Курс по выбору "Химия в задачах" для обучающихся 9 класса химико-биологического профиля
методическая разработка по химии (9 класс)
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация.Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам. Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 9-го химико-биологического класса, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют интерес к химии. На изучение курса отводится 33 часа; 1 час в неделю. Курс предусматривает решение наиболее сложных задач, в том числе, комбинированного характера. Данный курс в условиях предпрофильной подготовки предшествует элективному предмету "Решение химических задач", изучаемому в 10-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_himiya_v_zadachah.docx | 112.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Курс по выбору «Химия в задачах»
для обучающихся 9Г класса химико-биологического профиля
Учитель химии
высшей квалификационной категории
Куземина Людмила Алексеевна
Смоленск, 2019
Содержание
- Пояснительная записка:
- роль задач в курсе химии;
- введение курса «Химия в задачах» в учебный процесс;
- цель и задачи курса;
- планируемые результаты.
- Рекомендации для учащихся.
- Рекомендации для учителя.
- Тематическое планирование.
- Технологическая карта курса «Химия в задачах».
- Литература.
- Приложения:
- представление химической задачи как учебной ситуации социально-контекстного содержания;
- обзор задач, предлагаемых учащимся для решения;
- задачи с экологическим содержанием.
Умение решать задачи есть искусство,
приобретающееся практикой.
Д.Пойа
Пояснительная записка
Роль задач в курсе химии.
Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теории и методов химии, направленных на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.
Решение задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии; успешно реализует основной дидактический принцип единства обучения, воспитания и развития.
Включение задач в учебный процесс даёт возможность:
- формировать УУД;
- моделировать реальные процессы и ситуации;
- развивать творческое мышление, интеллект, воображение;
- осуществлять связь обучения с жизнью;
- понять, что химические знания являются неотъемлемой частью мировоззрения современного человека и необходимы для понимания процессов, происходящих в природе и обществе.
При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом.
Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы.
В ходе решения задач идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знания), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
При решении химических задач учащиеся приобретают знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, химические процессы и т.д.).
Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии.
Задачи являются объективным средством контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Введение курса «Химия в задачах» в учебный процесс.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам. Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 9-ого химико-биологического класса, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют интерес к химии.
На изучение курса отводится 33 часа; 1 час в неделю.
Курс базируется на знаниях, получаемых обучающимися при изучении химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время, для успешной реализации курса, необходимо, чтобы учащиеся владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач; умели применять при их решении физические и химические законы.
Курс предусматривает решение наиболее сложных задач, в том числе, комбинированного характера.
Данный курс в условиях предпрофильной подготовки предшествует элективному предмету «Решение химических задач», изучаемому в 10-11 классах.
Цель курса: Способствовать формированию необходимых умений и навыков для решения расчетных задач по курсу неорганической химии; развитию познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса
воспитательные:
- способствовать воспитанию социально-успешной личности;
- создать условия для формирования у учащихся коммуникативных способностей в процессе совместной работы.
развивающие:
- создать условия для развития логического мышления учащихся;
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач;
обучающие:
- создать условия для освоения выбранного предмета на повышенном уровне с ориентацией на подготовку к сдаче экзамена в форме ГИА;
- исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач; находить способы решения комбинированных задач;
- способствовать формированию навыков решения задач различных типов;
- формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
Планируемые результаты:
Личностные - принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; социальных и межличностных отношений
Метапредметные.
коммуникативные:
- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
- развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- управлять своим поведением (контроль, саморегуляция, оценка своего действия).
регулятивные:
- планировать решение учебной задачи;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- прогнозировать результат и уровень усвоения;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план;
познавательные:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи.
. Предметные – ученик должен знать:
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач;
- способы решения задач различных типов.
уметь:
- решать задачи различных типов, в том числе, повышенной сложности;
- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
- владеть химической терминологией;
- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач;
- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение.
Оценка деятельности учащихся
- Оценка деятельности учащихся проводится путем установления степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения.
- Оценка результатов учебной работы дается в виде содержательных оценочных суждений, что в значительной степени способствует формированию рефлексии, так как рефлексия (умение оценить самого себя) как в жизнедеятельности, так и в учебной деятельности - показатель интеллектуального и личностного развития.
- Объектом оценивания может быть не только результат, но и процесс деятельности, оценка может использоваться как вознаграждение за трудолюбие, прилежание, продвижение.
- Основанием оценки может быть критерий относительной успешности.
Рекомендации для учащихся.
Умение решать задачи – не врождённая способность
и развить её можно только систематически решая задачи.
При решении задач соблюдайте следующую последовательность:
- Прежде всего, вникните в условие задачи, прочитав текст не менее двух раз; четко определите: что – дано, что – нужно найти, есть ли избыточные данные и почему они приведены;
- Уясните термины, встречающиеся в условии, а так же цель, с которой предложена данная задача; кратко запишите её условие;
- Если после ознакомления с условием задачи, она покажется вам не решаемой, проговорите про себя её содержание своими словами, сформулируйте различные вопросы к ней таким образом, чтобы полностью уяснить её содержание;
- Наметьте наиболее рациональный путь решения задачи, вычлените основные этапы его; по возможности проделайте алгебраические преобразования и выведите формулу для выполнения расчёта.
Решая задачи самостоятельно, выполняйте следующие рекомендации:
- описывайте ход решения задачи, письменно ставьте вопросы, формулируйте выводы;
- старайтесь проявить творчество — ищите нестандартные пути решения задач, более оптимальную и наглядную форму записи;
- при решении задач используйте все свои знания не только по химии, но и по другим предметам;
- оцените полученный результат, ответив на вопрос: "может ли искомая величина иметь такое значение?";
- в формулы расчета подставляйте физические величины с указанием их единиц измерения – это помогает уяснить физический смысл получаемой величины и оценить правильность решения задачи;
- имейте в виду, что при решении задачи рассуждения можно строить двумя путями:
- от содержания задачи к вопросы, т.е. от известных величин к неизвестным (синтетический путь анализа);
- от искомой величины к известной (аналитический путь) и выбирайте способ решения в зависимости от своего склада мышления.
Рекомендации для учителя.
- При реализации программы следует использовать дифференцированный подход.
- Учащиеся должны научиться не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задач, критически анализировать условие и возможные пути решения.
- Форма контроля: отчёт по решённым задачам.
- Представление химической задачи как учебной ситуации социально-контекстного содержания. (Приложение 1)
- Обзор задач. (Приложение 2)
- Задачи с экологическим содержанием. (Приложение 3)
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы занятий | Кол-во часов |
1. 2. |
Основные величины, используемые при количественных расчетах в курсе химии. Взаимосвязь физических величин | 2 |
3. 4. |
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям с учетом примесей, содержащихся в исходных веществах. Вычисления по химическим уравнениям: учет примесей, содержащихся в исходных веществах. | 2 |
5. 6. 7. |
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям при условии, что один из реагентов дан в избытке. Вычисления по химическим уравнениям при условии, что один из реагентов дан в избытке. Решения задач на избыток одного из реагентов. | 3 |
8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям с участием веществ, находящихся в растворах. Действия с растворами, сопровождающиеся протеканием химических реакций. Алгоритм решения задач на определение состава соли. Вычисления по химическим уравнениям на определение состава соли в качестве одного из продуктов реакции. Решение задач на определение состава соли. Алгоритм решения задач на определение массовых долей веществ в конечном растворе. Вычисления по химическим уравнениям на определение массовых долей веществ в конечном растворе. Решение задач на определение массовых долей веществ в конечном растворе. | 8 |
16. 17. 18. 19. 20. |
Алгоритм решения задач по определение количественного состава смеси веществ. Решение задач на определение количественного состава смеси веществ. Алгоритм решения задач на определение количественного состава смеси веществ алгебраическим методом. Вычисления по химическим уравнениям на определение количественного состава смеси веществ алгебраическим методом. Решение задач на определение количественного состава смеси веществ алгебраическим методом. | 5 |
21. 22. 23. 24. 25. 26. |
Алгоритм решения задач по термохимическим уравнениям. Расчеты по термохимическим уравнениям. Алгоритм решения задач на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисления по химическим уравнениям: учет относительного выхода продукта реакции. Химические расчеты при многостадийном синтезе: относительные выходы продуктов принимаются равными 100%. Решение задач при многостадийном синтезе. | 6 |
27-32 |
| 6 |
33-34 |
| 2 |
Раздел | Расчеты с помощью химических формул (2) | |
Цель | Совершенствовать навыки проводить расчеты по химическим формулам. | |
Основное содержание темы | Основные физические величины, используемые в химических расчетах. | |
Термины и понятия | Количество вещества; молярная масса; масса; молярный объем; объем; массовая доля элементов в химическом соединении. | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Раздел | Учет примесей, содержащихся в исходных веществах (2) | |
Цели |
| |
Основное содержание темы | Определение массы примесей в веществе; массы чистого вещества; вычисление массовой доли чистого вещества или доли примесей. Расчеты по уравнениям химических реакций. | |
Термины и понятия | Техническое вещество; чистое вещество; примеси; массовая доля примесей; массовая доля чистого вещества; химическая реакция; химическое уравнение. | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Раздел | Реагенты взяты в избытке (3) | |
Цели |
| |
Основное содержание темы | Определение вещества, которое дано в избытке. Расчет по веществу, которое полностью вступает в реакцию. Расчеты по управлениям химических реакций. | |
Термины и понятия | Реагент дан в избытке; вещество полностью вступает в реакцию; химическая реакция; химическое уравнение. | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Раздел | Процессы, протекающие в растворах (8) | |
Цели |
| |
Основное содержание темы | Растворы веществ. Определение массы вещества в растворе. Признаки и условия протекания химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Определение количеств веществ и сравнение полученных результатов с целью установления состава соли. Нахождение массы конечного раствора. Вычисление массовой доли вещества в растворе. | |
Термины и понятия | Раствор; массовая доля растворенного вещества; масса раствора; объем раствора; плотность; химическая реакция; химическое уравнение. Кислая соль; средняя соль; Масса конечного раствора; массовая доля растворенного вещества. | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Раздел | Смеси веществ (5) | |
Цели |
| |
Основное содержание темы | Смесь веществ. Определение массы или объёма вещества в смеси (количественное и процентное). Расчеты по уравнениям химических реакций. | |
Термины и понятия | Смесь веществ; массовая доля веществ в смеси; химическая реакция; химическое уравнение. | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Раздел | Основы химической технологии (6) | |
Цель |
| |
Основное содержание темы | Составление термохимических реакций; определение количества теплоты. Вычисления массы или объема продукта реакции от теоретически возможного. Химические расчеты при многостадийном синтезе. | |
Термины и понятия | тепловой эффект химических реакций; термохимические уравнения; экзо- и эндотермические реакции; массовая (объемная) доля выхода продукта от теоретически возможного; масса практическая; масса теоретическая; многостадийный синтез. | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Раздел | Практикум по решению задачи (6) | |
Цель |
| |
Основное содержание темы | расчеты по уравнениям химических реакций с использованием изученных алгоритмов решения задач. | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Раздел | Задачи с экологическим содержанием (2) | |
Цель | формирование экологических знаний | |
Основное содержание темы | влияние химических соединений на самочувствие учащихся; исследование состава крови; влияние отдельных химических элементов или соединений на живые организмы | |
Термины и понятия | Вещество; атомы; ионы; постоянная Авогадро | |
Образовательные результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Учебно-методическое обеспечение
- Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко Сборник задач по химии. Москва «Новая волна»,2005
- Н.Л. Глинка,Задачи и упражнения по общей химии. Москва «Новая Волна»,2000
- Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремин 2500 задач по химии. Москва «Экзамен»,2006
- Я.Л. Гольдфарб, Ю.В.Ходаков Сборник задач и упражнений по химии. Москва «Просвещение», 1998
- А.В. Артемов, С.С.Дерябина Школьные олимпиады (химия). Москва «Айрис-Пресс»,2009
Приложение 1
Представление химической задачи как учебной ситуации социально-контекстного содержания
Представление и решение учебной ситуации (в качестве основы учебного модуля) строится по схеме рефлексивной самоорганизации личности.
- Действие, в котором возникло затруднение.
- Фиксирование затруднения.
- Анализ этапов действия и определение места затруднения.
- Определение причины затруднения.
- Постановка целей и проектирование.
- Реализация намеченного.
- Анализ и коррекция результатов.
Пример представления задачи на определение средней или кислой соли в качестве одного из продуктов реакции как учебную ситуацию.
- Действие, в котором возникло затруднение.
- Проблема составления уравнений химических реакций растворения основного оксида в щелочи или кислотного оксида в кислоте.
- Проблема: составлять уравнения химических реакций взаимодействия основания и кислот или производить расчеты количеств веществ, вступивших в реакцию.
- Фиксирование затруднения.
Какую соль выбрать: среднюю или кислую?
- Анализ этапов действия и определение места затруднения.
Этапы химического моделирования:
- составление химической модели:
- уравнения Ʋ состав соли конечный результат
- Ʋ состав соли уравнение конечный результат
- работа с химической моделью:
- составление всех возможных уравнений химических реакций; расчеты Ʋ реагирующих веществ; сравнение полученных результатов; вывод формулы соли;
- расчеты Ʋ реагирующих веществ; сравнение полученных результатов; вывод формулы соли; составление уравнения химической реакции;
- ответ на вопрос задачи.
- Определение причины затруднения:
- если основание дано в избытке, то образуется средняя соль и вода;
- если основание дано в недостатке, то образуется кислая соль.
- Постановка целей и проектирование.
I этап
Цель: определение механизма протекания процесса.
Проектирование: прочтение условия задачи, соотнесение задачи химическим свойствам основных или кислотных оксидов; составление схемы протекающих процессов; составления уравнения химической реакции.
II этап
Цель: определение состава соли.
Проектирование: прочтение условия задачи и соотнесение задачи выбранной модели.
III этап
Цель: провести расчеты по выбранной модели.
Проектирование: определение формул для расчетов; подбор к ним рациональных методов решения; сравнение полученных результатов и определение состава соли.
IV этап
Цель: ответить на вопрос задачи.
Проектирование: определение уравнения реакции для конечных расчетов.
- Реализация намеченного
Оформление решения задачи с выделением этапов химического моделирования.
- Анализ и коррекция результатов
Учащиеся анализируют достижение целей и осуществляют примерную оценку полученных результатов.
Пример. Оксид фосфора (V) массой 1,42 г растворили в 60 г 8,2% ортофосфорной кислоты и полученный раствор прокипятили. Какая соль, и в каком количестве (г) образуется, если к полученному раствору добавить 3,92 г гидроксида калия?
