урок по теме "Кислородсодержащие органические соединения"
план-конспект урока по химии
Материал включает план-конспект обобщающего урока по теме "Кислородсодержащие органические соединения", индивидуальную карту ученика, презентацию к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_10_kl.docx | 693.64 КБ |
индивидуальная карта ученика к уроку 2Кислородсодержащие органические соединения" 10 класс | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Кислородосодержащие органические соединения».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о кислородсодержащих
Задачи урока:
Образовательные:
- создать условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о кислородсодержащих соединениях, их составе, строении, свойствах, и применении.
Развивающие:
- содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через решение задач, упражнений, выполнение эксперимента;
- развивать умение сравнивать, анализировать;
- быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли;
- умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- умение работать в паре.
Воспитательные:
- обеспечить формирование интереса к химической науке через эксперимент; убедить учащихся в практической значимости науки химии.
I. Даны структурные формулы органических веществ:
а) СН3 – СН2-О-СН2-СН3 б) CH2ОН – CHОН – CH2OH
в) г)CH3–CH2– CH2–COOH д)
ж) з) и)
Задания для выполнения.
1. Выпишите отдельно, под какими буквами находятся формулы
1 вариант: спирты, кетоны, карбоновые кислоты
2 вариант: простые эфиры, альдегиды, сложные эфиры
2. Дайте названия выбранным веществам.
3. Найдите изомеры для выбранных веществ
Вариант 1 | Вариант 2 | балл | |
Задание 1. Выпишите, буквы под которыми находятся формулы | Спирты__бз_____ Кетоны__и_____ Карбоновые кислоты _г____ | Простые эфиры____а_ Альдегиды __ж_______ Сложные эфиры_вд_____ | |
Задание 2. Дайте названия выбранным веществам | б -глицерин з -2-метилпропанол-2 и –бутанон г -масляная кислота | а -диэтиловый эфир ж – 2-метилпропаналь в – метилбензоат д - этилацетат | |
Задание 3. Найдите изомеры для выбранных веществ. | 1.за 2.жи 3.гд | 1.за 2.жи 3.гд |
II. Задание 4. Блиц-опрос. Назовите неизвестное вещество (см. презентацию).
Вещество | Х (1б) | Y (1б) | Z (1б) |
Балл | этанол | фенол | Уксусная кислота |
Задание 5. Лабораторная работа «Качественные реакции».
Лабораторный опыт № 1
Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве левомицетин.
Левомицетин – это высокотоксичный антибиотик, его используют при лечении дизентерии, брюшного тифа.
Ход работы: В пробирку поместите 1-2 ложки порошка таблетки левомицетина, прилейте к нему 2 мл воды, перемешайте. Во вторую пробирку добавьте немного раствора NaOH и 1-2 капли раствора CuSO4, полученный осадок прилейте в первую пробирку и перемешайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Лабораторный опыт № 2
Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве парацетамол.
Парацетамол – препарат, оказывающий обезболивающее и жаропонижающее действие. Его применяют при повышенной температуре, зубной и головной боли.
Ход работы: В пробирку поместите 1 ложку порошка таблетки парацетамола, добавьте 2 мл воды, перемешайте, прилейте к нему несколько капель раствора FeCl3, перемешайте.
Что наблюдаете? Сделайте вывод.
III. Задания на выбор. Выполнить одно из предложенных трех заданий 6, 7, 8.
Задание 6. (3б). Соединение с молекулярной формулой С3 Н8 О подвергли реакции окисления в результате получили вещество состава С3 Н6 О. Э то вещество вступило в реакцию «серебряного зеркала», образуя вещество состава С3 Н6 О2.. При действия на него гидроксида кальция получили вещество , которой используется в качестве пищевой добавки по кодом Е 282. О но препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях. Определите формулу добавки Е282. Напишите уравнения реакций.
СН3-СН2-СН2ОН→СН3-СН2-СНО → СН3-СН2-СООН→СН3- СН2-СОО)2Са
- СН3-СН2-СН2ОН+ CuO →СН3-СН2-СО + Cu +H2O
- СН3-СН2-СОH + Ag2Oаммиачный р-р→СН3-СН2-СООН + 2Ag
СН3-СН2-СОH +2[Ag(NH3)2]OH→ СН3-СН2-СООNН4 + 2Ag + 3NH3 +H2O
- 3. 2СН3-СН2-СООН+Cа(OН)2→(СН3-СН2-СОО)2Са+2H2O
Задание 7. (5 б). Решить цепочку превращений:
- CH3-CH2-OH Cu,t→ CH3COH + H2
- CH3COH + Cu(OH)2 t→ CH3COOH + Cu + H2O
- 2CH3COOH + Ca(OH)2 → (CH3COO)2Ca + 2H2O
- (CH3COO)2Ca t→CH3COCH3 + CaCO3
- CH3COCH3 + H2 → CH3CH2(OH)CH3
Задание 8. (4 б) При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди (II) образуется кетон.
На основании данных условия задания:
1) произведите необходимые вычисления;
2) установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II).
IV. Ответьте на утверждение знаком "+" или "-»:
1. На уроке было над чем подумать.
2. Следует повторить строение, свойства и получение некоторых классов
3. По данной теме мне необходима дополнительная консультация учителя.
4. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
5. На уроке я поработал добросовестно.
6. Моя оценка за урок ______.
V. Домашнее задание.
V. Домашнее задание.
1. Решить задачу на выбор (1 или 2)
1) При сгорании неизвестного вещества массой 2,3 г получено 4,4 г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Относительная плотность паров вещества по воздуху 1,59. Определите формулу вещества. Указанное вещество реагирует с металлическим натрием и может быть получено гидратацией непредельных углеводородов.
На основании данных условия задания:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;
2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции получения этого вещества гидратацией углеводорода.
