Урок химии в 8 классе "Основания, их классификация и свойства"
методическая разработка по химии

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта и презентация к уроку. На уроке использованы элементы проблемного обучения, элементы игровой технологии, технология личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_osnovaniya.docx32.17 КБ
Файл tema_uroka_osnovaniya.pptx251.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку

Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»

Дата:

Учитель: Новикова Елена Владимировна

Цель:

Содержательная: формирование понятия об основаниях как классе электролитов

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний

Задачи:

Образовательные:формирование умений классифицировать основания по различным классификационным признакам, характеризовать общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Развивающие:развивать интеллектуальные способности учащихся: анализировать полученную информацию, выделять главное, делать выводы, развивать навыки работы с веществами, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувства коллективизма и взаимопомощи

Формируемые УУД:

личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка;

регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в паре.

Тип урока: открытия нового знания

Методы:

По источнику передачи и восприятия учебного материала – практический (лабораторная работа)

По способам мыслительной деятельности - частично-поисковый

По логике построения материала – индуктивные

Формы работы на уроке: парная, фронтальная и индивидуальная

Образовательные технологии: элементы проблемного обучения, элементы игрового обучения, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии

Планируемые результаты:

Предметные: Умения характеризовать общие химические свойства оснований с позиций теории электролитической диссоциации; составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием оснований; наблюдать и описывать реакции с участием оснований; проводить опыты, подтверждающие химические свойства оснований, с соблюдением правил техники

Метапредметные: Умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; осуществлять наблюдения, делать выводы; осуществлять классификацию

Личностные: Понимание единства естественнонаучной картины мира. Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

Оборудование: реактивы (NaOH, HCl, известковая вода, хлорид железа (3)), спиртовка, спички, держатель.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационный

Цель: создать нужную мотивацию

Приветствует, проверяет готовность к уроку

Учитель начинает урок с вопроса: А вы не знаете, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? Шампуней не было. А у каждой русской девушки была коса до пояса.

Оказывается, раствором золы. Его и для стирки использовали. Настаивали смесь сутки, процеживали, разбавляли чистой водой, грели этот раствор. И волосы от него были крепкими и густыми.

Полученный раствор был мыльным на ощупь и назывался «щелок». Реакция среды у него такая же, как и веществ, которые мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

Так какова же тема сегодняшнего урока?

«Основания, классификация и свойства»

Учащиеся отвечают:

- Золой

Учащиеся формулируют тему урока и цели

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение правильно сформулировать свои мысли

  1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний по данной теме

Задание 1. «Третий лишний»

Даны формулы веществ:

KOН

Cu(OH)2

CаO

ZnCl2

Mg(OH)2

Cа(OH)2

H2SO4

Fe(OH)2

LiOH

Al(OH)3

Ca

NaOH

В каждой строчке выберите лишнее, поясните свой выбор

Задание 2.

Fe(OH)2

NaOH

KOН

LiOH

KOН

NH4OH

Cu(OH)2

Fe(OH)2

CuOH

В каждой строчке выберите лишнее, поясните свой выбор

Задание 2

По каким признакам можно разделить основания на группы

Задание 3

Что такое «основания» с точки зрения электролитической диссоциации?

Демонстрационно: основания, имеющиеся в лаборатории

Цель: описать физические свойства

А если возникла такая ситуация: лаборант перепутала пробирку с кислотой и со щелочью. Как определить, в какой пробирке находится каждое вещество?

Учащиеся отвечают

Учащиеся отвечают:

- по растворимости

-по степени диссоциации

- кислотности

Регулятивные: анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения, работать по плану

Коммуникативные: обсуждать ответы, приходить к общему мнению

Познавательные: умение делить вещества на группы по определенному признаку

  1. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

(первичное усвоение новых знаний)

Цель: направить учеников на получение новых знаний, предложить путь решения проблемы

Каковы общие свойства оснований? Чем обусловлены общие свойства растворимых в воде оснований — щелочей?

Лабораторная работа (повторить правила техники безопасности)

Вариант 1

Взаимодействие щелочей с кислотами

Опыт 1

В пробирку с раствором гидроксида натрия прилейте по каплям раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска раствора и почему?

Добавьте к полученному раствору по каплям соляной кислоты. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции:

NaOH+HCl=

Назовите вещества.

Образец:

2KOH+H2SO4=K2SO4+2H2O

2K++2OH- + 2H++SO42-=2K++ SO42-+2H2O

2OH- + 2H+=2H2O (OH- + H+=H2O)

Предложите молекулярное уравнение реакции, которое выражается сокращенным ионным уравнением:

OH- + H+=H2O

Вариант 2.

Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов

Опыт 1

В пробирку с прозрачным раствором известковой воды поместите соломинку для сока, которая выполняет роль газоотводной трубки. Осторожно пропускайте через раствор выдыхаемый воздух. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции

Предложите молекулярное уравнение реакции, которое выражается сокращенным ионным уравнением:

2ОН-+SO32-=SO42-+H2O

Вариант 3

Взаимодействие щелочей с солями

Опыт 1.

К раствору хлорида железа (3) прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции

Опыт 2

К раствору хлорида калия прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Сделайте вывод о возможности взаимодействия щелочей с солями.

Вариант 4

Получение нерастворимого основания и взаимодействие его с кислотой

Опыт 1.

В пробирку с раствором хлорида меди(2) прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции в молекулярном виде.

Опыт 2.

В пробирку с образовавшимся осадком добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции

Демонстрационный опыт: разложение гидроксида меди при нагревании

Формулируется общий вывод о химических свойствах щелочей инерастворимых оснований.

Учащиеся работают в парах. Выполняют химический эксперимент по инструкции. Отвечают на вопросы. Выполняют задания.

Учащиеся готовят ответ у доски. По очереди выступают.

Учащиеся записывают в тетрадь

Регулятивные:

Проводить эксперимент по инструкции, анализировать данные, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы, определять затруднения и находить средства их устранения

Коммуникативные: умение работать в паре, прислушиваться к точке зрения напарника.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Познавательные:

Умение описывать происходящие процессы, объяснять их с помощью уравнений реакций

  1. Первичное закрепление знаний

Цель: определить уровень усвоения нового материала

Выполнить задание: с какими из веществ взаимодействует гидроксид калия: хлорид алюминия, серная кислота, оксид фосфора, оксид магния, нитрат натрия.

Составьте уравнения возможных реакций.

Закончите уравнения реакций:

Fe(OH)2+HCl=

Fe(OH)2 -----      

Один ученик у доски, остальные в тетрадях

Регулятивные: умение применять знания на практике

Коммуникативные: диалог учитель-ученик

  1. Закрепление

Цель: закрепить полученные знания

Выполнение заданий из рабочей тетради стр 87 №1,2

Ответить на вопросы:

  1. Очень часто в чайнике образуется налет ржавчины (гидроксида железа (3)). Предложите способы очистки чайника от ржавчины.
  2. Гашеная известь – это гидроксид кальция. Почему побелка лучше покраски?
  3. Батарейки, аккумулятор мобильного телефона, мыло, сахар. Что общего между такими разными предметами?
  4. Назовите способы получения щелочей и нерастворимых оснований

Регулятивные: умение работать самостоятельно, выбирать одно решение из предложенных вариантов

  1. Информация о домашнем задании

Д.з. параграф 40 №6, №5*,№4*

Регулятивные: умение правильно оценивать свои результаты

  1. Рефлексия

Цель: подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- С какими трудностями столкнулись?

- Какие вопросы у вас возникли в связи с этим?

- Над чем нужно ещё поработать.

- Что больше всего понравилось?

Учащиеся оценивают себя сами

Регулятивные: умение правильно оценивать свои результаты

Приложения

Вариант 1 Лабораторный опыт

Взаимодействие щелочей с кислотами

Опыт 1

В пробирку с раствором гидроксида натрия прилейте по каплям раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска раствора и почему?

Добавьте к полученному раствору по каплям соляной кислоты. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции:

NaOH+HCl=

Назовите вещества.

Образец:

2KOH+H2SO4=K2SO4+2H2O

2K++2OH- + 2H++SO42-=2K++ SO42-+2H2O

2OH- + 2H+=2H2O (OH- + H+=H2O)

Предложите молекулярное уравнение реакции, которое выражается сокращенным ионным уравнением:

OH- + H+=H2O

Вариант 2. Лабораторный опыт

Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов

Опыт 1

В пробирку с прозрачным раствором известковой воды поместите соломинку для сока, которая выполняет роль газоотводной трубки. Осторожно пропускайте через раствор выдыхаемый воздух. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции

Предложите молекулярное уравнение реакции, которое выражается сокращенным ионным уравнением:

2ОН-+SO32-=SO42-+H2O

Вариант 3 Лабораторный опыт

Взаимодействие щелочей с солями

Опыт 1.

К раствору хлорида железа (3) прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции

Опыт 2

К раствору хлорида калия прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Сделайте вывод о возможности взаимодействия щелочей с солями.

Вариант 4 Лабораторный опыт

Получение нерастворимого основания и взаимодействие его с кислотой

Опыт 1.

