Технологическая карта к открытому уроку по теме "Массовая доля растворенного вещества"
картотека по химии (8 класс)

Монгун-оол Айырана Айдыновна

массовая доля, доля, процент, концентрация раствора, разбавленный раствор, концентрированный раствор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_massovaya_dolya_veshchestva.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Химия

Класс

8

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

Технология критического мышления через проблемные ситуации посредством опытов.

Тема

«Массовая доля растворенного вещества».

Цель

Используя межпредметные связи, сформировать у школьников осознанное понимание явления растворения, познакомить с понятием «концентрация», «процент", "массовая доля растворенного вещества"; применение их в математике и химии; рассмотреть моделирование и решение типовых задач.

Задачи

Образовательная задача: сформировать понятия «раствор», «растворитель», «массовая доля растворённого вещества»; показать, как изменяется процентное содержание веществ  в растворе при добавлении растворителя или растворяемого вещества, научить рассчитывать процентное содержание веществ в растворе;

Развивающая задача: продолжить развитие у учащихся основных приёмов мышления (умение анализировать, сравнивать, синтезировать)        

Воспитательная задача: продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Основные термины, понятия

Массовая доля растворенного вещества в  растворе, масса растворенного вещества, масса раствора, масса

растворителя, проценты.

Демонстрации

«содержание вещества в растворе», «разбавленный раствор».

Оборудование и реактивы

Химические стаканы, стеклянная палочка, раствор перманганата калия, раствор хлорида меди, раздаточный материал, презентация, экран

Межпредметные связи

Математика

Методы

Объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение;, наглядно-иллюстративные (демонстрационный опыт)

Формы организации

Фронтальная, индивидуальная, групповая, активный диалог, беседа, фронтальный опрос

Планируемый результат

Предметные умения

 Приобретение знания о растворах, массовой доли вещества в растворе.

Формирование умения решать задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

 Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений, навыков самостоятельной работы, определять ценность, полученных знаний о массовой доле.

Регулятивные УУД:

продолжение формирования  умений  выполнять задание учителя, волевая  саморегуляция;

Познавательные УУД:

формирование умений работать с  информацией, развитие познавательной активности, формирование умений строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт.

Коммуникативные УУД:

 формирование умений работать над приобретением навыков  сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии. 

Ход урока

Этап  (ход)

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный этап

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

Проверка готовности учащихся к  уроку.

Настраиваются на урок.

Устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в парах.

Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения

Готовятся к началу урока.

Умение преобразовывать теорию в практику.

Умение формулировать ответ.

Принятие социальной роли обучающегося

2. Этап актуализация

- Возьмём стаканчик с надписью «соль» добавим воду; размешаем. Что мы с вами получили? (Раствор).

- Из чего состоит наш раствор?  (из растворённого вещества и растворителя)

- Что  в нём является растворителем, а что растворённым веществом? (растворённое вещество - соль; растворитель — вода)

- Главный признак раствора? (однородность)

Слайд 1

Осмысливают материал

Настраиваются на решение проблемы

Сотрудничество учителя и ученика

Отвечая на вопросы, готовятся к поиску проблемы

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Проявляют интерес к новому.

3. Этап постановки проблемы урока.

  Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир растворов. Разнообразный мир растворов окружает нас со всех сторон. Растворы

«живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нём разобраться с точки зрения таких великих наук, как химия и математика.

- Давайте вспомним, с какими растворами мы встречаемся в своей жизни.

(Называют: рассол, соки, сиропы и т. д..)

Проблемная ситуация.

В 5 классе на уроках математики вы изучали понятие «доля».

Что такое доля? (часть от целого).

Демонстрационный опыт 1
«Содержание вещества в растворе»

Предлагается к рассмотрению два химических стакана, в которых содержится по 100 г раствора голубого цвета (медный купорос), причем один раствор заметно светлее. Учитель объясняет различие интенсивности окраски разным содержанием растворенного вещества в растворе: в первом стакане растворено 5 г вещества, а во втором стакане – 15 г вещества.

- Как вы думаете, в чем различие этих 2х растворов? в чем различие интенсивности окраски?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Планирование учебного сотрудничества.

Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Учащиеся записывают в тетрадь

Выделять     моменты  своей и чужой деятельности как единое целое.

4. Этап построения выхода из затруднения

Смотрим на наш раствор и думаем, что здесь целое? (раствор)

Что является частью? (раств вещетсво)

Если есть целое и часть, что мы можем определить (долю)

Долю чего? (раств вещества в растворе)

Долю какую (массовую, т.к. соль берется в единицах массы)

- Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему  урока.

Цель нашего урока: позн-ся с понятием массовая доля вещества.

Для того чтобы грамотно выразить различия этих и других растворов, будем в дальнейшем пользоваться понятием «концентрация раствора» или «массовая доля вещества».

Итак 

Тема  урока: «Массовая доля растворенного вещества.

Слайд 2

Составление плана работы.

Работают в парах.

Сотрудничество учителя и ученика

Составляют план для добывания новых знаний

Оценивают объективные трудности  и возможности самостоятельной деятельности. Учащиеся записывают в тетрадь.

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

5. Этап изучения нового материала

Физминутка (проводит 2-3 мин) Слайд 3

Глубоко вздохнули:

Вот, мы набрали кислород.

Выдохнув их легких чистых

Газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед –

Не поймать нам водород!

Руки в стороны, ходить.

Будем с химией дружить.

 

Состав раствора может быть выражен качественно и количественно. 

