программа внеурочной деятельности "Красная метка"
рабочая программа по химии (5 класс)

Морозова Ирина Александровна

Академик Н.Н. Моисеев говорил: «Одним из важнейших элементов нового стандарта мышления должно стать экологическое мышление». Именно так, ведь ФГОС позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования УУД, которыми должны овладеть учащиеся.

Согласно ФГОС, у учащихся должны формироваться личностные УУД экологической направленности: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

Но к сожалению, изучение предметов химии и биологии не решает в полной мере всех задач экологического образования, поэтому перед учителем стоит важная роль в направлении экологического мышления. 

Для реализации экологического подхода была составлена программа для учащихся 5 классов «Красная метка».

Цель - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Углубить знакомство с основами предметов химия и экология.
  2. Усвоить знания о взаимоотношении человека и природы.
  3. Развить опыт коллективного взаимодействия
  4. Создать условия для творческой самореализации и саморазвития учащихся.

5. Привить любовь к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnaya_metka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Красная метка»

1 Пояснительная записка

Академик Н.Н. Моисеев говорил: «Одним из важнейших элементов нового стандарта мышления должно стать экологическое мышление». Именно так, ведь ФГОС позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования УУД, которыми должны овладеть учащиеся.

Согласно ФГОС, у учащихся должны формироваться личностные УУД экологической направленности: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

Но к сожалению, изучение предметов химии и биологии не решает в полной мере всех задач экологического образования, поэтому перед учителем стоит важная роль в направлении экологического мышления.  

Для реализации экологического подхода была составлена программа для учащихся 5 классов «Красная метка».

Цель - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Углубить знакомство с основами предметов химия и экология.
  2. Усвоить знания о взаимоотношении человека и природы.
  3. Развить опыт коллективного взаимодействия
  4. Создать условия для творческой самореализации и саморазвития учащихся.

5. Привить любовь к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды.

Ожидаемый результат:                                                          

а) владение системными знаниями об экологии и проблемах современности, способах их разрешения;

б) воспитанность по отношению к природе, экологически целесообразное поведение, стремление к активной охране и восстановлению окружающей природной среды.

в) способность к анализу экологических ситуаций и  альтернативному мышлению в выборе способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.

Общие сведенья о кружке:

При знакомстве с данным курсом учащиеся смогут:

1) рассмотреть взаимосвязи химии и экологии,

2) сформировать представление о причинах и последствиях антропогенного фактора,

3) о мерах защиты природы,

4) о перспективных направлениях химии в решении ряда экологических проблем.  

вид кружка

переменного состава

возраст и количество кружковцев

11-12 лет, 10 человек

количество занятий

1 часа в неделю, 35 часов в учебный год

2 Тематический план

Название раздела, тема

кол-во часов

Вид занятия,

I. Введение

1. Что изучает экология

1

Беседа. Викторина

2. Химия и человек.

1

Беседа. Викторина

3. Отходы и способы очистки

1

Дискуссия

II. Основы международного экологического права

1. Международные природоохранные организации

1

Сообщения. Презентация своей организации

2. Химия и охрана окружающей среды

1

Круглый стол

III. Экология водных ресурсов

1. Вода — бесценное богатство.

1

Беседа. Викторина

2. Загрязнение воды.

1

Сообщение. Презентация

3. Операция чистая вода. Методы очистки проводниковой воды

1

ТБ. Практическая работа

V. Природоохранные акции

  1. Елочка

1

Акция

  1. Чистое село

1

Акции

V. Химия и атмосфера

1. Воздушный океан.

1

Беседа. Викторина

2. Влияние человека на атмосферу

1

Сообщение. Презентация

3. Атмосфера — внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы.

1

Беседа. Викторина

4. Анализ атмосферного воздуха. Атмосфера в классе. Экология жилища и здоровье человека.

1

ТБ. Практическая работа

VI. Природоохранные акции

  1. Кормушки

1

Акции

VII. Химия и литосфера

1. Недра Земли

1

Беседа. Викторина

2. Полезные ископаемые

1

Экскурсия

3. Почва. Что посеешь, то и пожнешь.

