Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии
учебно-методическое пособие по химии (9 класс)
В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания по формированию естественно-научной грамотности | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры заданий:
- Научно объяснять явления.
Задание №1. Определите какой из процессов является химическим, а какой физическим?
1.Горение дров в камине
2.Растворение глауберовой соли в воде
3.Испарение воды из луж
4.Коррозия водопроводных труб
5. Разложение пищи под действием желудочного сока
6. Нагревание сковородки на электрической плите
Ответ: Химические -1,4,5
Задание №2. Дедушка Савелий купил про запас мешок сахара. Сахар простоял 10 лет и с ним не происходило никаких изменений. Внук Сашка решил на свой день рождения угостить друзей. Он нагрел и расплавил весь сахар, получив большой коричневый леденец. Какое это явление? Выберите верное утверждение:
А – физическое явление. Т.к. изменилось только агрегатное состояние сахара, изменение цвета (изменение агрегатного состояния -идет за счет испарение воды, изменение цвета –за счет увеличение содержание углерода)
Б – химическое явление. Т. К. изменился цвет
Ответ: А.
Задание №3 «ХЛОРИРОВАНИЕ ВОДЫ»
В одном из сюжетов программы «Доброе утро» телеканала ОРТ ведущий, рассказывая об использовании водопроводной воды, так сформулировал одну из своих мыслей: «Кипячение не убивает хлор в воде». И действительно, для обработки питьевой воды применяют свободный хлор, следы которого остаются в воде в растворённом виде, и мы нередко чувствуем этот запах.
Свободный хлор (в виде простого вещества) улетучивается даже при отстаивании воды, а тем более при кипячении. Но хлор ещё вступает во взаимодействие с органическими соединениями, которые присутствуют в водопроводной воде. При кипячении воды эти хлорсодержащие соединения практически не разрушаются и могут негативно влиять на организм человека, вызывая изменения в обмене веществ, а также сбой иммунной и гормональной систем.
Какая характеристика верно отражает физические свойства хлора (н.у.)?
1.нерастворимая в воде жидкость
2.растворимая в воде жидкость
3.нерастворимый в воде газ
4.растворимый в воде газ
Ответ: 4
- Понимать естественнонаучное исследование.
Задание №1 ИССЛЕДОВАНИЕ «СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ»
После того как человек провёл первую химическую реакцию – разжёг костер, ему пришлось задуматься о том, как управлять течением химических реакций. Сегодня человек умеет управлять реакцией: может замедлять нежелательные превращения веществ или ускорять реакции для получения большего количества нужного продукта.
Скорость химической реакции определяется как изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Известно, что скорость химических реакций зависит от
температуры, концентрации реагирующих веществ, природы реагирующих
веществ, наличия катализатора или ингибитора (вещества, замедляющего
реакцию).
На уроке химии учащиеся проводили эксперименты с целью определить факторы, которые влияют на скорость различных реакций. Они провели несколько опытов.
Опыт 1 . Ученики взяли 10 г соляной кислоты с массовой долей вещества
20% и опустили в этот раствор гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.
Опыт 2 . К соляной кислоте из первого опыта добавили 30 г воды. Затем
отобрали 10 г получившегося раствора и опустили гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.
1) В каком из опытов ученики наблюдали более интенсивное выделение газа?
2) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали
учащиеся?
А – Опыт 1. Концентрация реагирующих веществ
Б – Опыт 2. Площадь соприкосновения реагирующих веществ
Ответ: А
Задание №2 В 5 пронумерованных пробирках находятся растворы:
1. хлорида калия;
2. карбоната натрия;
3. хлорида бария;
4. сульфата магния;
5. нитрата серебра.
Как не используя других реактивов определить в какой пробирке находится каждое из веществ. Ответ оформите в виде таблицы и составьте уравнение реакций.
