Окислительно-восстановительные реакции
презентация к уроку по химии (8 класс)
Понятие окислительно-восстановительных реакция. ПОнятие и определние степени окисления в простом и сложном веществе. Понятия окислитель, восстановитель, оксиление и восстановление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovr.pptx | 80.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ваша цель – формирование системы знаний об окислительно -восстановительных реакциях (ОВР) Ваши задачи: Прочитать и вспомнить, как определяются степени окисления в сложных и простых веществах Записать в тетрадь классификацию ОВР, понятие и примеры восстановление/окисление, восстановитель/окислитель Выполнить в тетради задание на закрепление материала
Для того, чтобы приступить к изучению данной темы, необходимо вспомнить, как определяем степени окисления в сложных веществах!!! Степень окисления бывает положительная, отрицательная и равная 0 (в простых веществах) В сложных веществах степень окисления атомов металла всегда положительная. Максимальное значение степени окисления металла можно определить по номеру группы, в которой элемент находится в Периодической таблице. Оно равно числу валентных электронов в атоме. Металлы главных подгрупп в соединениях, как правило, проявляют постоянную степень окисления. У металлов IA группы она равна +1: Na +1 Cl −1 , Li 2 +1 O −2 . У металлов IIA группы степень окисления всегда равна +2: Mg +2 F 2 −1 , Ba +2 O −2 . Степень окисления алюминия — +3: Al 2 +3 S 3 −2 . Металлы побочных подгрупп проявляют переменные степени окисления: Fe +2 O −2 , Fe 2 +3 O 3 −2 .
Атомы неметаллов имеют как положительные, так и отрицательные степени окисления. У самого электроотрицательного из неметаллов фтора степень окисления постоянная и равна –1: H +1 F −1 , K +1 F −1 . Кислород почти всегда имеет степень окисления –2: Na 2 +1 O −2 , C +4 O 2 −2 . Исключения — фторид кислорода и пероксиды: O +2 F 2 −1 , H 2 +1 O 2 −1 . В большинстве соединений степень окисления водорода +1, но в соединениях с металлами она равна –1: H +1 Br −1 , N −3 H 3 +1 , Na +1 H −1 , Ca +2 H 2 −1 . У атомов остальных неметаллов максимальное значение степени окисления тоже равно номеру группы: C +4 , N +5 , S +6 . Минимальное значение степени окисления можно определить, если от номера группы отнять 8. Оно определяется числом электронов, которые необходимы атому до завершения внешнего электронного слоя: C −4 , N −3 , S −2 .
Определение степени окисления в сложных соединениях Алгебраическая сумма степеней окисления атомов в частице равна её заряду. В нейтральной частице (например, в молекуле), сумма степеней окисления атомов равна 0. Для определения степени окисления атома в химическом соединении необходимо: 1. Записать формулу вещества: P 2 O 5 . 2. Записать значения степеней окисления кислорода, водорода или другого элемента, имеющего постоянное (или точно известное) её значение: P 2 x O 5 −2 . 3. Найти сумму степеней окисления и вычислить значение x: 2⋅x+5⋅(−2)=0 2x−10=0 2x=10 x=+5. Степень окисления фосфора равна +5. Подобным образом находят степени окисления атомов элементов в более сложных веществах. Пример: Na + 1H +1 S x O 3 −2 1+1+x+3⋅(−2)=0 2+x−6=0 x−4=0 x=+4. Степень окисления серы равна +4 .
Классификация химических реакций по изменению степеней окислений ( с.о .): Протекающие с изменением С.О. Протекающие без изменения С.О. Рассмотрим данную реакцию: Ag + N +5 O 3 -2 + H + Cl - = Ag + Cl - + H +1 N +5 O 3 -2 С.О. атомов химических элементов после реакции не изменились. Эта реакция – не окислительно -восстановительная. 2H + Cl - + Zn 0 = Zn +2 Cl 2 - + H 2 0 Атомы двух элементов: водорода и цинка, изменили свои С.О.: водород с +1 на 0, а цинк – с 0 на +2. Следовательно, в этой реакции каждый атом водорода получил по одному электрону. Составим баланс: 2 H + +2ē = H 2 0 (мы прибавляем 2 электрона, потому что образовывается молекула Н 2 , то есть 2 водорода, а не 1. Если бы образовывался 1 водород, то мы бы прибавляли 1 электрон) ; Zn 0 –2ē = Zn +2 (здесь мы отнимаем 2 электрона, потому что С.О. была 0, а стала +2) Для того чтобы понизить С.О. необходимо добавить электроны ( ē ), а чтобы повысить С.О. наоборот прибавить электроны! Данная реакция – окислительно -восстановительная
Химические реакции, в результате которых происходит изменение С.О. атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют окислительно -восстановительными реакциями (ОВР). К ОВР относятся все реакции замещения, а также реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество.
Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называются восстановителями : в ходе реакции они окисляются, их С.О. понижается. Типичные металлы проявляют восстановительные свойства. К восстановителям относится также водород. Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называются окислителями : в ходе реакции они восстанавливаются, их С.О. повышается. 2H + Cl - + Zn 0 = Zn +2 Cl 2 - + H 2 0 2 H + +2ē = H 2 0 – окислитель Zn 0 –2ē = Zn +2 – восстановитель
Окисление — процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами. !!!В процессе окисления степень окисления повышается. Восстановление — процесс присоединения электронов атомами, ионами или молекулами. !!!В процессе восстановления степень окисления понижается. 2H + Cl - + Zn 0 = Zn +2 Cl 2 - + H 2 0 2 H + +2ē = H 2 0 – окислитель (восстановление) Zn 0 –2ē = Zn +2 –восстановитель (окисление)
Закрепление материала 1. Определи, какое из утверждений верно для схемы: Na +1 +1 ē →Na 0 А) происходит отдача электронов Б) происходит принятие электронов 2. Отметь верные названия веществ-восстановителей (несколько вариантов ответа) : Калий, кислород, барий, азот 3. Выбери, какое из утверждений верно для схемы: Ca 0 –2 ē →Ca +2 А)это процесс окисления Б)происходит приём электронов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Окислительно-восстановительные реакции
Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...
Окислительно-восстановительные реакции.
Презентация к уроку "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...