В пробирку с раствором хлорида меди(2) прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции в молекулярном виде.

Опыт 2.

В пробирку с образовавшимся осадком добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнение реакции

Правила техники безопасности в кабинете химии

  1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем
  2. Не пробуйте вещества на вкус
  3. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу
  4. Нагревая пробирку, держите ее так, чтобы открытый конец был направлен в сторону и от себя, и от соседа
  5. Не загромождайте свое рабочее место
  6. Обращайтесь бережно с посудой
  7. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок

Правила техники безопасности в кабинете химии

1.        Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем

2.        Не пробуйте вещества на вкус

3.        Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу

4.        Нагревая пробирку, держите ее так, чтобы открытый конец был направлен в сторону и от себя, и от соседа

5.        Не загромождайте свое рабочее место

6.        Обращайтесь бережно с посудой

7.        Закончив работу, приведите рабочее место в порядок

Химические свойства щелочей:

1. щелочь+кислота=соль+вода

 (реакция нейтрализации)

2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода

3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2

(условие: образование осадка или газа)

Химические свойства нерастворимых оснований

1. основание+кислота=соль+вода

2. Основание        оксид+вода

     (реакция идет при нагревании)

Химические свойства щелочей:

1. щелочь+кислота=соль+вода

 (реакция нейтрализации)

2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода

3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2

(условие: образование осадка или газа)

Химические свойства нерастворимых оснований

1. основание+кислота=соль+вода

2. Основание        оксид+вода

     (реакция идет при нагревании)

Химические свойства щелочей:

1. щелочь+кислота=соль+вода

 (реакция нейтрализации)

2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода

3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2

(условие: образование осадка или газа)

Химические свойства нерастворимых оснований

1. основание+кислота=соль+вода

2. Основание        оксид+вода

     (реакция идет при нагревании)

Химические свойства щелочей:

1. щелочь+кислота=соль+вода

 (реакция нейтрализации)

2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода

3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2

(условие: образование осадка или газа)

Химические свойства нерастворимых оснований

1. основание+кислота=соль+вода

2. Основание        оксид+вода

     (реакция идет при нагревании)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»

Слайд 2

А вы не знаете, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? Шампуней не было. А у каждой русской девушки была коса до пояса. Оказывается, раствором золы. Его и для стирки использовали. Настаивали смесь сутки, процеживали, разбавляли чистой водой, грели этот раствор. И волосы от него были крепкими и густыми. Полученный раствор был мыльным на ощупь и назывался «щелок». Реакция среды у него такая же, как и веществ, которые мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Какова тема сегодняшнего урока? Что вы хотели вы узнать на уроке об этих веществах?

Слайд 3

Тема урока: «Основания, их классификация и свойства»

Слайд 4

Задание 1. «Третий лишний» Даны формулы веществ: KOН Cu ( OH )2 C а O ZnCl 2 Mg ( OH )2 C а( OH )2 H 2 SO 4 Fe ( OH )2 LiOH Al ( OH )3 Ca NaOH

Слайд 5

Задание 1. «Третий лишний» Даны формулы веществ: Fe (OH)2 NaOH KOН LiOH KOН NH 4 OH Cu(OH)2 Fe(OH)2 CuOH

Слайд 6

Физические свойства оснований

Слайд 7

А если возникла такая ситуация: лаборант перепутала пробирку с кислотой и со щелочью. Как определить, в какой пробирке находится каждое вещество?

Слайд 8

Химические свойства оснований Лабораторная работа «Изучение химических свойств щелочей и нерастворимых оснований»

Слайд 9

Химические свойства оснований Химические свойства щелочей: 1. щелочь+кислота=соль+вода (реакция нейтрализации) 2. щелочь+оксид неметалла=соль+вода 3. Щелочь+соль=основание 2+соль 2 (условие: образование осадка или газа) Химические свойства нерастворимых оснований 1. основание+кислота=соль+вода 2. Основание оксид+вода (реакция идет при нагревании)

Слайд 10

Химические свойства щелочей Выполнить задание: с какими из веществ взаимодействует гидроксид калия: хлорид алюминия, серная кислота, оксид фосфора, оксид магния, нитрат натрия. Составьте уравнения возможных реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе " Классификация сложных веществ"

Урок химии в 8 классе, проведенный методом работы в группах сменного состава. Изучить  классификацию сложных веществ оксидов, оснований, кислот и солей предлагается в течение одного урока. Осташиеся у...

Открытый урок на тему: "Кислоты, их классификация и свойства"

Закрепить знания  учашихся о кислотах и их классификации и свойствах....

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....