1

Беседа. Викторина

4. Промышленные и бытовые отходы

1

Игра

VIII. Природоохранные акции

  1. Внимание «первоцветы»

1

Акции

IX. Круговорот химических элементов

1. Круговорот элементов преобладающих в атмосфере

1

Беседа. Презентация

2. Круговорот серы и фосфора

1

Беседа. Презентация

3. Накопление нитратов в растениях и влияние на здоровье.

1

Беседа. Презентация

X. Задачи с экологическим содержанием

11ч

1. Экологический фольклор «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы»

1

Заочная экскурсия

2. Творческие задания «Гармония природы и человека – путь в будущее»:

- Экологические традиции

- «Песни – голос души» (помощь птицам)

- «Помощь братьям нашим меньшим» (помощь кошкам, собакам)

- Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях.

- Моё   участие   в   охране   окружающей   природной среды.

- Выпуск газеты «Это нужно знать»

8

Подготовка проектов

3. Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний

1

Круглый стол

  1. Защита проектов

1

Защита проектов

XI. Анализ проделанной работы за курс 5 класса

Круглый стол

35 часов

Техническое оснащение программы.

  1. Типовое здание школы.
  2. Компьютеры, принтер, сканер.
  3. Медиапроектор, смарт доска
  4. Стенды для выставок.

Необходимая материальная база.

  1. Инструменты для проведения исследовательской деятельности

Воспитательные мероприятия:

  • дидактические игры и игровые моменты на занятиях;
  • акции;
  • экскурсии;
  • коллективные творческие дела,
  • дискуссия,
  • защита презентаций, сообщений, проектов,
  • практическая и лабораторная работа.

Работа с родителями:

  • анкетирование «Мнение о кружке»;
  • посещение занятий родителями;
  • участие в опросах, проводимых учащимися, по сбору материала и другой информации;
  • помощь при оформлении проектов самих учащихся;
  • индивидуальные беседы.

Список используемой литературы:

  1. Ашмихина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: Агар, 2000.
  2. Богатырева Н.А., Леоненко Н.И. Химия Земли и экология. М., 1997.
  3. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда. М.: НПЦ, “Экология и образование”, 1992.
  4. Дежкин В.В. Беседы об экологии. М.: МНЭПУ, 1998.
  5. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 1996.
  6. Дневник юного исследователя. М., 1990.
  7. Миллер Тайлер. Жизнь в окружающей среде в 3 частях. М.: Прогресс, Пангея, 1993.
  8. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1972.
  9. Пуртова Е.Е., Смирнова Е.В. Проблемы твердых бытовых отходов. М., 2000.
  10. Смирнов А.Д. Очистка природных и сточных вод. М., 1989.
  11. Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. Вода в природе и техногенных системах. М., 2000.
  12. Чельцов-Бебутов А.М. Экология птиц. М.: Московский университет, 1982.
  13. Экзарьян В.Н. Охрана окружающей среды. М., 1969.
  14. Красная книга Республики Коми
  15. Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.
  16. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фёдоров А.В. Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России, М.: Аргус, 1994
  17. Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.
  18. Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2002
  19. ХотунцевЮ.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001 - с. 163


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Меткий стрелок »

Программа злективного курса "Меткий стрелок" для 8 класса...

Авторская рабочая программа спортивной секции "Меткий стрелок" на 140 часов

Программа расчитана на работу с детьми 12-17 лет. Расчитана на три года . В материалах присутствует пояснительная записка, содержание программы, учебно- тематическое планирование....

Спортивно-оздоровительная программа дополнительного образования «Меткий стрелок»

Учебно-тематическое планирование кружка «Меткий стрелок»....

Рабочая программа дополнительного образования Меткий стрелок 7-11 классы

Рабочая программа дополнительного образования Меткий стрелок 7-11 классы...

Программа внеурочной деятельности "Меткое слово русской речи"

Глубокое изучение фразеологии:от теории к практике. Пополнение активного словаря обучающихся фразеологическми оборотами....