методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химических элементов". Непонимание этого вопроса приведёт к тому, что учащиеся не смогут составлять формулы сложных вещств и так далее. Пробовала разные формы объяснения этого материала, остановилась на этой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepn_okisleniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МОУ «Поярковская СОШ №2»

                   Тема урока

                                                               

                                            урок составила:  учитель

                                            химии   Захарова Ирина

                                                            Валерьевна

                                              Поярково  2009г.

Тема урока «Степень окисления».

Цель: дать понятие степени окисления.

Задачи: научить рассчитывать степени окисления по формулам бинарных  соединений.

Составлять химические формулы по степени окисления.

                                         Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Анализ самостоятельной работы.
  3. Изучение новой темы.

Учитель предлагает ученикам вспомнить типы химической связи и привести пример каждого типа. Учащиеся называют ковалентную полярную и неполярную связь, ионную и металлическую. Приводят примеры связей . Водород - ковалентная неполярная связь; вода - ковалентная полярная связь; поваренная соль – ионная связь; железо- металлическая связь. Далее учащиеся вместе с учителем вспоминают механизм образования ковалентной и ионной связей (слайд). Затем учитель просит учеников определить заряды всех атомов в молекулах соединений, ребята выполняют задание и делают вывод о том, что в молекулах образованных ковалентной неполярной связью атомы имеют нулевой заряд потому, что молекулы образованны одинаковыми атомами и общая электронная пара расположена ровно посередине между двумя атомами . В молекуле хлороводорода общая электронная пара смещена в сторону хлора ,как более элекроотрицательного элемента, следовательно, атом водорода приобретает частично положительный заряд, а атом хлора частично отрицательный заряд. А в молекуле поваренной соли  атом натрия полностью отдаёт свой электрон с внешнего уровня и он переходит к хлору, как более электроотрицательному элементу, без образования общей электронной пары. В этом  случае образуются ионы. Положительный ион натрия и отрицательный ион хлора. Далее учитель предлагает ученикам представить, что и в молекуле хлороводорода электрон водорода полностью перешёл к хлору, тогда какие заряды приобретут атомы? Ученики определяют заряд водорода +1 и заряд хлора -1, потому что водород отдаёт электрон, а хлор принимает. Учитель сообщает ученикам, что такие условные заряды называют степенью окисления и просит записать в тетрадь определение (слайд).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что степень окисления очень важное понятие в химии. Зная степень окисления элемента можно составить формулу химического соединения. Определить степень окисления можно по положению элемента в периодической системе химических элементов. Для определения степени окисления и составления формул химических соединений нужно знать определённые правила (слайд). Учитель  просит учащихся записать правила.

  1. В соединениях отрицательное значение с.о. имеют элементы с большим значением электроотрицательности, а положительное значение с меньшим значением электроотрицательности.
  2. Есть элементы с постоянным и переменным значением степени окисления:

а) Металлы всегда имеют положительное значение с.о. У металлов 1,2,3 групп главных подгрупп значение с. о. соответствует номеру группы.

б) Элемент фтор всегда имеет степень окисления  -1.

Элементы с переменным значением с.о.:

а) Все остальные металлы

б) Почти все неметаллы

в) Кислород почти всегда имеет с.о. -2, искл. соединение с фтором +2

г) Водород в соединении с металлами имеет отрицательное значение с.о., в соединении с неметаллами  положительное значение с.о.

д) Сера в соединении с водородом и металлами имеет с.о.  -2

  1. Нулевое значение с.о. имеют атомы в молекулах простых веществ и  свободные атомы.
  2. Сумма положительных и отрицательных зарядов в молекуле всегда равна нулю.
  3. Чтобы рассчитать с.о. одного элемента в соединении нужно знать с.о. другого элемента.

Каждое правило учитель обязательно поясняет примером.

Далее учитель возвращается к началу урока, обращает внимание учащихся на формулы уже знакомых им соединений, а конкретно на их количественный состав. Учащиеся сравнивают молекулы водорода, хлороводорода и поваренной соли. Делают вывод , что водород это простое вещество, а хлороводород и поваренная соль сложные вещества, которые состоят из двух химических элементов. Учитель даёт определение бинарных соединений и разъясняет порядок записи элементов в бинарных соединениях (слайд). После этого учитель знакомит учащихся с номенклатурой бинарных соединений (слайд). Учащиеся  делают соответствующие записи в тетрадях.

  1. Закрепление изученного материала.

Определите степени окисления элементов в соединениях и дайте названия веществам: NO, NO2 ,CuCl2 ,BaH2 ,MgF2 ,Al2S3

Составьте формулы соединений: хлорид калия; сульфид калия; оксид натрия; гидрид меди; хлорид магния.

Учитель проверяет выполнение задания, обращает внимание учеников на допущенные ошибки, вместе с ребятами делает исправления. Подводит итог урока.

  1. Д/з  пар №17 , письменно№2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока химии для учащихся 9 классов.

Основания в свете электролитической диссоциации....