урок химии в 8 классе по формированию естественно-научной грамотности
методическая разработка по химии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsiya_zameshcheniya_tehnologicheskaya_karta.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения»
8 класс по учебнику О.С. Габриелян
Цель: дать понятие о сущности реакции замещения и познакомить с понятием об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Задачи урока:
Личностные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.
Предметные: раскрыть понятия «реакции замещения, «ряд активности металлов», изучение особенностей взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, воспитание навыков бережного отношения к своему здоровью.
Метапредметные:
Познавательные: смысловое чтение и извлечение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать оценку учителя и выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: уметь формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности.
Образовательные:
– продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
– экспериментально установить какие реакции являются реакциями замещения;
– начать формирование умения предсказывать продукты реакций замещения;
– дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающие:
– развивать общеучебные умения и навыки: работа по плану; работа с учебником;
– развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
– развивать умение делать самостоятельные выводы;
– развивать внимание учащихся и его свойства: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания; развивать разные виды памяти учащихся: механическую, слуховую и пр.
Воспитательные:
– прививать культуру умственного труда и сотрудничества;
– воспитывать дисциплинированность учащихся;
– воспитывать коллективизм;
– воспитывать чувство ответственности;
– способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: Исследовательский в качестве химического эксперимента, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование и реактивы:
Видеоопыт «Взаимодействие цинка с соляной кислотой», «Взаимодействие меди с кислотой», компьютер, проектор.
Лоток №1: железный гвоздь (скрепка), сульфат меди, пробирки, штатив, бумажная салфетка.
Лоток №2: серебряная пластинка, сульфат меди, пробирки, штатив, бумажная салфетка.
№ | Этапы урока и их содержание | Время (мин.) | Деятельность | |
Учителя | Учащихся | |||
I. | Организационный этап | 1 | Организационная | Сообщают отсутствующих |
II. | Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков Самостоятельная работа по вариантам (задания на карточки). Нужно расставить коэффициенты и определить тип реакции. Самопроверка по критериям (критерии на слайде) | 10 | Объясняет задание для самостоятельной работы. Организует проверку по критериям и параллельно проверка у доски | Самостоятельно выполняют задания в тетради, текст на карточки. Самопроверка по вариантам. 2 ученика работают у доски |
III. | Объяснение нового учебного материала 1. Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества? Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение? 2.Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения? Дадим определение реакциям замещение 3. Рассмотрим случаи взаимодействия кислот с металлами 4.Рассмотрим видеоопыт реакции замещения. А) «Взаимодействие цинка с соляной кислотой». Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. Zn+2HCl=ZnCl2+H2 Учитель ставит проблемный вопрос: - “А любой ли металл способен вступить в реакцию замещения с кислотой?” – и демонстрирует отсутствие взаимодействия между НСl и Сu. Оказывается, для решения этого вопроса можно воспользоваться – электрохимическим рядом напряжений металлов (можно на этом этапе давать другое определение – ряд активности – просто и понятно): если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет. Б) «Взаимодействие меди с кислотой» Выяснение причин отсутствия признаков реакции с медью. Cu+2HCl= не идёт Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла 4. Правила взаимодействия кислот с металлами (электрохимический ряд напряжения металлов) 5. Знакомство с правилом № 2 – вытеснение металлов из солей. Работа по группам по заданиям PISA. 6. Исключение из правил. Металлы, расположенные до алюминия в водных растворах кислот и солей взаимодействуют с водой и вытесняют из нее водород. | 25 | 1.Выслушивает все мнения, выбирает правильные. 2.Вместе с учащимися разбирает случаи реакций замещений по видеоопыту и правила их написания. 3. Координирует работу учащихся при работе по группам. 4. Помощь в объяснение результатов опытов. | 1.Отвечают на вопросы учителя. 2.Записывают общую схему реакции замещения, определение. 3.Запивывают уравнение реакции. 4. выполняют задания по группам. 5. Записывают результаты наблюдений. 6. Краткая запись правил. |
IV. | Рефлексия Что мы изучали сегодня на уроке – реакции замещения. Какие реакции называются реакциями замещения? Правило взаимодействия металлов с растворами кислот и солей? Что было самым сложным? Самым интересным? | 3 | По вопросам самоконтроля закрепляет пройденный материал. Задает вопросы по изученной теме. | Отвечают на местах на вопросы учителя. |
V. | Комментирование и выставление оценок | 1 | Учитель выставляет оценки учащимся, работающим у доски, на местах. Собирает тетради на проверку. | Учащиеся выставляют оценки в дневник. |
VI. | Домашнее задание | 1 | Объявляет домашнее задание | Записывают задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»
laquo;Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»...
Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии.
Сформировать естественно-научную грамотность на уроках химии у учащихся....
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии
В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...
Формирование естественно-научной функциональной грамотности
Рекомендации...
«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...
Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.
В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности....