Урок-обобщение "Классы органических соединений". 10 класс
план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему
Обобщить материал по классам органических соединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_otkrytyy_urok.doc | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
1) на основе положений и понятий теории А.М.Бутлерова обобщить знания об основных классах органических соединений;
2) уметь устанавливать генетические связи между разными классами органических веществ,записывать соответствующие уравнения реакций;
3) проводить опыты по определению органических веществ,соблюдая правила техники безопасности.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся об органических соединениях, закрепить умение определять классы органических соединений по характерным свойствам,составлять уравнения соответствующих реакций.
Развивающие: уметь анализировать и делать логические выводы из своих наблюдений; развивать навыки решения химических задач.
Воспитательные: формировать знания и умения учащихся по здоровьесбережению на примере органических веществ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с заданиями, тесты.
План урока.
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся
3.Основная часть урока.
4.Рефлексия.
5.Домашнее задание.
Ход урока.
I. Повторение и обобщение изученного материала.
1.Беседа с учащимися.
- Какие классы углеводородов вы знаете? (алканы,алкены,алкины,алкадиены, циклоалканы,ароматические углеводороды)
- Назовите общие формулы для перечисленных классов углеводородов.Какие классы органических веществ являются изомерами по отношению друг к другу?
-Какие классы кислородсодержащих органических веществ вам известны?
-Назовите функциональные группы кислородсодержащих органических веществ.
2. Учитель: сегодня мы отправляемся на экскурсию в институт органической химии,где посетим ряд лабораторий.В каждой лаборатории для вас подготовлены задания,которые вы должны выполнить.
Лаборатория теоретической химии.
На доске написаны задания разного уровня сложности.
I задание. Между какими веществами возможны химические реакции.Напишите уравнения реакций.
С2Н6, С2Н5ОН, Cl2, Na2O, HCl, CH3COOH
II задание. Осуществите превращения.
C3H6 ---- C3H7Cl ---- C4H10 ---- CO2
III задание. Составить формулы всех видов изомеров,отвечающих формуле С4Н10О.
Вопрос классу. Какие из написанных уравнений реакций являются именными?
IV задание. Химический диктант.Выбрать положения, которые характерны для: I вариант - бензола, II вариант - уксусной кислоты
1.Отвечает общей формуле CnH2n-6 2.Находит применение в пищевой промышленности. 3.Применяется в качестве топлива. 4. Взаимодействует со щелочами. 5.Не образует изомеров. 6.Легкокипящая бесцветная жидкость, нерастворимая в воде,со своеобразным запахом. 7.Проявляет свойства предельных и непредельных углеводородов. 8.Вступает в реакцию замещения с галогенами. 9.Отвечает формуле С2Н4О2. 10.Бесцветный газ,легче воздуха, образуется при гниении органических веществ,называется "болотным или рудничным газом". 11.В быту,при приготовлении теста,этим веществом гасят соду. 12.Вступает в реакцию этерификации. 13.Является главной составной частью природного газа. 14.Вещество,имеющее в своем составе карбоксильную группу. 15.Отвечает общей формуле СnH2n+2. 16.Используется для получения растворителей,пластмасс,красителей,лекарственных препаратов
Лаборатория "Экспериментальная"
Задание 1. Определите растворы веществ: фенола и глицерина.
Задание 2. Проведите реакцию,характерную только для муравьиной кислоты в отличие от других предельных одноосновных карбоновых кислот.
Вопрос классу: почему окисляется только муравьиная кислота?
Лаборатория "Экологическая"
Задача 1. Вычислите объем углекислого газа,который накопится в химическом кабинете вместимостью 288 м3,если на каждом из 18 столов за время работы учеников сгорает 2,3 г этилового спирта и поясните, окажет ли он влияние на самочувствие учащихся,работающих в кабинете,если учесть,что объемная доля углекислого газа в атмосферном воздухе составляет 0,03%,а если содержание его выше 4%,то происходит раздражение дыхательных путей,возникает шум в ушах,головная боль. (Ответ:выделившийся углекислый газ не окажет влияния на самочувствие учащихся).
Задача 2. ПДК фенола в местах водопользования составляет 0,001мг/л. Рассчитайте, во сколько раз концентрация фенола будет превышать предельно допустимую,если в водоем вместимостью 104 м3 со сточными водами коксохимического предприятия было сброшено 47 кг фенола?
Решение: 104 м3 = 107 л ; 47 кг = 47 . 106 мг ; 47. 106 мг : 107 л = 4,7 мг/л
4,7 мг/л : 0,001 мг/л = 4700
Ответ: концентрация фенола будет превышать ПДК в 4700 раз
Лаборатория готовой продукции.
