Урок химии в 9 классе по теме "Загадки рубинового стекла"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_rubinovogo_stekla_9_klass.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Светлана Урузмаговна Дзугаева, учитель химии МБОУ СОШ № 2 г. Алагира
Название | «Загадки рубинового стекла» | ||
Смысл | Нанотехнологии – область науки и техники, которая настолько тесно переплетена со всей историей развития Человечества, что современные специалисты в области археологии или истории искусства не могут обойтись без знаний из этой сферы. Задача нынешнего поколения – изучать опыт применения нанотехнологий в прошлом, чтобы совершенствовать их для будущего. | ||
Возраст: | 9 класс | Число участников | |
Задачи |
| ||
Этап и время | Что делают участники? | Что делает организатор? | Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование, необходимые реактивы |
1.Постановка проблемных вопросов. Погружение в тему занятия (6 мин.) | Смотрят на изображения, высказывают свои предположения относительно того, как можно изготовить прозрачное рубиновое стекло. Слушают рассказ учителя о кубке Ликурга. Рассуждают о том, какими методами они стали бы изучать этот объект. Сопоставляют выдвинутые ранее предположения с данными просвечивающей электронной микроскопии. Формулируют вопросы. | Учитель привлекает внимание учащихся к слайдам презентации, задаёт вопросы: - Возникает вопрос, как можно изготовить цветное, и при этом – прозрачное стекло? Какие у вас есть версии-догадки? - Если бы вы стояли перед необходимостью ответить на вопрос о природе такого эффекта, чтобы вы, как исследователи, стали делать? Как бы вы стали изучать этот объект, при помощи чего, какими методами? | Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается). |
2. Рубиновое стекло рассказывает о себе. Анализ данных таблицы о химическом составе рубиновых стекол (6 мин.) | Анализируют данные таблицы 1. Сравнивают различные составы рубиновых стекол между собой. Делают вывод относительно сходства химического состава стекла кубка Ликурга и римского стекла и о вероятном историческом периоде создания кубка. | Представляет таблицу 1. Руководит обсуждением, корректирует выводы. Дополняет ответы информацией о предполагаемом месте изготовления кубка. | Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается). Раздаточный материал с таблицей. |
3.Краткие представления о технологии производства стекла с наночастицами (6 мин.) | Отвечают на вопрос: Какие основные подходы к получению наночастиц в настоящее время вам известны? Высказывают предположения относительно того, почему наночастицы золота сохраняют свой размер длительное время и не слипаются. | Ставит вопросы, организует обсуждение. Приводит сведения о способе получения наночастиц золота путем восстановления из раствора | Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается) |
5.Выполнение экспериментального задания по синтезу наночастиц меди (22 мин.) | Разбиваются на малые группы по 2-4 человека. Выполняют синтез наночастиц меди в соответствии с методикой. Заполняют лабораторный журнал. Обсуждают полученные результаты, обсуждают ответ на вопрос: Стекло «медный рубин» имеет красный цвет, а в нашем опыте окрашивание раствора было желтым. Как можно объяснить этот факт? Формулируют вывод. | Напоминает правила техники безопасности при работе с растворами реактивов, в том числе щелочей, и стеклянной посудой. Раздает инструкции, контролирует ход эксперимента, обсуждение полученных данных, формулировку выводов | Раздаточный материал: методика проведения эксперимента. Реактивы и оборудование для проведения эксперимента. Реактивы: раствор аскорбиновой кислоты – 6 %; раствор сульфата меди (II) – 0,1 М; раствор гидроксида натрия – 0,4 % Оборудование: Стакан для смешивания компонентов (объём: 100 или 150 мл) – 1 шт. Мерные цилиндры: 50 мл – 1 шт. 10 мл – 2 шт. Стеклянная палочка для перемешивания – 1 шт. Лазерная указка или брелок – 1 шт. |
6. Рефлексия (5 мин.) | Отвечают на вопрос, для чего нужны знания химии и нанотехнологий археологу, искусствоведу | Организует подведение итогов. Вручает награды наиболее активным участникам урока (давшим наибольшее число правильных ответов) | Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается). Награды для учащихся. |
Планируемый результат (предметный продукт): Урок направлен на развитие интереса к предмету «Химия» и к нанотехнологиям, результатом урока является осмысление учащимися связи между химией, нанотехнологиями, с одной стороны, и гуманитарными областями знания, такими как история, искусствоведение – с другой. На уроке учащиеся развивают экспериментальные умения, а также получают конкретный продукт в форме коллоидного раствора наночастиц меди |
Приложения: 1) Аннотация урока, 2) Презентация к уроку, 3) Раздаточный материал для учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"
Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...
Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"
Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...