Литературная гостиная "Я последний романтик ушедшего века..." Андрей Дементьев
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
В наше жестокое время поэзия А. Дементьева привлекает своей человечностью, романтизмом, гуманизмом. Сопровождение презентацией, рассказывающей о жизни писателя, его творческом пути, музыкальное сопровождение (песни исполняет вокальная группа "Элегия"), чтение стихов делает мероприятие познавательным и воспитывающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_dementev_nxpowerlite.ppt | 636 КБ |
pr_dementev.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С.Наровчатов
А мне для счастья нужно очень много: Твою улыбку, друга и дорогу… Чтоб мне из детства улыбалась мама, Чтоб люди шли в моё жилище, Чтоб никогда для них я не был лишним. А.Дементьев
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная
«А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…»
В. Жизнь состоит из мгновений. Не думаю, чтобы кто-нибудь сумел прожитые годы восстановить
в памяти день за днем, не говоря уже о часах. Потому что будни наши порой похожи друг на
друга, как похожи рассветы и закаты, как однообразным бывает обложенное в непогоду
пасмурное небо.
В. Но есть в нашей жизни мгновения, оза ренные светом радости и счастливых потрясений, есть
мгновения, омытые слезами потерь и разочарований. И поэзия кончиком пера останавливает
эти мгновения, чтобы они продолжались в памяти и в чьей-то душе. Таким человеком, поэтом
стал А. Дементьев, запечатлевший в своих стихах русские пейзажи, красоту человеческих
отношений, горечь и боль народа, гордость за своих соотечественников, выстоявших в
страшной войне… Многие его стихи стали песнями.
В. Сегодня у нас в гостях наш земляк, композитор, Болобонкин Владимир Фёдорович, которого
стихи А.Дементьева привлекли своей выразительностью, музыкальностью, многоплановостью.
О его песнях удивительно точно отзываются современники: «Песни с человеческим лицом».
В. Эти же слова можно отнести и к стихам А.Дементьева. Как рождались его стихи? Об этом
рассказывает сам поэт.
Слайд 2
В. Родился я в 1928 году на Волге в городе Калинине, носившем тогда свое древнее имя Тверь, в
семье, которая соединила в себе и город и деревню. Отец Дмитрий Ники тович несколько
десятилетий проработал агрономом в нашей области. Мать - Мария Григорьевна - коренная
тверячка, служащая.
В нашем доме очень любили песню. У деда и матери были красивые голоса, и, сколько себя
помню, у нас часто пели русские народные песни. Может быть, тогда и роди лась во мне тяга к
поэзии, к музыке.
Слайд 3
Стихотворение «Послушайте симфонию весны»
В. Помню деревянные домики на родной Пивоварской улице, выходившей одним концом к Волге.
Теперь эта улица названа в честь великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он
прожил здесь полтора года, когда был вице-губернатором Твери. Дом его сохра нился. В нем
сейчас мемориальный музей.
В. Всякий раз, бывая в Калинине, я прихожу на свою улицу, где все неузнаваемо изменилось, где
стоят кра сивые многоэтажные дома и где живут мои воспоминания о детстве, юности,
воспоминания о довоенных мальчи шеских радостях, о горьких испытаниях войны и первых
литературных увлечениях.
В. Каждую весну по Пивоварской улице мы, тверские мальчишки, бегали на Волгу смотреть
ледоход. Это было завораживающее зрелище: огромные льдины, словно бе лые обломки
разрушенных крепостей, уплывали по реке вместе с нашими воспоминаниями о недавних
метелях и морозах. Лето я проводил в деревне у ба- бушки. Взрос лые приобщали меня к
сельскому труду. И там я многому научился: пахать, сажать картошку, убирать сено, полоть
заросшее поле и водить в ночное лошадей. Но память хранит и другое: неповторимые июньские
рассветы, шум летнего дождя в саду, наполненный птичьей музыкой лес и белые звезды лилий
на зеленом пруду. В деревне я на всю жизнь полюбил родную природу, душой почувство вал ее
удивительную красоту, которая незаметно меняла меня самого.
