария Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются? https://cuprum.media/science-answers/hormones-and-neurotransmitters-differences).
  13. Химия эмоций. Влияние гормонов на наше настроение. Автор-составитель Баженов Е.А. (http://potencial22.ru/index.php/2012-09-13-02-11-28/zdorovyj-rebenok/862-khimiya-emotsij-vliyaniya-gormonov-na-nashe-nastroenie).
  14. Гэри Чепмен 5 языков любви. Издательство «Библия для всех», 2018.
  15. Козлова М.А., Скрынникова О.Ф. Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Любовь — это чувство или химическая реакция?" (https://urok.1sept.ru/articles/562598).
  16. Как вырастить голубую розу: 7 способов https://www.ozon.ru/club/article/kak-vyrastit-golubuyu-rozu-7-sekretov-opytnyh-tsvetovodov-5024/.
  17. Субботина Е., Бороноев М. Букет из синих роз // Наука и жизнь, №7, 2013 (https://www.nkj.ru/archive/articles/22755/).
  18. Проба на окрашивание пламени. Проект ЭЛЕМЕНТЫ (https://elementy.ru/trefil/36/Proba_na_okrashivanie_plameni?SSL=1).
  19. BarsMonster Хемилюминесценция люминола / что внутри «светящихся палочек»? //PVSM 27.06.2013 (https://www.pvsm.ru/diy-ili-sdelaj-sam/37498).
  20. Аромадиффузор своими руками (https://orlando-m.ru/stati-o-aromatakh/aromadiffuzor-svoimi-rukami/).
  21. Сухоруких М. Наполнитель для диффузора своими руками (https://ogorod.guru/ogorod/napolnitel-dlja-diffuzora-svoimi-rukami.html).
  22. Дж. Эймур, Дж. Джонстон, М. Рабин. Стереохимическая теория обоняния Psychology OnLine.Net1 7.11.2011 (https://www.psychology-online.net/articles/doc-1793.html).
  23. Щербакова Е.В. Химия вкуса, цвета и аромата. Учебное пособие. Вstudy.net, 2018 (https://bstudy.net/908881/tehnika/himiya_aromata).
  24. Ольфакторная пирамида - пережиток прошлого (https://ecoparfum.ru/olfaktornaya-piramida).
  25. Емельяненко М.Е. Парфюмерная композиция // Старт в науке Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186 (https://science-start.ru/ru/article/view?id=1828).


Приложения 1-10.

  • ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ СИСТЕМ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ:
  • ПЕРЕДАЧА НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА.
  • ПЕСНЯ О РОЗЕ ИЗ К/Ф «НЕ ПОКИДАЙ»
  • ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБОНЯНИЯ.
  • КЛАССИФИКАЦИИ ЗАПАХОВ
  • ТЕРПЕНЫ
  • ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ЗАПАХОВ.
  • ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ И ГОРЮЧИМИ ЖИДКОСТЯМИ И ДРУГИМИ ОГНЕОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
  • ТЕОРИИ ОБОНЯНИЯ
  • ПАРФЮМЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Математика и романтика"

Разработана программа элективного курса для старшеклассников...

"Нам открывать романтику дорог!"

Програииа классного руководителя в старшей школе...

Нам открывать романтику дорог

Программа классного руководителя в старшей школе....

Одиссея последнего романтика. Поэзия А. Григорьева

Преподавание в классах гуманитарного профиля требует от педагогов умения моделировать содержание образования, ставит перед выбором такой технологии обучения, которая способствовала бы вовлечению учащи...

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Литературная гостиная "Я последний романтик ушедшего века..." Андрей Дементьев

В наше жестокое время поэзия А. Дементьева привлекает своей человечностью, романтизмом, гуманизмом. Сопровождение презентацией, рассказывающей о жизни писателя, его творческом пути, музыкальное сопров...

Презентация "Поэты-романтики"

В презентации представлены портреты русских поэтов-романтиков....