урок химии в 8 классе по формированию естественно-научной грамотности
методическая разработка по химии (8 класс)

Зазулина Екатерина Александровна
Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения» 8 класс по учебнику О.С. Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reaktsiya_zameshcheniya_tehnologicheskaya_karta.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения»  

8 класс по учебнику О.С. Габриелян

Цель: дать понятие о сущности реакции замещения и познакомить с понятием об электрохимическом ряде напряжений металлов.

Задачи урока:

Личностные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.

Предметные: раскрыть понятия «реакции замещения, «ряд активности металлов», изучение особенностей взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, воспитание навыков бережного отношения к своему здоровью.

Метапредметные:

Познавательные: смысловое чтение и извлечение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать оценку учителя и выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: уметь формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности.

Образовательные:

– продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;

– экспериментально установить какие реакции являются реакциями замещения;

– начать формирование умения предсказывать продукты реакций замещения;

– дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов.

Развивающие:

– развивать общеучебные умения и навыки: работа по плану; работа с учебником;

– развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

– развивать умение делать самостоятельные выводы;

– развивать внимание учащихся и его свойства: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания; развивать разные виды памяти учащихся: механическую, слуховую и пр.

Воспитательные:

– прививать культуру умственного труда и сотрудничества;

– воспитывать дисциплинированность учащихся;

– воспитывать коллективизм;

– воспитывать чувство ответственности;

– способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: Исследовательский в качестве химического эксперимента, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование и реактивы:

Видеоопыт «Взаимодействие цинка с соляной кислотой», «Взаимодействие меди с кислотой», компьютер, проектор.

Лоток №1: железный гвоздь (скрепка), сульфат меди, пробирки, штатив, бумажная салфетка.

Лоток №2: серебряная пластинка, сульфат меди, пробирки, штатив, бумажная салфетка.

Этапы урока и их содержание

Время (мин.)

Деятельность        

Учителя

Учащихся

I.

Организационный этап

1

Организационная

Сообщают отсутствующих

II.

Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков

Самостоятельная работа по вариантам (задания на карточки). Нужно расставить коэффициенты и определить тип реакции.

Самопроверка по критериям (критерии на слайде)

10

Объясняет задание для самостоятельной работы.

Организует проверку по критериям и параллельно проверка у доски

Самостоятельно выполняют задания в тетради, текст на карточки.

Самопроверка по вариантам.

2 ученика работают у доски

III.

Объяснение нового учебного материала

1. Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества?

Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение?

2.Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения?

Дадим определение реакциям замещение

3. Рассмотрим случаи взаимодействия кислот с металлами

4.Рассмотрим видеоопыт реакции замещения.

А) «Взаимодействие цинка с соляной кислотой».

Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

Учитель ставит проблемный вопрос:

- “А любой ли металл способен вступить в реакцию замещения с кислотой?” – и демонстрирует отсутствие взаимодействия между НСl и Сu. Оказывается, для решения этого вопроса можно воспользоваться – электрохимическим рядом напряжений металлов (можно на этом этапе давать другое определение – ряд активности – просто и понятно): если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет.

Б) «Взаимодействие меди с кислотой»

Выяснение причин отсутствия признаков реакции с медью.

Cu+2HCl= не идёт

Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла

4. Правила взаимодействия кислот с металлами (электрохимический ряд напряжения металлов)

5. Знакомство с правилом № 2 – вытеснение металлов из солей.

Работа по группам по заданиям PISA.

6. Исключение из правил.

Металлы, расположенные до алюминия в водных растворах кислот и солей взаимодействуют с водой и вытесняют из нее водород.

25

1.Выслушивает все мнения, выбирает правильные.

2.Вместе с учащимися разбирает случаи реакций замещений по видеоопыту и правила их написания.

3. Координирует работу учащихся при работе по группам.

4. Помощь в объяснение результатов опытов.

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Записывают общую схему реакции замещения, определение.

3.Запивывают уравнение реакции.

4. выполняют задания по группам.

5. Записывают результаты наблюдений.

6. Краткая запись правил.

IV.

Рефлексия

Что мы изучали сегодня на уроке – реакции замещения.

Какие реакции называются реакциями замещения?

Правило взаимодействия металлов с растворами кислот и солей?

Что было самым сложным? Самым интересным?

3

По вопросам самоконтроля закрепляет пройденный материал. Задает вопросы по изученной теме.

Отвечают на местах на вопросы учителя.

V.

Комментирование и выставление оценок

1

Учитель выставляет оценки учащимся, работающим у доски, на местах. Собирает тетради на проверку.

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

VI.

Домашнее задание

1

Объявляет домашнее задание

Записывают задание в дневник



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»

laquo;Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»...

Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии.

Сформировать  естественно-научную грамотность на уроках химии у учащихся....

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии

В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...

Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.

В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности....