Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии
учебно-методическое пособие по химии (9 класс)

Зазулина Екатерина Александровна

В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры заданий:

  1. Научно объяснять явления.

Задание №1.  Определите какой из процессов является химическим, а какой физическим?

1.Горение дров в камине

2.Растворение глауберовой соли в воде

3.Испарение воды из луж

4.Коррозия водопроводных труб

5. Разложение пищи под действием желудочного сока

6. Нагревание сковородки на электрической плите

Ответ: Химические -1,4,5

Задание №2. Дедушка Савелий купил про запас мешок сахара. Сахар простоял 10 лет и с ним не происходило никаких изменений. Внук Сашка решил на свой день рождения угостить друзей. Он нагрел и расплавил весь сахар, получив большой коричневый леденец. Какое это явление? Выберите верное утверждение:

А – физическое явление. Т.к. изменилось только агрегатное состояние сахара, изменение цвета (изменение агрегатного состояния -идет за счет испарение воды, изменение цвета –за счет увеличение содержание углерода)

Б – химическое явление. Т. К. изменился цвет

Ответ: А.

Задание №3 «ХЛОРИРОВАНИЕ ВОДЫ»     

      В одном из сюжетов программы «Доброе утро» телеканала ОРТ ведущий, рассказывая об использовании водопроводной воды, так сформулировал одну из своих мыслей: «Кипячение не убивает хлор в воде». И действительно, для обработки питьевой воды применяют свободный хлор, следы которого остаются в воде в растворённом виде, и мы нередко чувствуем этот запах.
      Свободный хлор (в виде простого вещества) улетучивается даже при отстаивании воды, а тем более при кипячении. Но хлор ещё вступает во взаимодействие с органическими соединениями, которые присутствуют в водопроводной воде. При кипячении воды эти хлорсодержащие соединения практически не разрушаются и могут негативно влиять на организм человека, вызывая изменения в обмене веществ, а также сбой иммунной и гормональной систем.

 Какая характеристика верно отражает физические свойства хлора (н.у.)?

1.нерастворимая в воде жидкость
2.растворимая в воде жидкость
3.нерастворимый в воде газ
4.растворимый в воде газ

Ответ: 4

  1. Понимать естественнонаучное исследование.

Задание №1 ИССЛЕДОВАНИЕ «СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ»
    После того как человек провёл первую химическую реакцию – разжёг костер, ему пришлось задуматься о том, как управлять течением химических реакций. Сегодня человек умеет управлять реакцией: может замедлять нежелательные превращения веществ или ускорять реакции для получения большего количества нужного продукта.

    Скорость химической реакции определяется как изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Известно, что скорость химических реакций зависит от
температуры, концентрации реагирующих веществ, природы реагирующих
веществ, наличия катализатора или ингибитора (вещества, замедляющего
реакцию).
     На уроке химии учащиеся проводили эксперименты с целью определить факторы, которые влияют на скорость различных реакций. Они провели несколько опытов.
Опыт 1 . Ученики взяли 10 г соляной кислоты с массовой долей вещества
20% и опустили в этот раствор гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.
Опыт 2 . К соляной кислоте из первого опыта добавили 30 г воды. Затем
отобрали 10 г получившегося раствора и опустили гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.
1) В каком из опытов ученики наблюдали более интенсивное выделение газа?
2) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали
учащиеся?
А – Опыт 1. Концентрация реагирующих веществ

Б – Опыт 2. Площадь соприкосновения реагирующих веществ

Ответ: А

Задание №2 В 5 пронумерованных пробирках находятся растворы:

1. хлорида калия;

2. карбоната натрия;

3. хлорида бария;

4. сульфата магния;

5. нитрата серебра.

Как не используя других реактивов определить в какой пробирке находится каждое из веществ. Ответ оформите в виде таблицы и составьте уравнение реакций.