Для качественного характера растворов используют понятие разбавленный раствор и концентрированный раствор (демонстрационный опыт 2)   

«Разбавленный раствор»

Предлагается рассмотреть два химических стакана с растворами. В первом стакане находится 100 г раствора, а во втором – 150 г раствора. Раствор во втором стакане заметно бледнее (это может быть раствор перманганата калия или любой другой яркий раствор). В каждом стакане содержится одинаковое по массе количество растворенного вещества – по 5 г. Однако в первом стакане раствор более концентрированный, а во втором стакане – разбавленный.

Для количественной оценки состава раствора используют понятие «масовая доля растворенного вещества»

Масовая доля растворенного вещества - это отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора.

      m(вещества)                                                   m(вещества)

W= ---------  100%   или     W = ---------

       m(раствора)                              m(раствора)

W -массовая доля растворенного вещества (выражается в процентах или в долях)

Используя шаблон  решите задачу.

Слайд 4

Умение структурировать знания.

Установление причинно-следственных связей.

Умение работать  с учебником в парах; осуществлять самопроверку. Решать задачи по предложенному алгоритму.

Умение слушать собеседника;  работать с текстом;   выражать свои мысли. Понимание возможности существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Планирование учебного сотрудничества;.добывание новых знаний.

Умение формулировать ответ записывать его в тетрадь.

Умение самостоятельно добывать знания

6. Этап первичного закрепления

Задание 1.

продолжите предложения

1. Раствор состоит из…

2. Растворителем может быть….

3. Для того чтобы приготовить раствор заданной концентрации необходимо знать….

4. Раствор, в котором содержится мало растворенного вещества, называют …

5. Раствор, в котором содержится много растворенного вещества, называют

Слайд 5

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Применение полученных знаний.

Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Отвечать на поставленный вопрос; аргументировать

планировать учебное сотрудничество.

Закрепляют полученные знания.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает

1) решить задачу

2) проверить друг у друга

3) проанализировать ошибки

Задание 2.

В 513 г дистиллированной воды растворили 27 г соли . вычислите массовую долю (в процентах) растворенного вещества в полученном растворе.

Слайд 7

Применять полученные знания. Решать задачи по предложенному алгоритму.

Работают в парах.

Умение проводить взаимопроверку

Умение преобразовывать теорию в практику.

Предвосхищение результата и уровня усвоения.

Закрепляют полученные знания.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

На следующем уроке мы продолжим решать задачи на растворы разными методами.

Оценки

Запишим домашнее задание §34 в.6,7 стр. 117

Слайд 8

Осмысливают задание

Задают уточняющие вопросы.

Умение слушать

Анализировать.

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Учащиеся записывают д/з в дневник

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

9.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

А теперь закончим предложения

Сегодня на уроке я узнал…

Вызвало затруднение…..

Мне это пригодится….

Слайд 9

Урок окончен.Спасибо за урок!

Участвуют в обсуждении.

Осознанно подводят итоги.  Умение структурировать знания.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

Осуществляют самооценку.

Умение правильно оценивать выполнение действий.

Раздаточный материал

ФИО_________________________________________________________________________

Задание 1. Продолжите предложения (5 балл)

1. Раствор состоит из ___________________________

2. Растворителем может быть _______________________________

3. Для того чтобы приготовить раствор заданной концентрации необходимо знать_______________

4. Раствор, в котором содержится мало растворенного вещества, называют _______________

5. Раствор, в котором содержится много растворенного вещества, называют _________________

Полученный бал за 1 задание_______

Задание 2. 2 балла (1балл- если формулы нашли правильно, 1 балл – если ответ правильный)

1) решить задачу № 4 с. 116

2) проверить друг у друга

3) проанализировать ошибки

Полученный бал за решение задачи №4 с.116_______

Пример решения задачи. При выпаривании раствора массой 500 г образовалась 25 г кристаллической соли. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе. 

Алгоритм

Вычисление массовой доли вещества в растворе

Последовательность выполнения действий

Оформление решения задачи

(пример)

Оформление решения задачи

1. Запишем условие задачи с помощью соответствующих обозначений

Дано:

m (р-ра) =500 г

m (в-ва) =25 г  

w  = ?

2. Запишем формулу для расчета массовой доли вещества в растворе

Решение:

w = m (в-ва) / m (р-ра)

3. Подставим цифровые данные в эту формулу и произведем расчет

w = 25/500 = 0,05

4. Выразим массовую долю растворенного  вещества в процентах – умножим десятичную дробь на 100, перенеся запятую на два знака вправо

0,05·100=5%

5. Запишем ответ

Ответ: w = 5%

7 балл – «5», 6 балл – «4» , 5 балл – «3».

Балл______     Оценка______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к открытому уроку в 8 классе "Экология и окружающая среда"

Технологическая крта к открытому уроку по английскому языку в 8 классе по теме "Экология и окружающая среда"...

Технологическая карта к открытому уроку по теме "Является ли русский язык международным?"

Урок проведён в 7а классе МБОУ "СОШ№21 г.Элисты" по УМК "Английский с удовольствием - 7" М.З.Биболетовой с использованием материалов ФЦИОР, материлами учащихся,подготовленными в ходе проектной д...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Технологическая карта для открытого урока в 4 классе.

План–конспект открытого урока по физической культуреМБОУ СОШ №10Тема урока: Спринтерский бег, эстафетный бег.Класс: 5Дата проведения: 8.04.15г.Учитель: Холод В.С.Цели: Развитие двигательных качеств: в...

Технологическая карта к открытому уроку английского языка по теме "Одежда"

В данном документе содержится полное описание и ход открытого урока...

Технологическая карта-конспект открытого урока английского языка

Технологическая карта-конспект урока английского языка в 6 классе по теме "Семья", УМК:  М.З.БиболетоваЦель урока : Развитие навыков критического мышления посредством чтения в формате ГИА....