Слайд 4
Стихотворение «Зелёный водопад плакучих ив»
В. А потом - все это в одно мгновение было разрушено. Потянулись тяжелые долгие дни войны. Я
перешел тогда в шестой класс. Мы ходили на горькие воскресники разбирать развалины. А
весной вскапывали школьные огороды, вытаскивали из реки бревна, чтобы зимой не замерзать
на уроках. Мы рано мужали, ибо видели смерть, испытали голод, страх, потрясения. Рядом с
нами не было отцов. Матерям было не до нас - все жили фронтом, ожиданиями и тревогой.
Слайд 5
Песня в исп. Е. Мартынова «Письмо отца»
В. Школу я закончил на год раньше, сдав экстерном за девятый класс и аттестат зрелости получал
уже в мирное лето. Тогда я не думал, что буду поэтом, хотя занимался в литературном кружке и
писал стихи. Мне очень повезло с учителями. Сейчас, к сожалению, многих из них уже нет в
живых, но все они были удиви- тельно чуткими и талантливыми людьми. Они не просто учили
нас своим предметам, они старались передать нам свой нравственный опыт. Каждый из них
хотел видеть нас людьми честными, добрыми и мужественными.
Песня «Не смейте забывать учителей»
В. Но были у меня и другие наставники - литератур ные. Я уже учился в Калининском педагоги-
ческом инсти туте (ныне государственный университет), когда в наш город приехал молодой
С. Наровчатов. Прочитав мои стихи, он посоветовал мне поступить в Литературный институт.
Его друг поэт Михаил Луконин дал мне реко мендацию. Сдав творческий экзамен, я стал
студентом третьего курса Литинститута. Но как это ни странно, в те годы я мало писал стихов.
Просто они почему-то не писались.
Слайд 6
В. И лишь закончив институт, я понял, что душа ждала жизненных впечатлений, нуж далась в
собственном гражданском опыте. Мне помог разобраться во всем этом мой знаменитый земляк
Борис Николаевич Полевой. Я вернулся в Калинин и по его совету стал журналистом. Много
ездил, исходил пешком чуть ли не пол-области. Работал в редакциях газет и радио, писал
очерки, статьи, репортажи и даже фельетоны. Про фессия выводила меня на интересных людей,
сталкивала с удивительными судьбами и событиями, которые неза метно становились моим
жизненным опытом. И только тогда я почувствовал - во мне рождается поэзия. Там, в
Калинине, и вышел мой первый сборник - «Лириче ские стихи» (1955).
Песня «Утро»
В. Поэзию объяснить трудно, а может быть, и невозмож но, как невозможно удержать в ладонях
весенний ветер или свет ночной звезды. Наверное, что-то я делал не так и поступал не так, как
хотелось бы или как бы поступил сейчас. Время требовало полной откровенности и мужества. А
порядочность человека из мерялась не словами, а поступками. Но я ничего не при украшивал и
не скрывал, когда поэзия озаряла меня, чтобы вместе нам можно было разобраться во всем, что
происходило в моей душе и вокруг.
Стихотворение «Не обижайся, если не права…»
В. Я не пред ставлял своей жизни, тогда еще очень молодой, и своей поэзии без нашей общей
борьбы за великие идеалы, без участия в великих делах страны. Жизнь научила меня зорче
вглядываться в чужие судьбы. Я видел горе войны и сам пережил его. И все мои стихи о войне –
от «Баллады о матери» до «Запад ных туристов» - это состояние души.
Песня «Баллада о матери» исп. Е.Мартынов
В. Но Победа в 1945-м не отменила чьих-то бед, разо чарований, потерь, не заглушила своим
салютом плача вдов и матерей. Жизнь продолжалась во всем своем мно гообразии - от мужества
и доброты одних до корысто любия и эгоизма других. Хорошо, что последних всегда было
меньшинство.
Слайд 7
Стихотворение «Я ненавижу в людях ложь»
В. Но есть еще обиженные и несчастные, непонятые и одинокие души.
Песня «Одиночество»
В первую очередь именно такие люди нуждаются в добром слове. И мне всегда казалось, что
поэзия - протянутая им рука. Мне хотелось быть такой рукой - надежной и верной. А доброе
слово – это тоже всегда соуча стие. Соучастие людей, чувствующих духовную близость.
