урок по теме "Кислородсодержащие органические соединения"
план-конспект урока по химии

Материал включает план-конспект обобщающего урока по теме "Кислородсодержащие органические соединения", индивидуальную карту ученика, презентацию к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Кислородосодержащие органические соединения».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о кислородсодержащих

Задачи урока:  

Образовательные:

- создать условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о кислородсодержащих соединениях, их составе, строении, свойствах, и применении.

Развивающие:

  • содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через решение задач, упражнений, выполнение эксперимента;
  • развивать умение сравнивать, анализировать;
  •  быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли;
  •  умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • умение работать в паре.

Воспитательные:

- обеспечить формирование интереса к химической науке через эксперимент; убедить учащихся в практической значимости науки химии.

I. Даны структурные формулы органических веществ:

            а) СН3 – СН2-О-СН2-СН3         б)  CH2ОН – CHОН – CH2OH                            

                                                                                     

             в)        г)CH3–CH2– CH2–COOH   д)                                                

             ж)            з)          и)    

Задания для выполнения.

1. Выпишите отдельно, под какими буквами находятся формулы

1 вариант: спирты,  кетоны, карбоновые кислоты

2 вариант: простые эфиры, альдегиды, сложные эфиры

2. Дайте названия выбранным веществам.

3. Найдите изомеры для выбранных веществ

Вариант 1

Вариант 2

балл

Задание 1.

Выпишите, буквы под которыми находятся формулы

Спирты__бз_____ 

Кетоны__и_____

Карбоновые кислоты _г____

Простые эфиры____а_

Альдегиды __ж_______

Сложные эфиры_вд_____

Задание 2.

Дайте названия выбранным веществам

б -глицерин 

з -2-метилпропанол-2

и –бутанон

г -масляная кислота

а -диэтиловый эфир

ж – 2-метилпропаналь

в – метилбензоат

д - этилацетат

Задание 3.

Найдите изомеры для выбранных веществ.

1.за

2.жи

3.гд

1.за

2.жи

3.гд

II. Задание 4.  Блиц-опрос. Назовите неизвестное вещество (см. презентацию).

Вещество

Х  (1б)

Y (1б)

Z  (1б)

Балл

этанол

фенол

Уксусная кислота

Задание 5. Лабораторная работа «Качественные реакции».

Лабораторный опыт № 1

Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве левомицетин.

Левомицетин – это высокотоксичный антибиотик, его используют при лечении дизентерии, брюшного тифа.

Ход работы: В пробирку поместите 1-2 ложки порошка таблетки левомицетина, прилейте к нему 2 мл воды, перемешайте. Во вторую пробирку добавьте немного раствора NaOH  и 1-2 капли раствора CuSO4, полученный осадок прилейте в первую пробирку и перемешайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Лабораторный опыт № 2

Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве парацетамол.

Парацетамол – препарат, оказывающий обезболивающее и жаропонижающее действие. Его применяют при повышенной температуре, зубной и головной боли.

Ход работы: В пробирку поместите 1 ложку порошка таблетки парацетамола, добавьте 2 мл воды, перемешайте, прилейте к нему несколько капель раствора FeCl3, перемешайте.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

III. Задания на выбор. Выполнить одно из предложенных трех заданий 6, 7, 8.

Задание 6. (3б). Соединение с молекулярной формулой С3 Н8 О подвергли реакции окисления в результате получили вещество состава С3 Н6 О. Э то вещество вступило в реакцию «серебряного зеркала», образуя вещество состава С3 Н6 О2.. При действия на него гидроксида кальция получили вещество , которой используется в качестве пищевой добавки по кодом Е 282. О но препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях. Определите формулу добавки Е282. Напишите уравнения реакций.

СН3-СН2-СН2ОН→СН3-СН2-СНО → СН3-СН2-СООН→СН3- СН2-СОО)2Са

  1. СН3-СН2-СН2ОН+ CuO →СН3-СН2-СО + Cu +H2O
  2. СН3-СН2-СОH + Ag2Oаммиачный р-р→СН3-СН2-СООН + 2Ag

СН3-СН2-СОH +2[Ag(NH3)2]OH→ СН3-СН2-СООNН4 +  2Ag + 3NH3 +H2O

  1. 3.  2СН3-СН2-СООН+Cа(OН)2→(СН3-СН2-СОО)2Са+2H2O

Задание 7. (5 б). Решить цепочку превращений:

  1. CH3-CH2-OH Cu,t→ CH3COH + H2
  2. CH3COH + Cu(OH)2 t→ CH3COOH + Cu + H2O
  3. 2CH3COOH + Ca(OH)2 → (CH3COO)2Ca + 2H2O
  4. (CH3COO)2Ca t→CH3COCH3 + CaCO3
  5. CH3COCH3 + H2 → CH3CH2(OH)CH3

Задание 8. (4 б) При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди (II) образуется кетон.

На основании данных условия задания:

1) произведите необходимые вычисления;

2) установите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II).

IV. Ответьте на утверждение знаком "+" или "-»:

1. На уроке было над чем подумать.

2. Следует повторить строение, свойства и получение некоторых классов

3. По данной теме мне необходима дополнительная консультация учителя.

4. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.

5. На уроке я поработал добросовестно.

6. Моя оценка за урок ______.

V. Домашнее задание.

V. Домашнее задание.

1. Решить задачу на выбор (1 или 2)

1) При сгорании неизвестного вещества массой 2,3 г получено 4,4 г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Относительная плотность паров вещества по воздуху 1,59. Определите формулу вещества.  Указанное вещество реагирует с металлическим натрием и может быть получено гидратацией непредельных углеводородов.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества; 

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции получения этого вещества гидратацией углеводорода.

