Кейс. Дыхание растений.
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Методическая разработка включает задания на развитие функцтональной грамотности обучающихся. Задания носят интегрированный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys._dyhanie_rasteniy.docx415.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание растений.

Известный физик Антуан Лавуазье с 1774 г проводил ряд экспериментов, с помощью которых он пытался определить состав воздуха и роль газов в нем. В 1776 г. он показал, что при горении угля и алмаза образуется один и тот же газ, известный тогда под названием «фиксированный воздух». А. Лавуазье нашел, что этот газ состоит из угля и кислорода. В 1777 г. им было исследовано горение органических веществ и установлено, что спирт, эфир, воск образуют при сгорании также «фиксированный воздух». Количественный состав углекислого газа (28 % С и 72 % О) был определен А. Лавуазье в 1781 г. Тогда же он ввел названия «кислород» и «углекислота». 

ЛАВ ПРИБ ВОЗД.jpg

Прибор Лавуазье для определения состава воздуха и выяснения причины увеличения в весе металлов при прокаливании.

Задание 1. Какой газ А. Лавуазье называл «фиксированный воздух»?

__________________________________________________________________

Задание 2. Вы все видели, как горят дрова в костре или печке. При горении выделяется большое количество энергии в виде тепла и света. Откуда она берется?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/02/21/camp-fire-on-logs-of-wood-vector-10090221.jpgГорение сходно с дыханием. Но горение протекает более бурно, с выделением большого количества энергии. При дыхании разложение веществ происходит постепенно в несколько этапов, на каждом из них выделяется небольшое количество энергии, которую растения используют на рост, развитие и другие процесс жизнедеятельности. Дыхание - это медленно текущее горение питательных веществ в живом организме.

Задание 3. Как вы считаете, каким газом дышат растения?

А. Углекислым газом.  В. Кислородом

Г. Азотом                       Д. Ни чем из перечисленного

Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они её получают.

Проведем эксперимент. Положим в одну из стеклянных банок свежесрезанные побеги растения, в другую — корнеплоды моркови, а в третью — 30–40 набухших семян гороха или фасоли (в сухих семенах процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень медленно). Закроем все банки пластмассовыми крышками и поставим их в тёмное место.

 Проверим через сутки, как изменился в них состав воздуха. Для этого опустим в каждую из банок зажжённую свечу. Во всех банках свечи гаснут.

pic121.png

Задание 4. Объясните полученные результаты. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для того, чтобы доказать, что при дыхании растений действительно выделяется углекислый газ, можно провести еще один опыт.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07c2/00028c49-8a1895e6/img10.jpg

Задание 5. Рассмотрите рисунок.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) 

Накройте комнатное растение и стакан стеклянным колпаком.

2) 

Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3) 

Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4) 

Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5) 

Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

____________________________________________________________________________

Компетенции.

Задание1. Анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Здесь необходимо проанализировать все, что исследовал А. Лавуазье и  сделать вывод.

Задание 2-4. Научно объяснять явления.

Задание 5. Моделирование экспериментальной деятельности.

Ответы. Задание 1.  Углекислый газ.

Задание. 2. При горении органические  вещества взаимодействуют с кислородом. Сложные органические вещества окисляются, в результате образуется углекислый газ  и вода.

Задание 3.  В. Кислородом. Так как для всех жизненных процессов необходима энергия, а единственный газ, который сжигает органические вещества клетки – это кислород.

Задание 4. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат. Особенно интенсивно идёт процесс дыхания в молодых тканях и органах растения, так как для деления и роста клеток, образования цветков и плодов требуется много кислорода.

Следовательно, побеги, корнеплоды и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в воздухе банки кислород и увеличили в нём содержание углекислого газа.

Вывод: при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Задание 5. 52134


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

Урок биологии для 6 класса "Дыхание растения"

Урок разработан для преподавания по ФГОС. В разработке представлено применение на уроке всех УУД....

дыхание растений. урок. биология 6 класс.

"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием  проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"...

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

Презентация к уроку "Дыхание растений"

Презентация к уроку биологии  6 класс "Дыхание растений"...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...