Урок химии в 9 классе по теме "Загадки рубинового стекла"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Дзугаева Светлана Урузмаговна

Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_rubinovogo_stekla_9_klass.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Светлана Урузмаговна Дзугаева, учитель химии МБОУ СОШ № 2 г. Алагира  

Название

«Загадки рубинового стекла»

Смысл

Нанотехнологии – область науки и техники, которая настолько тесно переплетена со всей историей развития Человечества, что современные специалисты в области археологии или истории искусства не могут обойтись без знаний из этой сферы. Задача нынешнего поколения – изучать опыт применения нанотехнологий в прошлом, чтобы совершенствовать их для будущего.

Возраст:

 9 класс

Число участников

Задачи

  1. Образовательные:
  • познакомиться с ролью нанотехнологий в создании произведений искусства на примере рубинового стекла;
  • развивать практические умения в области химического эксперимента в процессе выполнения экспериментального задания по синтезу наночастиц меди/оксида меди (I).
  1. Развивающие:
  • развивать логические познавательные учебные действия анализировать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица), сравнивать, классифицировать химические объекты, устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить самостоятельные высказывания в устной форме, интерпретировать данные, полученные в процессе химического эксперимента, формулировать выводы;
  • расширять кругозор за счет установления межпредметных связей химии и истории.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к предмету «Химия», уважение к людям, работающим в областях, связанных с химией;
  • воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения.

Этап и время

Что делают участники?

Что делает организатор?

Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование, необходимые реактивы

1.Постановка проблемных вопросов. Погружение в тему занятия (6 мин.)

Смотрят на изображения, высказывают свои предположения относительно того, как можно изготовить прозрачное рубиновое стекло.

Слушают рассказ учителя о кубке Ликурга.

Рассуждают о том, какими методами они стали бы изучать этот объект.

Сопоставляют выдвинутые ранее предположения с данными просвечивающей электронной микроскопии. Формулируют вопросы.

Учитель привлекает внимание учащихся к слайдам презентации, задаёт вопросы:

- Возникает вопрос, как можно изготовить цветное, и при этом – прозрачное стекло? Какие у вас есть версии-догадки?

- Если бы вы стояли перед необходимостью ответить на вопрос о природе такого эффекта, чтобы вы, как исследователи, стали делать? Как бы вы стали изучать этот объект, при помощи чего, какими методами?

Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается).

2. Рубиновое стекло рассказывает о себе.

Анализ данных таблицы о химическом составе рубиновых стекол (6 мин.)

Анализируют данные таблицы 1. Сравнивают различные составы рубиновых стекол между собой. Делают вывод относительно сходства химического состава стекла кубка Ликурга и римского стекла и о вероятном историческом периоде создания кубка.

Представляет таблицу 1. Руководит обсуждением, корректирует выводы. Дополняет ответы информацией о предполагаемом месте изготовления кубка.

Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается). Раздаточный материал с таблицей.

3.Краткие представления о технологии производства стекла с наночастицами (6 мин.)

Отвечают на вопрос: Какие основные подходы к получению наночастиц в настоящее время вам известны?

Высказывают предположения относительно того, почему наночастицы золота сохраняют свой размер длительное время и не слипаются.

Ставит вопросы, организует обсуждение. Приводит сведения о способе получения наночастиц золота путем восстановления из раствора

Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается)

5.Выполнение экспериментального задания по синтезу наночастиц меди (22 мин.)

Разбиваются на малые группы по 2-4 человека. Выполняют синтез наночастиц меди в соответствии с методикой. Заполняют лабораторный журнал. Обсуждают полученные результаты, обсуждают ответ на вопрос:

Стекло «медный рубин» имеет красный цвет, а в нашем опыте окрашивание раствора было желтым. Как можно объяснить этот факт?

 Формулируют вывод.

Напоминает правила техники безопасности при работе с растворами реактивов, в том числе щелочей, и стеклянной посудой.

Раздает инструкции, контролирует ход эксперимента, обсуждение полученных данных, формулировку выводов

Раздаточный материал: методика проведения эксперимента. Реактивы и оборудование для проведения эксперимента.

Реактивы:

раствор аскорбиновой кислоты – 6 %;

раствор сульфата меди (II) – 0,1 М;

раствор гидроксида натрия – 0,4 %

Оборудование:

Стакан для смешивания компонентов (объём: 100 или 150 мл) – 1 шт.

Мерные цилиндры:

50 мл – 1 шт.

10 мл – 2 шт.

Стеклянная палочка для перемешивания – 1 шт.

Лазерная указка или брелок – 1 шт.

6. Рефлексия (5 мин.)

Отвечают на вопрос, для чего нужны знания химии и нанотехнологий археологу, искусствоведу

Организует подведение итогов. Вручает награды наиболее активным участникам урока (давшим наибольшее число правильных ответов)

Компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация (прилагается). Награды для учащихся.

Планируемый результат (предметный продукт): Урок направлен на развитие интереса к предмету «Химия» и к нанотехнологиям, результатом урока является осмысление учащимися связи между химией, нанотехнологиями, с одной стороны, и гуманитарными областями знания, такими как история, искусствоведение – с другой. На уроке учащиеся развивают экспериментальные умения, а также получают конкретный продукт в форме коллоидного раствора наночастиц меди

Приложения: 1) Аннотация урока, 2) Презентация к уроку, 3) Раздаточный материал для учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....