2)Составьте структурную формулу вещества, которое не окисляется аммиачным раствором оксида серебра,  массовая доля углерода в  веществе  66,67%, кислорода -22,22%, водорода -11,11%.  Составьте реакцию восстановления вещества.

2. Осуществить превращения на выбор (1 или 2).

1) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить следующие вещества:

А) метилпропионат из этанола

Б) трибутират глицерина из ацетилена

2) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:

Черный ящик.

Как  нитроглицерин действует и сердце перестает болеть, сумели понять, только в конце XX века три исследователя из США: Луис Игнарро, Роберт Фёрчготт и Ферид Мьюрэд, за что они и получили в 1998 году Нобелевскую премию по медицине и физиологии.

Оказывается, в организме человека нитроглицерин освобождает оксид азота (II), который расслабляет гладкомышечные клетки, что приводит к расширению кровеносных сосудов.

Физкультминутка. Комплексы упражнений физкультурных минуток (ФМ) ФМ общего воздействия ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук ФМ для снятия общего или локального утомления ФМ для улучшения мозгового кровообращения ФМ для снятия утомления с туловища и ног ФМ для снятия зрительного утомления. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо – влево

Осуществить превращение.

Решить задачу.

1. При сжигании образца некоторого органического соединения массой 29,6 г получено 70,4 г углекислого газа и 36,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,552. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди (II) образуется кетон.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной

формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно

отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II).

2. При сгорании 11,6 г органического вещества образуется 13,44 л углекислого газа и 10,8 г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 2. Установлено, что это вещество взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра, каталитически восстанавливается водородом с образованием первичного спирта и способно окисляться подкисленным раствором перманганата калия до карбоновой кислоты. На основании этих данных:
1) установите простейшую формулу исходного вещества,
2) составьте его структурную формулу,
3) приведите уравнение реакции его взаимодействия с водородом
.



Предварительный просмотр:

Карта урока

ФИ _________________________________

I. Оценочная таблица.

Задания

Обязательные для выполнения

На выбор

Итого

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

Максимальный балл*

2

2

2

3

4

4

5

6

19

«3» -7-12

«4» -13-16

«5»- 17-19

Балл по факту

*За каждый неправильный ответ минус 1 балл от максимального.

II. Задания для обязательного выполнения.

Даны структурные формулы органических веществ:

            а) CH3–CH2– CH2–COOH            б) СН3 – СН2-О-СН2-СН3                  

                                                                                     

             в)                     г)              

             д)                       ж)        

Вариант 1

Вариант 2

балл

Задание 1.

Выпишите, буквы под которыми находятся формулы

Спирты_______  

Кетоны_______

Карбоновые кислоты _____

Простые эфиры_____

Альдегиды _________

Сложные эфиры______

Задание 2.

Дайте названия выбранным веществам

Задание 3.

Найдите изомер

карбоновой кислоты

альдегида

Задание 4. Блиц-опрос. (см. Презентацию)

Вещество

Х  (1б)

Y (1б)

Z  (1б)

Балл

Задание 5. Лабораторная работа «Качественные реакции».

Лабораторный опыт № 1

Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве левомицетин.

Левомицетин – это высокотоксичный антибиотик, его используют при лечении дизентерии, брюшного тифа.

Порядок выполнения: В пробирку поместите ½ ложки порошка таблетки левомицетина, прилейте к нему 2 мл воды, тщательно перемешайте. Во вторую пробирку добавьте немного раствора NaOH  и 1-2 капли раствора CuSO4, полученный осадок прилейте в первую пробирку и перемешайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод

Лабораторный опыт № 2

Цель: установить функциональную группу, содержащуюся в лекарстве парацетамол.

Парацетамол – препарат, оказывающий обезболивающее и жаропонижающее действие. Его применяют при повышенной температуре, зубной и головной боли.

Порядок выполнения: В пробирку поместите 1ложку порошка таблетки парацетамола, добавьте 2 мл воды, тщательно перемешайте, прилейте к нему несколько капель раствора FeCl3, перемешайте.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Что наблюдаете7

Вывод

баллы

Факт.балл

Опыт№1.

2

Опыт №2.

2

 II. Выполнить одно из предложенных трех заданий 6, 7, 8.

Задание 6. (4б). Соединение с молекулярной формулой С3Н8О подвергли реакции окисления в результате получили вещество состава С3Н6О. Э то вещество вступило в реакцию «серебряного зеркала», образуя вещество состава С3Н6О2.  При действии на него гидроксида кальция получили вещество, которой используется в качестве пищевой добавки по кодом Е282. Оно препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях. Определите формулу добавки Е282. Составьте цепочку превращение и напишите соответствующие уравнения реакций.

Задание 8. (5 б) При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди (II) образуется кетон.

На основании данных условия задания:

1) произведите необходимые вычисления;

2) установите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II).

Задание 7. (6 б) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

IV. Ответьте на утверждение знаком "+" или "-»:

1. На уроке было над чем подумать.

2. Следует повторить строение, свойства и получение некоторых классов

3. По данной теме мне необходима дополнительная консультация учителя.

4. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.

5. На уроке я поработал добросовестно.

6. Моя оценка за урок ______.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки модульных уроков по теме органические соединения 9 класс - 9 класс. Учебник О.С. Габриеляна.

Симбиоз ИКТ и модульной технологии на уроках химииНовые ФГОСы на ступени основного общего образования планируют следующие результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универс...

Урок-обобщение "Классы органических соединений". 10 класс

Обобщить материал по классам органических соединений....

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...

Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"

Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...

Урок 26. Гетерофункциональные органические соединения. Аминокислоты

Урок 26. Гетерофункциональные органические соединения. Аминокислоты...