Технологическая карта к открытому уроку по теме "Массовая доля растворенного вещества"
картотека по химии (8 класс)
массовая доля, доля, процент, концентрация раствора, разбавленный раствор, концентрированный раствор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_massovaya_dolya_veshchestva.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Химия |
Класс | 8 |
Тип урока | Комбинированный |
Технология построения урока | Технология критического мышления через проблемные ситуации посредством опытов. |
Тема | «Массовая доля растворенного вещества». |
Цель | Используя межпредметные связи, сформировать у школьников осознанное понимание явления растворения, познакомить с понятием «концентрация», «процент", "массовая доля растворенного вещества"; применение их в математике и химии; рассмотреть моделирование и решение типовых задач. |
Задачи | Образовательная задача: сформировать понятия «раствор», «растворитель», «массовая доля растворённого вещества»; показать, как изменяется процентное содержание веществ в растворе при добавлении растворителя или растворяемого вещества, научить рассчитывать процентное содержание веществ в растворе; Развивающая задача: продолжить развитие у учащихся основных приёмов мышления (умение анализировать, сравнивать, синтезировать) Воспитательная задача: продолжить работу по формированию научного мировоззрения. |
Основные термины, понятия | Массовая доля растворенного вещества в растворе, масса растворенного вещества, масса раствора, масса растворителя, проценты. |
Демонстрации | «содержание вещества в растворе», «разбавленный раствор». |
Оборудование и реактивы | Химические стаканы, стеклянная палочка, раствор перманганата калия, раствор хлорида меди, раздаточный материал, презентация, экран |
Межпредметные связи | Математика |
Методы | Объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение;, наглядно-иллюстративные (демонстрационный опыт) |
Формы организации | Фронтальная, индивидуальная, групповая, активный диалог, беседа, фронтальный опрос |
Планируемый результат | |
Предметные умения Приобретение знания о растворах, массовой доли вещества в растворе. Формирование умения решать задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. | Личностные УУД: формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений, навыков самостоятельной работы, определять ценность, полученных знаний о массовой доле. Регулятивные УУД: продолжение формирования умений выполнять задание учителя, волевая саморегуляция; Познавательные УУД: формирование умений работать с информацией, развитие познавательной активности, формирование умений строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт. Коммуникативные УУД: формирование умений работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии. |
Ход урока
Этап (ход) урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1. Организационный этап | Приветствие, создание положительного эмоционального настроя. Проверка готовности учащихся к уроку. | Настраиваются на урок. | Устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в парах. | Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения | Готовятся к началу урока. Умение преобразовывать теорию в практику. | Умение формулировать ответ. | Принятие социальной роли обучающегося |
2. Этап актуализация | - Возьмём стаканчик с надписью «соль» добавим воду; размешаем. Что мы с вами получили? (Раствор). - Из чего состоит наш раствор? (из растворённого вещества и растворителя) - Что в нём является растворителем, а что растворённым веществом? (растворённое вещество - соль; растворитель — вода) - Главный признак раствора? (однородность) Слайд 1 | Осмысливают материал | Настраиваются на решение проблемы | Сотрудничество учителя и ученика | Отвечая на вопросы, готовятся к поиску проблемы | Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое. | Проявляют интерес к новому. |