Дано: Решение:
+ H2O
m (P2O5) = 1.45г I этап P2O5 +
m р-ра (H3PO4) = 60г H3PO4
ɷ = 8,2% P2O5 + 3Н2О 2Н3РО4
m (КОН) = 3,92г II этап
Ʋ состав соли уравнение реакции
M (соли) – ? конечный результат
III этап
m 1,42г
Ʋ (P2O5) = М = 142г/моль = 0,01 моль
Ʋ (Н3РО4) = 2 Ʋ (P2O5) = 0,02 моль
m m р-ра · ɷ 60г · 0,082
Ʋ (Н3РО4) = М = М = 98г/моль =
= 0,05 моль
Ʋобщ (Н3РО4) = 0,07 моль
m 3,92г
Ʋ (КОН) = М = 56 г/моль = 0,07 моль
Ʋ (Н3РО4) : Ʋ (КОН) = 0,07 : 0,07 = 1 : 1
кислая соль КН2РО4
IV этап
КОН + Н3РО4 КН2РО4 + Н2О
m (КН2РО4) = М · Ʋ
Ʋ (КН2РО4) = Ʋ (КОН) или Ʋ (Н3РО4) = 0,07 моль
m (КН2РО4) = 136 г/моль · 0,07 моль = 9,52 г
Ответ: m (КН2РО4) = 9,52 г
Решение
+ H2O
I этап P2O5 +
Н3РО4
P2O5 + 3Н2О 2 Н3РО4
II этап
Уравнения реакции Ʋ состав соли конечный результат
3КОН + Н3РО4 К3РО4 + 3Н2О (1)
2КОН + Н3РО4 К2НРО4 + 2Н2О (2)
КОН + Н3РО4 КН2РО4 + Н2О (3)
III этап
m 1,42 г
Ʋ (P2O5) = М = 142 г/моль = 0,01 моль
Ʋ (Н3РО4) = 2 Ʋ (P2O5) = 0,02 моль
по уравнению
m m р-ра · ɷ 60г · 0,082
Ʋ (Н3РО4) = М = М = 98 г/моль = 0,05 моль
Ʋ общ (Н3РО4) = 0,07 моль
m 3,92 г
Ʋ (КОН) = М = 56 г/моль = 0,07 моль
Ʋ (Н3РО4) : Ʋ (КОН) = 0,07 : 0,07 = 1 : 1 расчет по 3-ему уравнению реакции КН2РО4
IV этап
m (КН2РО4) = М · Ʋ
Ʋ (КН2РО4) = Ʋ (КОН) или Ʋ (Н3РО4) = 0,07 моль
m (КН2РО4) = 136 г/моль · 0,07 моль = 9,52 г
Ответ: m (КН2РО4) = 9,52 г
Приложение 2
Обзор задач, предлагаемых учащимся для решения:
- На нейтрализацию 40% раствора серной кислоты затратили 5 мл 40% раствора гидроксида калия (ρ =1,4г/мл). Вычислите массу раствора серной кислоты.
- Какой объём 20% раствора азотной кислоты (ρ = 1,15 г/мл) необходим для растворения 250 г известняка, содержащего 20% примесей?
- К 100 мл 10,6% раствора хлорида кальция (ρ =1,05г/мл) добавили 30мл 38,55% раствора карбоната натрия (ρ =1,1г/мл). Вычислите массу образовавшегося осадка.
- Оксид фосфора (V) массой 1,42 г растворили в 60 г 8,2% ортофосфорной кислоты и полученный раствор прокипятили. Какая соль, и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 3,92г гидроксида калия?
- К 400 мл раствора серной кислоты, с массовой долей H2S04 20% (ρ = 1,14г/мл) добавили 300мл раствора гидроксида калия с массовой долей КОН 18% (ρ =1,11г/мл). Какова среда полученного раствора? Вычислите массовую долю соли в образовавшемся растворе.
- 1,44г металла растворили в 20мл 20% раствора соляной кислоты (ρ = 1,95г/мл) при этом образуется соль, в которой металл двухвалентен. Весь образовавшийся водород прореагировал с 3,2 оксида металлов с валентностью равной III. Определите оба металла.
- Сплав магния и алюминия массой 5 г обработали раствором гидроксида натрия; при этом выделилось 3,36 л газа (н.у.). Определите массовую долю магния (в %) в сплаве.
- При взаимодействии 8 г смеси магния и железа с соляной кислотой выделилось 4,48 л водорода (н.у.). Сколько граммов железа и магния содержится в смеси?
- Для реакции 3,9 г смеси алюминия и магния с соляной кислотой потребовалось 139,5 мл 10% -ного раствора соляной кислоты (ρ = 1,047 г/мл). Определить массовую долю (в %) алюминия в смеси.
- Путем сжигания серы получено 32г оксида серы (IV), при этом выделилось 146,3 КДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
- Вычислите объём аммиака (н.у.) который образуется при взаимодействии 56л азота с таким же объёмом водорода, если выход продукта реакции составил 80% от теоретически возможного.
