«Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»
статья по географии (8, 9, 10, 11 класс)

Хусаинова Алия Ильдусовна

 

«Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл husainova_ai_tri_kita.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках химии и географии»

Хусаинова Алия Ильдусовна (aliyagaraeva25@yandex.ru)

Международная программа по оценке образовательных достижений PISA, каждые 3 года проводит мониторинг формированности функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. В 2018 году Российская Федерация заняла 33 место по количеству баллов среди других стран участниц. Это говорит о том, что российское образование не направлено на применение полученных знаний учащимися в реальной жизни.  Учащиеся учатся, а полученные знания в реальной жизни (при решении конкретных реальных задач) применять не умеют.

Результаты данных исследований наталкивают на мысль, о необходимости работы в данном направлении на уроках химии, географии, биологии, физики, математики. Для формирования естественнонаучной грамотности можно применять различные задания.

Например, в учебнике химии 9 класса О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков (Параграф 11 «Общая характеристика элементов VIIА-группы – галогенов) сказано: Фтор, хлор и бром очень ядовиты. Они вызывают паралич дыхания, поражают кожу и слизистую оболочку глаз.

Вопрос:

Прочитайте текст параграфа №11. Запишите свой ответ на вопрос.

Какое правило техники безопасности необходимо соблюдать при работе со средствами бытовой химии, которые содержат хлор?

При изучении темы «Решение задач на массовую и объемную доли раствора (смеси). Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе», можно дать задание:

Ученица 9 класса Маша, к маминому приходу с работы решила приготовить пироги. Маша нашла рецепт в интернете, где сказано погасить соду уксусом. Долго искала Маша дома уксус, но нашла лишь 70%-уксусную кислоту. Рассчитайте, сколько необходимо Маше взять воды и уксусной кислоты, чтобы получить 4%-уксус?

Данные задания не только мотивируют учащихся, но и повышают познавательный интерес к предмету и формирует функциональную грамотность учащихся.

Литература

  1. Химия. 9 класс.  Авторы:  О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. Москва «Просвещение», 2019 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии.

Сформировать  естественно-научную грамотность на уроках химии у учащихся....

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии

В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Главное не знания, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в миреНедостатки сегодняшнего образованияСущность национальной гр...