3. Этап постановки проблемы урока. | Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир растворов. Разнообразный мир растворов окружает нас со всех сторон. Растворы «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нём разобраться с точки зрения таких великих наук, как химия и математика. - Давайте вспомним, с какими растворами мы встречаемся в своей жизни. (Называют: рассол, соки, сиропы и т. д..) Проблемная ситуация. В 5 классе на уроках математики вы изучали понятие «доля». Что такое доля? (часть от целого). Демонстрационный опыт 1 Предлагается к рассмотрению два химических стакана, в которых содержится по 100 г раствора голубого цвета (медный купорос), причем один раствор заметно светлее. Учитель объясняет различие интенсивности окраски разным содержанием растворенного вещества в растворе: в первом стакане растворено 5 г вещества, а во втором стакане – 15 г вещества. - Как вы думаете, в чем различие этих 2х растворов? в чем различие интенсивности окраски? | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Поиск и выделение необходимой информации. | Планирование учебного сотрудничества. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Учащиеся записывают в тетрадь | Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое. |
4. Этап построения выхода из затруднения | Смотрим на наш раствор и думаем, что здесь целое? (раствор) Что является частью? (раств вещетсво) Если есть целое и часть, что мы можем определить (долю) Долю чего? (раств вещества в растворе) Долю какую (массовую, т.к. соль берется в единицах массы) - Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока. Цель нашего урока: позн-ся с понятием массовая доля вещества. Для того чтобы грамотно выразить различия этих и других растворов, будем в дальнейшем пользоваться понятием «концентрация раствора» или «массовая доля вещества». Итак Тема урока: «Массовая доля растворенного вещества. Слайд 2 | Составление плана работы. | Работают в парах. | Сотрудничество учителя и ученика | Составляют план для добывания новых знаний | Оценивают объективные трудности и возможности самостоятельной деятельности. Учащиеся записывают в тетрадь. | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы |
5. Этап изучения нового материала | Физминутка (проводит 2-3 мин) Слайд 3 Глубоко вздохнули: Вот, мы набрали кислород. Выдохнув их легких чистых Газ уходит углекислый. Руки вверх, потом вперед – Не поймать нам водород! Руки в стороны, ходить. Будем с химией дружить.
Состав раствора может быть выражен качественно и количественно. Для качественного характера растворов используют понятие разбавленный раствор и концентрированный раствор (демонстрационный опыт 2) «Разбавленный раствор» Предлагается рассмотреть два химических стакана с растворами. В первом стакане находится 100 г раствора, а во втором – 150 г раствора. Раствор во втором стакане заметно бледнее (это может быть раствор перманганата калия или любой другой яркий раствор). В каждом стакане содержится одинаковое по массе количество растворенного вещества – по 5 г. Однако в первом стакане раствор более концентрированный, а во втором стакане – разбавленный. Для количественной оценки состава раствора используют понятие «масовая доля растворенного вещества» Масовая доля растворенного вещества - это отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора. m(вещества) m(вещества) W= --------- 100% или W = --------- m(раствора) m(раствора) W -массовая доля растворенного вещества (выражается в процентах или в долях) Используя шаблон решите задачу. Слайд 4 | Умение структурировать знания. Установление причинно-следственных связей. | Умение работать с учебником в парах; осуществлять самопроверку. Решать задачи по предложенному алгоритму. | Умение слушать собеседника; работать с текстом; выражать свои мысли. Понимание возможности существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Планирование учебного сотрудничества;.добывание новых знаний. | Умение формулировать ответ записывать его в тетрадь. | Умение самостоятельно добывать знания |
6. Этап первичного закрепления | Задание 1. продолжите предложения 1. Раствор состоит из… 2. Растворителем может быть…. 3. Для того чтобы приготовить раствор заданной концентрации необходимо знать…. 4. Раствор, в котором содержится мало растворенного вещества, называют … 5. Раствор, в котором содержится много растворенного вещества, называют Слайд 5 | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; | Применение полученных знаний. | Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. | Отвечать на поставленный вопрос; аргументировать планировать учебное сотрудничество. | Закрепляют полученные знания. | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Учитель предлагает 1) решить задачу 2) проверить друг у друга 3) проанализировать ошибки Задание 2. В 513 г дистиллированной воды растворили 27 г соли . вычислите массовую долю (в процентах) растворенного вещества в полученном растворе. Слайд 7 | Применять полученные знания. Решать задачи по предложенному алгоритму. | Работают в парах. | Умение проводить взаимопроверку | Умение преобразовывать теорию в практику. | Предвосхищение результата и уровня усвоения. | Закрепляют полученные знания. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | На следующем уроке мы продолжим решать задачи на растворы разными методами. Оценки Запишим домашнее задание §34 в.6,7 стр. 117 Слайд 8 | Осмысливают задание | Задают уточняющие вопросы. | Умение слушать | Анализировать. Умение полно и точно выражать свои мысли. | Учащиеся записывают д/з в дневник | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | А теперь закончим предложения Сегодня на уроке я узнал… Вызвало затруднение….. Мне это пригодится…. Слайд 9 Урок окончен.Спасибо за урок! | Участвуют в обсуждении. | Осознанно подводят итоги. Умение структурировать знания. | Отвечают на вопросы учителя. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме. | Осуществляют самооценку. | Умение правильно оценивать выполнение действий. |
Раздаточный материал
ФИО_________________________________________________________________________
Задание 1. Продолжите предложения (5 балл)
1. Раствор состоит из ___________________________
2. Растворителем может быть _______________________________
3. Для того чтобы приготовить раствор заданной концентрации необходимо знать_______________
4. Раствор, в котором содержится мало растворенного вещества, называют _______________
5. Раствор, в котором содержится много растворенного вещества, называют _________________
Полученный бал за 1 задание_______
Задание 2. 2 балла (1балл- если формулы нашли правильно, 1 балл – если ответ правильный)
1) решить задачу № 4 с. 116
2) проверить друг у друга
3) проанализировать ошибки
Полученный бал за решение задачи №4 с.116_______
Пример решения задачи. При выпаривании раствора массой 500 г образовалась 25 г кристаллической соли. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе.
Алгоритм
Вычисление массовой доли вещества в растворе
Последовательность выполнения действий | Оформление решения задачи (пример) | Оформление решения задачи |
1. Запишем условие задачи с помощью соответствующих обозначений | Дано: m (р-ра) =500 г m (в-ва) =25 г w = ? | |
2. Запишем формулу для расчета массовой доли вещества в растворе | Решение: w = m (в-ва) / m (р-ра) | |
3. Подставим цифровые данные в эту формулу и произведем расчет | w = 25/500 = 0,05 | |
4. Выразим массовую долю растворенного вещества в процентах – умножим десятичную дробь на 100, перенеся запятую на два знака вправо | 0,05·100=5% | |
5. Запишем ответ | Ответ: w = 5% |
7 балл – «5», 6 балл – «4» , 5 балл – «3».
Балл______ Оценка______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к открытому уроку в 8 классе "Экология и окружающая среда"
Технологическая крта к открытому уроку по английскому языку в 8 классе по теме "Экология и окружающая среда"...
Технологическая карта к открытому уроку по теме "Является ли русский язык международным?"
Урок проведён в 7а классе МБОУ "СОШ№21 г.Элисты" по УМК "Английский с удовольствием - 7" М.З.Биболетовой с использованием материалов ФЦИОР, материлами учащихся,подготовленными в ходе проектной д...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Технологическая карта для открытого урока в 4 классе.
План–конспект открытого урока по физической культуреМБОУ СОШ №10Тема урока: Спринтерский бег, эстафетный бег.Класс: 5Дата проведения: 8.04.15г.Учитель: Холод В.С.Цели: Развитие двигательных качеств: в...
Технологическая карта к открытому уроку английского языка по теме "Одежда"
В данном документе содержится полное описание и ход открытого урока...
Технологическая карта-конспект открытого урока английского языка
Технологическая карта-конспект урока английского языка в 6 классе по теме "Семья", УМК: М.З.БиболетоваЦель урока : Развитие навыков критического мышления посредством чтения в формате ГИА....
Технологическая карта к открытому уроку по осетинскому языку. Тема урока:«Зондӕй хъӕздыг – удӕй хъӕздыг».
Тема урока:«Зондӕй хъӕздыг – удӕй хъӕздыг»....