Читательская грамотность
материал
«Развитие у обучаемых читательской грамотности дидактическими средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestats._rabota_po_chg.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КГАОУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Аттестационная работа по программе
«Развитие у обучаемых читательской грамотности дидактическими средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин»
Выполнила:
Учитель химии
МБОУ Гимназия №91 им. М.В. Ломоносова г. Железногорска
Тум Анна Викторовна
Проверил:
__________________________________
«____» ____________________ 2022 г.
Чистые вещества и смеси
Один из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов — мрамор. Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор — материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна — это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка.
Давайте проследим логическую цепочку взаимосвязи понятий: «физическое тело» — «материал» — «вещество» еще на нескольких примерах. Полезный предмет — линейка сделана из материала пластмассы. Скорее всего, основное вещество пластмассы — полипропилен. Оконная рама — физическое тело, древесина — материал, целлюлоза — основное вещество древесины. Лезвие ножа стальное, сталь — это сплав, основной компонент которого — вещество железо.
А теперь давайте подумаем: почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор? Потому что помимо карбоната кальция в его состав входят примеси, придающие окраску. Аналогично и линейки бывают разного цвета, который зависит от того, какой краситель добавляют в пластмассу. В состав материала резины для изготовления автомобильных покрышек входит 24 компонента, важнейшим из которых является химическое вещество каучук.
Вот и получается, что чистых веществ в природе, в технике, в быту очень немного. Гораздо чаще встречаются смеси — сочетание двух или более веществ. Воздух — это смесь различных газов; нефть — природная смесь органических веществ (углеводородов); любые минералы, горные породы — это тоже твердые смеси различных веществ.
Смеси различаются величиной входящих в их состав частиц веществ. Иногда эти частицы настолько велики, что их можно видеть невооруженным глазом. Если смешать речной песок с сахарным, вы без труда различите отдельные кристаллики друг от друга, особенно если будете пользоваться для этой цели увеличительным стеклом. К подобным смесям можно отнести, например, стиральный порошок, кулинарные смеси для выпечки блинов или тортов, строительные смеси.
Порой частички компонентов в смесях более мелкие, неразличимые глазом. Например, в состав муки входят крупицы крахмала и белка, которые невозможно различить невооруженным глазом. Молоко — это тоже водная смесь, в которой содержатся маленькие капельки жира, белок, лактоза и другие вещества. Увидеть капельки жира в молоке можно, если рассмотреть каплю молока под микроскопом.
Агрегатное состояние веществ в смеси может быть различным. Зубная паста, например, это смесь твердых и жидких составляющих.
Смеси, в которых частички составляющих их веществ видны невооруженным глазом или под микроскопом, называются неоднородными или гетерогенными.
Есть смеси, при образовании которых вещества настолько «проникают друг в друга», что разбиваются на мельчайшие частицы, не различимые даже под микроскопом. Как бы вы ни всматривались в воздух, различить составляющие его газы вам не удастся. Также бесполезно искать «неоднородность» в растворах уксусной кислоты или поваренной соли в воде.
Смесь, в которой даже с помощью увеличительных приборов нельзя увидеть частицы составляющих ее веществ, называется однородной или гомогенной.
Однородные смеси по агрегатному состоянию делятся на газообразные, жидкие и твердые.
Смесь любых газов всегда гомогенна. Например, чистый воздух — это гомогенная смесь азота, кислорода, углекислого и благородных газов, водяных паров. А вот пыльный воздух — это уже гетерогенная смесь тех же газов, только содержащая еще и частицы пыли. Вам наверняка доводилось не раз видеть, как ранним утром через неплотно задернутые шторы в комнату пробиваются солнечные лучи. Пути их нередко бывают отмечены светящимися дорожками: это взвешенные в воздухе частички пыли рассеивают солнечный свет.
Смог над городом или над промышленным предприятием — это тоже гетерогенная смесь: воздух, в котором содержатся не только частицы пыли, но также частицы сажи, капельки различных жидкостей и др.
Природный газ, попутный нефтяной газ также представляют собой природные смеси газообразных веществ, основным компонентом которых является метан СН4. Тот же метан поступает в наши квартиры по паутине трубопроводов и горит на кухне веселым голубым пламенем. Но бытовой газ — это тоже смесь. В ее состав специально вводят резко пахнущие вещества, чтобы можно было по запаху почувствовать малейшую утечку газа. Для чего это необходимо? Дело в том, что воздух (необходимый для дыхания всего живого), природный газ (незаменимое топливо и сырье для химической промышленности) — это великое благо человечества, но их смесь превращается в грозную разрушительную силу из-за чрезвычайной взрывоопасности.
Из средств массовой информации вы, безусловно, знаете о трагедиях, связанных со взрывами метана в угольных шахтах, взрывами бытового газа в результате преступной халатности или пренебрежения элементарными нормами безопасности. Почувствовав запах газа в квартире или в подъезде своего дома, вы должны немедленно перекрыть (если это возможно) краны и вентили, проветрить помещение, по телефону 04 вызвать специализированную аварийную службу. При этом категорически запрещается пользоваться открытым огнем, включать или выключать электроприборы.
К жидким природным смесям относится нефть. В ее состав входят сотни различных компонентов, главным образом соединения углерода. Нефть называют «кровью Земли», «черным золотом», и вам хорошо известно, какую значительную роль в экономике нашего государства и многих других стран играет добыча, переработка и экспорт нефти и нефтепродуктов.