- Три газа перемешали в замкнутом объеме и взорвали. Какова массовая доля (в %) образовавшейся при этом кислоты, если первый газ был получен действием на 42,9 г цинка избытком соляной кислоты, второй газ – термическим разложением 51 г нитрата натрия, а третий газ – действием на 5,22 г оксида марганца(IV) избытка соляной кислоты.
Приложение 3
Задачи с экологическим содержанием
Химическая задача с экологическим содержанием – объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы (условие и требование), раскрытие отношения между которыми на основе законов и методов химии приводит к познавательному результату, развитию экологического мышления. В каждой такой задаче описано химическое явление или процесс, при этом рассматривается лишь определенная его сторона, связанная с экологией (например, влияние на организм человека).
Химические задачи с экологическим содержанием создаются с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе.
В условия задач могут быть включены следующие проблемы:
- двойственная роль химии – она, с одной стороны, служит человеку и природе, а с другой – приводит к нарушению биогеохимических процессов при неразумном использовании её достижений человеком;
- влияние отдельных химических элементов и их соединений на живые организмы;
- технологическое несовершенство производства, связанное с многостадийностью химических процессов, накоплением отходов, появлением побочных продуктов, попаданием вредных веществ в природную среду;
- физиологическое воздействие отходов химической промышленности на человека и животных в рамках системы «человек - производство – природа».
В данный курс, рассчитанный на учащихся 9-го химико-биологического класса, включены задачи, иллюстрирующие влияние отдельных химических элементов или соединений на живые организмы.
Примеры задач
- В лабораторных спиртовках этиловый спирт сгорает с выделением углекислого газа и воды. Вычислите объем СО2 (н.у.) который накопился в химическом кабинете вместимостью 288 м2, если на каждом из 15 столов за время работы сгорает 2,3 г спирта (С2Н5ОН). Рассчитайте объемную долю выделившегося СО2 и поясните, окажет ли он влияние на самочувствие учащихся, работающих в кабинете, если учесть, что объемная доля СО2 в атмосферном воздухе составляет 0,03%; а если его содержание выше 4%, то происходит раздражение дыхательных путей, возникают шум в ушах, головная боль.
- Сколько атомов железа в гемоглобине крови среднего человека (70 кг), если масса этих атомов равна 3 г?
- Клинический анализ крови человека показывает, что 100 мл её содержится 180 мг калия и 6,5 мг кальция. Сколько атомов калия и кальция содержится в крови взрослого человека, если усредненный её объем составляет 5 л?
- В плазме крови человека соотношение числа молей ионов натрия, калия, кальция строго постоянно и составляет 25 : 1 : 0,5 (это важнейший индикатор здоровья, его изменение сигнализирует о заболевании). Сколько молей этих ионов содержится в крови здорового человека, если масса ионов натрия в ней равна 10 г?
- В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Много ли молекул HCl оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?
Таким образом, включение химических задач с экологическим содержанием в учебный процесс развивает творческие способности учащихся, т.к. моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интеллект к поисковой активности.
Отсюда следует, что использование задач с экологическим содержанием на уроках и во внеурочное время – необходимое условие развития учащихся, формирование экологического мышления и здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-иематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль.
Календарно-тематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль. УМК "Алгебра 10 клас. Профильный уровень. Автор А.Г.Мордкович" Солгасно федеральному базисному плану на изучени...
Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...
Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля
Раздел «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...
Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.
Ситуации способствующие развитию креативности. Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение...
Рабочая программа .Для 11 классов химико-биологического, информационно-математического профилей
По учебном плану Лицея № 20 на изучение физики в 11 химико-биологическом и информационно-математическом классах отводится 136 часов в год, так как физика в этих профилях является предметом, смежным с ...
организация проектной деятельности в классах химико-биологического профиля
В статье приведены примеры авторских проектов для учащихся старших классов профильной школы....
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля
Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического п...