Ответ:
Раствор соли | KCl | Na2CO3 | BaCl2 | MgSO4 | AgNO3 |
KCl | – | – | – | ↓ | |
Na2CO3 | – | ↓ | ↓ | ↓ | |
BaCl2 | – | ↓ | ↓ | ↓ | |
MgSO4 | – | ↓ | ↓ | ↓помутнение | |
AgNO3 | ↓ | ↓ | ↓ | ↓помутнение |
1. KCl+ AgNO3=AgCl↓ + KNO3
2. Na2CO3 + BaCl2 = BaCO3↓ + 2 NaCl
3. Na2CO3 + 2 AgNO3 = Ag2CO3↓ + 2 NaNO3
4. Na2CO3 + MgSO4 = MgCO3↓ + Na2SO4
5. BaCl2 + MgSO4 = BaSO4↓ + MgCl2
6. BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ +Ba(NO3)2
7. MgSO4 + 2AgNO3 = Ag2SO4↓ + Mg(NO3)2
- Научно интерпретировать данные и использовать доказательства для выводов.
Задание №1 ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КАЛИЙ
Калий – это замечательный металл, который относится к группе щелочных металлов. Замечателен он потому, что из-за высокой химической активности хранится под слоем керосина, режется ножом, скользит по воде и реагирует с ней.
При этом реакция сопровождается воспламенением и взрывами. А если в воду добавить фенолфталеин, то раствор окрасится в розовый цвет. Высокая химическая активность калия иллюстрируется его положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Но в этом случае речь пойдёт о калии как химическом элементе.
Так, например, он является одним из трёх базовых элементов, которые необходимы для роста растений наряду с азотом и фосфором. Калий в качестве важного элемента
калийных удобрений позитивно влияет на развитие и плодовитость растения. Калий также необходим для нормальной жизнедеятельности нервных клеток, так как участвует в передаче нервных импульсов. При всем важном значении калия следует заметить, что опасным является как дефицит калия, так и его избыточное содержание. Средняя суточная потребность человека в калии – 3,5 г. Для пополнения запасов калия в питание включают, например, курагу, морскую капусту, орехи, бобовые, злаки.
Восполнит ли суточную потребность человека в калии употребление 150 г кураги, если известно, что в 100 г кураги содержится 2,034 г калия?
Приведите расчёты.
- Да, восполнит
- Нет, не восполнит
Ответ: 2
100 г – 2,034 г
150 г – Х г → Х = 150 · 2,034 / 100 = 3,051 г
m(K) в 150 г кураги равна 3,051 г, что меньше 3,5 г
Задание №2 На некоторой даче в летний сезон был хороший урожай черной смородины. Все домашние успели вдоволь полакомиться ягодами, а их излишек захотели сохранить на зиму. Как известно, врачи диетологи советуют практически всем ограничить потребление рафинированного (очищенного) сахара. Однако, считается, что без него невозможно заготовить на зиму многие ягоды и фрукты. Очень популярен рецепт «сырого варенья» из черной смородины, для приготовления которого большинство хозяек смешивает 1 кг протертых ягод с 2 кг сахарного песка. Известно, что сахар проявляет консервирующее свойство при концентрации не менее 70%. Почему врачи диетологи советуют ограничить потребление сахара. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ из предложенных:
А. Сахар – очень дорогой продукт;
Б. Чрезмерное употребление сахара приводит к желудочно-кишечным заболеваниям.
В. Молекулы сахара имеют большие размеры и поэтому препятствуют обменным процессам в организме.
Г. При регулярном излишнем употреблении сахара развивается болезнь сахарный диабет.
Ответ: В. Г
Задание №3 Коррозия металлов.
К железной трубе присоединили антенну, сделанную из:
а) алюминия;
б) меди.
Какой металл повлияет на процесс коррозии трубы? Объясните происходящие явления.
Ответ: Б - медь, слабее железа. Начнёт разрушаться труба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...
Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии
Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии...
как разработать задания по формированию естественно-научной грамотности
Прежде чем разрабатывать задания нужно понимать, что такое естественно- научная грамотность и какие компетенции она включает.Итак давайте разберемся.Естественнонаучная грамотность – это способно...
Примеры заданий на формирование естественно-научной грамотности
Примеры заданий на формирование естественно-научной грамотности...
Рабочая программа по биологии 9 класс по ФГОС -3 с заданиями по формированию естественно-научной грамотности
К каждому уроку подобраны задания по формированю естественно-научной грамотности из PIsa...
Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...
- Мне нравится (1)