Вопросы:
1.Почему глицерин можно применять в качестве добавки в кондитерские кремы? (Глицерин сохраняет сладость кремов,делает их нежнее.Кроме того, он препятствует их засыханию, так как сам не испаряется при комнатной температуре (его температура кипения слишком высока) и не дает испаряться воде,удерживая ее за счет образования водородных связей.
2.Какие области применения глицерина вам еще известны? (Глицерин используется в качестве основ для приготовления мазей,паст,кремов (смягчает кожу),служит исходным веществом для получения нитроглицерина(взрывчатое вещество).В медицине используется 1% спиртовой раствор нитроглицерина как сосудорасширяющее средство ( при лечении сердечно-сосудистых заболеваний).
3.Где применяется хлороформ ( трихлорметан)? ( в смеси с кислородом в концентрации 0,5-1,5% используется в медицине как анестезирующее средство, используется при лечении столбняка,отравлениях соединениями мышьяка; наружно - в качестве раздражающего средства при ревматизме).
4.Какие органические соединения применяются для получения взрывчатых веществ? ( Для этой цели используют толуол,из него реакцией нитрования получают взрывчатое вещество тол( тротил) - 2,4,6-тринитротолуол,его используют для снаряжения боеприпасов,снарядов,мин, торпед,; при нитровании фенола образуется сильное взрывчатое вещество-пикриновая кислота, которая под названием "шилюза" применяется для снаряжения артиллерийских снарядов).
5.Где применяется и какое влияние на организм человека оказывает этиловый спирт? ( В медицине как антисептическое и раздражающее средство, используется для изготовления экстрактов,настоек,в качестве растворителя,для изготовления вино-водочных изделий, в смеси с другими веществами используется как горючее. Влияние на организм:вызывает расширение кровеносных сосудов,угнетает деятельность головного мозга, вызывает нарушение координации движений,приводит к гибели клеток печени и замене их соединительной тканью - церрозу печени,оказывает влияние на все органы и системы органов,приводит к деградации личности).
Лаборатория - допуск к сдаче экзаменов.
Тест.
1.К простым эфирам относится:
а) CH3-COOH б) СН2ОН-СН2ОН в)С2Н5-О-СН3 г)С6Н5-СООС2Н5
2.Наличием двойной связи обусловлена возможность алкенов вспупать в реакции :
а)горения б)замещение водорода на галоген в)дегидрирования г)полимеризации
3.К сложным эфирам относится:
а)глицерин б)этилацетат в)диэтиловый эфир г)метилэтиловый эфир
4.Реакции карбоновых кислот по углеводородному радикалу возможны при их взаимодействии с:
а)основаниями б)солями в)спиртами )галогенами
5.Одноатомные спирты не взаимодействуют с:
а)уксусной кислотой б)металлическим натрием в)метаном г)кислородом
6.Экологически чистым топливом является:
а)водород б)нефть в)природный газ г)бензин
7. 2-метилбутанол-2 образуется при гидратации6
а)СН3-С(СН3)=СН-СН3 б)СН3-СН(СН3)-СН2-СН3
в)СН3-СН=СН-СН3 г)СН3-СН(СН3)-СН=СН2
8.Толуол относится к классу:
а)алкены б)алкадиены в)арены г)циклоалканы
9.При гидрировании алкенов образуются:
а)алканы б)алкины в)алкадиены г)спирты
10.В схеме реакции: NaOH(водн.) + Х = С2Н5ОН + NaCI веществом "Х" является:
а)хлорэтан б)1,2-дибромэтан в)ацетилен г)этаналь
II. Рефлексия.
Учитель: наша экскурсия закончена.Я думаю,что каждый проверил свои знания, умения и решил для себя: 1)Я все знаю 2)Некоторые вопросы мне надо повторить 3)Я больше не знаю,чем знаю 4)Мне лучше не сдавать экзамен по химии 5)Я могу успешно сдать экзамен по химии.
III. Домашнее задание.
1. Написать изомеры для вещества состава С5Н8
2. Написать возможные уравнения реакций между веществами: С6Н6, НNO3, C2H2, CI2, H2O, H2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Строение и классификация органических соединений.Химические реакции в органической химии».
Контрольная работа по теме «Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии»....
Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."
Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....
Контрольная работа по органической химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические соединения"
Контрольная работа по органической химии разработана для учащихся 10 класса (базовый уровень), изучающих химию 1 час в неделю. Работа содержит 16 вариантов....
Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
зачет Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии 10 класс
зачет Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии 10 класс...