Ответ:

Раствор соли

KCl

Na2CO3

BaCl2

MgSO4

AgNO3

KCl

Na2CO3

BaCl2

MgSO4

↓помутнение

AgNO3

↓помутнение

1. KCl+ AgNO3=AgCl↓ + KNO3                                                    

2. Na2CO3 + BaCl2 = BaCO3↓ + 2 NaCl                                        

3. Na2CO3 + 2 AgNO3 = Ag2CO3↓ + 2 NaNO3                                

4. Na2CO3 + MgSO4 = MgCO3↓ + Na2SO4                                        

5. BaCl2 + MgSO4 = BaSO4↓ + MgCl2                        

6. BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ +Ba(NO3)2                                        

7. MgSO4 + 2AgNO3 = Ag2SO4↓ + Mg(NO3)2                                

  1. Научно интерпретировать данные и использовать доказательства для выводов.  

Задание №1 ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КАЛИЙ
        Калий – это замечательный металл, который относится к группе щелочных металлов. Замечателен он потому, что из-за высокой химической активности хранится под слоем керосина, режется ножом, скользит по воде и реагирует с ней.
     При этом реакция сопровождается воспламенением и взрывами. А если в воду добавить фенолфталеин, то раствор окрасится в розовый цвет. Высокая химическая активность калия иллюстрируется его положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Но в этом случае речь пойдёт о калии как химическом элементе.

    Так, например, он является одним из трёх базовых элементов, которые необходимы для роста растений наряду с азотом и фосфором. Калий в качестве важного элемента
калийных удобрений позитивно влияет на развитие и плодовитость растения. Калий также необходим для нормальной жизнедеятельности нервных клеток, так как участвует в передаче нервных импульсов. При всем важном значении калия следует заметить, что опасным является как дефицит калия, так и его избыточное содержание. Средняя суточная потребность человека в калии – 3,5 г. Для пополнения запасов калия в питание включают, например, курагу, морскую капусту, орехи, бобовые, злаки.

       Восполнит ли суточную потребность человека в калии употребление 150 г кураги, если известно, что в 100 г кураги содержится 2,034 г калия?
Приведите расчёты.

  1. Да, восполнит
  2. Нет, не восполнит

Ответ: 2

100 г – 2,034 г
150 г – Х г → Х = 150 · 2,034 / 100 = 3,051 г
m(K) в 150 г кураги равна 3,051 г, что меньше 3,5 г

Задание №2 На некоторой даче в летний сезон был хороший урожай черной смородины. Все домашние успели вдоволь полакомиться ягодами, а их излишек захотели сохранить на зиму. Как известно, врачи диетологи советуют практически всем ограничить потребление рафинированного (очищенного) сахара. Однако, считается, что без него невозможно заготовить на зиму многие ягоды и фрукты. Очень популярен рецепт «сырого варенья» из черной смородины, для приготовления которого большинство хозяек смешивает 1 кг протертых ягод с 2 кг сахарного песка. Известно, что сахар проявляет консервирующее свойство при концентрации не менее 70%. Почему врачи диетологи советуют ограничить потребление сахара. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ из предложенных:

А. Сахар – очень дорогой продукт;

Б. Чрезмерное употребление сахара приводит к желудочно-кишечным заболеваниям.

В. Молекулы сахара имеют большие размеры и поэтому препятствуют обменным процессам в организме.

Г. При регулярном излишнем употреблении сахара развивается болезнь сахарный диабет.

Ответ: В. Г

Задание №3 Коррозия металлов.

К железной трубе присоединили антенну, сделанную из:

а) алюминия;

б) меди.

Какой металл повлияет на процесс коррозии трубы? Объясните происходящие явления.

Ответ: Б - медь, слабее железа. Начнёт разрушаться труба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса

  Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...

Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии

Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии...

как разработать задания по формированию естественно-научной грамотности

Прежде чем разрабатывать задания нужно понимать, что такое естественно- научная грамотность и какие компетенции она включает.Итак давайте разберемся.Естественнонаучная грамотность – это способно...

Примеры заданий на формирование естественно-научной грамотности

Примеры заданий на формирование естественно-научной грамотности...

Рабочая программа по биологии 9 класс по ФГОС -3 с заданиями по формированию естественно-научной грамотности

К каждому уроку подобраны задания по формированю естественно-научной грамотности из PIsa...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...