Степень окисления
методическая разработка по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Степень окисления
Химиком ты можешь и не быть,
Но знать её основы ты обязан!
Дьердви
Цель: на основе знаний образования ковалентной полярной и ионной связей ввести понятия «бинарные соединения», «химическая номенклатура», «степень окисления»; способствовать усвоению обучающимися этих понятий; развивать навыки логического мышления (анализ, синтез); воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: Таблица Менделеева, таблица растворимости, инструктивные карточки и карточки – задания.
Ход урока (Урок усвоения новых знаний)
|. Сообщение темы и задач урока:
- научиться определять степени окисления,
- составлять формулы с учетом степеней окисления,
- научиться называть бинарные соединения.
||. Работа у доски на повторение материала 1 четверти – 2 человека. Составить схему образования связи для HCl и NaCl. Определить тип связи. Учитель дополняет запись на доске : H2, HCl, NaCl, Ca. Определить заряды атомов в этих соединениях. (Ответ: Н02, так как связь ковалентная неполярная, т.е без смещения электронной пары; у Са0 т.к. атом в целом электронейтральная частица; заряды наблюдаются у НСl (ковалентная полярная связь) и Na +Cl- (ионная связь).
Na0 –1e → Na+
Атом отдал ион
Cl 02 +2e → 2Cl-
Атом принял ион
В случае ионных соединений ( NaCl) происходит отрыв электронов от атома металла к атому неметалла и образуются ионы. А в случае ковалентной полярной связи (HCl) происходит лишь смещение электронов в сторону более электроотрицательного элемента. Если бы электрон полностью перешел к атому хлора, тогда какие бы заряды приобрели атомы этих элементов? (Школьники догадываются, что заряды были +1 у (Н) и -1 у (Cl), следовательно, H+ Cl-
Такие условные заряды называют степенью окисления. Вводится понятие степени окисления. (обращение к учебнику стр. – пояснение термина и запись в тетради).
Обозначение степени окисления и ионов (с использованием таблицы растворимости).
N a+ ион N +a степень окисления (С.О)
Заряженные частицы
Al3+ ион A +3l степень окисления (С.О)
Задание на доске N +a2 S-2, M +2g3N -32, H 02, C +7r2O -27. Скажите, что обозначено здесь – степень окисления или ионы?
Какие значения может иметь степень окисления?
Работа в тетрадях. Положительное значение степени окисления имеет тот атом, который отдал электроны другому атому ( см. выше пример с натрием). Максимальную положительную степень окисления имеют металлы главных подгрупп |, ||, ||| группы: первой группы +1, второй +2, третьей +3.
Отрицательное значение степени окисления имеет тот атом, который принял электроны от другого атома ( см. выше пример с хлором). Минимальная степень окисления равна
8 « - » номер группы.
У водорода степень окисления +1, кроме соединений с металлами ( N +аН- ), у кислорода -2, кроме соединений с фтором ( O +2F -2) и пероксидах (N +а2О -12).
Нулевые степени окисления у атомов в свободном состоянии, т.е. не в соединениях, и в молекулах простых веществ с неполярной ковалентной связью Н2, О2, N2, F2, Cl2, Br2, J2.
Суммарная степень окисления в соединениях равна нулю.
Физминутка:
Потянули руки,
Распрямили плечи,
Поразмяли мышцы,
Сразу стало легче.
Шеей покрутили, -
Что-то захрустело.
Обо всём забыли,
Отдыхает тело.
Пальцы очень сильно
В кулаках сожмите,
После свои пальцы
Резко распрямите.
Кисти рук устали?
Тоже им поможем.
Ну-ка, повращаем,
Кто насколько сможет.
Повернулись влево,
Повернулись вправо.
Руки же вдоль тела,
И начнём сначала.
Потянули ноги,
Распрямили плечи,
Поразмяли мышцы,
Чувствуем – нам легче.
Запись на доске: N2O3 . Как определить степени окисления у химических элементов – объяснение учителя:
1. Определение степени окисления начинать с того элемента, у которого с.о. известна, или является постоянной (металлы главных подгрупп |, ||, |||).
2.Умножить эту с.о.на индекс атома (-2) *3 = -6
3.Полученное число разделить на индекс второго элемента (-6) / 2 = -3
4.Записать полученную с. о. с противоположным знаком. N+3 2O -23 .
Закрепление материала - индивидуальные задания: Cr2O7, N2O5, K2O, Fe2O3 Определить степени окисления у химических элементов с использованием инструктивных карточек (см. приложение 1).
|||. Учитель обобщает и дополняет: рассмотренные вещества состоят из 2-ух элементов – это бинарные соединения. (обращение к учебнику – пояснение термина). Принципы химической классификации впервые были разработаны фр. Учеными Лавуазье, Бертолле в 1785 г. В настоящее время организация называется Международный Союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК). По Международной номенклатуре названия бинарных соединений образуют из двух слов ---- названий химических элементов, входящих в их состав, причем используют латинские названия элементов. Первым называют наиболее электроотрицательный элемент (неметалл) в именительном падеже с суффиксом –ид. Второе слово --- это наименее электроотрицательный элемент (или металл ) в родительном падеже. А записывают – в обратном порядке: вначале элемент с положительным значением С.О., а затем с отрицательным. Например: NaCl--- хлорид натрия, KH------- гидрид калия, CuO------ оксид меди, Na2S--------- сульфид натрия. Более подробно названия бинарных соединений будем изучать на следующих уроках при знакомстве с классами неорганических соединений.
Индивидуально – выполнение упр. №2 а) и б). Назвать бинарные соединения.
IV Работа по карточкам в парах. «Крестики – нолики». Зачеркните ряд соединений, где все вещества имеют степень окисления +1 и -1 - для одной пары, где кислород имеет степень окисления -2. (приложение 2)
Групповая работа:
Составить формулы: хлоридов марганца (||) и ( IV ).
Выводы: Степень окисления может принимать значения: «+», «-» или «0».
Степень окисления может быть постоянной или переменной.
Д/з § 17. Упр.№1 и №2 в) и г).
Итог урока. Выставление оценок.
Приложение 1
Алгоритм определения степени окисления
1. Определение степени окисления начинать с того элемента, у которого с.о. известна, или является постоянной (металлы главных подгрупп |, ||, |||).
2.Умножить эту с.о. на индекс атома (-2) *3 = -6
3.Полученное число разделить на индекс второго элемента (-6) / 2 = -3
4.Записать полученную с. о. с противоположным знаком. N+3 2O -23 .
Приложение 2
«Крестики – нолики».
Зачеркните ряд соединений, где все вещества имеют степень окисления +1 и -1 .
«Крестики – нолики».
Зачеркните ряд соединений, где кислород имеет степень окисления -2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Степень окисления"
Данную презентацию можно использовать в 8 классе при изучении темы "Степень окисления" по программе О.С.Габриеляна...
Презентация по теме "Степень окисления"
Презентация к уроку химии по теме "Степень окисления" в 8 классе. В презентацию входит материал по бинарным соединениям. Поэтому в зависимости от уровня подготовки класса, можно разбить содержание на ...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"
Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....
Контрольная по теме "Степень окисления"
Котрольная по теме "Степень окисления"- 7-8 класс...
методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"
Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...
Химия-8. "Степень окисления"
Этот урок был разработан для программы О.С.Габриеляна, а затем немного модернизирован под программу И.И.Новошинского. Тема"Степень окисления" очень важна в курсе 8 класса, поэтому я постаралась провес...