Стихотворение «Муза моя…»
В. Может быть, сожженная в войну родная деревня и разрушенный фашистами отчий город
Калинин, тот, что мы вместе со взрослыми подняли из руин,- навсегда оставили в моей душе
шрам, который, как рана в непого ду, болит во мне, если жизнь сталкивает меня с чьей-то
порушенной судьбой. Вот почему я почти никогда не сажусь за письменный стол просто писать
стихи. Они случаются во мне, как случается в человеке сострадание или тревога, надежда или
боль.
Стихотворение «Даже если ты уйдёшь…»
В. Самое страшное в поэзии, по-моему, иммунитет. При вивок от жизни быть не может - ни от ее
горестей, ни от ее разочарований.
Песня «Нет женщин нелюбимых»
В. Говоря о песнях А.Дементьева, нельзя не сказать о Валентине Толкуновой. Творческая дружба
связывала этих людей долгие годы, именно ей поэт доверял первое исполнение своих песен,
потому что знал и ценил в певице душевную щедрость, открытость, необычайную мягкость,
любовь, которую она вкладывала в каждую песню. В память об этой удивительной женщине в
нашем городе установлен памятник, на его открытии присутствовал и А.Дементьев
Слайд 8
В. Прошли годы. Но и стихи, и песни, написанные на стихи А.Дементьева, по-прежнему звучат. В
чём их привлекательность? Скорее всего в том, что в них душевное слово, запоминающаяся
волнующая мелодия, внутренняя энергия, которая передаётся слушателю, потому что их
написал человек, живущий «по законам любви. Слайд 9
А.Дементьев «Никогда ни о чём не жалейте»
Песни на стихи А.Дементьева исполняет вокальная группа «Элегия» под руководством
Св. А. Джемилёвой
Отзыв
на открытое мероприятие,
проведённое учителями МАОУ гимназия
Бондаревой Н.В. и Джемилёвой С.А.
Литературно- музыкальная гостиная «Я последний романтик ушедшего века», посвященная творчеству А.Дементьева, прошла ярко, эмоционально, познавательно.
Её цель – познакомить с поэзией поэта-песенника, его жизнью, создать образ поэта, творчество которого привлекает своим гуманизмом, - была достигнута.
В наше время, когда школьников больше привлекают информационные технологии, чем раздумья над книгой, сохранить интерес к русской классике может только совместная внеурочная деятельность учителей и учащихся, создание условий для самовыражения личности. Именно это мы и увидели: сценарий, в который логично вошли кадры Презентации, рассказывающие о жизни поэта, его творческом пути, видеоролики с выступлением самого поэта, великолепное чтение стихотворений, исполнение песен на стихи поэта вокальной группой «Элегия» (руководитель Джемилёва С.А.), размышления учащихся, их искренний интерес к поэту и его творчеству.
Атмосфера сотрудничества, соучастия объединила и артистов, и слушателей. Воспитательное значение несомненно: стихи и песни на стихи А.Дементьева – это стихи с «человеческим лицом», несущие в жизнь доброту, участие, сострадание. Именно к такому выводу пришли участники гостиной и гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одиссея последнего романтика. Поэзия А. Григорьева
Преподавание в классах гуманитарного профиля требует от педагогов умения моделировать содержание образования, ставит перед выбором такой технологии обучения, которая способствовала бы вовлечению учащи...
Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.
Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....
Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.
Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...
Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века».
Поэзия 21 века. Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века»....
Литературно - музыкальная композиция "Помните ушедших в битву за Москву".
Данная разработка может помочь в организации и проведении классного часа, общешкольного внеклассного мероприятия. В нашем учебном заведении композиция "Помните ушедших в битву за Москву"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романтика романса"
Романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. В данной разработке представлена история возник...
Презентация к уроку "Архитектура России первой половины 19 века. Андрей Воронихин"
Презентация урок по архитектуре в 8 классе с углубленным изучением изобразительного искусства "Архитектура России первой половины 19 века. Андрей Воронихин"...