Урок химии в 8 классе "Основания, их классификация и свойства"
методическая разработка по химии
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта и презентация к уроку. На уроке использованы элементы проблемного обучения, элементы игровой технологии, технология личностно-ориентированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_osnovaniya.docx | 32.17 КБ |
tema_uroka_osnovaniya.pptx | 251.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку
Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»
Дата:
Учитель: Новикова Елена Владимировна
Цель:
Содержательная: формирование понятия об основаниях как классе электролитов
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний
Задачи:
Образовательные:формирование умений классифицировать основания по различным классификационным признакам, характеризовать общие свойства оснований в свете ионных представлений.
Развивающие:развивать интеллектуальные способности учащихся: анализировать полученную информацию, выделять главное, делать выводы, развивать навыки работы с веществами, развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувства коллективизма и взаимопомощи
Формируемые УУД:
личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка;
регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в паре.
Тип урока: открытия нового знания
Методы:
По источнику передачи и восприятия учебного материала – практический (лабораторная работа)
По способам мыслительной деятельности - частично-поисковый
По логике построения материала – индуктивные
Формы работы на уроке: парная, фронтальная и индивидуальная
Образовательные технологии: элементы проблемного обучения, элементы игрового обучения, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты:
Предметные: Умения характеризовать общие химические свойства оснований с позиций теории электролитической диссоциации; составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием оснований; наблюдать и описывать реакции с участием оснований; проводить опыты, подтверждающие химические свойства оснований, с соблюдением правил техники
Метапредметные: Умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; осуществлять наблюдения, делать выводы; осуществлять классификацию
Личностные: Понимание единства естественнонаучной картины мира. Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту
Оборудование: реактивы (NaOH, HCl, известковая вода, хлорид железа (3)), спиртовка, спички, держатель.
Технологическая карта урока
Приложения
Вариант 1 Лабораторный опыт Взаимодействие щелочей с кислотами Опыт 1 В пробирку с раствором гидроксида натрия прилейте по каплям раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска раствора и почему? Добавьте к полученному раствору по каплям соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции: NaOH+HCl= Назовите вещества. Образец: 2KOH+H2SO4=K2SO4+2H2O 2K++2OH- + 2H++SO42-=2K++ SO42-+2H2O 2OH- + 2H+=2H2O (OH- + H+=H2O) Предложите молекулярное уравнение реакции, которое выражается сокращенным ионным уравнением: OH- + H+=H2O | Вариант 2. Лабораторный опыт Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов Опыт 1 В пробирку с прозрачным раствором известковой воды поместите соломинку для сока, которая выполняет роль газоотводной трубки. Осторожно пропускайте через раствор выдыхаемый воздух. Что наблюдаете? Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции Предложите молекулярное уравнение реакции, которое выражается сокращенным ионным уравнением: 2ОН-+SO32-=SO42-+H2O |
Вариант 3 Лабораторный опыт Взаимодействие щелочей с солями Опыт 1. К раствору хлорида железа (3) прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции Опыт 2 К раствору хлорида калия прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Сделайте вывод о возможности взаимодействия щелочей с солями. | Вариант 4 Лабораторный опыт Получение нерастворимого основания и взаимодействие его с кислотой Опыт 1. В пробирку с раствором хлорида меди(2) прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции в молекулярном виде. Опыт 2. В пробирку с образовавшимся осадком добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции |
Правила техники безопасности в кабинете химии
| Правила техники безопасности в кабинете химии 1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем 2. Не пробуйте вещества на вкус 3. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу 4. Нагревая пробирку, держите ее так, чтобы открытый конец был направлен в сторону и от себя, и от соседа 5. Не загромождайте свое рабочее место 6. Обращайтесь бережно с посудой 7. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок |
Химические свойства щелочей: 1. щелочь+кислота=соль+вода (реакция нейтрализации) 2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода 3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2 (условие: образование осадка или газа) Химические свойства нерастворимых оснований 1. основание+кислота=соль+вода 2. Основание оксид+вода (реакция идет при нагревании) | Химические свойства щелочей: 1. щелочь+кислота=соль+вода (реакция нейтрализации) 2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода 3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2 (условие: образование осадка или газа) Химические свойства нерастворимых оснований 1. основание+кислота=соль+вода 2. Основание оксид+вода (реакция идет при нагревании) |
Химические свойства щелочей: 1. щелочь+кислота=соль+вода (реакция нейтрализации) 2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода 3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2 (условие: образование осадка или газа) Химические свойства нерастворимых оснований 1. основание+кислота=соль+вода 2. Основание оксид+вода (реакция идет при нагревании) | Химические свойства щелочей: 1. щелочь+кислота=соль+вода (реакция нейтрализации) 2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода 3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2 (условие: образование осадка или газа) Химические свойства нерастворимых оснований 1. основание+кислота=соль+вода 2. Основание оксид+вода (реакция идет при нагревании) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А вы не знаете, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? Шампуней не было. А у каждой русской девушки была коса до пояса. Оказывается, раствором золы. Его и для стирки использовали. Настаивали смесь сутки, процеживали, разбавляли чистой водой, грели этот раствор. И волосы от него были крепкими и густыми. Полученный раствор был мыльным на ощупь и назывался «щелок». Реакция среды у него такая же, как и веществ, которые мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Какова тема сегодняшнего урока? Что вы хотели вы узнать на уроке об этих веществах?
Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»
Задание 1. «Третий лишний» Даны формулы веществ: KOН Cu ( OH )2 C а O ZnCl 2 Mg ( OH )2 C а( OH )2 H 2 SO 4 Fe ( OH )2 LiOH Al ( OH )3 Ca NaOH
Задание 1. «Третий лишний» Даны формулы веществ: Fe (OH)2 NaOH KOН LiOH KOН NH 4 OH Cu(OH)2 Fe(OH)2 CuOH
Физические свойства оснований
А если возникла такая ситуация: лаборант перепутала пробирку с кислотой и со щелочью. Как определить, в какой пробирке находится каждое вещество?
Химические свойства оснований Лабораторная работа «Изучение химических свойств щелочей и нерастворимых оснований»
Химические свойства оснований Химические свойства щелочей: 1. щелочь+кислота=соль+вода (реакция нейтрализации) 2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода 3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2 (условие: образование осадка или газа) Химические свойства нерастворимых оснований 1. основание+кислота=соль+вода 2. Основание оксид+вода (реакция идет при нагревании)
Химические свойства щелочей Выполнить задание: с какими из веществ взаимодействует гидроксид калия: хлорид алюминия, серная кислота, оксид фосфора, оксид магния, нитрат натрия. Составьте уравнения возможных реакций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе " Классификация сложных веществ"
Урок химии в 8 классе, проведенный методом работы в группах сменного состава. Изучить классификацию сложных веществ оксидов, оснований, кислот и солей предлагается в течение одного урока. Осташиеся у...
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Открытый урок на тему: "Кислоты, их классификация и свойства"
Закрепить знания учашихся о кислотах и их классификации и свойствах....
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».
Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....
план конспект урока по химии, тема: "Оксиды, их классификация и свойства"
урок химии в 8 классе...
план конспект урока по химии, тема: "Кислоты, их классификация и свойства"
урок химии в 8 классе...