2)Составьте структурную формулу вещества, которое не окисляется аммиачным раствором оксида серебра, массовая доля углерода в веществе 66,67%, кислорода -22,22%, водорода -11,11%. Составьте реакцию восстановления вещества.
2. Осуществить превращения на выбор (1 или 2).
1) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить следующие вещества:
А) метилпропионат из этанола
Б) трибутират глицерина из ацетилена
2) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:
Черный ящик.
Как нитроглицерин действует и сердце перестает болеть, сумели понять, только в конце XX века три исследователя из США: Луис Игнарро, Роберт Фёрчготт и Ферид Мьюрэд, за что они и получили в 1998 году Нобелевскую премию по медицине и физиологии.
Оказывается, в организме человека нитроглицерин освобождает оксид азота (II), который расслабляет гладкомышечные клетки, что приводит к расширению кровеносных сосудов.
Физкультминутка. Комплексы упражнений физкультурных минуток (ФМ) ФМ общего воздействия ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук ФМ для снятия общего или локального утомления ФМ для улучшения мозгового кровообращения ФМ для снятия утомления с туловища и ног ФМ для снятия зрительного утомления. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо – влево
Осуществить превращение.
Решить задачу.
1. При сжигании образца некоторого органического соединения массой 29,6 г получено 70,4 г углекислого газа и 36,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,552. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди (II) образуется кетон.
На основании данных условия задания:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной
формулы органического вещества;
2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно
отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II).
2. При сгорании 11,6 г органического вещества образуется 13,44 л углекислого газа и 10,8 г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 2. Установлено, что это вещество взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра, каталитически восстанавливается водородом с образованием первичного спирта и способно окисляться подкисленным раствором перманганата калия до карбоновой кислоты. На основании этих данных:
1) установите простейшую формулу исходного вещества,
2) составьте его структурную формулу,
3) приведите уравнение реакции его взаимодействия с водородом.
Предварительный просмотр:
Карта урока
ФИ _________________________________
I. Оценочная таблица.
Задания | Обязательные для выполнения | На выбор | Итого | Оценка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Максимальный балл* | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 19 | «3» -7-12 «4» -13-16 «5»- 17-19 |
Балл по факту |
*За каждый неправильный ответ минус 1 балл от максимального.
II. Задания для обязательного выполнения.
Даны структурные формулы органических веществ:
а) CH3–CH2– CH2–COOH б) СН3 – СН2-О-СН2-СН3
в) г)
д) ж)
Вариант 1 | Вариант 2 | балл | |
Задание 1. Выпишите, буквы под которыми находятся формулы | Спирты_______ Кетоны_______ Карбоновые кислоты _____ | Простые эфиры_____ Альдегиды _________ Сложные эфиры______ | |
Задание 2. Дайте названия выбранным веществам | |||
Задание 3. Найдите изомер | карбоновой кислоты | альдегида |
Задание 4. Блиц-опрос. (см. Презентацию)
Вещество | Х (1б) | Y (1б) | Z (1б) |
Балл |
Задание 5. Лабораторная работа «Качественные реакции».
Лабораторный опыт № 1
Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве левомицетин.
Левомицетин – это высокотоксичный антибиотик, его используют при лечении дизентерии, брюшного тифа.
Порядок выполнения: В пробирку поместите ½ ложки порошка таблетки левомицетина, прилейте к нему 2 мл воды, тщательно перемешайте. Во вторую пробирку добавьте немного раствора NaOH и 1-2 капли раствора CuSO4, полученный осадок прилейте в первую пробирку и перемешайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод
Лабораторный опыт № 2
Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве парацетамол.
Парацетамол – препарат, оказывающий обезболивающее и жаропонижающее действие. Его применяют при повышенной температуре, зубной и головной боли.
Порядок выполнения: В пробирку поместите 1ложку порошка таблетки парацетамола, добавьте 2 мл воды, тщательно перемешайте, прилейте к нему несколько капель раствора FeCl3, перемешайте.
Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Что наблюдаете7 | Вывод | баллы | Факт.балл | |
Опыт№1. | 2 | |||
Опыт №2. | 2 |
II. Выполнить одно из предложенных трех заданий 6, 7, 8.
Задание 6. (4б). Соединение с молекулярной формулой С3Н8О подвергли реакции окисления в результате получили вещество состава С3Н6О. Э то вещество вступило в реакцию «серебряного зеркала», образуя вещество состава С3Н6О2. При действии на него гидроксида кальция получили вещество, которой используется в качестве пищевой добавки по кодом Е282. Оно препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях. Определите формулу добавки Е282. Составьте цепочку превращение и напишите соответствующие уравнения реакций.
Задание 8. (5 б) При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди (II) образуется кетон.
На основании данных условия задания:
1) произведите необходимые вычисления;
2) установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II).
Задание 7. (6 б) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
IV. Ответьте на утверждение знаком "+" или "-»:
1. На уроке было над чем подумать.
2. Следует повторить строение, свойства и получение некоторых классов
3. По данной теме мне необходима дополнительная консультация учителя.
4. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
5. На уроке я поработал добросовестно.
6. Моя оценка за урок ______.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку:«Основы номенклатуры органических соединений»
Презентация к уроку 10 класс...
разработки модульных уроков по теме органические соединения 9 класс - 9 класс. Учебник О.С. Габриеляна.
Симбиоз ИКТ и модульной технологии на уроках химииНовые ФГОСы на ступени основного общего образования планируют следующие результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универс...
Урок-обобщение "Классы органических соединений". 10 класс
Обобщить материал по классам органических соединений....
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"
Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...
Урок 26. Гетерофункциональные органические соединения. Аминокислоты
Урок 26. Гетерофункциональные органические соединения. Аминокислоты...