Безусловно, самой распространенной жидкой смесью, а точнее раствором, является вода морей и океанов. Вы уже знаете, что в одном литре морской воды в среднем содержится 35 г солей, основная часть которых приходится на хлорид натрия. В отличие от чистой воды, морская имеет горько-соленый вкус, замерзает не при О °С, а при -1,9 °С.
С жидкими смесями в повседневной жизни вы сталкиваетесь постоянно. Шампуни, напитки, микстуры, препараты бытовой химии — все это смеси веществ. Даже воду из-под крана нельзя считать чистым веществом: в ней содержатся растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси. Специальные бытовые фильтры помогут очистить водопроводную воду не только от твердых частиц, но и от некоторых растворенных примесей. Растворы реактивов на водопроводной воде готовить нельзя. Воду для этого очищают методом дистилляции, о чем вы узнаете немного позже.
Широко распространены и твердые смеси. Как мы уже говорили, горные породы представляют собой смесь нескольких веществ. Почва, глина, песок — это тоже смеси. К твердым смесям можно отнести стекло, керамику, сплавы.
Источник:
Химия. Вводный курс. 7 класс : учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. -159, [1] с. С. 65-70
Таблица 1. Задания к тексту
№ | Задание | Предполагаемый ответ | Критерии оценивания задания |
Выделить субъект и предикат текста и сформулировать его название в виде суж- дения. | Варианты ответов: Чистые вещества состоят из частиц только одного вещества. (субъект - чистые вещества, предикат - частицы только одного вещества). Смеси – сочетание двух и более веществ. (субъект – смеси, предикат - сочетание двух и более веществ). | 1 балл за каждое верное суждение. По 1 б за выделение каждого субъекта и предиката текста. макс. 6 баллов | |
2. | Найти в тексте виды смесей, отразить их классификацию в виде логической цепочки, указав не только виды, но и критерии деления для каждой группы видов, а также, где возможно, конкретные примеры видов смесей из текста | Смеси (по величине входящих в их состав частиц веществ): однородные смеси, неоднородные смеси; Примеры: Однородные смеси: молоко, мука, воздух. Неоднородные смеси: зубная паста, стиральный порошок. Однородные смеси (по агрегатному состоянию): газообразные смеси, жидкие смеси, твердые смеси; Примеры: Газообразные смеси: природный газ, воздух. Жидкие смеси: нефть, вода морей и океанов Твердые смеси: почва, керамика, сплав. | 2 балла за верное оформление логической цепочки (виды сгруппированы в соответствии с указанными критериями) По 1 б. за каждый верно указанный пример видов смесей (5 б.); макс. 7 баллов |
3. | Сравнить определения типам смесей, назвать важный общий признак и один отличительный. Ответ сформулировать в виде суждений, пользуясь опорными конструкциями карточки № 3 |
| По 2 б. за каждое верно сформулированное суждение, содержащее отличительные признаки типов смесей (4 б.); если суждение сформулировано некорректно, но признак отличия верный – по 1 баллу; макс. 6 баллов |
4. | Сформулировав дедуктивное умозаключение, ответить на вопрос-суждение: «Как доказать, что воду из-под крана нельзя считать чистым веществом?» | Ответ-умозаключение: Вода из-под крана содержит растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси. Следовательно, воду из-под крана нельзя считать чистым веществом. | 3 балла за верно сформулированное умозаключение; если посылки в умозаключении сформулированы другим высказыванием (не так, как в образце), но сущность выражена правильно, умозаключение считается верным; макс. 3 балла |
5. | Определить главную мысль 1 абзаца текста и сформулировать её в виде суждения. | Ответ- суждение: Мрамор — послушный и податливый материал, что помогает мастерам при работе. | 2 балла за верно сформулированное суждение. макс. 2 балла |
Всего | 24 балла |
Примечание. В таблице 2 используются следующие сокращения: ВО – задание с выбором ответа из предложенных вариантов, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развёрнутым ответом.
Таблица 2. Особенности заданий диагностической работы по ЧГ
№ задания | Тип задания | Группа читательских умений | Проверяемые логические умения |
1 | РО | – критический анализ и оценка информации | - анализ изучаемых объектов; – определение текстового субъекта и его предиката(ов). |
2 | РО | – поиск информации и понимание текста (прочитанного); – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; – использование информации из текста для различных целей | – деление понятия на виды; – выявление критерия, позволяющего разделить понятие на виды; – демонстрация конкретных примеров каждого вида понятия; – распознавание общих, особенных, единичных понятий |
3 | РО | – поиск информации и понимание текста (прочитанного) – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | – сравнение изучаемых понятий, выявление их общих и отличительных признаков; – формулирование суждений. |
4 | РО | – поиск информации и понимание текста (прочитанного) – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | – распознавание существенных и несущественных признаков понятий; – поиск необходимого количества аргументов для доказательства; – формулирование доказательства в виде дедуктивного умозаключения. |
5 | КО | – использование информации из текста для различных целей; - использование информации из текста для различных целей; | - распознавание главных элементов целого; - формулирование суждений. |
Таблица 3 Критерии оценивания результатов выполнения диагностической работы
Уровень развития читательской грамотности (качественные показатели) | Количественные показатели (границы) уровней ЧГ | Оценка предметных умений |
высокий уровень продвинутый уровень достаточный уровень низкий уровень | 20 балл и более 15–19 баллов 12–16 балла 11 баллов и менее | «5» «4» «3» «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
материал к Педсовету с Приложением ....
«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности
Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...